Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания преемственности.




. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих, быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.

3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка.

4. Развитие коммуникативных навыков как одно из небходимых условий успешности учебной деятельности и социально-личностного развития

Средствами обеспечения преемственности являются педа­гогические технологии непрерывного (дошкольного-начально­го общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе спе­цифичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происхо­дит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7го-дам. Обучение детей младшего школьного возраста происхо­дит на основе учебной деятельности.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием нашли отражение к «Концепции содержания непрерывного оьразования(дошкольное и начальное звено)»

Полноценное развитие ребенка от данной ступени обра­зования к последующей возможно только при соблюдении не­прерывности всех ступеней образования.

Непрерывное образование понимается как связь, согласо­ванность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспи­тания и обучения) на каждой ступени образования для обеспе­чения преемственности в развитии ребенка.

В «Концепции» сформулированы общие цели непрерыв­ного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

охрана и укрепление физического и психического здо­ровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе не­прерывного образования в качестве важнейшего средства раз­вития ребенка.

В качестве приоритетных задач системы непрерывного образования выделяются задачи физического, эмоциональ­но-волевого и интеллектуального развития, а также развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям и к себе, инициативности, способности к творческому самовыражению, желание и умение учиться.

В «Концепции» определены психолого-педагогическм условия, которые необходимо соблюдать в период образовании детей 3-10 лет. К ним относятся: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предоставление ребёнку возможности выбора деятельности, партнера, сравнение достижений и жений ребенка с его собственными вчерашними достижении ми, создание образовательной среды, формирование деятельности, сбалансированность репродуктивной и творчес­ких видов деятельности, совместных и самостоятельных, под­вижных и статичных норм активности.

При отборе содержания в «Концепции» учитывались традиционные дидактические принципы, но акцент делает­ся на тех, которые недостаточно реализуются в современной практике дошкольного и начального образования, либо явля­ются новыми (принцип гуманитаризации, принцип целостнос­ти образа мира, принцип культуросообразности и др.)

Содержательные линии непрерывного образования: фи­зическое развитие, познавательное, социально-личностное, ху­дожественно-эстетическое развитие.

Представляет практическую ценность наличие целевых ориентиров для каждой ступени образования, представленных в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу каждой ступени. Причем характеристика ре­бенка дошкольного возраста отражает идеальные социокуль­турные ожидания, а не среднестатистический уровень дости­жений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или уровня развития самого ребенка. Портрет же младшего школьника отражает необходимый (минимальный) уровень, который должен быть достигнут в результате обучения на первой ступени образования.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В УМК МЕЖДУ

ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

Используя данные «Федерального перечня методичес­ких изданий для учителей общеобразовательных учреждений на 2005/2006 учебный год», а также материалы различных УМК, можно составить список учебно-методических комп­лектов и пособий, которые позволяют обеспечить преемствен­ность между дошкольным и начальным общим образованием на основе содержания.

 

Как видно из таблицы, не все из существующих в насто­ящее время образовательных систем имеют УМК, способные обеспечить преемственность с дошкольным образованием. Также существуют пособия, которые не переиздаются в на­стоящее время, как, например, тетради на печатной основе авторов А. Л. Чекина, А.Е. Мерзон «Здравствуй, математи­ка!» / [под ред. И. И. Аргинской] (Федеральный научно-мето­дический центр им. Л. В. Занкова).— Самара.: Корпорация «Федоров», — 1998. Также есть пособия, не указанные в таб­лице, представляющие авторские программы. Например, УМК В.Н. Рудницкой, состоящее из пособий:

• Математика: Готовим к школе: Методические советы.

• Математика: Рабочая тетрадь для подготовки детей к школе.

Данный УМК рекомендован Департаментом общего сред­него образования Министерства образования РФ и издан в из­дательстве «Мнемозина» в 2001 году. Пособия содержат ряд методических ошибок. Например, обучение письму цифр, при­чем конфигурация цифр и методика их написания не совпадает с той, которую предлагают программы начальной школы. Со­держание и структура данного пособия более удобна для при­менения его при индивидуальной работе.

