и рекомендации к их изучению
к практическим занятиям При подготовке к практическому занятию студентам необходимо, прежде всего, иметь в виду, что на каждый семинар нужно подготовить соответствующую тему полностью, уметь дать ответ на каждый вопрос темы, а не ограничиваться только отдельными вопросами. Готовность к практическому занятию подразумевает знание базовых понятий, содержания основных вопросов соответствующей темы занятия, проявление активного участия в семинарском занятии, отвечая на заданные вопросы, дополняя и уточняя ответы других студентов, выступая с докладами и презентациями. По каждому вопросу темы студент должен подготовить логично выстроенный устный ответ, который может быть изложен по следующей схеме: 1. Хронологические и географические рамки, периодизация соответствующей культурно-исторической эпохи. 2. Определение базового понятия вопроса. 3. Объяснение предпосылок, факторов, оказавших влияние на формирование того или иного явления художественной культуры – стилей, произведений, идей, выраженных в том или ином произведении (для этого необходимо рассмотреть общий культурно-исторический контекст эпохи). 4. Характеристика основных особенностей художественных стилей, отдельных произведений, творчества представителей художественных школ и т.п. (необходимо выделить основные черты, описать их). 5. Значение (роль произведения искусства, новаторство автора, его оценка, влияние на художественное творчество последующих эпох, авторов и т.п.). При подготовке к практическим занятиям необходимо большое внимание уделять усвоению базовых понятий и терминов курса. Для этого рекомендуется вести глоссарий (словарь), в который нужно выписывать понятия по соответствующей теме и их краткие определения. При этом стараться не заучивать определение понятия, а вырабатывать умение самостоятельно его объяснять.
Ответы должны сопровождаться иллюстрациями, предпочтительно в виде презентации.
5. Темы практических занятий по дисциплине «Искусство» и рекомендации к их изучению ТЕМА 1: ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС ИСКУССТВА. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОСТИ Изучение курса «Искусство» необходимо начать с теории искусства, определения базовых понятий: что такое искусство, его сущность, основные категории (форма, содержание, художественный образ, стиль и др.). Следует рассмотреть искусствознание как специфическую область науки, а также определить особенности видов искусства, т.е. рассмотреть морфологию (классификацию) искусства. Важным вопросом при изучении данной дисциплины является проблема генезиса, т.е. происхождения искусства. Отвечая на этот вопрос, нужно рассмотреть различные теории происхождения искусства, например, религиозно-магическую, игровую и др. Следует также понять, каковы функции искусства, т.е. какую роль играет эта сфера в жизни общества и человека, начиная с самых ранних эпох человеческой истории. Зарождение искусства относится к эпохе первобытности, поэтому первым исторически возникшим типом художественной деятельности было первобытное искусство. Его изучение следует начать с общей характеристики первобытной эпохи, определить общие хронологические рамки и выделить этапы первобытности (палеолит, мезолит, неолит). Далее следует охарактеризовать искусство каждого периода на конкретных примерах (наскальные рисунки пещер Ляско, Альтамира, скульптура и керамика, мегалитические сооружения). По итогам изучения темы необходимо сделать выводы о значении первобытного искусства, например, что в первобытную эпоху сложились основные виды искусства, хотя в целом первобытное искусство было синкретичным (целостным), наметились пути его дальнейшего развития.
ТЕМА 2: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Приступая к изучению данной темы, необходимо дать общую характеристику культуры цивилизаций Древнего Востока, вспомнить, какие культуры относятся к древневосточным, определить общие хронологические и географические границы. Изучая любую тему, необходимо помнить, что искусство всегда находится в тесной взаимосвязи с общим культурно-историческим развитием соответствующей эпохи, своеобразно отражая и представляя характерные мировоззренческие установки, религиозные идеи и т.д. Это, безусловно, касается и искусства Древнего Востока. Каждая из цивилизаций имеет свои художественные формы, которые и должны быть рассмотрены в данной теме. Например, при рассмотрении искусства Древнего Египта, следует не просто перечислить основные памятники, но и проанализировать, как повлияли религиозные верования на формирование канона в искусстве Древнего Египта? Следует также рассмотреть особенности искусства народов Месопотамии (Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилонии), их общие черты и особенности. Особое внимание следует уделить искусству Древней Индии, проследив развитие и изменения художественных форм в различные периоды (искусство Хараппской цивилизации, буддийское искусство, и т.д.). Необходимо рассмотреть специфику древнекитайского искусства, рассмотреть такие своеобразные формы как живопись, монументальная скульптура, выявить особенности архитектуры. При этом нужно обратить внимание на религиозно-философские основы китайского искусства, выражающего характерные идеи гармонии с природой. Подводя итог по теме, следует определить, что же общего имеет искусство разных цивилизаций Древнего Востока.
