Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Господь Чайтанья дал простой метод возвращения к Богу: воспевай святое имя,

Рассылка 24.

Тема: Поклонение Божествам

 

Не осознав сути любовного служения Господу, не развив этой любви в служении личностной форме Господа, мы не сможем войти в непосредственные игры Господа в духовном мире. Но как научиться служить невидимому, ведь материальными чувствами невозможно ощутить присутствие Господа, даже, если Он предстанет перед нами в Своей изначальной духовной форме… Поэтому Шри Кришна милостиво является перед нами в Своей форме арча-виграха, или форме (мурти) Божества, чтобы Своей красотой пленить наши чувства и очистить их. В форме Божества Он принимает от живого существа служение, совершаемое с помощью материального тела, в котором оно в настоящее время находится и с которым себя отождествляет. Полностью занятое в поклонении Божествам, это материальное тело, грубое и тонкое, одухотворяется.

Господь абсолютен. Он также абсолютный и единственный владелец всех Своих энергий, которые Он может использовать по Своему усмотрению: преображая духовную в материальную, и наоборот. Поэтому, несмотря на то что Господь использует видимые для нас материальные элементы, чтобы проявиться перед нами, это не означает, что Господь имеет материальную форму. Он одухотворяет те материальные элементы, в которых является нашему взору в форме мурти.

Согласно шастрам, Божества могут проявляться в восьми материалах: 1) в дереве; 2) в камне; 3) в металле; 4) в глине; 5) в краске; 6) на песке; 7) в уме;

В драгоценных камнях.

В шастрах также даются точные пропорции форм и облик Божеств.

В храмах ИСККОН традиционно поклоняются таким Божествам, как:

1. Шри Шри Гаура-Нитай

2. Панча-таттва;

3. Шри Шри Радха-Кришна (возможно в окружении сакхи – подруг

Шримати Радхарани);

4. Шри Шри Джаганнатха, Баладева и Субхадра;

5. Шри Шри Кришна-Баларама;

6. Шри Шри Сита-Рама-Лакшман-Хануман;

7. Шри Нрисимхадев;

8. Шри Гирирадж (Говардхана-шила).

 

Существуют различные перечни оскорблений, которые мы можем совершить при поклонении Божествам. Обычно выделяют 32 сева-апарадхи, иногда к этому списку добавляют еще 40 других сева-апарадх («Нектар преданности», стр. 97-100, последнее издание стр. 95-99; «Шри Харинама-чинтамани» Бхактивинода Тхакур, стр. 129-133). Господь защищает самого закоренелого грешника, если тот предается Ему. Если оскорбление Божеств происходит случайно или вынужденно, преданный может вымолить прощение у Святого Имени. Однако пренебрегать знанием об этих оскорблениях и совершать их в расчете на силу Святого Имени уже является самым тяжелым оскорблением Святого Имени, и тогда такому грешнику негде искать прибежища.

 

Все правила поведения в храмовой комнате предназначены исключительно для того, чтобы выразить свое почтение присутствию Господа в форме Божества. Находясь в храме, мы должны всегда помнить, что Кришна – Верховная Личность Бога и центр всего мироздания. Именно это мы должны подчеркивать своим поведением, отношением и внешним видом.

Одежда, в которой мы предстаем перед Божествами, должна быть чистой и опрятной. Для матаджи она должна быть скромной и целомудренной: голову лучше покрывать, юбки или брюки (лучше все-таки юбки) хорошо бы одевать подлиннее и не слишком обтягивающие фигуру J, кофточки лучше одевать непрозрачные, хотя бы немного прикрывающие плечи, с приемлемыми вырезами J

Священные предметы, такие как мешочки с четками, книги, караталы, харинама-чадары ( на которых написаны святые имена Господа), прасад, нельзя класть на пол, на коврики, на которых сидят, заносить в туалет и другие нечистые места, нельзя касаться их стопами.

