во второй половине 40-х-80-е гг.
х гг. 1. Политическая система Третьей республики в начале 20-х гг. Правление «Национального блока» (ноябрь 1919-май 1924 гг.). 2. Причины успеха «Картеля левых». Деятельность правительств Э. Эррио и П. Пенлеве (май 1924-июль 1926 гг.) 3. Особенности экономической стабилизации во Франции. Политика правительства «Национального единения».
Цель занятия – провести системный анализ политической структуры Франции в 20-е гг., определить особенности экономического развития страны. Для раскрытия третьего вопроса следует отметить международную финансовую роль Франции, экономические выгоды победы в Первой мировой войне, деятельность Министерства восстановления хозяйства. Источники: 1. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т I. 1917-1939. С. 368-370. Литература: 1. Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции XX в. М., 2003. 2. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2005. 3. Смирнов В.П. Франция в XX в. М., 2001. 4. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). Курс лекций. М., 2001. Раздел: Капиталистическая стабилизация 20-х гг. Тема № 5. Германская революция 1918-1919 г. Германия в период капиталистической стабилизации 20-х гг. 1. Капитуляция Германии и Версальский мирный договор со странами Антанты. 2. Буржуазно-демократическая революция (ноябрь 1918-январь 1919 гг.): причины, движущие силы, этапы-. 3. Веймарская республика и ее конституция. 4. Экономическая стабилизация в Германии в 1924-1929 г.
Цель занятия – подробное изучение одной из радикальных попыток разрешения глубокого кризиса традиционной структуры капитализма. Для раскрытия причин революции в Германии, следует обратить внимание на обострение международной обстановки, принесшее неслыханное усиление народных бедствий и явившееся объективной основой революционных процессов в ряде стран мира (Россия, Германия, Венгрия).
При обозначении специфики Германской революции необходимо выявить пережитки, сохранившиеся в политической системе Германской империи в начале XX в. Раскройте сущность рабочего движения в Германии, начавшегося в ходе войны, определите основные политические силы, принимавшие участие в движении, их программы. Ответьте на вопросы: а) победой или поражением закончилась революция и почему; б) существует ли связь между итогами революции и впоследствии установленным тоталитарным режимом? Определите какие из признаков экономической стабилизации были характерны для Германии, каких успехов достигла Германия на международном рынке в 20-е гг. Источники: 1. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 3. Документы и материалы. Кемерово, 2005. С. 263-317. 2. История международных отношений в Европе (1918-1945 гг.) в документах и материалах. Барнаул, 2004. С. 7-11, 24-34, 41-42, 63, 65-76. 3. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т I. 1917-1939. С. 179-188, 206-208, 220-221, 279-287, 295-297, 310. Литература: 1. Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М., 2002. гл. 2. 2. Драбкин А.С. Становление Веймарской республики. М., 1978. 3. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 2. Гл. 2-3. Кемерово, 2005. 4. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). Курс лекций. М., 2001. Раздел: Германская революция 1918-1919 гг.
Тема № 6. Структурный экономический кризис 1929-1933 г. и его социально-экономические последствия. 1. Причины и отличительные черты мирового структурного кризиса. 2. Особенности структурного кризиса в США, социальные последствия «Великой депрессии». Политика республиканской администрации Г. Гувера (1929-1933 г.) 3. Особенности структурного кризиса в Великобритании, политика лейбористов и консерваторов.
4. Особенности структурного кризиса во Франции. Народный фронт. 5. Особенности структурного кризиса в Германии. Причины зарождения фашизма.