ТЕМА 3: ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ Изучение данной темы должно начинаться с общей характеристики античной культуры, особенностей мировоззрения античности, нового понимания места и роли человека, его отношения к обществу и природе и понимания того, как эти особенности повлияли на развитие искусства Древней Греции и Древнего Рима. Далее следует выделить основные этапы древнегреческого искусства, последовательно характеризуя особенности художественного творчества на каждом из них. Начав с характеристики крито-микенского искусства, далее следует проанализировать особенности архаической скульптуры, ее отличия от египетской, а также определить основные принципы архаической архитектуры, т.е. формирование ордерной системы, назвать признаки соответствующих архитектурных ордеров (дорического, ионического, коринфского). Особое место занимает в древнегреческом искусстве «Золотой век» (V в. до н.э.), поэтому следует уделить особое внимание этому периоду, на конкретных примерах архитектуры (Афинский Акрополь) и скульптуры (работы Фидия, Мирона, Поликлета) продемонстрировать справедливость утверждения о высочайшем расцвете и гармонии «греческого гения». Отдельного внимания заслуживает искусство эллинистического периода, о том, какие изменения и почему происходили в греческом искусстве в последний период его развития.
Характеризуя искусство Древнего Рима, следует не только перечислять памятники архитектуры и скульптуры, но и проанализировать, что было достигнуто римлянами нового, в чем заключается своеобразие и оригинальность древнеримского искусства (скульптурный портрет, использование принципов греческой ордерной системы в сочетании с арочными конструкциями, использование новых материалов и технологий (бетон), архитектурных форм – триумфальные арки, акведуки, базилики и т.п.). В качестве выводов по теме можно провести сравнение древнегреческого и древнеримского искусства, выявив общие черты и подчеркнув отличия, и определить место и значение античного искусства в мировой культуре, какое влияние оказала античная художественная система на дальнейшее развитие мирового искусства.
ТЕМА 4: ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ Вначале необходимо дать общую характеристику византийской средневековой культуры, обозначить этапы ее развития. Необходимо также определить, какие идеи лежат в основе византийского искусства, назвать его основные принципы. Далее охарактеризовать византийскую сакральную (культовую) архитектуру, выявить назначение искусства в византийском храме (на примере выдающихся храмов – Святой Софии в Констнтинополе). Особое внимание следует уделить символизму византийского искусства, в чем он проявлялся (символика цвета, атрибутов библейских персонажей), какие основные формы сложились в изобразительном искусстве Византии (икона, фреска, мозаика), в чем состоит специфика каждой из них, какие основные образы и сюжеты отражены в византийской иконописи. Отдельно следует рассмотреть особенности и роль византийского декоративно-прикладного искусства, а также книжной миниатюры. Следует также проследить влияние византийского искусства на искусство стран так называемого византийского круга, т.е. стран, принявших православное христианство и соответственно испытавших влияние культуры Византийской империи (Сербия, Болгария, Древняя Русь).
