информационные системы в экономике
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Одобрено НМС специальности 351400 № прот. 8 дата 09.06.03
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями
ã СПбГИЭУ, 2003 1. Общие положения
Целью дисциплины «Сетевая экономика» является ознакомление студентов специальности 35.14.00 с возникновением феномена сетевой экономики на примерах из реальной экономической практики развитых стран. В качестве задач, стоящих перед дисциплиной, можно назвать изучение следующих вопросов: · процессы формирования сетевой экономики; · основные понятия и категории интернет - экономики; · межсоединения; · ценообразование в сетевой экономике; · социологические и социально- экономические проблемы сетевых сообществ; · сферы применения сетевой экономики. В результате усвоения дисциплины «Сетевая экономика» студент должен знать: - основополагающие понятия и категории сетевой экономики; - номенклатура сетевых информационных технологий; - тарифы и цены на услуги в информационных сетях; - методы оценки себестоимости в глобальных сетях; - сферы применения информационных технологий; - организация платежей в условиях Интернет - технологий. Кроме этого студент должен уметь: - планировать ведение бизнеса в сетевой экономике; - определять эффективность различных вариантов организации бизнеса в глобальных сетях; - производить расчеты полезного эффекта от своей деятельности; - строить модели цен на услуги в глобальных сетях; - производить расчеты по себестоимости коммуникаций.
При изучении дисциплины «Сетевая экономика» предусматривается ознакомить студентов с особенностями функциональной совместимости организации, работающей в сети со своим бизнес - окружением, что позволит показать взаимозависимость и взаимодополняемость элементов бизнес системы, взаимозаинтересованность и взаимовыгодность их отношений.
Дисциплина «Сетевая экономика» связана с рядом дисциплин предшествующих, изучаемых одновременно с ней и последующими дисциплинами. В теоретико- методологическом плане к ним относятся: - экономическая теория; - философия; - теория систем и системного анализа; - математика и др.
В технико-экономическом аспекте для специальности 35.14.00 к ним относятся: - вычислительные машины, сети и системы телекоммуникаций; - инструментальные средства сетевого интерфейса; - информационные системы; - информационное моделирование экономических процессов; - проектирование информационных систем; - мировые информационные ресурсы и др.
В экономико-организационном плане к ним относятся: - статистика; - бухгалтерский учет; - основы бизнеса; - эконометрика; - дисциплины специализации.
2. Содержание дисциплины ТЕМА 1. Основные понятия и категории Интернет-экономики. Информационно-сетевое сообщество (философские аспекты). Понятие Интернет-экономики. Информационные сети – сетевой способ производства. Сетевые информационные продукты. ТЕМА 2. Проблемы формирования и развития сетевой экономики. Организация связей предприятий в сети. Технологии организации связей. Виды информационных сетей. Масштабы экономической деятельности в сети Интернет. Создание сетевых форм организаций.
ТЕМА 3. Предприятия провайдеры. Организационно-правовые формы предприятий провайдеров. Назначение провайдеров. Характеристика продукции и услуг провайдерских фирм. Особенности основных и оборотных средств провайдерской фирмы. Бизнес-планирование в провайдерских фирмах. Оценка стоимости провайдерских фирм.
Методы оценки стоимости провайдерской фирмы.
ТЕМА 4. Межсоединения. Понятие и определение межсоединений. Методы расчета себестоимости межсоединений в распределенной экономике. IP- транспорт. Себестоимость трафика для различных видов организации коммуникаций.
ТЕМА 5. Ценообразование в сетевой экономике. Модели назнчения цен. Особенности тарифов и цен в сетевой экономике. Пути снижения цен на информационные продукты в сетевой экономике.
ТЕМА 6. Оценка эффективности использования сетевых технологий. Методы оценки эффективности. Показатели эффективности использования сетевых технологий. Экономический эффект, определяемый использованием сетевых технологий, его составляющие. Экономическая оценка результатов деятельности провайдерских фирм.
ТЕМА 7. Сферы практического применения Интернет- экономики. · Виртуальные предприятия. Основные понятия. Функционирование виртуального предприятия. Отличие виртуальных предприятий от традиционных. Достоинства и недостатки виртуальных предприятий. Типовые компоненты виртуально предприятия. · Маркетинг и реклама в Интернете. Новые подходы к рекламе, сбыту, расчету с клиентами. Особенности глобального маркетинга. Разработка рекламной программы в сетях. Баннерная реклама. Поисковые системы и каталоги. · Электронная коммерция. Понятие электронной коммерции и электронного бизнеса. Организационно-правовые формы электронной коммерции. Платежные средства. Банкинг. · Посредническая деятельность в Интернете · Межличностные коммуникации на базе Интернета Дистанционное образование с использованием сети Интернет
2. Методические указания по изучению дисциплины.