При входе в храмовую комнату следует позвонить в колокольчик или постучать в дверь и, войдя, произнести «Джая Шри Шри Гаура-Нитай» (или назвав имя Божеств в вашем храме). После этого следует предложить свои поклоны. Не следует кланяться, обращая стопы к Шриле Прабхупаде, Божествам или другим присутствующим святым личностям.

 

Чтобы наше внимание как можно меньше отвлекалось от Божеств, в храмовой комнате мужчины и женщины находятся на разных половинах комнаты.

 

В храмовой комнате не следует лежать, сидеть с вытянутыми по направлению к алтарю ногами или, обхватив оба колена руками. Не следует сидеть или стоять спиной к Божествам при открытом алтаре, а также к мурти Шрилы Прабхупады.

Подносить предложенные Божествам цветы и огонь следует вначале мурти (изображению) Шрилы Прабхупады, потом присутствующим санньяси, затем президенту храма и другим старшим преданным, затем почетным гостям храма, остальным вайшнавам и гостям.

Поклонение Божествам опирается на 2 обязательных принципа:

(1) чистота,

(2) пунктуальность.

 

Это означает, что, приняв тот или иной уровень (стандарт) в поклонении Божествам, мы должны четко следовать ему, не снижая его. Это позволит организовать нашу жизнь вокруг Божеств, делая их центром нашей жизни, а не прихоти и возможности для удовлетворения наших непостоянных ума и чувств.

Арчана позволяет (ради служения Господу) поддерживать чистоту тела и ума, помещений, отношений и т.д. В грихастха-ашраме, где склонность опускаться до телесных представлений о себе и о жизни очень сильна, поклонение Божествам позволяет поддерживать и развивать осознание себя как слуги, как не материальной сущности, благодаря тому, что интересы Божеств являются приоритетом.

 

Чтобы начать поклоняться Божествам- дома или в храме - необходимо попросить благословение у духовного учителя (ШБ 7.5.24), т.к. ученик является лишь инструментом, через который его гуру поклоняется Божествам.

 

Тема: Почитание прасада. Раздача прасада

Кришна-прасад – это милость Господа, остатки пищи, предложенной Господу.

Маха - прасад – особая милость Господа, это пища с подноса, на котором она

была предложена непосредственно Божествам.

Маха-маха прасад – остатки пищи чистого преданного (например, духовного

учителя). Такой прасад обладает непостижимым могуществом

(ЧЧ, Мадхья 3. 96).

джала вода со стоп чистого преданного,

бхули пыль с его стоп,

это три вещи, служа которым с величайшим почтением, можно с легкостью обрести

экстатическую любовь к Кришне. Это три величайших сокровища в этом мире.

 

Принимать прасад следует с почтительным умонастроением, сознавая, что он неотличен от Кришны, поскольку все, что связано с Кришной (тадиянам), имеет ту же духовную природу.

 

Перед принятием прасада следует совершить неполное омовение (омыть руки, стопы и сполоснуть рот). Прасад следует брать только правой рукой.

Прасад следует брать в том количестве, которое Вы сможете съесть. Нельзя выбрасывать прасад в мусорное ведро и проч. Остатки прасада можно скормить животным или рыбам в реке, положить под дерево, закопать в землю. Коровам не нужно отдавать прасад, который уже ели, его можно отдать другим животным (кошкам, собакам и т.д.).

 

Шрила Прабхупада дал нам формулу заполнения желудка: 1/2 – пищей, 1/4 – жидкостью, 1/4 – должна оставаться незаполненной. Такой порядок наиболее благоприятен для здоровья как физического, так и духовного. Неблагоприятно пить после еды, особенно, холодную жидкость.

 

Когда мы вкушаем прасад в большом количестве только лишь из-за его вкусовых качеств, то наше отношение к нему формируется согласно концепции: «Я наслаждающийся», таким образом, наш ум вкушает бхогу (то, что предназначено наслаждать), и подобным отношением мы оскорбляем прасад. Но большое количество прасада можно есть в настроении благоговения и почтения к нему. Это то, чего хотел Шрила Прабхупада от неофитов (начинающих преданных).