Цель занятия – провести системный анализ общих и отличительных признаков экономического кризиса в ведущих капиталистических странах Запада, определить причины возникновения глубочайшего во всей истории капитализма экономического кризиса. Составьте подробную таблицу «Структурный экономический кризис 1929-1933 гг.» с разделами, которые представляли бы характеристику количественных и качественных показателей экономического кризиса в каждой из стран: а) индекс общего объема промышленного производства страны в % по отношению к докризисному уровню 1929 г.; б) индекс общего объема промышленного производства страны в % по отношению к довоенному уровню 1913 г. в) длительность кризисных процессов; г) уровень безработицы в стране; д) модель государственного регулирования экономики и социальных отношений (либерально-реформистская, радикально-демократическая, тоталитарная). Экономические кризисы 20-30-х гг. во многих странах Европы создали предпосылки для политических трансформаций. Диктаторские режимы, устанавливавшиеся в тот период, в неизбежно порождали и стремление к защите мира и свободы. Коалиция общественно-политических сил, объединенных платформой антивоенной и антифашистской борьбы, получила название «Народный фронт». Основу Народного фронта составлял единый рабочий фронт. Наиболее яркое воплощение это движение получило во Франции, Испании и Чили. Раскройте содержание программы Народного фронта. Определите объективные и субъективные причины распада Народного фронта. Какую роль в нем играла ФКП? Источники: 1. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т I. 1917-1939. С. 341-344, 373-380. Литература: 1. Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М., 2002. Гл. 2. 2. Егоров Ю.А. Народный фронт во Франции. М., 1973. 3. Иванян Э.А. История США. М., 2004. 4. Лан В.И. США: от первой до второй мировой войны. М., 1976. 5. Малафеев К. Эдуард Даладье: человек и политик // Новая и новейшая история. 2001. №. 4. С. 62-75. 6. Смирнов В.П. Франция в XX в. М., 2001. 7. Суслопарова Е.А. Джеймс Рамсей Макдональд (1866-1937). К политическому портрету лейбористского лидера // Новая и новейшая история. 2003. № 4. С. 141-157.
8. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). Курс лекций. М., 2001. Разделы: Экономический кризис 1929-1933 г. и его социально-экономические последствия в 30-х гг., Новый курс Ф. Рузвельта в США (С. 233-246).
Тема № 7. «Новый курс» президента Рузвельта
Цель занятия – системный анализ либерально-реформистской модели государственного регулирования экономики и социальных отношений, осуществленной в США в 30-е гг. При подготовке к занятию следует четко систематизировать последовательность рузвельтовских преобразований. Исследователи выделяю три этапа «Нового курса», определите хронологию и задачи каждого из них. Особое внимание следует уделить законодательству «Нового курса», проанализируйте законы: НИРА, ААА, закон Вагнера, закон О социальном обеспечении и др. Ответьте на вопрос: чем ст. 7 закона НИРА отличается от закона Вагнера? Для полного усвоения темы необходимо детальное рассмотрение понятий: кейнсианство, девальвация, золотой стандарт, государственно-монополистическое регулирование. По желанию студентов может быть подготовлен доклад на тему: «Франклин Рузвельт – психолого-политический портрет». Источники: 1. История США. Хрестоматия / сост. Э.А. Иванян. М., 2005. С. 219-225. 2. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 167-171. 3. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т I. 1917-1939. С. 516-518, 522-526, 529-534, 537-539, 562. Литература:
Дополнительная литература:
Тема № 8. Итальянский фашизм (1922-1943 гг.) 1. Социально-экономическое, внутриполитическое и международное положение Италии после Первой мировой войны. 2. Зарождение и становление фашистского движения в Италии. 3. Установление фашистской диктатуры в стране и фашизация итальянского государства. 4. Внутренняя политика фашистского правительства Муссолини в 30-е гг.
Цель занятия - системный анализ тоталитарной модели государственного регулирования экономики и социальных отношений, осуществленной в Италии в 20-30-е гг. Как известно, Италия являлась первым государством, в котором был установлен фашистский режим. Определите комплекс конкретно-исторических условий, в которых возник фашизм в Италии. Какую роль в установлении фашистской власти вы можете отвести личности Б. Муссолини? В чем заключалась идея создания корпоративного государства и бала ли она полностью реализована? Проследите эволюцию фашистской диктатуры. Особое внимание следует уделить идеологической системе итальянского фашизма. Итальянский фашизм являлся специфической тоталитарной диктатурой, имевшей черты и тоталитаризма, и авторитарности. Режим Муссолини был ближе всего к истиной идеологии фашизма – национал-социализму, дополненному идеями католицизма и традиционализма. По желанию студентов может быть подготовлен доклад на тему: «Бенито Муссолини: социально-политический портрет». Источники: 1. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т I. 1917-1939. С. 386-391. Литература: 1. Белоусов Л.С. Репрессивный аппарат режима Муссолини. // Новая и новейшая история. 1999. № 2. С. 16-21. 2. Виноградов А. Итало-эфиопская война 1935-1936 гг. // Вопросы истории 1998. № 5. С. 44-59. 3. История фашизма в Западной Европе М., 1978. 4. Комолова Н.П. Новейшая история Италии. М., 1970. 5. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм. М., 1999.