Как показывает практика, использование большинства указанных пособий по преемственности в период подготовки ребенка к школе независимо от того, по какой программе бу­дет учиться ребенок, обеспечивает его готовность к обучению тому или иному предмету.

 

Дошкольный и младший школьный возраст — это разные миры, разные возрастные периоды, решающие различные за­дачи. Подменять задачи одного возраста задачами другого — пагубно и бессмысленно. Однако в современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно.

Как организовать обучение ребенка до школы таким обра­зом, чтобы несвоевременным преподнесением знаний не раз­рушить эту манящую ребенка тайну звуков, чисел, закомомерностей, желание разгадать которую в нужное время превратит­ся в познавательную потребность и станет основой формиро­вания полноценной учебной деятельности?

Говоря о содержании и формах занятий по подготов­ке детей к школе, уместно вспомнить неувядающие строки К. Д. Ушинского. «Приучайте же ребенка к постоянству де­ятельности в одном направлении, но приучайте осторожно, понемногу; а в первое время учения чем разнообразнее будет ваш урок, и чем разнообразнее деятельности, которые вы тре­буете от детей, тем более вы успеете сделать. Если в полтора или в два часа занятий дети у вас и почитают, и попишут, и по­рисуют, и пропоют 2-3 песенки, и посчитают, и прослушают или расскажут какое-нибудь событие из библейской исто­рии, то в конце месяца не только сумма приобретенного ими, но и то, что приобрели они в каждом отдельном знании и уме­нье, будет больше того, что могли бы приобрести они, занима­ясь все это время одним только этим знанием и уменьем.»

 

 

УМК по Начальной школе Издательс­тво, год издания УМК по преемс­твенности Изда­тельство, год изда­ния
Традиционная началь­ная школа 1.Комплект «Шко- Просвеще­ние Н. А. Федосова «Преемственность» Н. А. Федосова Просве­ще-
ла России» (под ред. А. А. Плешакова) 2000-2003 г. «Подготовка детей к школе» ние
    Пособия  
    Н.Б.Истомина, Н.А. Муртазина «Готовимся  
2.Комплект «Гармо­ния» (под ред. Н. Б. Ис­томиной) Ассоциация XXI век 1998-2002г. к школе. Тетрадь по математике» (часть 1, 2) О. Н. Бадулина   Ассоциа­ция XXI век
    «Готовимся к школе:  
    подготовка к чте-  
    нию и письму»  
3. Комплект «Началь­ная школа. XXI век» (под ред. Н. Ф. Виног­радовой) Вентана-Граф 200 1-2003 г. «Предшколь-ная пора» (под ред. Н.Ф. Виногра­довой) Вентана-Граф
    В. А. Илюхина  
    «Волшебные линии.  
4.Комплект «Планета знаний» ACT, Аст-рель Рабочая тетрадь для подготовки к школе» (часть 1, 2) В. А. Илюхина Дрофа 2005-2006г.
    «Волшебные линии.  
    Книга для педаго-  
    гов и родителей»  
^/   Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-  
Образовательная сис­тема «Школа 2100» (под ред. Е. В. Бунее- ВОЙ) Баласс 1998-2003г, ступенька, два-сту-пенька» (часть 1, 2) Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина Мето- Баласс 1998г.
    дические рекомен-  
    дации к курсу  
Содержательные линии Обучение грамоте 1.М. М. Безруких Просвеще­ние 2002г. «Ступеньки к шко­ле»   Дрофа 2005-2006г.