В последнее время информационные взаимодействия на базе глобальных информационных сетей и систем создали возможности для экономической деятельности в информационной среде. Главное здесь то, что любые компании или физические лица, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с помощью интернет – технологий контактировать между собой с целью обмена идеями, торговли и т.п. Фирмы, которые возьмут на вооружение информационные технологии получат неоспоримые преимущества в плане оперативности и эффективности удовлетворения запросов потребителей. Они должны будут решить ряд организационных, технических, социологических и культурологических вопросов, связанных с экономическим прогрессом в этом новом виртуальном мире с его взрывоподобным ростом и постоянными изменениями. Правительствам нужно будет создать соответствующую правовую инфраструктуру, которая должна обеспечивать стабильность и, в то же время, не ограничивать конкуренцию.
Характер мировой экономики, следуя научно-техническому прогрессу, изменялся многократно, но эти перемены происходили на протяжении десятилетий. Темп изменений в Интернет-экономике порождает существенные проблемы в самых разных областях человеческой деятельности. Создание экономического пространства с помощью сетей неизбежно приведёт к: _ глобализации производственно-коммерческой деятельности в Интернет; _ перестройке традиционных связей с партнёрами по бизнесу с применением сетевых технологий, что предполагает открытый доступ к коммерческим механизмам предприятия и формированию гибких связей с партнёрами; _ определению круга потенциальных потребителей, установлению с ними прямых взаимоотношений на личной основе; _ использованию и поддержке банков знаний путём создания интегрированных корпоративных баз данных и оснащения сотрудников средствами доступа к ним; _ разработке новых бизнес-моделей и оценке их воздействия на бизнес; _ поиску новых возможностей для бизнеса и их реализация при работе, как с потребителями, так и с партнёрами по бизнесу. Работа на развитом рынке характеризуется стабильной, как правило, небольшой нормой прибыли и, соответственно, малым финансовым риском. Развивающиеся рынки, напротив, привлекательны высокими нормами прибыли, но с более высокими рисками. Таковым, бурно развивающимся рынком, является рынок, связанный с сетевым экономическим пространством. Существует множество проблем, как правило, внутреннего характера, которые сдерживают его развитие как отрасли в целом. Статистический и экономический анализ различных форм бизнеса в Интернете позволяет выявить перспективные направления инвестиций в сетевую экономику с высокой скоростью возврата капитала.
Российские исследователи отмечают, что самым важным фактором влияния глобальных сетей на социально-экономическую активность являются качественные изменений условий обмена информацией между людьми и возможностей их информационных взаимодействий в виртуальной среде. Наблюдения за социально-экономическими приложениями современных информационно-коммуникационных технологий показывают что: _ «работа» становится «телеработой», которую можно выполнять в режиме «телеприсутствия»; _ торговля превращается в «электронную коммерцию», средство платежа – в «цифровую наличность», а бизнес – в «электронный бизнес»; _ поддержание контактов основано на использовании электронной почты, ICQ и др., а обсуждения принимают вид телеконференций, веб-форумов, чатов и т.п.; _ «работа в коллективе» основывается на «компьютерных средствах коллективной работы» (CSCW), дух коллективизма, комфортность и эффективность совместной работы уже зависит от GroupWare – особого класса компьютерных программ. Эти средства применяются уже достаточно широко, но пока слабо разработана общая картина изменений в социально-экономической деятельности человека, которые имеют место в виртуальной среде. При налаживании прямых и оперативных контактов предприятий, поставщиков и заказчиков через Интернет эти связи могут превращаться в сотрудничество, направленное на коллективный поиск путей повышения эффективности по всей цепочке от спроса до потребления, а также совместного использования полученных выгод. Примерами реализации этих возможностей являются такие известные компании как Cisco System, General Electric, Dell, Ford, Visa и др. В правилах поведения в сетевой экономике написано, что выживают предприятия, которые стоят на грани виртуальной (электронной) и реальной сфер бизнеса. В сетевой экономике термин «сетевой» не означает автономного существования в сети Интернет. Напротив, ни один проект, продвигаемый, рекламируемый только виртуально, не имел успеха. Но так же неэффективно искать пути повышения доходности бизнеса вне возможностей Сети.
Появление интернет-технологий, позволяющих выстраивать деловые отношения в среде Интернет дают возможность говорить о возникновении нового образа экономики, которая может быть названа «сетевой» или «интернет-экономикой», а для её обозначения используется термин «виртуальная экономика» Большинство экономистов уверены, что в 21 веке будут происходить радикальные изменения не только в способах обмена информацией между людьми, но и в самом образе их жизнедеятельности.
