Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море




Принято в г. Сан-Ремо 12 июня 1994 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

(Извлечение)

 

Преамбула

Руководство Сан-Ремо подготовлено в 1988–1994 гг. группой специалистов по международному праву и военно-морских экспертов, которые в личном качестве участвовали в работе ряда «круглых столов», организованных Международным институтом гуманитарного права. Руководство призвано послужить сводом современных норм международного права, применимых к вооруженным конфликтам на море. Некоторые его положения могут рассматриваться как шаг вперед в области права, но мы полагаем, что большинство содержат те нормы права, которые применимы в настоящее время.

 

Раздел I. Сфера применения права

1. Стороны, участвующие в вооруженном конфликте на море, обязаны соблюдать принципы и нормы международного гуманитарного права с начала использования вооруженных сил.

2. В случаях, не предусмотренных настоящим документом или международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.

 

Раздел II. Вооруженные конфликты и право на самооборону

3. Осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого статьей 51 Устава ООН, возможно лишь при соблюдении условий и ограничений, указанных в Уставе и вытекающих из общего международного права, в том числе принципов необходимости и соразмерности.

4. Принципы необходимости и соразмерности применяются в равной мере к вооруженному конфликту на море и требуют, чтобы боевые действия, осуществляемые государством, не превышали степени и вида силы, которая не запрещена иным образом правом вооруженного конфликта и необходима для отражения вооруженного нападения на него и восстановления его безопасности.

5. Оправданность военных действий государства по отношению к противнику зависит от интенсивности и масштаба вооруженного нападения, ответственность за которое несет противник, и серьезности создавшейся угрозы.

6. Нормы, изложенные в настоящем документе, и любые другие нормы международного гуманитарного права в равной мере применимы ко всем сторонам, участвующим в конфликте. Международная ответственность, которую одна из сторон, участвующих в конфликте, может нести за его развязывание, не влияет на равное применение этих правил ко всем сторонам.

 

Раздел V. Определения

13. Для целей настоящего документа:

a) «международное гуманитарное право» означает установленные договорами или обычаем международные нормы, ограничивающие право сторон в конфликте использовать методы или средства ведения войны по своему выбору или защищающие государства, не являющиеся сторонами в конфликте, или лиц либо объекты, которые затронуты или могут быть затронуты конфликтом;

b) «нападение» означает акт насилия, совершаемый либо при наступлении, либо при обороне;

c) «случайные потери» или «случайный ущерб» означают гибель или ранения гражданского населения или иных покровительствуемых лиц и повреждение или разрушение природной среды или объектов, не являющихся военными объектами;

d) «нейтральное государство» означает любое государство, не являющееся стороной в конфликте;

e) «госпитальные суда, прибрежные спасательные средства и другие санитарные транспортные средства» означают суда, пользующиеся защитой в соответствии с II Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительным протоколом I от 1977 г.;

f) «санитарный летательный аппарат» означает летательный аппарат, пользующийся защитой в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I от 1977 г.;

g) «военный корабль» означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, позволяющие определить характер и национальную принадлежность такого судна, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или равнозначный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине;

h) «вспомогательное судно» означает судно, не являющееся военным кораблем, принадлежащее вооруженным силам государства или находящееся под их исключительным контролем и используемое в данный момент на правительственной некоммерческой службе;

i) «торговое судно» означает судно, не являющееся военным кораблем, вспомогательным судном или государственным судном, таким как таможенное или полицейское судно, и используемое на коммерческой или частной службе;

j) «военный летательный аппарат» означает летательный аппарат, действующий в составе соответствующего подразделения вооруженных сил государства, имея военные опознавательные знаки этого государства, находящийся под командованием военнослужащего и имеющий экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине;

k) «вспомогательный летательный аппарат» означает летательный аппарат, не являющийся военным летательным аппаратом, принадлежащий вооруженным силам государства или находящийся под их исключительным контролем и используемый в данный момент на правительственной некоммерческой службе;

l) «гражданский летательный аппарат» означает летательный аппарат, не являющийся военным, вспомогательным или государственным летательным аппаратом, таким как таможенный или полицейский, и используемый на коммерческой или частной службе;

m) «гражданский авиалайнер» означает гражданский летательный аппарат, имеющий четкие опознавательные знаки и занятый регулярными или нерегулярными перевозками гражданских пассажиров по маршрутам, находящимся в ведении органов обслуживания воздушного движения.

 

Мапутская декларация

Принята в г. Мапуту 7 мая 1999 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

(Извлечение)

 

1. Мы, государства – участники Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, вместе с подписавшими государствами собрались в Мапуту, Мозамбик, совместно с международными организациями и учреждениями и неправительственными организациями, чтобы вновь подтвердить свою непоколебимую приверженность полной ликвидации вероломного орудия войны и террора – противопехотных мин.

2. Даже сейчас, в конце столетия, противопехотные мины продолжают изо дня в день причинять увечья и гибель бесчисленным невинным людям; вынуждают семьи убегать со своих земель, а детей – покидать школы и детские площадки; и мешают измученным беженцам и перемещенным лицам вернуться к себе и возродить свои дома и свою жизнь. Реальное или подозреваемое присутствие противопехотных мин по-прежнему исключает доступ к остро необходимым ресурсам и услугам и подрывает нормальное социально-экономическое развитие.

3. Мы выражаем серьезную озабоченность в связи с продолжающимся применением противопехотных мин в нестабильных районах по всему миру. Такие акты противоречат целям Конвенции; они усугубляют трения, подрывают доверие и препятствуют дипломатическим усилиям по нахождению мирных решений конфликтов.

4. Поэтому, проводя это первое Совещание государств-участников спустя два месяца после быстрого вступления в силу Конвенции, мы признаем, что непреходящая ценность этого уникального международного документа состоит в полной реализации отраженных в Конвенции обязательств и обещания:

– исключить всякое новое применение;

– ликвидировать запасы;

– прекратить разработку, производство и передачи;

– очистить заминированные районы и тем самым избавить землю от ее смертоносного бремени;

– помочь пострадавшим возродить свою жизнь и предотвратить новые жертвы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...