Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по оценке деятельности классного руководителя

наблюдение

 
 


оценка

       
   


реагирование корректировка

       
   


прогноз

 

Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии сферы образования и основных показателей ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

· организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;

· систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности;

· разработка и использование единых нормативных материалов, методик диагностики;

· создание механизма мониторинговых исследований на всех уровнях и по разным направлениям;

· своевременное выявление изменений в образовании и вызвавших их факторов;

· обеспечение органов управления, организаций, заинтересованных граждан общественно-значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.

К основным направлениям мониторинга относятся:

· соблюдение законодательства в сфере образования;

· обеспечение обязательности образования;

· оснащенность образовательного процесса;

· уровень учебных достижений;

· состояние здоровья обучаемых и воспитанников;

· профессиональное мастерство педагогов;

· состояние делопроизводства;

· организация управленческой деятельности;

· организация отдыха и оздоровления;

· эффективность воспитательных систем;

· психологический климат в образовательной системе;

· инновационная деятельность;

· реализация программ развития и т.д.

Мониторинг использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские, санитарно-гигиенические, экономические, статистические и др.

Мониторинг может осуществляться как по отдельным направлениям, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей.

Качество образования – это соответствие уровня полученных знаний требованиям общества (социализация выпускников), государства (государственный стандарт), потребителя образовательных услуг (содержание образования), соответствие условий получения образования.

 

Мониторинг качества образования может быть информационным и проблемным.

Информационный – накопление и распространение информации.

Проблемный – выявление причин неудач (это могут быть невысокие результаты ЕГЭ, аттестации, влияние на качество образования наполняемости классов, обученность, сменность, второгодники).

Реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:

· отчетности, утвержденной нормативными актами федерального и регионального уровня;

· документов и материалов, полученных в ходе лицензирования, государственной аккредитации образовательных учреждений; государственной итоговой аттестации выпускников; повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров; экспертизы инновационной деятельности;

· результатов плановых специально организованных мониторинговых исследований.

Управлять качеством образования значит:

· создавать условия, способствующие удовлетворению образовательных потребностей заказчиков образовательных услуг;

· организовать эффективный учебно-воспитательный процесс;

· создать критериальную базу, позволяющую оперативно получать информацию и ее обрабатывать, в целях коррекции учебно-воспитательного процесса в соответствии с заранее заданными целями.

Получаемая в процессе мониторинга информация должна отвечать следующим требованиям:

- объективность – информация должна отражать реальное состояние дел;

- точность - погрешности измерений должны быть минимальные;

- полнота – источники информации должны быть оптимальными;

- достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение;

- систематизированность – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю;

- оперативность – информация должна быть своевременной;

- доступность – информация должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения.

Управление качеством образования наряду с традиционными умениями планирования, контроля, руководства и стимулирования требует от руководителей следующих видов управленческой деятельности: владение технологиями определения приоритетных проблем образовательного процесса, разработка программы развития школы, создание методической службы школы.

Управление качеством образования на муниципальном уровне это планомерно осуществляемая система действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Существенное место в управлении качеством образования отведено функции контроля, предполагающее необходимое осуществление системы действий внутреннего и внешнего плана. Усиливается диагностическая составляющая функции контроля, т.е. выстраивается система мониторинга качества образования.

Внутренняя оценка качества осуществляется на уровне образовательного учреждения (администрацией, учителями или учениками).

Мониторинг качества образования в школе это:

1. Работа классного руководителя над созданием и пополнением портфолио класса, которое содержит следующую информацию:

а) характеристику класса;

б) сведения об учащихся их родителях;

в) результаты психологических исследований, выводы и предложения к ним;

г) итоги учебной деятельности каждого учащегося;

д) итоги учебной деятельности учащихся в целом.

Сведения в портфолио заносятся в течение 4-5 лет, что позволяет проследить за динамикой качества знаний по многим показателям.

2. Анализ результатов учебной деятельности учащихся за каждую четверть и за год (классные руководители, учителя-предметники, администрация).

3. Анализ динамики результатов учебной деятельности учащихся (четвертной, годовой, по предметам, по каждому учителю и каждому учащемуся).

4. Обсуждение результатов мониторинга (с использованием сведений из портфолио) на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО, родительских собраниях. Руководитель образовательного учреждения оценивает достижения школы через всю совокупность деятельности ОУ для улучшения качества образования. Совет школы оценивает деятельность управления ресурсами, персоналом. Оценка деятельности учителей предполагает создание дальнейших советов и рекомендаций.

5. Принятие управленческого решения.

6. Коррекция организации учебной деятельности по улучшению качества знаний учащихся.

Для характеристики процесса образования школы собирают и анализируют данные о социализации учащихся, например, через анализ отсева учащихся; анализ структуры организации досуга школьников, иногда используются данные о количестве правонарушений среди учащихся. В качестве критерия качества может приниматься, например, здоровье школьников, ведется анализ данных о распределении детей по группам здоровья.