Письмо Минобразования РФ

От 23 сентября 2002 г. № 03-51 -142ин/23-03

«О новых актуальных программах

по дошкольному образованию»

Министерство образования Российской Федерации инфор­мирует о новых наиболее актуальных программах по дошколь­ному образованию, получивших гриф Минобразования России в 2001 году. Отдельные программы (по художественному труду, математическому развитию детей) представляют собой пропедев­тические блоки непрерывных курсов образования, которые со­действуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание этих программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.

Министерство образования Российской Федерации про­стит довести содержание настоящего письма до всех педагоги­ческих работников дошкольных образовательных учреждений, методических служб, специалистов органов управления обра­зованием, системы повышения квалификации, а также экспер­тных комиссий по аттестации детских садов.

Первый заместитель министра В.А. Болотов.

 

 

Программа «Истоки» Программа «Гармония развития»

Программа развития речи детей дошкольного возраста в' детском саду

Программа математического развития детей дошкольного

возраста в системе «Школа 2000...»

Программа «Художественный труд. Обучение детей эле­ментам народных ремесел в детском саду и начальной школе»

Программа «Дружные ребята».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выборе УМК для подготовки к школе можно учиты­вать различные критерии. Наилучшим вариантом является соот­ветствие УМК по преемственности и по начальной школе (оно представлено в таблице в последней главе справочника). Однако такой вариант возможен только в том случае, если подготовка идет на базе той школы, в которую впоследствии идет ребенок

Остается актуальным вопрос обучения детей до школы предметным наиыкам. Если навыки курсивного письма и не­которые вычислительные навыки дошкольникам недоступны в силу их возрастных особенностей, то обучить чтению можно уже с трехлетнего возраста. Обязательное обучение дошколь­ников чтению (мы не говорим о навыке чтения, т. к. он пред­полагает помимо правильности, еще и плавность, осознанность и выразительность), явилось веянием времени на протяжении последних 15 лет. Причем педагоги, которые обучают детей читать, подчас не учитывают, что истинная мотивация к обуче­нию чтению появляется у детей ближе к 6 годам, а желание читать самостоятельно, для себя, только в начальной школе, да и то лишь при правильно организованной обучающей и раз­вивающей среде в школе и дома. Поэтому нередко обнаружи­вается, что школьник, даже рано обучившийся читать, читать не хочет. И это уже более серьезная проблема, т. к. в школь­ном возрасте осознанное чтение является не только источни­ком информации, но и средством саморазвития личности.

Тем не менее вопрос, обучать детей до школы чтению или нет является неоднозначным. Так, родители считают, что до школы нужно «заложить в ребенка» как можно больше знаний и умений, что поможет более легкой адаптации к школе и успешности в будущей школьной жизни.

У школьных педагогов профессиональная оценка данного вопроса. Был проведен опрос среди учителей различных райо­нов г. Н. Новгорода о положительных и отрицательных сто­ронах умения первоклассников, пришедших в школу, читать. В качестве положительных черт педагоги указывают: облег­чение периода адаптации к школе; быстрое включение детей в работу, самостоятельность детей; успешность освоения боль­шинства предметов, возможность выполнения дополнитель­ных развивающих заданий, осуществления контроля за други­ми детьми и помощи им и др.

К отрицательным чертам читающих первоклассников пе­дагоги отнесли отсутствие интереса к чтению, неправильное формирование читательских умений(чтение механическое, неосознанное, наличие ошибок при чтении),неразвитость фонематического слуха, фонемного анализа, неоправданно завышенная самооценка читающих детей, повышенная отвлекаемость, снижение мотивации и темпов развития за период обучения грамоте и др.

Последствия раннего несвоевременного формирова­ния школьных навыков, возможно, проявятся и в начальной и в средней школе в «школьных» неврозах, «школьной» не­зрелости, «выученной беспомощности», тревожности, и также могут отразиться и в дальнейшей жизни ребенка. Но это мате­риалы отдельного исследования.

В условиях вариативного образования современным пе­дагогам предстоит самостоятельно принимать решение, чему и как учить детей до школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...