Тема № 9. Германский фашизм (1933-1945 гг.) 1. Возникновение фашистского движения в Веймарской республике. 2. Идейные истоки, идеологическая доктрина и мифология национал-социализма. 3. Причины краха Веймарской республики и установление фашистской диктатуры. 4. Консолидация фашистского режима. Государственно-правовая структура Третьего рейха.
Цель семинара – подробное изучение классической модели тоталитарного режима, существовавшей в нацистской Германии в 1933-1945 гг. Прежде всего следует проанализировать важнейшие источники, представленные в различных изданиях: законодательство Третьего рейха, выдержки из работы А. Гитлера «Майн кампф», основные положения «Хрестоматии для немецкой молодежи» и др.
Для характеристики фашистского режима в Германии необходимо осветить следующие аспекты деятельности нацистской власти: а) социально-экономическая политика; б) социально-культурная политика; в) расовая политика. Обратите внимание на то, что главными методами реализации этой политики были террор и пропаганда. Каково было отношение жителей Германии к режиму Гитлера? Когда зарождается и как развивается движения Сопротивления нацистскому режиму? Проследите этапы унификации государства и духовной жизни общества. Каково было положение церкви в тоталитарной Германии? Какую роль в государственно-правовой структуре Третьего Рейха играли НСДАП, СС, Вермахт? Найдите общие и особенные черты фашистских режимов в Италии и Германии. Дайте определение понятиям: фашизм, нацизм, расизм, колониализм. Источники: 1. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 3. Документы и материалы. Кемерово, 2005 С. 318-349. 2. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 173-187. 3. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т I. 1917-1939. С. 229, 244-245, 312-313. Литература: 1. Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М., 2002. гл. 3. 2. Воробьевский Ю. Мистика фашизма // Россия. 1995. № 9, 11. 3. Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. Под ред. В. Михалки. М., 1997. 4. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1988. 5. Государственная структура Третьего рейха (опорный методический материал) // Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 144. 6. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 2. Гл. 4. Кемерово, 2005. 7. История фашизма в Западной Европе М., 1978. 8. Мадиевский С.А. Другие немцы. Сопротивление спасателей в третьем рейхе. М., 2006. 9. Проэктор Д.М. Фашизм: путь к агрессии и гибели. М., 1985. 10. Черная Л.Б. Коричневые диктаторы (Гитлер, Геринг, Гиммлер, Геббельс, Борман, Риббентроп). Ростов-на-Дону. 1999. 11. Энциклопедия Третьего рейха. М., 2000. 12. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). Курс лекций. М., 2001. Раздел: Германский фашизм.
Тема № 10. Международные отношения в 20-30-е гг. Причины Второй мировой войны 1. Германский вопрос в 20-е гг.: а) Раппальский договор 1922 г. б) Значение советского фактора в международной жизни. в) Рурский кризис 1923 г. г) План Дауэса 1924 г. д) План Юнга (Янга) 1929 г. 2. Проблемы европейской безопасности и разоружения. Конференция в Локарно 5-16 октября 1925 г. 3. Внешняя политика нацистского правительства. Образование очага военной опасности в Европе. 4. Политика «невмешательства» западных демократий и ее сущность. 5. От аншлюса к Мюнхенскому договору: на пути к войне. 6. Политический кризис 1939 г.