 

Отношение к прасаду как к обычной пище, является оскорбительным. Такое умонастроение имеет лишь будущий обитатель адских планет.

 

Оскорбительное отношение также проявляется, если мы отказываемся почтить предлагаемый нам прасад, объясняя свой отказ сытостью, занятостью и т.д. Почтить прасад можно и в очень небольшом количестве.

 

Раздавать прасад должны преданные, знакомые с правилами вайшнавского этикета. Они должны быть чисты, умиротворены и удовлетворены. По возможности, раздатчики прасада должны принять прасад до начала его раздачи другим преданным и гостям. Во время раздачи прасада не следует шуметь.

 

Каждое блюдо следует раздавать в небольшом количестве, предлагая впоследствии добавку до полного удовлетворения вкушающих. Прасад традиционно раздается в следующем порядке: в начале – вода или напиток, чапати или хлеб, затем рис, чатни и дал, потом горькие блюда (такие как горькая дыня, окра), затем шпинат и вяжущие блюда, затем жареные блюда, овощи, кислые блюда и сладости.

 

В первую очередь следует предложить прасад старшим преданны м. Домохозяева (в своем доме) должны в первую очередь обслуживать пожилых людей и детей. Если прасад раздается на программе, где присутствует очень много гостей и преданных, то хорошо бы иметь ответственного за рассаживание гостей, который сможет рассадить преданных в соответствии с правилами вайшнавского этикета (пожилых, женщин и детей – в начало каждого ряда для раздачи прасада или отдельно, чтобы накормить их в первую очередь).

 

Нельзя касаться раздаточной ложкой тарелок вкушающих. Если это произошло, ложка считается оскверненной, и ее следует вымыть. Раздавать прасад желательно из специальной раздаточной посуды, а не из посуды Кришны. Нельзя касаться (или наступать) прасада стопами или перешагивать через него.

 

Закончив принимать прасад, необходимо вымыть то место, на котором Вы сидели.

 

Тема: Экадаши, святые дни и праздники

 

Празднование дней, дорогих для Господа Хари (хари-васара) – один из важных аспектов преданного служения. К таким дням относятся:

1. Дни явления Господа и Его аватар;

2. Дни явления и ухода Его чистых преданных;

3. Экадаши. Эка – один, даша – десять, экадаша – одиннадцатый

 

Экадаши – это одиннадцатый день после полнолуния и после новолуния.

С материальной точки зрения этот день неблагоприятен для многих видов мирской деятельности. В этот день все грехи мира (папа-пуруша) входят в зерновые и бобовые продукты. Поэтому те, кто следуют правилам, описанным в разделе Вед «Карма-канда», этот день посвящают посту, джапе и другой благочестивой деятельности. Для вайшнавов этот день важен, так как он дорог Господу Кришне, и главным предписанием для его соблюдения вайшнавами является полное посвящение себя шраванам, киртанам, смаранам и т.д. В этот день преданные повторяют больше кругов маха-мантры (25 кругов или даже больше), занимаются санкиртаной и хари-катхой.

Есть два вида поста в день экадаши:

(1) пост на зерновые и бобовые (хлеб, зерновые каши, горох, фасоль, кукурузный крахмал, чечевица и т.д.);

(2) полный пост. Иногда преданные могут поститься «насухую» - не принимают пищу и воду, иногда – только пьют воду.

Главный критерий выбора вида поста: он должен помогать нам сосредоточиться на духовных предметах. Если, соблюдая сухой пост, Вы думаете только о еде и о том, когда этот день закончится, то лучше немного поесть и заниматься служением Господу…

 

Пандава-нирджала-экадаши – это один день, выделенный Господом Кришной Бхиме (и другим Пандавам), который не мог поститься каждый экадаши, чтобы, соблюдая его в полном посте, он мог компенсировать нарушение других экадаши.

