Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста.

Конспект урока обучения изложению

Итоговая контрольная работа по дисциплине

«Методика развития речи младших школьников»

 

 

Выполнила студентка

Группы 2-ПОБ-НАЧ-КВ

Направление подготовки 44.03.01.

Педагогическое образование

Профиль образовательной программы

Начальное образование

(очно-заочная форма обучения)

Камрукова Ксения Дмитриевна

 

Преподаватель:

к.п.н., доцент

Зиновьева Т.И.          

 

Москва

2019

 

 

Цель урока: развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста.

Задачи:

предметные: научить детей анализировать текст, определять его основную мысль; развивать навыки грамотной устной и письменной речи, делать её более яркой, образной, выразительной;

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод; обогащать словарный запас учащихся;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки, воспитывать любовь ко всему живому на земле.

«Лесная кормушка".

Сразу после школы Слава приходил в лес кормить птиц. Кормушку для них он сам смастерил и устроил на раскидистой березе.

Однажды была сильная вьюга, в лес идти было невозможно. А когда все стихло, термометр показывал 36 градусов мороза. В доме было тепло и уютно, но Слава думал о своих друзьях. Как они там? Он в тепле, сытый, а они…

Слава взял лыжи, пакет с кормом и решительно вышел из дома. Будто вымерло все в лесу. Вот и кормушка. Но не встретили птицы своего друга.

С трудом шевеля непослушными от мороза губами, слава стал созывать их свистом. Сначала прилетела одна синичка, потом другая. Птицы бросились к салу и стали жадно клевать.

Не страшен им мороз, если есть такой друг!

Постановка учебной цели (оргмомент).

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке, мы будем писать изложение. Но для начала давайте разберемся, что это слово такое.

Как изложение можно назвать иначе? (Пересказ.)

Как вы думаете, от какого слова произошло слово изложение.? (Наверное, от слова изложить.)

Что значит изложить? (Рассказать.)

Уточним значение слова по словарю. Какой словарь нам понадобится? («Толковый словарь») ( Изложить-описать, передать письменной речью).

Приходилось ли вам в жизни пересказывать, описывать что- либо? В каких ситуациях? Расскажите. Сегодня мы будем писать изложение так, чтобы человек, не читавший текст, хорошо себе представил описанную в нем историю.

Первичное восприятие текста.

Перед тем, как мы с вами начнем, нам предстоит сделать очень многое, чтобы потом не запутаться. И для начала, послушайте внимательно текст, который я сейчас вам прочитаю.

Ваша задача — слушать гак, чтобы потом восстановить все описанные в нем события и написать хорошее изложение. (Учитель читает, учащиеся воспринимают на слух. Книги за­крыты.)

Общая беседа по содержанию.

1) Скажите, о чем говорится в тексте? (Про мальчика Славу, лес и птиц)

2) Давайте подумаем, как можно назвать этот текст? (Варианты детей: Лесная кормушка).

3) Давайте теперь запишем заголовок на доске. (Учитель записывает заголовок текста).

Анализ композиционной структуры и содержания.

Итак, мы с вами определились о чем этот рассказ и даже подобрали заголовок. А теперь, прослушайте текст еще раз и решите, сколько в нем частей, и как можно их озаглавить. (Учитель читает тот же текст. Книги закрыты).

Сколько частей в тексте? (5 частей)

Написать изложение текста нам поможет план. Но чтобы это сделать, давайте вспомним, о чем говорится в первой части? (О том, что Слава после школы ходил кормить птиц и сделал им кормушку). Давайте подумаем, как озаглавить эту часть. (Слава, кормушка, птицы). Теперь запишем заголовок на доске.

Хорошо, теперь, давайте вспомним о чем говорится во второй части? (О холоде зимой, об уюте дома). Как озаглавим эту часть? (Теплый дом). Запишем на доске.

О чем идет речь в третьей части? (О походе в лес на лыжах). И как же мы эту часть озаглавим? (Поход в лес)

Теперь четвертая часть. О чем же она? (О том, как мальчик звал птичек кушать). И как же мы назовем эту часть? (Птицы). Запишем.

И у нас осталась последняя часть. Что же там говорится? (О том, что птицы любят своего друга). А значит, как мы назовем эту часть? (Друзья птиц)

Итак, вот какой мы с вами план получили. Посмотрите на доску и выпишите его в свои тетрадки. (Дети смотрят на план и выписали его)

План:

1) Кормушка

2) Теплый дом

3) Поход в лес

4) Птицы

5) Друзья птиц

Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста.

Откройте книги. Давайте прочитаем текст и обсудим его в деталях. Как вы думаете, поможет ли подробное обсуждение тек­ста лучше написать изложение? Почему? (Да, конечно, поможет. Мы обратим внимание на отдельные слова, их значение и напи­сание.)

Прочитайте первую часть. Что построил Слава? (Кормушку). Как вы думаете, зачем он построил кормушку? (Для того, чтобы птицы не мерзли зимой). Как вы понимаете «Раскадистая береза"? Подберите синонимы (Широкая, ветвистая). А какие птицы бывают зимой? (Снегири, щегол, синица). Подумайте, почему автор говорил о птицах, а не к примеру о самом лесе? Ведь зимой лес красив, когда его окружил снег. (Дети выдвигают свои версии).

Теперь, давайте прочтем вторую часть и тоже с вами ее проанализируем. Что такое Вьюга? (Метель или холодная погода). Подберите пять синонимов к этому слову. (Метель, иней, буря, ветер, метелица). Какую погоду описывает тут автор? (Холодную, ветряную). О чем думал Слава, сидя дома? (О друзьях, и как у них дела, так как скучал по ним).

Прочитайте третью часть. Куда пошел мальчик и зачем? (В лес, кормить птиц). Почему птицы не появлялись, когда он их звал? (Предполагают версии: замерзли, прячутся, потому что испугались). Что автор имел в виду под глаголом "вымерло"? Можно ли его заменить? (Да, это значит, что никого нет в лесу и тишина. Можно сказать «опустело").

Прочтите четвертую часть. Как вы понимаете это словосочетание «С трудом шевеля непослушными от мороза губами»? (У мальчика все замерзло и он не мог говорить). Что сделали птицы, прилетев на зов мальчика? (бросились к салу и стали жадно клевать). Замените слова «созывать". (Звал, окликнул). Что такое сало? (Сало-это мясо, откладываемое под кожей животного). О каких птицах, автор тут упоминает? (Синицах).

И вот мы подошли к последней части. Прочтите ее. Что это за часть? (Она состоит из одного предложения). Как вы думаете, какое значение оно играет во всем тексте? (Она дает понять, что мы тоже друзья для птиц и готовы ухаживать за ними, когда холодно зимой). Посмотрите на предложение и скажите какое оно? (Восклицательное). Любит ли мальчик птиц? Почему? (Да. Потому что он их покормил и дал кормушку для зимовки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...