Основания преемственности.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 . Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. 2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих, быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. 3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. 4. Развитие коммуникативных навыков как одно из небходимых условий успешности учебной деятельности и социально-личностного развития Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного-начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7го-дам. Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе учебной деятельности. Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием нашли отражение к «Концепции содержания непрерывного оьразования(дошкольное и начальное звено)» Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
В «Концепции» сформулированы общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: • воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей. • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка. В качестве приоритетных задач системы непрерывного образования выделяются задачи физического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития, а также развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям и к себе, инициативности, способности к творческому самовыражению, желание и умение учиться. В «Концепции» определены психолого-педагогическм условия, которые необходимо соблюдать в период образовании детей 3-10 лет. К ним относятся: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предоставление ребёнку возможности выбора деятельности, партнера, сравнение достижений и жений ребенка с его собственными вчерашними достижении ми, создание образовательной среды, формирование деятельности, сбалансированность репродуктивной и творческих видов деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности. При отборе содержания в «Концепции» учитывались традиционные дидактические принципы, но акцент делается на тех, которые недостаточно реализуются в современной практике дошкольного и начального образования, либо являются новыми (принцип гуманитаризации, принцип целостности образа мира, принцип культуросообразности и др.) Содержательные линии непрерывного образования: физическое развитие, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие.
Представляет практическую ценность наличие целевых ориентиров для каждой ступени образования, представленных в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу каждой ступени. Причем характеристика ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или уровня развития самого ребенка. Портрет же младшего школьника отражает необходимый (минимальный) уровень, который должен быть достигнут в результате обучения на первой ступени образования. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В УМК МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Используя данные «Федерального перечня методических изданий для учителей общеобразовательных учреждений на 2005/2006 учебный год», а также материалы различных УМК, можно составить список учебно-методических комплектов и пособий, которые позволяют обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием на основе содержания.
Как видно из таблицы, не все из существующих в настоящее время образовательных систем имеют УМК, способные обеспечить преемственность с дошкольным образованием. Также существуют пособия, которые не переиздаются в настоящее время, как, например, тетради на печатной основе авторов А. Л. Чекина, А.Е. Мерзон «Здравствуй, математика!» / [под ред. И. И. Аргинской] (Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова).— Самара.: Корпорация «Федоров», — 1998. Также есть пособия, не указанные в таблице, представляющие авторские программы. Например, УМК В.Н. Рудницкой, состоящее из пособий: • Математика: Готовим к школе: Методические советы. • Математика: Рабочая тетрадь для подготовки детей к школе. Данный УМК рекомендован Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ и издан в издательстве «Мнемозина» в 2001 году. Пособия содержат ряд методических ошибок. Например, обучение письму цифр, причем конфигурация цифр и методика их написания не совпадает с той, которую предлагают программы начальной школы. Содержание и структура данного пособия более удобна для применения его при индивидуальной работе.
Как показывает практика, использование большинства указанных пособий по преемственности в период подготовки ребенка к школе независимо от того, по какой программе будет учиться ребенок, обеспечивает его готовность к обучению тому или иному предмету.
Дошкольный и младший школьный возраст — это разные миры, разные возрастные периоды, решающие различные задачи. Подменять задачи одного возраста задачами другого — пагубно и бессмысленно. Однако в современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно. Как организовать обучение ребенка до школы таким образом, чтобы несвоевременным преподнесением знаний не разрушить эту манящую ребенка тайну звуков, чисел, закомомерностей, желание разгадать которую в нужное время превратится в познавательную потребность и станет основой формирования полноценной учебной деятельности? Говоря о содержании и формах занятий по подготовке детей к школе, уместно вспомнить неувядающие строки К. Д. Ушинского. «Приучайте же ребенка к постоянству деятельности в одном направлении, но приучайте осторожно, понемногу; а в первое время учения чем разнообразнее будет ваш урок, и чем разнообразнее деятельности, которые вы требуете от детей, тем более вы успеете сделать. Если в полтора или в два часа занятий дети у вас и почитают, и попишут, и порисуют, и пропоют 2-3 песенки, и посчитают, и прослушают или расскажут какое-нибудь событие из библейской истории, то в конце месяца не только сумма приобретенного ими, но и то, что приобрели они в каждом отдельном знании и уменье, будет больше того, что могли бы приобрести они, занимаясь все это время одним только этим знанием и уменьем.»