Нирджала означает «без воды», т.е. это «сухой» пост.

.

Дни явления Господа таковы:

1. Шри Кришна Джанмаштами

2. Гаура-Пурнима

3. Нитьянанда-трайодаши

4. Баларама-пурнима

5. Рама-Навами

6. Нрисимха-Чатурдаши

7. Вамана-двадаши

8. Вараха-двадаши

 

Радхаштами - этот праздник занимает отдельное место. Радхаштами - День явления

Шримати Радхарани, величайшей преданной Господа Кришны. В этот день также соблюдается пост до полудня, и нужно постараться сделать что-нибудь замечательное для Шримати Радхарани, чтобы получить Ее милость.

 

Преданные празднуют дни явления великих вайшнавов потому, что такие личности являются, чтобы пролить на нас свою милость. Дни ухода великих вайшнавов отмечаются потому, что они, выполнив свою миссию, возвращаются назад, в духовный мир, присоединяясь к вечным играм Господа. В эти дни мы должны молиться этим преданным, чтобы по их милости очиститься от материальных желаний и продвигаться в сознании Кришны. В эти дни милость великих вайшнавов особенно доступна.

 

 

Тема: Прием гостей в храме

 

 

Гости, приходящие в храм, являются гостями Шрилы Прабхупады, ачарьи- основателяИСККОН. А преданные, живущие в храме, непосредственно представляют владельца храма, являясь слугами слуг их Светлостей Шри Шри Гаура-Нитай. Обыкновенные люди, приглашенные гости, Свободные члены ИСККОН, особо важные гости (VIP), приезжие вайшнавы, родственники преданных – всем им следует оказывать должное почтение таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно, и им бы захотелось прийти в храм еще раз.

 

В ведической традиции нежданного гостя называют атитхи-бхагаван и принимают как неожиданное явление Господа, желающего проверить готовность Своего преданного служить Ему без всяких условий. Поэтому служение гостям называют атитхи-сева.

Прием гостя включает в себя следующие действия:

1) Поприветствовать гостя, поднявшись ему навстречу, представиться и выразить ему почтение (склонившись со сложенными ладонями или непосредственно поклонившись в зависимости от ситуации или старшинства пришедшего гостя), затем предложить гостю приятные слова, место для отдыха, омовения, а также угощение и подарки.

2) Если Вы не можете предоставить гостю эти удобства, то предложите ему удобное си-

денье и стакан воды.

3) Если даже этого нет в Вашем распоряжении, то предоставьте гостю хотя бы место для

сидения (подстилку или стул).

4) Если нет ничего, что хозяин мог бы предложить в качестве служения своему гостю, то

он хотя бы должен со сложенными руками поприветствовать гостя: «Добро пожало-

вать!»

5) Если домохозяин не может сделать и этого, то он должен чувствовать раскаяние за

свою нищету и со слезами, скорбя о своей жалкой участи, предложить гостю хотя бы

поклон вместе со всей своей семьей, женой и детьми. (ШБ 4.22.10)

 

Секрет того, как привлечь сердца гостей к лотосным стопам Господа, состоит в том, чтобы служить им. Люди приходят не за назиданиями, а в надежде обрести счастье и решить свои проблемы. Гость должен реально ощущать искреннее внимание к себе как к личности. В такой ситуации неприемлемо пытаться видеть в нем свое второе «Я» (т.е. приписывать ему свои вкусы, мотивы, интересы и т.д.) или пытаться втиснуть гостя в свои представления о том, какими должны быть люди, которым следует проповедовать, и с которыми можно быть гостеприимными.

Тема: Служение святой дхаме

 

Есть 3 вида святых мест паломничества:

1) Дхама – святое место, где проявлена вечная обитель Господа на Земле.

Для гаудия-вайшнавов, последователей Господа Чайтаньи, главными из них

являются Вриндаван, Навадвипа (Маяпур) и Джаганнатха-пури.