ТЕМА 5: РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО Изучение данной темы должно опираться на знание особенностей средневековой русской культуры, основных этапов ее развития, полученное, в том числе, из изучаемого ранее курса истории. Давая общую характеристику культуры средневековой Руси, определяя периодизацию искусства, нужно помнить о том, что художественная культура Руси имеет несколько источников – собственно славянские, языческие корни, а также, безусловно, мощный поток византийского влияния, воспринятого вместе с христианством. При рассмотрении архитектуры нужно выделить особенности каждого этапа в развитии данного вида творчества, исходя из его сакрального смысла. Следует охарактеризовать стилевые разновидности крестово-купольной архитектуры в X-XV вв. (монументальный историзм, придворно-княжеский, уличанский), отличия шатрового зодчества (XVI-XVII вв.), черты новых стилей («нарышкинский стиль» XVII в.) на примере наиболее известных храмов (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, новгородские храмы, ансамбль Московского Кремля, шатровые храмы Москвы и др. городов). Особую роль в русском искусстве играет иконопись, поэтому знание основных сюжетов и образов древнерусской иконописи важно для понимания средневекового искусства. Особенное внимание нужно уделить творчеству выдающихся иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др., а также проанализировать особенности основных иконописных школ (новгородской и московской). Необходимо также рассмотреть иконописные школы XVI-XVII вв. (годуновская, строгановская) и творчество С. Ушакова и др. «царских изографов», те изменения, которые произошли в иконописи XVII в.
ТЕМА 6: ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО Началом изучения темы должна служить характеристика западно-европейской средневековой культуры и основных этапов её развития. Следует определить религиозно-философские истоки художественной культуры Западной Европы, обозначить новые задачи, которые встали перед средневековым искусством этого времени. Затем следует характеризовать основные этапы развития художественной культуры средневековой Европы: искусство варварских королевств (каролингский ренессанс), затем перейти к рассмотрению особенностей романского стиля в архитектуре, определить основные виды сооружений (замки, храмы), привести примеры архитектурных и скульптурных памятников романского стиля. Важное значение имеет изучение конструктивных и технических изменений в средневековом зодчестве, которые привели к появлению готического стиля в архитектуре, рассмотреть художественные особенности готики на примере наиболее известных французских храмов (Нотр Дам де Пари, Реймский, Шартрский, Амьенский и др. соборы). Также стоит проследить национальные варианты готики в Германии, Англии и др. странах.
ТЕМА 7: СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН Общая характеристика и основные этапы арабо-мусульманской культуры являются необходимым начальным звеном в изучении данной темы. Особое внимание следует уделить влиянию ислама на особенности искусства средневековых арабо-мусульманских стран и основным эстетическим принципам мусульманского искусства (категории божественной красоты, божественного величия, божественного Имени) и формы их воплощения. Необходимо также обратить внимание на проявления символизма арабо-мусульманского средневекового искусства, основные виды и жанры (орнамент, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство). Важно рассмотреть основные особенности и принципы мусульманской архитектуры и градостроительства, привести примеры наиболее известных архитектурных памятников. Отдельно следует дать характеристику мавританского стиля, обозначить его основные черты и на примере архитектурного ансамбля Альгамбры, а также проследить влияние арабо-мусульманского искусства на другие народы и регионы (Центральная Азия, мусульманское искусство Индии).
ТЕМА 8: ИСКУССТВО ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В основу изучения данной темы должны быть положены знания общих принципов и отличительных черт культуры эпохи Возрождения, ее идейных основ, мировоззренческих сдвигов. Особенно следует выяснить появление и значение термина «Ренессанс», связанное с обращением к античности, подчеркнуть то особое влияние, которое оказало искусство античности на искусство Возрождения. В истории искусства Возрождения принято выдельять несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Поэтому обязательно нужно дать периодизацию итальянского искусства Ренессанса и рассмотреть поиски и новаторство искусства Проторенессанса (Джотто, Н. Пизано и др.), открытия и достижения деятелей искусства Раннего Возрождения (Донателло, Мазаччо, Боттичелли), взлет искусства в творчестве гениев Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело), своеобразие венецианской школы живописи (творчество Джорджоне, Тициана) и закат ренессансной художественной культуры в период Позднего Возрождения (маньеризм) как отражение духовного кризиса эпохи.