Многие образовательные учреждения отслеживают успешность своих выпускников на основе данных о продолжении образования выпускниками школы, а так же данных о трудоустройстве молодежи.

 


           
   
     
 
 
 


Контроль Мотивационно-стимулирующая Организационно-управленческая Корректировочная

           
 
ФОРМЫ МОНИТОРИНГА
 
   
   

 

 


Текущий (оперативный, экспресс-мониторинг) Рубежный (периодический, тематический) мониторинг

       
   
 
П Р И Е М Ы М О Н И Т О Р И Н Г А

 


 

Опросы Собеседования Наблюдения Анкетирование Изучение статистических данных

 
 
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 


 

АНАЛИЗ (количественный и качественный анализ достижений) КОРРЕКТИРОВКА (выработка системы корректировочных действий) РЕЗУЛЬТАТ (подготовка информации и отчетной документации)

 


Внешняя оценка качества образования осуществляется внешними по отношению к образовательному учреждению субъектами (органами управления образования, центрами мониторинга и т.д.), прежде всего, в ходе проведения единого государственного экзамена, эта оценка осуществляется также в ходе реализации национального проекта «Образование», в ходе комплексных и фронтальных проверок образовательных учреждений.

 

Показатели результатов управления качеством образования

           
 
     
 
 


Индивидуальные показатели - доступность образования; - результаты ЕГЭ; - освоение стандарта; - повторное обучение; - условия обучения; - безопасность и здоровье; - состояние зданий, кадры, информатизация, финансирование, дополнительное образование Эффективность использования ресурсов - соотношение учащихся и преподавателей; - доля расходов на развитие образования и материальной базы; - сменность занятий; - наполняемость классов Показатели для анализа, сравнения и прогноза - образовательная инфраструктура; - социальный статус учащихся; - демография

 

Благодаря внешнему мониторингу осуществляется отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе по обучению учащихся и их причин.

Мониторинг должен давать информацию для принятия управленческих решений, для оптимизации работы.

Например, в 2006/2007 учебном году был введен обязательный экзамен по литературе для учащихся 11х классов. Итоговая государственная аттестация выпускников проводилась с использованием билетов. Большая часть вопросов экзаменационных билетов базировалась на литературном материале, указанном в стандарте полного (общего) образования.

По результатам опроса учителей русского языка и литературы выяснилось, что форма устного экзамена по литературе коллективу филологов школ Гиагинского района представляется более целесообразной в сравнении с письменным экзаменом (сочинение, изложение). Она позволяет корректировать экзаменационный материал с учетом программы, по которой работает школа.

Преподаватели литературы отмечают следующие положительные стороны данной формы проведения экзамена:

1. Преимуществом устной формы экзамена явилась возможность непосредственного контакта с обучающимися во время экзамена, что позволило более объективно определить уровень подготовки по предмету, умения и навыки, грамотность, способность выражать свои мысли, правильно строить ответы.

2. Данная форма экзамена позволила каждому выпускнику в большей степени проявить самостоятельность мышления.

3. На устном экзамене создается более доброжелательная обстановка: ученик имеет больше право на ошибку, чем при написании сочинения, и больше возможности исправить ее.

4. Экзамен способствовал более ответственному отношению к изучению литературы.

5. Устный экзамен дал больше возможности продемонстрировать знания в области литературы, свою начитанность, понимание целей и задач, стоящих перед современной литературой.

Абсолютное большинство учителей считает, что нужно оставить устный экзамен по литературе как обязательный.

Позитивное отношение к устному экзамену по литературе подтверждено также результатами экзамена и результатами устного опроса выпускников.

Другой пример, ЕГЭ, созданный как система итоговой аттестации учащихся, которая пока реализуется в режиме эксперимента, обещает стать именно мониторингом качества подготовки выпускников общеобразовательных школ. Результаты сдачи ЕГЭ выпускниками являются важной информацией не только для самих выпускников, их педагогов и органов управления образования, но и для родителей и учащихся более младших классов школ, так как они достаточно иллюстративны. В связи с этим перед администрацией встает вопрос – какие данные можно использовать на уровне образовательного учреждения и как их использовать в управленческой практике.

Итоги внешних мониторингов рассматриваются на заседаниях коллегии управления образования, на совещаниях директоров, на заседаниях районных предметных методических объединений.

По каждому из рассматриваемых вопросов принимаются конкретные решения и отслеживается их выполнение.

Координировать и проводить мониторинги может специалист по мониторингу – координатор сети школ в районе; методисты методической службы района; в школе это может быть заместитель директора по информационным технологиям, психолог. В зависимости от избранных объектов мониторинга состав службы может меняться. В любом случае обязательно должен быть координатор мониторинга, который будет являться связующим звеном между всеми субъектами мониторинга как внутри школы, так и вне ее.