Цель занятий – системный анализ международных отношений в межвоенный период. Версальская система международных отношений, установленная после Первой мировой войны была призвана мирным путем урегулировать все международные конфликты, однако именно она породила самую большую трагедию XX в. В чем заключались особенности послевоенной многополярности? Наиболее сложной проблемой международной жизни 20-х гг. являлся германский вопрос. Аннулирование 231-й статьи Версальского договора (устанавливавшей полную ответственность Германии за развязывание войны) было требованием всех политических сил Веймарской республики. Политика реваншизма создавала угрозу существованию Версальской системы. Вторая важнейшая проблема – советский фактор. Индекс промышленного производства Советского Союза в несколько раз опережал показатели стран Запада. Кроме того, после подписания Раппальского договора 1922 г. началось сближение Германии и СССР. Каким образом страны Европы решали эту проблему? Проследите эволюцию политики европейских стран в репарационном вопросе в 20-е гг. Раскройте основные аспекты международной политики в период «эры пацифизма». Был ли включен СССР в западную переговорную систему? Почему подписание Рейнского гарантийного пакта в ходе Локарнской конференции считается дипломатическим успехом политики министра иностранных дел Германии Г. Штреземана? Как вы можете оценить факт вступления Германии в Лигу Наций в 1926 г. и роль, которую Германия стала играть в ней. Какое европейское государство оказалось в дипломатической изоляции, вследствие локарнской политики? Каково значение «пакта Бриана-Келлога», подписанного в 1928 г. в разрядке международной напряженности? Определите этапы внешнеполитических действий нацистского правительства. Какие цели и методы использовало нацистское руководство на каждом из них? Дайте оценку подписанию перекрестных договоров СССР, Франции и Чехословакии в 1935 г. Охарактеризуйте Морское соглашение Великобритании и Германии 1935 г. В чем заключали принципиальные расхождения Лондона и Парижа в вопросе о равноправии Германии в вооружениях? В чем заключалась традиционность политики Великобритании? Кто, на ваш взгляд, являлся лидером многополярного мира в тот период? При подготовке к четвертому вопросу следует обратить внимание на следующие проблемы: а) Какова была реакция Лиги Наций и западных демократий на агрессию Италии в отношении Эфиопии в 1935-1936 гг.? Какие международные последствия имела итало-эфиопская война? б) Какую позицию занимали западные демократии и государства-агрессоры в отношении гражданской войны в Испании, какую роль в политике Запада сыграл «призрак коммунизма»? в) Охарактеризуйте политику «умиротворения», кто являлся ее инициатором и проводниками. г) Проследите этапы формирования «оси Рим-Берлин-Токио». Какую направленность носил германо-японский пакт? д) Дайте оценку политики Лиги Наций в отношении политики объединения государств-агрессоров и вторжения Японии в Китай. Есть ли противоречие в декларативных заявлениях и практических мерах участников Лиги Наций в отношении агрессоров? Апогеем политики умиротворения принято считать подписание 30 сентября 1938 г. Мюнхенского соглашения. Проанализируйте текст документа и объясните, почему его называют «сделкой». Каковы последствия подписания договора? С начала 1939 г. всем было понятно, что Германия и ее союзники готовятся к осуществлению самой крупной агрессии века, как вели себя по отношению к ним западные государства и СССР в январе-августе? В чем причины неудачи трехсторонних советско-франко-британских переговоров в Москве? Дайте оценку советско-германскому пакту о ненападении. Источники: 1. Документы и материалы кануна Второй мировой войны. 1937-1939 гг. М., 1987. Т.1-2. 2. Документы по истории Мюнхенского сговора. 1937-1939 гг. М., 1979. 3. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 171-173, 188-194. 4. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т I. 1917-1939. С. 199-273, 350-351. Литература: 1. Безыменский Л.