ТЕМА 9: ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В данной теме рассматриваются особенности искусства стран Центральной и Северной Европы, т.е. Северного Возрождения. Начать изучение темы необходимо с обозначения предпосылок и факторов, повлиявших на культуру этих стран, определения значения движения Реформации, в том числе и на искусство, отразившее изменение в мировоззрении, представлениях о человеке и мире, и как эти изменения проявились в художественной форме. Далее следует изучить особенности нидерландской школы живописи (творчество Я. ван Эйка, П. Брейгеля, И. Босха и др.). Важно также дать характеристику творчества виднейших представителей немецкого Возрождения (А. Дюрер, М. Грюневальд, Г. Гольбейн-младший, Лукас Кранах Старший и др.) и французского Ренессанса (Ж. Фуке, Ж. Клуэ). Также необходимо провести сравнение Итальянского и Северного Возрождения, определить, в чем состоит отличие искусства Северного Ренессанса от Итальянского.
ТЕМА 10: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА XVII в. Данной темой открывается изучение искусства Нового времени, поэтому вначале необходимо охарактеризовать общую культурно-историческую ситуацию эпохи Нового времени, обозначить динамику развития художественной культуры, проявлявшуюся в многообразии стилей искусства XVII-XIX вв. Также необходимо определить, какие новые жанры и сюжеты появляются в искусстве, что повлияло на тематику и образность искусства. Следующим шагом в изучении темы является рассмотрение особенностей национальных школ искусства и преобладавших в этих странах стилевых направлениях: барокко в искусстве Италии и Фландрии, реализм голландского искусства, французский классицизм, «золотой век» испанской живописи. Обязательным элементом изучения темы является исследование творчества наиболее выдающихся мастеров искусства XVII в.: Л. Бернини, П.-П. Рубенса, Рембрандта, А. ван Дейка, Н. Пуссена, Д. Веласкеса, Ф. Сурбарана, Х. Риберы и др. ТЕМЫ 11-12: ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII-XIX вв. Первоначально необходимо дать характеристику культуры эпохи Просвещения, определить ее истоки и содержание, а также влияние идей Просвещения на развитие искусства. Далее следует перейти к изучению основных стилей искусства XVIII-XIX вв., их характерных черт и признаков, особенностей творчества представителей рококо, сентиментализма, ампира, романтизма, реализма. Также нужно охарактеризовать деятельность новых художественных групп в живописи XIX в.: барбизонцев, прерафаэлитов, группы «Наби». Важно проследить развитие архитектуры данной эпохи, ее стилевые и конструктивные изменения в связи с применением новых технологий и материалов. Особое внимание следует обратить на особенности стилевых направлений конца XIX в. как переход к искусству XX века (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, Ар Нуво). ТЕМЫ 13-14: ИСКУССТВО РОССИИ XVIII-XIX в. Приступая к изучению данной темы, нужно обратиться к исторической и культурной ситуации в России в Новое время, определить факторы и события, определившие развития русской художественной культуры в эту эпоху, в частности, ответить на вопрос, какое влияние оказали реформы Петра I на развитие культуры и искусства XVIII в.? Далее следует перейти к характеристике основных видов искусства. Необходимо определить новые принципы и черты архитектуры и градостроительства XVIII в., назвать основные памятники и их создателей. Для понимания искусства важно также понять, почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в XVIII в., проанализировав творчество таких выдающихся художников портретистов, как И. Никитин, А. Матвеев, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Но также следует рассмотреть и другие жанры живописи данного периода (пейзаж, исторический и др.). Отдельного внимания заслуживает скульптура как новый вид творчества в русском искусстве и ее выдающиеся представители (Ф.Шубин и др.). Переходя к искусству XIX в., нужно сказать об общей культурно-исторической обстановке в России XIX в. и о том, какие события оказали наиболее сильное влияние на развитие искусства, например, какое значение для развития художественной культуры XIX в. имела Отечественная война 1812 г.? Затем следует охарактеризовать школы и стилевые направления в русской архитектуре XIX в., проанализировать особенности развития монументальной и станковой скульптуры XIX века. Наибольшее внимание следует уделить основным течениям и объединениям в русской живописи, таким как романтизм (творчество Кипренского Щедрина, Айвазовского, Тропинина и др.), критический реализм в деятельности «передвижников», их значение в истории русского искусства.
