Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое табуированная тематика




Введение

 

Слово табу пришло к нам из полинезийского языка и первоначально обозначало религиозный запрет для простых людей. Сегодня оно потеряло сакральный смысл и употребляется для обозначения общепринятых запретов, которые в понятии масс сигнализируют об опасности. Остались ли в современном обществе запретные темы? Что для нас - табу? Порой кажется, что телевидение и желтая пресса смели все психологические барьеры, а скандальные ток-шоу, журналистские расследования и рискованные документальные программы не оставили места для стеснения. С развитием СМИ многие запретные темы стали полностью приемлемыми, и новому поколению былые запреты кажутся смешными. В современном обществе мы воспеваем свободу слова, но все же существуют темы, разговор на которые вызывают у нас смущение. Эти темы можно рассматривать с двух сторон: во-первых, запреты с этической точки зрения, они характерны практически для всего современного общества (нпр., темы смерти или секса); во-вторых, темы, «запретные» только для конкретной страны, исторического периода, политического режима и т.п. (нпр., табу на определенные политические или религиозные материалы).

В данной работе мы рассмотрим первую группу табу (универсальных для всего общества) применительно к СМИ. Опираясь на работу Сазонова Е.А., мы выделяем 3 основных вида табуированной тематики: интерес к смерти, интерес к частной жизни и интерес к интимной сфере.

Тема, выбранная нами для данной работы, отличается актуальностью. Вопросы табу подробно изучены в психологии (З. Фрейд «Тотем и табу»), также они поднимаются в этике (Лазутина Г.В. «Профессиональная этика журналиста»). Но вот применительно к журналистике данная тема изучена минимально, и представлена только в единичных статьях (Нпр., Сазонов Е.А. «Феномен «желтой прессы»». Также, по мнению автора данной работы, нет единой всесторонней классификации способов освещения табуированной тематики в прессе.

Поэтому мы считаем, что выбранная нами тема обладает высокой степенью новизны и минимальной степенью изученности.

В публицистике тексты «запретного» содержания представлены, в основном, в криминальных новостях, желтой прессе, а также в сообщениях о катастрофах, авариях и бедствиях. Способы освещения этих тем различны: от ужасающего натурализма, шокирующего подробностями, до иронии, черного юмора.

Объект исследования - табуированная тематика.

Предмет исследования - освещение табуированной тематики в газетной публицистике.

Цель данной работы - выяснить, какие приемы используют журналисты при публикации текстов «запретного» содержания. Для этого было проведено исследование периодических печатных изданий, примеры соответствующих публикаций подверглись анализу и классификации (см. гл. 3).

Задачи работы:

1) изучить теоретический материал по данной проблеме;

) выявить примеры освещения публицистом табуированной тематики в газетном тексте путём сплошной выборки;

) классифицировать выявленные средства;

) определить их особенности и функции в газетном тексте.

Теоретическая база представлена словарями («Толковый словарь русского языка» под ред. Ожегова и Шведовой, Райкрофт Ч. «Критический словарь психоанализа»), отдельными трудами (С. Белорусов «Психология страха смерти», Брайант, Дженнингз, Томпсон, Сузан. «Основы воздействия СМИ», П. Куртц «Запретный плод. Этика гуманизма» и др.), а также различными статьями.

Эмпирическая база представленасовременной российской прессой.

Структура работы. Представленная работа состоит из 5 частей. Во введении кратко описаны причины, которыми руководствовалась автор при выборе данной темы, обоснована актуальность исследования, поставлены задачи, которые должны быть выполнены в работе. Во второй части дано определение табу, происхождение термина, раскрываются причины популярности «запретных» тем. В третьей части описаны основные виды табуированной тематики и ее использование в СМИ. Четвертая часть представляет собой классификацию, анализ примеров и выводы, сделанные в ходе исследования. В заключение вынесены итоги работы.

 


Что такое табуированная тематика

Происхождение и содержание термина «табу»

 

Смысл слова табу - нескл., ср. 1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-н. действие, слово, предмет, употребление или упоминание к-рых неминуемо карается сверхъестественной силой. 2. перен. Вообще запрет, запрещение. Наложить т. на что-н.

Табу (taboo) - антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, «нельзя даже думать».

Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как «табу». В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда «тотем и табу» (Freud totem and taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. В статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ кратко изложена общая биологическая теория, которая привела Фрейда к уверенности, что подобная умозрительная теория верна.

Полинезийское слово «табу» относится к запрещению прикасаться к некоторым предметам или людям, брать их или использовать - в силу святости, которой они наделены. Наибольшее развитие феномен табу получил в Полинезии (впервые был описано как обычай аборигенов островов Тонга в 1771 Дж. Куком), хотя известен не только там. Например, в конце 5 в. Анаксимандр (младший) из Милета собрал в своем Толковании пифагорейских символов десятки табу пифагорейской общины (не говорить в темноте, не ходить по торным дорогам и др.) Известны запреты на захоронение в шерстяной одежде, на отдельные виды мяса и рыбы и на бобы.

Табу подразумевает нечто большее, нежели осторожность, уважение или благоговение, с которыми во всех культурах принято обращаться со священным объектом. Мистическая сущность предмета или человека считается заразной и опасной; эта сущность (у народов Меланезии и Полинезии она носит название мана, у иранцев - фарн, суу (сур) или сулдэ - у тюрок и монголов) - всепроникающая магическая сила, которая может войти в человека или в предмет, подобно электричеству.

Существует ряд концепций, объясняющих происхождение, содержание и функционирование табу: 1) магическая (рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии - Д.Д. Фрейзер); 2) религиоведческая (объясняющая табу как «священные законы» и запреты, связанные с верованиями в духовных существ - Э.Б. Тайлор); 3) психологическая (дающая психоаналитическую трактовку табу как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая его роль как формы первобытной морали и одного из «пусковых механизмов цивилизации» - З. Фрейд); 4) антропологическая (истолковывающая табу как форму социального контроля - Б. Малиновский и др.) и их различные версии и комбинации.

Исследователи табу утверждают, что табу являются сильнейшей из всех конвенциональных норм. Тем не менее, культурные табу изучены совершенно недостаточно, их описание ограничивается, в основном, сферами, выявляемыми, например, в ходе социологических опросов. При этом основными табуированными категориями оказываются, с одной стороны, «запретные темы», с другой стороны, - конкретные коммуникативные партнеры.

Специфика культурных табу проявляется в том, что многие из них имеют характер «неписаных» законов, о которых знают члены определенного языкового коллектива, но говорить о которых по тем или иным причинам представляется неудобным. Наличие табу свидетельствует также о наличии поведенческих стереотипов, которым подчас осознанно, а скорее интуитивно, следуют члены языкового коллектива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...