А. Советско-германские переговоры 1939 г.: новые документы и старые проблемы // Новая и новейшая история. 1998. № 3. С. 16-32. 2. Белоусова З.С. Европейская политика Великобритании и Франции: противоречие и сотрудничество // Европа между миром и войной. М., 1992. С. 57-101. 3. Виноградов А. Итало-эфиопская война 1935-1936 гг. // Вопросы истории 1998. № 5. С. 44-59. 4. Война и политика 1939-1941 гг. М., 2001. (о советской политике в международных отношениях кануна и начала войны) 5. Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. Под ред. В. Михалки. М., 1997. 6. Горохов В.Н. История международных отношений 1918-1939 гг. М., 2004. 7. Ди Нольфо Э. История международных отношений. Т. 1 (1918-1945 гг.). М., 2003. 8. Дьяков Ю.Л. Фашистский меч ковался в СССР. М., 1992. 9. Лопухов Б.Р. Германский и итальянский фашизм на пути к мировой войне // Европа между миром и войной. М., 1992. С. 20-56. 10. Наджафов Д.Г. Советско-германский пакт 1939 г. и его последствия // Вопросы истории. 2006. № 12. С. 3-22. 11. Наумов А.О. Аншлюс Австрии в 1938 г. как кризис Версальской системы // Новая и новейшая история. 2006. № 6. С. 56-72. 12. Парсаданова В.С. Польша, Германия и СССР между 23 августа и 28 сентября 1939 г. // Вопросы истории. 1997. № 7. С. 35-46. 13. Системная история международных отношений. 1918-2000. в 4 т. / под ред. А.Д. Богатурова. Т. I. М., 2000. http://www.obraforum.ru. 14. Уткин А.И. Рузвельт М., 2000. гл 5,6. 15. Шелин С. Дилетант на страже мира. // Новое время. 2001. № 46. С. 47-56. (о премьер-министре Н. Чемберлене) 16. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). Курс лекций. М., 2001. Раздел: Политический кризис 1939 г. Дополнительная литература: 1. Крысин М.Ю. Прибалтика между Сталиным и Гитлером. М., 2004.
Тема № 11. Революция и гражданская война в Испании 1. Испания после первой мировой войны. Диктатура М. Примо де Риверы (1923-1930 гг.). 2. Первый период буржуазно-демократической революции (апрель 1931 - ноябрь 1933 гг.) 3. Испания в период «черного двухлетья» (1933 - 1935 гг.). 4. Народный фронт и гражданская война: а) Образование Народного фронта, его программные установки и победа на выборах 1936 г.; б) первый период гражданской войны (июль 1936 – май 1937 гг.); в) второй период гражданской войны (весна 1937 – сентябрь 1938 гг.); г) третий период гражданской войны (октябрь 1938 – март 1939 гг.).
Цель занятия – изучение истории борьбы радикально-демократического движения с фашистскими силами в Испании в 30-е гг. Режим М. Примо де Риверы сочетал в себе черты традиционной военно-монархической диктатуры и диктатуры фашистского типа. Объясните почему испанскому диктатору не удалось удержаться у власти и создать режим подобный итальянскому? Принято считать, что движение Народного фронта в Испании достигло более высокой ступени развития, чем во Франции. Докажите это путем анализа социально-экономической и административной политики правительства Народного фронта. В тоже время, как и французскому, испанскому Народному фронту не удалось одержать окончательной победы. Определите внутриполитические и внешнеполитические причины поражения Народного фронта. Какие международные последствия имело поражение республики?
Источники: 1. Майский И.М. Испанские тетради. М., 1962. 2. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т I. 1917-1939. С. 396-406. Литература: 1. Волкова Г.И., Дементьев А.В. Политическая история Испании ХХ века. М., 2005. 2. Дамс Х.Г. Франсиско Франко. Ростов на Дону, 1999. 3. Малай В.В. Начало гражданской войны в Испании в 1936 г. и проблема невмешательства // Новая и новейшая история. 2006. № 6. С. 28-45. 4. Мещеряков М.Т. Судьбы интербригад в Испании по новым документам // Осмысление истории. М., 1996. 5. Пожарская С.П. Генералиссимус Франко и его время // Новая и новейшая история. 1990. № 6. С. 46-62. 6. Пожарская С.П. Ф. Франко // Вопросы истории. 2005. № 1. 7. Пожарская С.П. Гражданская война в Испании в контексте международных отношений в канун второй мировой войны // Европа между миром и войной. М., 1992. С. 152-172. 8. Престон П. Франко. М., 1999.