ТЕМА 15: ИСКУССТВО РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ. Изучение данной необходимо начать с определения понятия «Серебряный век» русской культуры, обозначения хронологических рамок периода, его особенностей. Затем необходимо выделить и охарактеризовать две линии в развитии искусства рубежа веков: 1) традиционную, направленную на продолжение традиций русской живописи в творчестве А. Рябушкина, М. Нестерова, В. Серова и др.; и 2) модернистскую, ориентированную на новаторство, поиски новых выразительных средств и приемов, воплотившуюся в деятельности различных авангардных групп и течений. При рассмотрении второй тенденции, нужно начать с деятельности объединения «Мир искусства», вывить основное содержание творчества его главных представителей (А. Бенуа, К. Сомова, Л. Бакста и др.). Затем обратить внимание на творческие поиски представителей группы «Союз русских художников». Важное значение имеет выявление особенностей различных течений русского авангарда (модерн, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм), определение значений данных терминов, изучение творчества их представителей (В.Кандинского, К. Малевича, В. Татлина и др.). Также необходимо проследить историю возникновения и деятельности авангардистских групп («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Особенное внимание следует обратить на развитие архитектуры рубежа веков, ее стилевых направлений (модерн, неорусский стиль, неоклассицизм). Важно, подводя итог, сделать выводы о значении нового искусства, его дальнейшей судьбе в истории искусства.
ТЕМА 16: ИСКУССТВО СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ Начать изучение данной темы необходимо с определения исторических условий развития искусства в советский период, определения периодизации советской культуры в целом, принимая во внимание то, какое влияние оказывала политика Советской власти на культуру и искусство, какие новые формы изобразительного искусства возникли после революции. Динамику развития советского искусства нужно проследить, начав с характеристики деятельности творческих групп и объединений 1920-х гг. (ЛЕФ, ОСТ, ОМХ, АХРР и др.), включая развитие архитектуры и скульптуры в эти годы. Затем следует рассмотреть, как изменилось развитие художественной культуры в 1930-е годы, каковы черты и задачи нового художественного стиля – социалистического реализма. Особое внимание нужно уделить изменениям в искусстве в годы Великой Отечественной войны, как в нем отразилась героическая борьба народа и драматизм эпохи. Далее охарактеризовать «суровый стиль» в живописи 1950-60-х гг., назвать его основоположников (Т. Салахов, П. Никонов и др.). Отдельно следует проследить развитие архитектуры и архитектурно-скульптурных памятников и мемориалов в послевоенный период. Важной составной частью искусства советской эпохи является неофициальное искусство, заявлявшее о себе на авангардных выставках 1960-70-х гг. В рамках данной темы также следует рассмотреть основные тенденции и противоречия развития изобразительного искусства 1980-х – начала 1990-х годов.
ТЕМА 17: ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА В данной теме изучаются основные течения и направления современного западного искусства, предпосылки его возникновения, с учетом общего культурно-исторического контекста эпохи. Основные течения в искусстве 1-й половины XX в. – экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, фовизм, сюрреализм – следует рассматривать как выражение духовного кризиса эпохи, переоценки традиционных ценностей, поиск новых приемов и средств выразительности, как попытки нового объяснения реальности. Рассматривая основные направления в архитектуре («органическую архитектуру» Ф.-Л. Райта, «инженерный стиль» В. Гропиуса, поиски «Баухауза», проекты Ле Корбюзье, новаторство О. Нимейера) следует выделить главные тенденции, оказавшие наиболее существенное влияние на облик современных городов и определившие тенденции современного зодчества и градостроительной практики. Течения второй половины XX века и их специфику следует рассматривать как отражение изменений критериев красоты и прекрасного, проявлений массового искусства, крайней субъективности художественного творчества и т.п.: «абстрактный экспрессионизм, или живопись действия», поп-арт, оп-арт,и др.