Актуальность создания системы мониторинга качества образования обусловлена необходимостью отслеживать не только качество образования, но и процесс обучения, т.е. ориентировка на результат и на процесс.

Данная система должна включать в себя:

· разработку концептуально-технологической модели мониторинговой деятельности;

· подготовку кадров;

· создание специальной структуры, осуществляющей руководство разработкой системы мониторинга качества образования и исследования эффективности;

· финансирование мониторинговой деятельности (Так как это процесс трудоемкий и дорогой. Затраченные на проведение мониторинга ресурсы должны окупаться полученными результатами).

Результаты мониторинга могут использоваться:

- для разъяснения учащимся, их родителям и учителям требований к уровню образовательных достижений;

- для совершенствования преподавания и повышения результатов обучения;

- для информирования учащихся, их родителей и учителей о достижении образовательных стандартов;

- для обеспечения отчетности школ, управления образования;

- для помощи в принятии управленческих решений в области образования;

- при анализе деятельности (за определенный период);

- при планировании дальнейшей деятельности.

Результатом мониторинга является информация о состоянии избранных объектов. Оценить эффективность мониторинга можно по тому – дает он информацию для принятия управленческих решений или нет.

Пользоваться мониторинговой информацией могут следующие группы: администрация, педагоги (сотрудники), учащиеся, родители, социальные партнеры школы, специалисты органов управления образования, коллеги из других образовательных учреждений, иные группы.

Оценочными критериями (результатом) мониторинга могут быть:

- позитивные результаты с выдающимися достижениями;

- позитивные результаты при отсутствии существенных недостатков;

- позитивных результатов больше, чем недостатков;

- есть позитивные результаты, но имеются существенные недостатки в существенных областях;

- много существенных недостатков.

 

Контроль – система наблюдений и проверки соответствия процесса принятым управленческим решениям.

 

Мотивационно-стимулирующая – создание положительных мотивов, способ обнаружения достижений и успехов.

 

Организационно-управленческая – координация всех мониторинговых действий, интеграции, обработки и представления информации, полученной в результате комплексного мониторинга.

 

Корректировочная – выявление и корректировка имеющихся проблем.

 

 

Мониторинг

по оценке деятельности классного руководителя

Актуальность разработки мониторинга деятельности классного руководителя обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванных низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.

Данное обстоятельство порождает достаточно противоречивую ситуацию: с одной стороны, повышение оплаты труда вызывает необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, а с другой - размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель.

Возникает необходимость обеспечить эффективность государственных вложений и мотивировать педагогов-воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности.

Мониторинг деятельности классных руководителей является одной из форм контроля реализации национального проекта «Образование», выполнением требований действующего законодательства в области образования и проводится с целью получения объективной информации о состоянии воспитательной работы и предупреждения негативных тенденций в ее развитии.

Процесс воспитания – один из самых сложных в деятельности педагогов, и в процентах ее результаты измерить сложно. С сентября 2006г. в районе создана программа проверки деятельности классных руководителей. Параметры мониторинга были обозначены и разосланы во все школы района.

Предполагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль за деятельностью классного руководителя, а на содействие ему в решении возникающих проблем в сфере воспитательной деятельности.

Ввиду сложности получения достоверной информации о качестве работы классного руководителя, осуществление мониторинга взяла на себя администрация школ в составе комиссий по мониторингу.

Мониторинг предлагает простые, формальные процедуры диагностики деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в то же время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога.

Порядок проведения мониторинга:

1 этап (подготовительный) –     2 этап (инструктивный) –   3 этап (организационный) –   4 этап (итоговый) – разработка рекомендаций по проведению мониторинга проведение семинара с заместителями директоров по воспитательной работе по проведению мониторинга   осуществление мониторинга в образовательных учреждениях, сбор эмпирических данных, обработка данных, подготовка аналитических материалов методистом, проведение анализа деятельности классных руководителей   обработка результатов, определение направлений совершенствования деятельности классных руководителей, составление обобщенной справки, представление ее на коллегии управления образования

 

Мониторинг оценки деятельности классных руководителей проводился в начале учебного года, а также по итогам 2006/2007 уч.г. Проведен сравнительный анализ мониторинга, выработаны рекомендации.

Однако, создать сразу достаточно качественный организационно-диагностический инструментарий невозможно, поэтому предлагается поэтапно внедрять более объективную диагностику оценки качества в практику общеобразовательных учреждений.

Мониторинг эффективности работы классного руководителя может и должен стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, учащихся, представителей различных служб (психолога, социального педагога, медика и т.д.).

В начале 2007/2008 уч.г. в школы района на 3 этапе (организационном) были разосланы критерии оценки деятельности классных руководителей, анкеты для учащихся, анкеты для их родителей, а также анкета самоанализа работы классного руководителя для более объективной диагностики.

Обработанные данные будут отражены в обобщенной справке и представлены на коллегию управления образования с рекомендациями, направленными на повышение качества профессиональной деятельности классных руководителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...