T-критерий для несвязанных (независимых) измерений
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Формула t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок имеет следующий вид: Допустим, школьники в двух разных классах в течение года занимались по двум различным методикам. Известно, что начальный уровень в этих классах был примерно одинаков. В конце учебного года были сделаны замеры показателей интеллекта. Насколько различается уровень умственного развития в этих двух классах? Данные заносятся в таблицу.
Н0: достоверность различий между показателями интеллекта у школьников класса А и класса Б значимо не отличается от нуля. Н1: достоверность различий между показателями интеллекта у школьников класса А и класса Б значимо отличается от нуля. Подстановка значений в формулу дает следующий результат: Для того, чтобы воспользоваться таблицами критических значений необходимо вычислить степень свободы. Для данного критерия df = n1+n2-2. У нас df = 42.
Мы можем уверенно опровергнуть нулевую гипотезу и констатировать, что обнаружена достоверность различий на уровне статистической значимости.
U-критерий Манна-Уитни
Обе выборки объединяются, осуществляется ранжирование по принципу «меньшему значению – меньший ранг», затем объединенная выборка снова расщепляется, но с сохранением значений рангов присвоенных при объединенном ранжировании. В качестве примера предлагается проанализировать первые 20 значений из Таблицы I Приложения с целью выяснить: существуют ли для мальчиков и девочек достоверные различия между результатами субтестов на осведомленность. Формулируются статистические гипотезы. Н0: разница между показателями субтеста осведомленности у мальчиков и девочек значимо не отличается от нуля. Н1: разница между показателями субтеста осведомленности у мальчиков и девочек значимо отличается от нуля.
Повторное расщепление с сохранением рангов и подсчет ранговых сумм
Значение U определяется по формуле: где n1 – объем первой выборки; n2 – объем второй выборки; Тх – большая из ранговых сумм; nx – объем группы с большей суммой рангов. В нашем случае Uэмп = (13*7) + - 149,5 = 32,5 Согласно таблицам критических значений, при n1=13 и n2=7, Uкр (для p ≤ 0,05) = 20 и Uкр (для р ≤ 0,01) = 13. Критерий Манна-Уитни отличается от большинства других критериев тем, что для опровержения нулевой гипотезы эмпирическое значение должно быть меньше или равно критическому (подобная закономерность типична также для Т-критерия Вилкоксона и критерия знаков G). То есть, используется следующий принцип: Uэмп ≤ Uкр Þ Н1! В нашем случае Uэмп = 32,5. То есть, Uэмп ≥ Uкр (p ≤ 0,05) Þ Н0! Таким образом, достоверность различий между показателями осведомленности у мальчиков и у девочек не установлена. Задания для самостоятельной работы. 1. 2. 3. 4. ^ Тема 10 Оценка достоверности различий при повторных измерениях
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|