2) Кшетра и

3) Тиртха – места, где проходили какие-либо из игр Господа или Его преданных.

Дхама – это проявление сандхини-шакти, т.е. энергии, проявляющей

вечное бытие (сат) Абсолютной Истины (УГЧ, стр. 328).

 

Хотя существует множество мест паломничества, тем не менее, во Вриндаване и Навадвипе, которые являются главными из них, все эти места также присутствуют. Поэтому вайшнавы зачастую подразумевают под словом дхама именно Вриндаван и Навадвипу (они не отличны друг от друга).

 

Вриндаван – место явления и вечных игр Господа Кришны, проявленных 5 тысяч лет назад.

Навадвипа – место явления и ранних игр Господа Чайтаньи, проявленных 500 лет назад.

 

Дхама является проекцией соответствующей планеты духовного мира на эту материальную вселенную. Она вечна, хотя иногда может скрываться от глаз обусловленных живых существ. Кришна также вечно совершает Свои божественные игры в дхаме. Есть праката-лилы, когда Он нисходит в этот мир и проявляет Себя для глаз обычных людей. Есть апраката-лилы, то есть, не проявленные для материального зрения, однако освобожденные преданные могут непрерывно наблюдать их. Апраката-лилы – это вечное состояние дхамы в материальном мире, когда Господь уже закончил Свои проявленные игры. Поскольку дхама – это проекция духовного мира, она не является частью материальной вселенной, относящейся к какой-то стране, штату и т.д. Именно поэтому в дхаму можно войти лишь по милости самой дхамы. Для этого не достаточно просто иметь билет на самолет и прибыть по указанному адресу. Даже стоя на земле Вриндавана, можно оставаться на поверхности дхамы. Дхама недоступна для человека, имеющего умонастроение наслаждающегося и контролирующего.

Но дхаму можно увидеть, даже еще не став совершенным преданным.

 

Есть разные уровни созерцания игр Господа в дхаме:

1. глазами шастр: шастра-чакшуша. Это означает, приходя в какое-то место, читать об играх, проходивших (и проходящих) в нем;

2. глазами чистых преданных, слушая их рассказы об этих играх и пытаясь осознавать, воспринять их отношение к ним (ШБ 1.16.3; 1.13.10);

3. воспевание святых имен в дхаме в обществе преданных делает доступными для восприятия игры Нитая-Гауранги;

4. чисто и искренне повторяя гаятри-мантру (кама-гаятри или гаура-гаятри), достигнув определенной сосредоточенности ума. Гаятри-мантра сама проявляет некоторые игры тому, кто достиг совершенства в ее повторении (мантра-сиддхи) (УГЧ, стр. 263);

5. своим внутренним, духовным взором, находясь в глубокой медитации. Только этот путь созерцания игр Господа не всем доступен. Для этого уже нужна квалификация уттама-адхикари. Према, танцующая в сердце такого преданного, сама проявляет перед ним эти игры.

Но и для того, чтобы увидеть игры Господа через шастры и глазами чистого преданного, необходимо иметь дух служения Святой Дхаме, сердце, свободное от материальных желаний (даже, если они еще не полностью покинули наше сердце, следует их игнорировать), смиренное состояние ума (УГЧ, стр. 274).

 

Служить дхаме можно:

1. слушая о дхаме;

2. вспоминая дхаму;

3. прославляя дхаму;

4. желая посетить дхаму;

5. наблюдая дхаму издалека;

6. обходя дхаму;

7. принимая дхаму своим прибежищем;

8. обновляя, украшая и убирая дхаму;

9. проживая в дхаме – это одна из наиболее важных составляющих практики бхакти. Если возможность физически делать это затруднена, то это можно делать и в своем сердце.