6. Планы семинарских занятий Планы семинарских занятий по дисциплине «Искусство», включают в себя вопросы для устных ответов студентов на практических занятиях. Устные ответы необходимо сопровождать иллюстративным материалом, предпочтительно в виде мультимедийной презентации. Темы докладов являются дополнительными вопросами, представляемыми в письменном виде или в виде презентации, и при наличии времени могут быть заслушаны устно на семинарском занятии в качестве устного доклада, а также могут быть рассмотрены в качестве тем для выступления на конференции, либо представлены в виде письменных самостоятельных работ. Структура письменного вопроса обязательно подразумевает наличие краткого самостоятельного введения, основной части и заключения, в котором студент подводит итоги сделанной работе и своими словами делает вывод – краткий ответ на поставленный вопрос. Объем работы не должен превышать двойного тетрадного листа или двух страниц печатного текста. После каждого списка вопросов указываются номера источников из списка литературы, имеющейся в библиотеке ДГТУ. Доступ к указанным в списке Интернет-источникам возможен через электронную библиотеку ДГТУ по логину и паролю, полученному в электронном читальном зале.
ТЕМА 1: ГЕНЕЗИС ИСКУССТВА. ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОСТИ и РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ 1. Искусство как феномен культуры. Сущность, основные категории искусства. 2. Специфика искусствознания. Формы и виды искусства, их особенности. 3. Проблемы генезиса искусства. Основные теории происхождения искусства. 4. Функции искусства в первобытном обществе. 5. Охарактеризуйте искусство эпохи палеолита (пещеры Ласко, Альтамира). 6. Объясните значение и особенности первобытной скульптуры. 7. Мегалитические сооружения Европы эпохи неолита. 8. Общая характеристика культуры Древнего Востока. 9. Охарактеризуйте искусство основных периодов истории Древнего Египта. 10. Как повлияли религиозные верования на формирование канона в искусстве Древнего Египта? 11. Дайте определения следующих понятий: стиль, художественный образ, синкретизм, менгир, мегалит, кромлех, дольмен, «палеолитические Венеры», амарнский стиль, гипостильный зал, клафт, урей, ушебти, палетка, мастаба. ЛИТЕРАТУРА 3 (гл.1,2), 4 (гл.1), 10 (т.1, кн.1), 16, 25, 26 (разд. I), 29 (гл. 8-11).
ТЕМА 2: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. Каковы основные достижения искусства народов Месопотамии? Расскажите о наиболее известных памятниках искусства Шумеро-аккадской цивилизации, Ассирии, Вавилонии. 2. Дайте характеристику основных этапов искусства Древней Индии. Какие памятники искусства хараппской цивилизации Вы знаете? 3. Охарактеризуйте основные школы древнеиндийской скульптуры. 4. Рассмотрите влияние буддизма на архитектуру Индии и стран Юго-Восточной Азии. 5. Охарактеризуйте основные этапы развития древне-китайского искусства. 6. Расскажите о монументальной циньской скульптуре. 10. Каковы особенности традиционной китайской архитектуры? 11. Охарактеризуйте основные жанры древнекитайской живописи, её философские основы. 12. Обратите внимание на содержание следующих понятий: адорант, глиптика, зиккурат, контррельеф, пагода, пандус, пилон, рельеф, ступа, стамбха, чайтья, шань-шуй, шеду. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Синтез искусств в индуистских храмах. 2. Искусство сада в китайской и японской культурах. ЛИТЕРАТУРА 3 (гл. 3-6),4 (гл. 2-5), 10 (т.1),13 (гл.1-3), 19, 21, 26 (разд.I,II), 31 (т.1).
ТЕМА 3: ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ 1. Дайте характеристику основных этапов развития древнегреческого общества и культуры. Какие особенности античного мировоззрения повлияли на развитие древнегреческого искусства? 2. Расскажите о крито-микенском искусстве. 3. Проанализируйте главные особенности архаической скульптуры, её отличия от египетской. 4. Формирование ордерной системы в греческой архитектуре. Охарактеризуйте основные достижения античной архитектуры. 5. Почему V век до н.э. считается «Золотым веком» древнегреческого искусства? Назовите наиболее известные памятники этого периода. 6. Назовите и охарактеризуйте основные особенности искусства эллинистического периода. 7. Охарактеризуйте основные периоды в развитии культуры и искусства Древнего Рима. 8. Назовите особенности этрусского искусства и его влияние на римское искусство. 9. Охарактеризуйте развитие римской скульптуры. 10. Особенности и достижения римской архитектуры. 11. Обратите внимание на содержание следующих понятий: абак, акведук, акрополь, антаблемент, архитрав, атриум, аттик, диптер, каннелюры, капитель, кариатида, карниз, ордер, кессоны, кора, курос, мегарон, метопа, периптер, помпейские стили, портик, стереобат, стилобат, фриз, фронтон. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Вазопись в древнегреческом искусстве. 2. Выдающиеся греческие скульпторы классического периода и их шедевры. 3. Римская архитектура республиканского и императорского периодов: общее и особенное. ЛИТЕРАТУРА гл.7,8), 4 (гл. 7,8), 10 (т.1), 13 (гл. 4,5), разд. III), 30,31 (т.1).
