Методики изучения типа и типологии личности.
МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК— опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. М. м. л. о. является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий). Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с интеллекта коэффициентом не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением «профиля личности» (рис. 41), который вычерчивается на специальных бланках (два вида — для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки (см. Оценки шкальные) со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания «профиля» используется система его числового кодирования (см. Кодирование оценок тестовых). Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы «профиля», напр.: расположенные на уровне 120 Т—«!!», 110-119 Т — «!», 100-109 Т — «**». Существует несколько способов кодирования «профиля».
Приведем основные клинические шкалы М. м. л. о. и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих в другие шкалы). 1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности: — Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой). — У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем. 2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности): — У меня беспокойный, прерывистый сон. — Любая работа дается мне ценой больших усилий. 3. Шкала истерии (Ну) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типл (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций): — Я никогда не падал(-а) в обморок. — Часто я ощущаю «комок» в горле. 4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типя личности: — Иногда мне очень хочется уйти из дома — В школе меня вызывали к директору за прогулы 5. Шкала мужественности—женственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом: — Я очень люблю охоту. — Я люблю поэзию. 6. Шкала паранойи (Ра) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности): — Я думаю, что за мной следят. Большинство людей честны только потому, что боятся наказания. 7. Шкала психастении (Pt) — устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):
— Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума». — В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом. 8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности: — Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи. — Я опасаюсь пользоваться ножом, другими острыми и колючими предметами. 9. Шкала гипомании (Ма) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности: — Я — значительная личность. — Временами у меня мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказать. 10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки: — Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами). — Мне нравится ходить туда, где шумно и весело. Особенностью М. м. л. о. является использование в нем четырех оценочных шкал (см. Шкалы контрольные). 1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным». 2. Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого. 3. Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции. 4. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого. Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. Собственной теоретической основы М. м. л. о. не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных (рис. 42). Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.
При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал М. м. л. о.; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал М. м. л. о. «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого. Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений М. м. л. о. создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации «профиля личности» играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D, — субъективной депрессии; D2 — психомоторной заторможенности; D3 — физической слабости; D4 — психологической скованности; D5 — мрачной угрюмости. Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных — Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конст-руктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной — только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В. П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики.
Утверждения М. м. л. о. часто используют для конструирования других личностных опросников (см. Айзенка личностные опросники, «Проявления тревожности» шкала). В последние годы для облегчения обработки данных все шире привлекаются различные компьютерные программы. М. м. л. о. широко применяется в отечественных психодиагностических исследованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал М. м. л. о., осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, московскими психологами (Л. Н. Собчик, 1971). На основе утверждений М. м. л. о. петербургскими психологами и психиатрами созданы новые дифференциально-диагностические шкалы: параноидной шизофрении, уровня невротизации и психопатизации, депрессивных состояний. Предпринимались попытки использования ЭВМ для интерпретации данных, полученных с помощью М. м. л. о. В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии (см. Тесты компьютерные). Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость, странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15). MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья — шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.
В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным MMPI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в MMPI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2). Различия в профилях представлены на рис. 43. Также для изучения типа и типологических особенностей личности применяются опросники Д.Кейрси, Дж.Холланда, Л.Н. Собчик (Опросник «Тип личности» Дж.Холланда. Опросник Д.Кейрси для определения социального типа личности. Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик).
Читайте также: I. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|