 

Если мы совершим оскорбления дхамы, то не сможем соприкоснуться с истинной дхамой, она останется скрытой от нас одной из форм майи. Очень серьезное, почтительное и смиренное состояние сознания в дхаме поможет нам избежать совершения оскорблений и в полной мере получить милость дхамы и ее обитателей.

Существуют 10 оскорблений Святой Дхамы, которых необходимо избегать:

1. выказывать неуважение к духовному учителю, который раскрывает дхаму своему ученику;

2. считать, что святая дхама временна;

3. вести себя оскорбительно по отношению к любым обитателям святой дхамы, паломникам, посещающим ее, или считать их обыкновенными людьми;

4. заниматься мирской деятельностью во время пребывания в святой дхаме;

5. зарабатывать деньги в святой дхаме на поклонении Божествам и занимаясь санкиртаной;

6. считать, что святая дхама относится к какой-либо стране или провинции (например, такой как Бенгалия); считать, что дхама Господа может сравниться со святым местом, связанным с каким-нибудь полубогом; пытаться измерить площадь святой дхамы;

7. совершать греховные поступки во время пребывания в святой дхаме;

8. считать, что Вриндаван отличен от Навадвипы;

9. поносить шастры, прославляющие святую дхаму;

10. оставаться неверующим и считать славу святой дхамы вымышленной.

 

 

Посещение святой земли, паломничество усиливает веру преданного в реальность существования Господа, а также веру в шастры, описывающие природу Господа и всего, что с Ним связано (Его энергии, Его творение и т.д.). Дхама очищает паломника от склонности к поиску наслаждений материального мира, усиливает его желание служить Господу всем, что он имеет, увеличивает понимание природы духовного мира и Самого Господа, дает возмож-ность соприкоснуться с высшим блаженством, служа Господу и Его дхаме (ШБ 4.8.42).

 

Тема: Киртаны.

 

Киртан это громкое воспевание святого имени. Санкиртана – охватывает в громком

воспевании огромное количество людей.

Господь Чайтанья дал простой метод возвращения к Богу: воспевай святое имя,

танцуй и ешь прасад.

 

Механическое воспевание означает, что ум, сознание и сердце не участвуют в этом процессе. Более сознательным (не механическим) воспевание становится, если мы четко понимаем смысл возносимых молитв. Тогда мы сознательно вкладываем все свои чувства в каждое слово, зная его значение.

 

Существует различие между желанием служить преданным, ведя киртан, и желанием вести киртан из-за того, что самому нравится лидировать или петь перед всеми и слушать себя. Следует различать свои побуждения и безопаснее всего браться вести киртан тогда, когда вас просят об этом старшие вайшнавы, не становясь выскочкой.

 

Чтобы вести киртан, нужна квалификация:

Ø определенно, это осознание святого имени, сознание Кришны;

Ø знание очередности воспеваемых мантр и мелодий к ним;

Ø обладание, хотя бы некоторым музыкальным слухом, навыком игры на караталах и чувством ритма;

Ø неплохо также иметь навык ускорять, когда нужно, и замедлять темп киртана;

Желание присутствующих преданных удовлетворить Господа проявляется в киртане в том, насколько они:

Ø желают удовлетворить Божества своим умонастроением, пением и танцем;

Ø следят за мелодией киртана, молитвами, которые поет ведущий, и в точности повторяют их за ним;

Ø вдохновляют себя и других все больше отдаваться киртану, забыв об ограничениях ума и тела.

В соответствии с резолюцией Джи-би-си (Маяпур, 2014г), во время киртанов преимущественно должна воспеваться маха-мантра Харе Кришна; другие мантры должны быть также авторитетными в нашей, Брахма-Мадхава-гаудия-сампрадайе (а не мантрами из других сампрадай); не рекомендуется раздельное повторение святого имени за ведущим сначала матаджи, а потом прабху; также не рекомендуется повторять в киртане святое имя Радхи за исключением Радхаштами и других особых праздничных дней. Все эти вещи появились в последние годы и отсутствовали во времена Шрилы Прабхупады.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...