Скольжение в червячной передаче (скорость скольжения), КПД червячной передачи вывод формулы, анализ расчетной зависимости и способы повышения КПД.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Для червячных передач характерна большая скорость скольжения Vск витков червяка по зубьям червячного колеса и неблагоприятное направление вектора скорости скольжения относительно линии контакта: Окружная скорость на начальном диаметре червяка: Окружная скорость на делительном диаметре колеса: Скорость скольжения направлена вдоль витка червяка: Условием отсутствия заедания и интенсивного износа является существование режима жидкостного трения между витками червяка и зубьями колеса. Это условие выполняется при существовании в зоне контакта клиновидного зазора в направлении вектора скорости скольжения (взаимного перемещения трущихся поверхностей). При скольжении поверхностей вдоль линии контакта масляный клин образоваться не может. В отличие от зубчатых передач в червячных передачах часть поверхности зуба колеса имеет зону, в которой скольжение происходит вдоль контактных линий. На рис. цифрами 1, 2 к 3 отмечены последовательные положения контактных линий в процессе зацепления и направления скорости скольжения Vск в некоторых точках. Зона, в которой направление Vск почти совпадает с направлением контактных линий, заштрихована. Неблагоприятное направление вектора скорости скольжения является причиной низкого КПД червячного зацепления η3. КПД червячного зацепления определяют аналогично КПД резьбовой пары, которая по кинематическим свойствам аналогична червячной передаче: где φ1 — приведенный угол трения, уменьшающийся с увеличением скорости скольжения, так как при этом улучшаются условия образования масляного слоя и режима жидкостного трения. С увеличением числа заходов червяка z1 возрастает угол γω, и, как следствие, КПД передачи, но уменьшается передаточное число.
Силы в зацеплении червячной передачи. Силы в зацеплении определяют для случая контакта рабочих поверхностей в полюсе зацепления и раскладывают по трем взаимно перпендикулярным осям. Окружная сила на колесе равна по модулю осевой силе на червяке: Окружная сила на червяке равна осевой силе на колесе: Радиальная сила, раздвигающая червяк и колесо: В этих зависимостях T2 и T1 – вращающие моменты на валах колеса и червяка, α – угол профиля витка червяка, d2 – делительный диаметр колеса, dw1 – начальный диаметр червяка.
Причины выхода из строя червячных передач и критерии их работоспособности. Основными причинами выхода из строя передач (в порядке убывания частоты проявления отказов) являются: Износ зубьев колеса, который ограничивает срок службы большинства передач. Интенсивность износа увеличивается при некачественном или загрязненном смазочном материале, при неточном монтаже зацепления, при повышенной шероховатости рабочей поверхности червяка. Заедание при твердых материалах колес, вызывающее значительные повреждения поверхностей и последующее быстрое изнашивание зубьев частицами колеса, приварившимися к червяку. При мягких материалах колес заедание проявляется в менее опасной форме, возникает перенос («намазывание») материала колеса на рабочую поверхность червяка. Усталостное выкрашивание, происходящее только на поверхности зубьев колес, изготовленных из материалов, стойких против заедания. Пластическая деформация рабочих поверхностей зубьев колеса, возникающая под воздействием больших перегрузок. Усталостная поломка зубьев колеса возможна только после значительного их износа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|