ТЕМА 4: ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ 1. Общая характеристика средневековой культуры Византии. Этапы её развития. 2. Какие идеи лежат в основе византийского искусства? Общие принципы византийского искусства. 3. Назначение искусства в византийском храме, сакральная архитектура. 4. В чем проявился символизм византийского искусства? 5. Расскажите о сюжетах и образах византийской иконописи. Византийские фрески и мозаики. 6. Каковы особенности и роль декоративно-прикладного искусства Византии в христианской культуре? 7. Какое влияние оказало византийское искусство на искусство стран, принявших православное христианство? 8. Обратите внимание на содержание следующих понятий: алтарь, апсида, деисус, икона, иконоборчество, иконография, иконостас, канон, клейма, крестово-купольный храм, миниатюра, мозаика, неф, пилястр, смальта, темпера, фреска, перегородчатая эмаль, энкаустика. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Византийская книжная миниатюра ЛИТЕРАТУРА 3 (гл. 9),4 (гл.9), 13 (гл. 6), 26 (разд.V), 30, 31 (т.1), 32. ТЕМА 5: РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО 1. Общая характеристика этапов развития культуры Руси IX-XVII вв. 2. Архитектура Киевской Руси. Крестово-купольный тип храма: особенности конструкции и символика. 3. Архитектура периода феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига (XII-XVвв.). Ансамбль Московского Кремля. 4. Архитектура Московской Руси (XVI-XVII вв.): шатровый стиль, «московское барокко». 5. Основные сюжеты и образы древнерусской иконописи. 6. Особенности иконографии иконостаса. 7. Охарактеризуйте особенности новгородской и московской школ иконописи, творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. 8. Иконописные школы XVI-XVII вв. (годуновская, строгановская). Творчество Симона Ушакова. 9. Обратите внимание на содержание следующих понятий: барабан, закомара, конха, одигитрия, оранта, парус, прясло, парсуна, нартекс, скань, чернь, зернь, филигрань, хоры, шатёр, элеус. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Искусство языческой Руси. 2. Декоративно-прикладное и ювелирное искусство Древней Руси. 3. Софийские соборы Киева и Новгорода. 4. Развитие изобразительного искусства в работах царских изографов. ЛИТЕРАТУРА 2, 3 (гл.15,16), 4 (гл.17,18), 5, 13 (гл.8), 26 (разд.V), 30, 31 (т.2).
ТЕМА 6: ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО 1. Характеристика западно-европейской средневековой культуры и основных этапов её развития. 2. Религиозно-философские истоки художественной культуры Западной Европы. Какие новые задачи встали перед средневековым искусством этого времени? 3. Как складывалось искусство варварских королевств? 4. Расскажите о возникновении и особенностях романского стиля. Назовите основные памятники романской архитектуры. 5. Каковы особенности романской скульптуры? 6. Какими новыми техническими приёмами обогатил архитектуру готический стиль? 7. Охарактеризуйте готический собор как синтез средневекового искусства (на примере любого собора). 8. Какова роль скульптуры в готическом искусстве? 9. Расскажите о средневековых книжных миниатюрах. 10. Обратите внимание на содержание следующих понятий: аркатура, аркбутан, базилика, витраж, донжон, контрфорс, нервюра, портал, тератологический стиль, трансепт, тимпан. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Витражное искусство Средневековой Европы. 2. Местные особенности романской архитектуры Франции, Германии, Италии.