Тема № 12. Вторая мировая война (1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 гг.). Характер и итоги войны 1. Первый этап Второй мировой войны (1 сентября 1939 г. – 22 июня 1941 г.): а) Агрессия против Польши. «Странная война». Военные действия в Европе в 1939 г. б) Немецкое наступление на Западном фронте. Поражение Франции. в) Битва за Англию (август1940 - май 1941 гг.). г) Тройственный пакт. Советско-японский договор о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. д) Военные действия на Балканах и на Ближнем Востоке. 2. Наступление агрессоров (22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г.): а) Нападение Германии на СССР. Битва под Москвой. б) Формирование антигитлеровской коалиции. в) Вступление в войну США. г) Боевые действия в Африке, в Атлантике и на Тихом океане. 3. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны (ноябрь 1942 – декабрь 1943 г.): а) Победы Советской армии: битва под Сталинградом (19 ноября 1942 г.), битва под Курском. б) Наступление англо-американских войск в Северной Африке. в) Капитуляция Италии. Международные конференции великих держав в Москве (19-30 октября 1943 г.), Каире (23 ноября 1943 г) и Тегеране (28 ноября – 1 декабря 1943 г.). г) Подъем антифашистского и национально-освободительного движения. 4. Разгром фашизма в Европе (январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.): а) Наступление Советской армии. Открытие второго фронта (6 июня 1944 г.). б) Освобождение Европы. Национальное восстание во Франции. в) Крымская (Ялтинская) конференция (4-11 февраля 1945 г.). г) Безоговорочная капитуляция Германии. Создание ООН. д) Берлинская (Потсдамская) конференция (17 июля-2 августа 1945 г.). 5. Победа над Японией. Окончание Второй мировой войны.
Задача семинаров по данной теме – углубленное изучение одного из переломных этапов истории XX в, положившего начало новым процессам общественного развития. Занятия проводятся в форме коллоквиумов, что предполагает хорошую домашнюю подготовку. Следует подготовить конспекты (или таблицу) о главных событиях Второй мировой войны и отдельную таблицу «Формирование и деятельность антигитлеровской коалиции». Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. принято считать началом Второй мировой войны, хотя фактически общемировой характер боевые действия приобрели не сразу, только в конце 1941 г., когда в войне уже участвовали СССР, США и Япония, конфликт определился как мировой. СССР вступил во Вторую мировую войну 17 сентября 1939 г, введя войска на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии. Вопрос о том насколько были правомерны действия советского правительства, является одним из дискуссионных в современной исторической науке. При ответе на него рекомендуем апеллировать к истории распада Российской империи и создания Советского государства в 1917-1920 гг. Ответьте на вопрос: почему следующим объектом оккупации Гитлера стали Скандинавские страны (Дания и Норвегия) и как это могло быть связано с советско-финской войной 1939-1940 гг.? В чем, на ваш взгляд, заключались причины ведения «странной войны»? Обратите внимание на то, как уже в ходе войны дипломатически оформлялась консолидация блока тоталитарных держав. С нападением Германии на СССР началось оформление широкой антигитлеровской коалиции, какие расхождения имелись в отношениях союзников с первых дней контактов? В чем заключаются противоречия между принципами Атлантической хартии августа 1941 г. и политикой СССР в 1939-1940 гг.? Считаете ли вы, что дата открытия второго фронта является дипломатическим поражением Сталина? Обратите внимание на то, что с первых дней начала войны на оккупированных территориях начало развиваться движение Сопротивления, какие политические силы составляли основу этого движения? В чем заключались особенности французского Сопротивления? Раскройте значение понятий: блицкриг, коллаборационизм, ленд-лиз. Источники: 1. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 3. Документы и материалы. Кемерово, 2005 С. 350-380. 2. История США. Хрестоматия / сост. Э.А. Иванян. М., 2005. С. 253-265. 3. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т. 1-2. М., 1951-1952. 4. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 194-210. Литература: 1. Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. Под ред. В. Михалки. М., 1997. 2. Вторая мировая война: причины, характер, итоги, значение (опорный методический материал) // Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 147-149. 3. Институты ООН, Совет безопасности ООН (опорный методический материал) // Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 154-155. 4. История Второй мировой войны в 12-ти томах. Под ред. Д.Ф. Устинова. М., 1973-1974. 5. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 2. Гл. 4. п. 5. Кемерово, 2005. 6. Лавров В.С. Что скрывалось за приглашением В.М. Молотова осенью 1940 г. в Берлин и полетом Р. Гесса в мае 1941 г. в Англию // Новая и новейшая история. 2005. № 1. С. 3-25. 7. Б. Лиддел Гарт. Вторая мировая война. М., 2002. 8. Мировые войны XX в. М., 2002. Т. 3-4. 9. Орлов А.С. Крушение «третьего рейха» // Новая и новейшая история. 2005. № 2. С. 3-19. 10. Системная история международных отношений. События. В 2-х тт. Т. 1. 1918-1945 гг. М., 2006. 11. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). Курс лекций. М., 2001. Раздел: Характер Второй мировой войны.
