Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы

Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции).

На Правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнения программ, координации деятельности всех органов в области ООС, образования, использования внебюджетного экологического фонда, установления порядка за природопользование, обеспечения населения экологической информацией (примером такой информации являются первые в России государственные доклады (отчеты) о состоянии окружающей природной среды РФ в 1994, 1995, 1996 гг.).

По конституции РФ природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно подразделять на семь комплексных групп.

1.Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

2.Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

3.Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

4.Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.

5.Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление иска в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителям.

6.Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7.Международное сотрудничество.

Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры. Разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому, представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах, представляемых ими административно-территориальных образований (области, краев и т.д.). Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов и их уровней.

Однако, в рамках одного и того территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Это определяет объем представленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако, каждый раз оно распространяется на те природные ресурсы, которые находятся соответственно в ведении Федерации, субъектов Федерации и местных органов.

Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсов, выдается исполнительным органам Федерации. Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их владении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности. Например, право на выдачу разрешений на отдельные виды лесопользования. Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах.

Существует также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей.

Представительные органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Так, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», всего пять вопросов относится к исключительной компетенции высшего представительного органа:

- определение основных направлений экологической политики;

- утверждение государственной экологической программы;

- определение правовых основ регулирования природных отношений;

- определение полномочий в области охраны окружающей природной среды и порядка организации деятельности органов управления в данной области;

- установление режима в зонах чрезвычайно экологических ситуаций и в зонах экологического бедствия.

Также определяется компетенция представительных органов республик в составе РФ. К их ведению относятся следующие:

- утверждение программ по рациональному использованию и ООС;

- создание экологических фондов и определение порядка предоставления земельных участков;

- объявление на своей территории природных объектов памятниками природы;

- принятие решение об образовании и деятельности природоохранных инспекций.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении городские и районные представительные органы власти имеют следующие полномочия:

o разрабатывают порядок охраны и использования природных ресурсов;

o запрещают проведение на подведомственной им территории мероприятий, которые могут быть неблагоприятными по своим экологическим последствиям;

o выносят решения о прекращении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных или строительных норм;

o объявляют природные объекты местного назначения памятниками природы и определяют режим их ораны.

Некоторые полномочия в области ООС принадлежат сельским и поселковым представительным органам:

- установление на подведомственной территории порядка и условий размещения предприятий, которые не являются муниципальной собственностью;

- остановка строительства или прекращение эксплуатации объектов, если выявлены нарушения санитарных и экологических норм;

- Запрещение на подведомственной территории проведение мероприятий, ведущих к неблагоприятным экологическим последствия. При этом последние меры могут осуществляться на основании заключения или комитета по охране окружающей природной среды.

 

Задача

 

Определить годовой экономический ущерб, наносимый предприятием выбросами в атмосферу и в водный объект и размер платы предприятия за загрязнение окружающей среды. Указать из каких источников предприятие будет платить за загрязнение окружающей среды.

Предприятие расположено в селитебно-промышленной зоне города, имеет один источник выбросов в атмосферу. Около 40% зоны активного загрязнения (ЗАЗ) занимают территории промышленных предприятий и санитарно-защитных зон, 15% ЗАЗ занята жилой застройкой со средней плотностью населения 50 чел./га, остальная часть ЗАЗ занята пригородными зонами отдыха.

Среднегодовое значение модуля скорости ветра U равно 2 м/с. Среднегодовое значение разности температур в устье источника и окружающей атмосфере (А7) составляет 35°С. На предприятии прерывный, односменный процесс производства. Продолжительность смены 3 часа. Рабочих дней в году 253. Объём выбросов в атмосферу, содержание примесей и высота источника выбросов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Вариант

Высота источника, м

Объем

выбросов, м3/час

Содержание примесей, мг/м3

Окись углерода

Окись азота

Сероводород

Формальдегид

Сернистый ангидрид

6 55 34585 2100 700 150  60 2400

 

Показатели относительной опасности (А), для относительных веществ, содержащихся в выбросах, равны, усл.т/т:

окись углерода – 1,

окись азота – 41,1,

сероводород – 54,8,

формальдегид – 310,

сернистый ангидрид – 22.

 

Данные, характеризующие водохозяйственный участок, объём сброса сточных вод и содержание примесей в сточной воде представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Вариант

d

Объем сбросов, тыс. м3/год

Содержание примесей, г/м3

Взвешенные в-ва нефтепродукты хлориды сульфаты СПАВ
6 0,70  2500 9,5  0.22 20 35 3

Показатели относительной опасности (Аi) для отдельных веществ, поступающих в реку со сточными водами, равны, усл. т/т:

хлориды - 0,003,

взвешенные вещества - 0,05,

нефтепродукты - 20,

сульфаты - 0,002,

СПАВ - 2.

Коэффициент инфляции для расчета ущерба Кинфл =10.

Предприятие имеет разрешение на предельно допустимый выброс в атмосферу в объемах, приведенных в табл 3.

 

Таблица 3

Вариант

ПДВ по отдельным веществам, т/год

окись углерода окись азота сероводород формальдегид сернистый ангидрид
6 130 35  7 1 150

 

Данные по разрешенному предельно допустимому сбросу в водный объект представлены в табл. 4

 

Таблица 4

Вариант

ПДС по отдельным веществам, т/год

взвешенные вещества нефтепродукты хлориды сульфаты СПАВ
6 22 0,45 43 60  6,8

 

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферу и за сброс загрязняющих веществ в водные объекты представлены в табл. 5.


Таблица 5

Наименование загрязняющих веществ Норматив платы за 1 т загрязняющих веществ в пределах ПДВ, ПДС (На.), руб.
Выброс в атмосферу: окись углерода окись азота сероводород формальдегид сернистый ангидрид 0,005 0,275 2,065 5,500 0,330
Сброс в воду: взвешенные вещества нефтепродукты хлориды сульфаты СПАВ 2,950 44,350 0,007 0,020 4,435

 

Коэффициент экологической ситуации для региона (Кэ) в задаче принять равным 1,5. Региональный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды (Кинд-рег) равен 48.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...