Серьёзные перемены происходят в бизнесе и, как следствие, во всей экономике нашего общества. Появление в нашей лексике таких неологизмов как @-коммерция (Интернет-коммерция), @-бизнес (Интернет-бизнес), @-предприятие (Интернет-предприятие) и т.д. свидетельствуют о том, что происходящие в обществе процессы, связанные с распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий, имеют, по крайней мере, устойчивый характер и заслуживают внимания со стороны экономистов, социологов. Говоря об уровне интереса и внимания к сетевой экономике в любых её проявлениях, следует иметь в виду их содержание. Проявляемое внимание отнюдь не должно ограничиваться рамками разговора о возможностях сетевых технологий и перспективах, которые они открывают. Сегодня уже требуется анализ соответствующих тенденций и характеристика тех социально-экономических форм, которые могут возникнуть в будущем под влиянием этих тенденций. Целью предпринимательской деятельности является прибыль, получение которой предполагает создание и реализацию определённой стоимости, востребуемой в обществе. Образуемая прибыль является не только характеристикой целесообразности, но и мотивом появления социально-экономических отношений. Производители изучают, что может быть востребовано рынком, создают адекватную стоимость с точки зрения своих интересов и системы ценностей и приобретают её либо нет. Подобная модель социально-экономических отношений в экономике и сегодня имеет место там, где ситуация с информационным обеспечением в системе хозяйствования осталась такой же что и много лет тому назад. Информатизация общества ведёт к тому, что информация становится жизненно важным элементом современной экономики и приводит к росту информационной составляющей. Увеличение информационной составляющей в стоимости товара неизбежно вовлекает потребителя в процесс производства стоимости. Таким образом, сам потребитель стоимости становится функционально полезным элементом в системе производителя и может рассчитывать на определённую долю коммерческого эффекта. Потребитель, вовлечённый в процесс функционирования подсистемы производителей, получает эту долю в виде скидок, бонусов, подарков и т.д. Это способ производителя поделиться прибылью с потребителем. В условиях высокой доли информационной составляющей в стоимости товаров и услуг для производителя важным становится знание своих конкретных потребителей, воспроизводства этих потребителей, трансформация собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для потребителя в этих условиях важно знать производителей, которые способны произвести стоимость, наилучшим образом удовлетворяющую его конкретные потребности, а значит и способных подстраиваться под него. Однако, любая дополнительная информация о ситуации на рынках требует определённых затрат, причём всё возрастающих. С целью удешевления операций поиска хозяйствующие субъекты (предприниматели, специалисты, инвесторы, потребители, поставщики и т.д.) подключаются к информационным системам различного уровня, на глобальном уровне каковой является Интернет. В результате становится возможным с меньшими затратами охватить поиском гораздо большие области допустимых хозяйственных решений, вплоть до глобальных решений. От понятия сетевой экономики можно перейти также к понятию «новая экономика» в условиях использования различных информационных сетей. Можно, в первом приближении, классифицировать информационные сети по уровню интеграции следующим образом: _ корпоративные сети (интранет); _ сети делового партнёрства (экстранет); _ глобальные сети (например, интернет). Этот уровень интеграции предопределяет вполне конкретные ограничения для доступа в информационное пространство. Если в глобальных сетях таких ограничений практически нет, то в корпоративных сетях и сетях делового партнёрства они явно присутствуют и согласуются исключительно с интересами корпоративных пользователей или участников партнёрских объединений. Это важно иметь в виде при использовании информационных ресурсов сетей в так называемой «новой экономике», которая может быть определена по формуле:
Сети должны обеспечить: _ доступность в любое время требуемой информации; _ возможность анализировать и оценивать полученную информацию; _ появление нужного покупателя. Среди тенденций такой «новой экономики» можно отметить следующие: _ индивидуальный подход к квалифицированному покупателю; _ наличие глобальной конкуренции, при которой не имеет значения место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т. д., но важным моментом является качество, уровень сервиса и т.п.; _ наличие информационных посредников; _ снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и, в конечном счёте, цены товара; _ изменение структуры существующих предприятий и компаний; _ переход к рейтинговым оценкам создаваемой стоимости; _ автоматизация бизнес-процессов. Существует английское название для термина «сетевая экономика» - “networked economy”. В докладе, подготовленном Европейской Комиссией в 1997 году, даётся одно из первых определений сетевой экономики как «среды, в которой любая компания или индивид, находящийся в любой точке экономической системы, могут с помощью Интернет-технологий контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия». С понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прогрессу в области Интернет и информационных технологий. В настоящее время сюда же тесно примыкают те сферы экономики, чья эффективность функционирования существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К ним относятся: «виртуальные предприятия», «электронная» коммерция, банкинг, дистанционное образование и др.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОКНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Ниже приводятся часть тестов для подготовки к тестированию.
Тема 1.1. Основные понятия и категории Интернет-экономики. Информационно-сетевое сообщество (филосовские аспекты) открытое базовое … – это хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). на соответствие сложное Соответствие между эмпирическими законами сетевой экономики и их основателями:
закрытое базовое Принципы функционирования и развития сетевой:
закрытое стандартное Автор эмпирического закона о превышении инвестиций в телекоммуникационном бизнесе:
Тема 1.2 Проблемы формирования и развития сетевой экономики. Организация связей предприятий в сети. Создание сетевых форм.
закрытое сложное Протокол электронной коммерции в сети Интернет:
закрытое стандартное Сетевое наименование взаимодействия бизнес-процессов в разных организациях:
закрытое стандартное Сетевое наименование розничной коммерции:
закрытое стандартное … сеть объединяет системных партнеров, выполняющих только свои производственные функции.
Тема 1.3 Межсоединения. IP
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|