Тема № 13. Начало и первый этап «холодной войны»: е – 70-е гг. 1. Формирование основ нового мирового порядка в годы Второй мировой войны. Противоречия в антигитлеровской коалиции. 2. Первые шаги к «железному занавесу»: от фултонской речи к «доктрине Трумэна» и плану Маршалла (1948-1952 гг.). 3. Формирование контуров двухполюсного мира и начало глобального противостояния (1947-1953 гг.): а) маккартизм в США; б) военно-политические блоки; в) война в Корее (1950-1953 гг.). 4. Влияние Берлинского, Суэцкого и Карибского кризисов на развитие системы международных отношений. 5. Обострение проблемы локальных военных конфликтов в 60-х гг. Война во Вьетнаме (1964-1973 гг.). 6. Советско-американский политический диалог и разрядка 70-х гг.
Цель занятия – изучение форм и методов идеологического и военно-политического противостояния двух международных систем, вошедшего в историю под названием «холодная война». Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенной ситуации. Однако одновременно с этим стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах: все, что касалось Восточной Европы, вызывало конфликты. Уже в Потсдаме стало ясно, что регулирование международных отношений в послевоенном мире будет осуществляться не в ООН и не в согласованном порядке. Обратите внимание на создание Бреттон-Вудской системы (с июля 1944 г.): какие организации были созданы в Бреттон-Вудсе, какую роль играли США в создании этой международной системы? Определите значение ядерного фактора в развитии в «холодной войны». Дайте характеристику военно-политическим блокам ЗЕС, НАТО и ОВД. Согласны ли вы с мнением У. Черчилля, что послевоенный баланс сил основывался «…на обладании средствами взаимного уничтожения»? С окончанием Второй мировой войны получил новый стимул процесс самоопределения наций и народов. В первую очередь он реализовался на периферийной части мировой системы — в странах Азии, зоне распадавшихся Британской, Французской и Голландской колониальных империй. В тоже времяпоявились две географические зоны преобладания — советская и американская. В первую вошли страны Восточной Европы и, отчасти, материковой Восточной Азии. Во вторую — Западная Европа и азиатская прибрежно-островная зона. Свяжите эти процессы с обострением проблем локальных военных конфликтов. Для подготовки к семинару рекомендуем особое внимание уделить анализу монографии А.И. Уткина «Мировая холодная война». Дайте определение понятий: «холодная война», многополярность, биполярность. Источники:
Литература: 1. Будс Р. Бреттон-Вудская конференция объединенных наций в 1944 г. // Новая и новейшая история. 1992. № 2. С. 16-32. 2. Ваисс М. Международные отношения после 1945 г. М., 2005. 3. Дементьев В. План Маршалла // Российский экономический журнал. 1993. № 8. 4. Злобин Н.В. По пути усиления «холодной войны» // Вопросы истории. 2000. № 9. С. 12-23. 5. Иванян Э.А. История США. М., 2004. 6. Колоколов Б. Визит президента США Р. Никсона в СССР // Международная жизнь. 1997. № 11-12. С. 72-86. 7. Корниенко Г.М. «Холодная война»: истоки, причины и последствия // Осмысление истории. М., 1996. 8. Кочкин Н.В. Англо-советский союзный договор 1942 г. и начало «холодной войны» // Вопросы истории. 2000. № 1. С. 67-75. 9. Крейтор Н. Геополитика «холодной войны» // Наш современник. 1998. № 5. С. 218-222. 10. Лавров С. 60-летие Фултона: уроки «холодной войны» и современность // Международная жизнь. 2006. № 3. С. 3-12. 11. Макарычев А.С. Из истории «холодной войны»: «психологическая стратегия» // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 6. С. 12-22. 12. Наринский М. Холодная война: идеология и геополитика // История. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 34 (сентябрь) С. 1-3. 13. Системная история международных отношений. События. В 2-х тт. Т. 2. 1945-2003 гг. М., 2006. 14. Уткин А.И. Мировая холодная война. М., 2005. 15. Фурсенко А.А. Карибский кризис 1962 г. Новые материалы // Новая и новейшая история. 1998. № 5. С. 45-63. 16. Холодная война и политика разрядки. М., 2003. Вып.1-2. Дополнительная литература:
Тема № 14. Раскол Германии. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие ФРГ и ГДР во второй половине 40-х-80-е гг.