Письмо Минобразования РФ
От 23 сентября 2002 г. № 03-51 -142ин/23-03 «О новых актуальных программах по дошкольному образованию» Министерство образования Российской Федерации информирует о новых наиболее актуальных программах по дошкольному образованию, получивших гриф Минобразования России в 2001 году. Отдельные программы (по художественному труду, математическому развитию детей) представляют собой пропедевтические блоки непрерывных курсов образования, которые содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание этих программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям. Министерство образования Российской Федерации простит довести содержание настоящего письма до всех педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, методических служб, специалистов органов управления образованием, системы повышения квалификации, а также экспертных комиссий по аттестации детских садов. Первый заместитель министра В.А. Болотов.
Программа «Истоки» Программа «Гармония развития»
Программа развития речи детей дошкольного возраста в' детском саду Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000...» Программа «Художественный труд. Обучение детей элементам народных ремесел в детском саду и начальной школе» Программа «Дружные ребята».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ При выборе УМК для подготовки к школе можно учитывать различные критерии. Наилучшим вариантом является соответствие УМК по преемственности и по начальной школе (оно представлено в таблице в последней главе справочника). Однако такой вариант возможен только в том случае, если подготовка идет на базе той школы, в которую впоследствии идет ребенок Остается актуальным вопрос обучения детей до школы предметным наиыкам. Если навыки курсивного письма и некоторые вычислительные навыки дошкольникам недоступны в силу их возрастных особенностей, то обучить чтению можно уже с трехлетнего возраста. Обязательное обучение дошкольников чтению (мы не говорим о навыке чтения, т. к. он предполагает помимо правильности, еще и плавность, осознанность и выразительность), явилось веянием времени на протяжении последних 15 лет. Причем педагоги, которые обучают детей читать, подчас не учитывают, что истинная мотивация к обучению чтению появляется у детей ближе к 6 годам, а желание читать самостоятельно, для себя, только в начальной школе, да и то лишь при правильно организованной обучающей и развивающей среде в школе и дома. Поэтому нередко обнаруживается, что школьник, даже рано обучившийся читать, читать не хочет. И это уже более серьезная проблема, т. к. в школьном возрасте осознанное чтение является не только источником информации, но и средством саморазвития личности. Тем не менее вопрос, обучать детей до школы чтению или нет является неоднозначным. Так, родители считают, что до школы нужно «заложить в ребенка» как можно больше знаний и умений, что поможет более легкой адаптации к школе и успешности в будущей школьной жизни. У школьных педагогов профессиональная оценка данного вопроса. Был проведен опрос среди учителей различных районов г. Н. Новгорода о положительных и отрицательных сторонах умения первоклассников, пришедших в школу, читать. В качестве положительных черт педагоги указывают: облегчение периода адаптации к школе; быстрое включение детей в работу, самостоятельность детей; успешность освоения большинства предметов, возможность выполнения дополнительных развивающих заданий, осуществления контроля за другими детьми и помощи им и др. К отрицательным чертам читающих первоклассников педагоги отнесли отсутствие интереса к чтению, неправильное формирование читательских умений(чтение механическое, неосознанное, наличие ошибок при чтении),неразвитость фонематического слуха, фонемного анализа, неоправданно завышенная самооценка читающих детей, повышенная отвлекаемость, снижение мотивации и темпов развития за период обучения грамоте и др. Последствия раннего несвоевременного формирования школьных навыков, возможно, проявятся и в начальной и в средней школе в «школьных» неврозах, «школьной» незрелости, «выученной беспомощности», тревожности, и также могут отразиться и в дальнейшей жизни ребенка. Но это материалы отдельного исследования. В условиях вариативного образования современным педагогам предстоит самостоятельно принимать решение, чему и как учить детей до школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|