Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

T-критерий для несвязанных (независимых) измерений





Для оценки достоверности различий в выборках, то есть фактически для их сравнения, при работе с данными, измеренными в метрических шкалах, чаще всего используют t-критерий Стьюдента. Это мощный параметрический критерий, дающий достоверные результаты даже если выборка мала. Данный критерий встречается в 2-х вариантах: для связанных выборок (о нем речь пойдет в следующем разделе) и для несвязанных. При работе с обоими вариантами критерия используется одна и та же таблица критических значений, но формулы расчета отличаются.

Формула t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок имеет следующий вид:

Допустим, школьники в двух разных классах в течение года занимались по двум различным методикам. Известно, что начальный уровень в этих классах был примерно одинаков. В конце учебного года были сделаны замеры показателей интеллекта. Насколько различается уровень умственного развития в этих двух классах? Данные заносятся в таблицу.

  Класс А Класс Б
n 24 20
M 108 101
s 10 11


Гипотезы:

Н0: достоверность различий между показателями интеллекта у школьников класса А и класса Б значимо не отличается от нуля.

Н1: достоверность различий между показателями интеллекта у школьников класса А и класса Б значимо отличается от нуля.

Подстановка значений в формулу дает следующий результат:

Для того, чтобы воспользоваться таблицами критических значений необходимо вычислить степень свободы. Для данного критерия df = n1+n2-2. У нас df = 42.

df р = 0,1 р = 0,05 р = 0,01 р = 0,001
42 1,682 2,018 2,698 3,538


Эмпирическое значение занимает промежуточное положение между р-уровнями р = 0,05 и р = 0,01. Таким образом, tэмп > tкр (p ≤ 0,05) H0, Þ Н1! ст. зн.

Мы можем уверенно опровергнуть нулевую гипотезу и констатировать, что обнаружена достоверность различий на уровне статистической значимости.
^

U-критерий Манна-Уитни


Непараметрический U-критерий Манна-Уитни позволяет оценить достоверность различий в независимых выборках, если данные в них представлены в ранговой шкале. Данный критерий следует применять и в том случае, если данные представлены в метрических шкалах, но не укладываются в кривую нормального распределения. При этом следует обратить на ограничения в использовании критерия: в каждой выборке должно быть не менее 3 и не более 60 наблюдений.

Обе выборки объединяются, осуществляется ранжирование по принципу «меньшему значению – меньший ранг», затем объединенная выборка снова расщепляется, но с сохранением значений рангов присвоенных при объединенном ранжировании.

В качестве примера предлагается проанализировать первые 20 значений из Таблицы I Приложения с целью выяснить: существуют ли для мальчиков и девочек достоверные различия между результатами субтестов на осведомленность.

Формулируются статистические гипотезы.

Н0: разница между показателями субтеста осведомленности у мальчиков и девочек значимо не отличается от нуля.

Н1: разница между показателями субтеста осведомленности у мальчиков и девочек значимо отличается от нуля.

Исходная таблица   Ранжирование объединенной выборки
пол осведомленность   пол осведомленность Ранг
ж 12   ж 7 1
ж 10   ж 8 2
м 11   м 9 3,5
ж 14   м 9 3,5
ж 12   ж 10 5,5
ж 10   ж 10 5,5
м 9   м 11 7,5
ж 14   м 11 7,5
ж 14   ж 12 10
ж 15   ж 12 10
ж 13   м 12 10
м 9   ж 13 12,5
ж 16   м 13 12,5
ж 14   ж 14 16
м 11   ж 14 16
ж 7   ж 14 16
м 13   ж 14 16
ж 8   м 14 16
м 12   ж 15 19
м 14   ж 16 20

 

Повторное расщепление с сохранением рангов и подсчет ранговых сумм

Осв М Ранг М Осв Ж Ранг Ж
14 16 16 20
13 12,5 15 19
12 10 14 16
11 7,5 14 16
11 7,5 14 16
9 3,5 14 16
9 3,5 13 12,5
    12 10
    12 10
    10 5,5
    10 5,5
    8 2
    7 1
  Sм = 60,5   Sж = 149,5

 

Значение U определяется по формуле:

где n1 – объем первой выборки;

n2 – объем второй выборки;

Тх – большая из ранговых сумм;

nx – объем группы с большей суммой рангов.

В нашем случае Uэмп = (13*7) + - 149,5 = 32,5

Согласно таблицам критических значений, при n1=13 и n2=7, Uкр (для p ≤ 0,05) = 20 и Uкр (для р ≤ 0,01) = 13.

Критерий Манна-Уитни отличается от большинства других критериев тем, что для опровержения нулевой гипотезы эмпирическое значение должно быть меньше или равно критическому (подобная закономерность типична также для Т-критерия Вилкоксона и критерия знаков G). То есть, используется следующий принцип: Uэмп ≤ Uкр Þ Н1!

В нашем случае Uэмп = 32,5. То есть, Uэмп ≥ Uкр (p ≤ 0,05) Þ Н0! Таким образом, достоверность различий между показателями осведомленности у мальчиков и у девочек не установлена.
^

Задания для самостоятельной работы.

1.
Определить достоверность различий между показателями среднего балла интеллекта у мальчиков и у девочек. Значения брать из Таблицы I Приложения. Использовать t-критерий Стьюдента.

2.
Определить достоверность различий между показателями успеваемости у мальчиков и у девочек. Значения брать из Таблицы I Приложения. Использовать t-критерий Стьюдента.

3.
Определить достоверность различий между показателями субтеста «арифметика» у мальчиков и у девочек. Значения брать из Таблицы I Приложения. Использовать U-критерий Манна-Уитни.

4.
Определить достоверность различий между показателями субтеста «понятливость» у мальчиков и у девочек. Значения брать из Таблицы I Приложения. Использовать U-критерий Манна-Уитни.

^

Тема 10 Оценка достоверности различий при повторных измерениях

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...