Цель занятия – изучение эволюции борьбы между капиталистической и просоветской системами в рамках германской нации. Раскройте внутреннюю и внешнюю стороны германского вопроса, определите его хронологические рамки. Какие меры в отношении Германии предусматривала союзническая программа «4 Д»? На какие зоны оккупации была разделена Германия и как это отразилось на ее судьбе? Был неизбежен раскол Германии? Докажите свою точку зрения опираясь на политическую и экономическую ситуацию в зонах оккупации до 1949 г. Отличительной чертой развития немецкой нации в послевоенный период было то, что раскол Германии и внешнеполитическая зависимость ФРГ и ГДР направили социальную энергию немцев в мирное русло. Каких успехов достигла экономика ФРГ в 50-60-е гг.? В чем заключались особенности социально-экономического развития ГДР? Дайте характеристику политической системе, сложившейся в ГДР и ФРГ. Какую роль в политической жизни ГДР играло объединение КПГ и СДПГ в СЕПГ? Проследите эволюцию правления блока партий ХДС и ХСС в ФРГ (1949-1969 гг.). В чем причины прихода к власти в 1969 г. правительства СДПГ? Каковы особенности внутренней политики В. Брандта и ее результаты? Аргументируйте важнейший вывод темы: исход борьбы между «социальным рыночным хозяйством» и «социализмом на немецкой земле» привел к решению вопроса о национальном единстве.
Источники: 1. Документы Центрального архива ФСБ России о событиях 17 июня 1953 г. в ГДР // Новая и новейшая история. 2004. № 1. С. 73-124. 2. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 3. Документы и материалы. Кемерово, 2005 С. 380-485. 3. Сергеев Ю.В. Новейшая история. Подробности. М., 2000. гл. 7. Политические кризисы в странах социализма (1956-1981). С. 144-149. Литература: 1. Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М., 2002. гл. 4-8. 2. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 2. Гл.5-7. Кемерово, 2005. 3. Коваль К.И. Последний свидетель. Германская карта в «холодной войне». М., 1997. 4. Павлов Н.В. История современной Германии. 1945-2005. М., 2006. 5. Петелин Б.В. К. Аденауэр: патриарх германской политики // Новая и новейшая история. 2006. № 3. С. 142-169. 6. Филитов А.М. СССР и ГДР: год 1953-й // Вопросы истории. 2000.№ 7. С. 123-133. 7. Хавкин Б.Л. Берлинское жаркое лето 1953 г. // Новая и новейшая история. 2004. № 2. С. 159-174. 8. Шерстяной Э. Вызревание политического кризиса в ГДР в 1953 г. // Новая и новейшая история. 2006. № 2. С. 34-57. 9. Шульц З. Реформы Эрхарда // Вопросы экономики. 1991. № 8. С. 19-24. Тема № 15. США во второй половине 1940-х – 1970-е гг. 1. Внутренняя политика демократической администрации Г. Трумэна (1945-1953 гг.): антирабочее законодательство. 2. Деятельность республиканского правительства Д. Эйзенхауэра (1953-1961 гг.): доктрина «современного республиканизма» («динамичного консерватизма»). 3. По
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|