Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скольжение в червячной передаче (скорость скольжения), КПД червячной передачи вывод формулы, анализ расчетной зависимости и способы повышения КПД.




Для червячных передач характерна большая скорость сколь­жения Vск витков червяка по зубьям червячного колеса и не­благоприятное направление вектора скорости скольжения от­носительно линии контакта:

Окружная скорость на начальном диаметре червяка:

Окружная скорость на делительном диаметре колеса:

Скорость скольжения направлена вдоль витка червяка:

Условием отсутствия заедания и интенсивного износа явля­ется существование режима жидкостного трения между вит­ками червяка и зубьями колеса. Это условие выполняется при существовании в зоне контакта клиновидного зазора в направ­лении вектора скорости скольжения (взаимного перемещения трущихся поверхностей). При скольжении поверхностей вдоль линии контакта масляный клин образоваться не может.

В отличие от зубчатых передач в червячных передачах часть поверхности зуба колеса имеет зону, в которой скольже­ние происходит вдоль контактных линий. На рис. цифра­ми 1, 2 к 3 отмечены последовательные положения контакт­ных линий в процессе зацепления и направления скорости скольжения Vск в некоторых точках. Зона, в которой направле­ние Vск почти совпадает с направлением контактных линий, заштрихована.

Неблагоприятное направление вектора скорости скольже­ния является причиной низкого КПД червячного зацепления η3. КПД червячного зацепления определяют аналогично КПД резьбовой пары, которая по кинематическим свойствам анало­гична червячной передаче:

где φ1 — приведенный угол трения, уменьшающийся с увели­чением скорости скольжения, так как при этом улучшаются условия образования масляного слоя и режима жидкостного трения. С увеличением числа заходов червяка z1 возрастает угол γω, и, как следствие, КПД передачи, но уменьшается пере­даточное число.

 

Силы в зацеплении червячной передачи.

Силы в зацеплении определяют для случая контакта рабочих поверхностей в полюсе зацепления и раскладывают по трем взаимно перпендикулярным осям.

Окружная сила на колесе равна по модулю осевой силе на червяке:

Окружная сила на червяке равна осевой силе на колесе:

Радиальная сила, раздвигающая червяк и колесо:

В этих зависимостях T2 и T1 – вращающие моменты на валах колеса и червяка, α – угол профиля витка червяка, d2 – делительный диаметр колеса, dw1 – начальный диаметр червяка.

 

Причины выхода из строя червячных передач и критерии их работоспособности.

Основными причинами выхода из строя передач (в порядке убывания частоты проявления отказов) являются:

Износ зубьев колеса, который ограничивает срок служ­бы большинства передач. Интенсивность износа увеличивает­ся при некачественном или загрязненном смазочном матери­але, при неточном монтаже зацепления, при повышенной ше­роховатости рабочей поверхности червяка.

Заедание при твердых материалах колес, вызывающее значительные повреждения поверхностей и последующее бы­строе изнашивание зубьев частицами колеса, приварившими­ся к червяку. При мягких материалах колес заедание прояв­ляется в менее опасной форме, возникает перенос («намазыва­ние») материала колеса на рабочую поверхность червяка.

Усталостное выкрашивание, происходящее только на поверхности зубьев колес, изготовленных из материалов, стойких против заедания.

Пластическая деформация рабочих поверхностей зубь­ев колеса, возникающая под воздействием больших перегру­зок.

Усталостная поломка зубьев колеса возможна только после значительного их износа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...