ЛИТЕРАТУРА 1, 2, 3 (гл.11), 4 (гл.11), 10 (т.1), 13, (гл.9), 22, 26 (разд.V), 27, 30, 31 (т.1), 33.
ТЕМА 7: СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН 1. Общая характеристика и основные этапы арабо-мусульманской культуры. 2. Влияние ислама на особенности искусства средневековых арабо-мусульманских стран. Основные эстетические принципы мусульманского искусства. 3. В чём наиболее ярко проявился символизм арабо-мусульманского средневекового искусства? 4. Охарактеризуйте основные виды и жанры арабо-мусульманского изобразительного искусства (орнамент, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство). 5. Особенности мусульманской архитектуры и градостроительства. Назовите основные архитектурные памятники. 6. Назовите основные отличительные черты мавританского стиля XI-XV вв. 7. Обратите внимание на содержание следующих понятий: аркада, арабеска, каллиграфия, куфи, мавританский стиль, масджид, михраб, мечеть, минарет, медресе, насх. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Декоративно-прикладное и ювелирное искусство арабо-мусульманских стран. 2. Арабская книжная миниатюра. ЛИТЕРАТУРА 3 (гл.10),4 (гл.12), 9, 13 (гл.7), 14, 26 (разд.IV), 30, 31 (т.1), 32.
ТЕМА 8: ИСКУССТВО ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Периодизация и общая характеристика культуры эпохи Возрождения. 2. Какое влияние оказало искусство античности на искусство Ренессанса? 3. Искусство Проторенессанса: поиски и открытия (С. Мартини, Джотто, Н. и Дж.Пизано и др.). 4. Становление и расцвет национальных школ в искусстве Раннего Возрождения (живопись, архитектура, скульптура). 5. Искусство Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело как вершина ренессансного изобразительного искусства. 6. Своеобразие венецианской школы живописи (Джорджоне, Тициан). 7. Позднее Возрождение: маньеризм как выражение духовного кризиса эпохи. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Отражение идеала ренессансного человека в творчестве выдающихся скульпторов Раннего Возрождения. 2. Величайший поэт линий - Сандро Боттичелли. 3. Леон Батиста Альберти: «архитектор гармонии». 4. Собор Санта Мария дель Фьоре – шедевр Ренессанса. ЛИТЕРАТУРА 1, 2, 3 (гл.12), 4 (гл.14), 10 (т.3), 13 (гл.10), 15,20, 22, 26 (разд. VI), 27, 28, 30, 31 (т.1), 33.
ТЕМА 9: ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Общая характеристика эпохи Северного Возрождения. 2. Какое влияние оказала Реформация на художественную культуру стран Центральной и Северной Европы? 3. Как отличается изображение человека и окружающих его вещей в искусстве Северного Возрождения от итальянского искусства того же периода? 4. Охарактеризуйте нидерландскую школу живописи (Я. ван Эйк, П. Брейгель и др.). 5. Расскажите о творчестве виднейших представителей искусства Германии (А. Дюрер, М. Грюневальд, Ганс Гольбейн-младший). 6. Ренессанс в искусстве Франции. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Иеронимус Босх: символы и смыслы. 2. Дунайская школа живописи. ЛИТЕРАТУРА 1, 2, 3 (гл.12), 4 (гл.14), 10 (т.3), 13 (гл.11,12), 15, 20, 22, 26 (разд. VI), 27, 28, 30, 31 (т.1), 33. ТЕМА 10: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ XVII в. 1. Общая характеристика культуры Нового времени. Многообразие стилей искусства. 2. Творчество А. Караччи и М. Караваджо как преодоление маньеризма. 3. Стиль барокко: особенности, основные архитектурные и скульптурные памятники (Л. Бернини и др.). 4. Охарактеризуйте фламандскую школу живописи. 5. Искусство Голландии: харлемская и дельфтская школы живописи (особенности и творчество основных представителей). 6. «Золотой век» испанской живописи (Веласкес, Мурильо, Сурбаран, Рибера). 7. Классицизм во французском искусстве XVII в.: (архитектурные ансамбли, шедевры живописи). ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ: 1. «Тихая жизнь предметов» - голландский натюрморт. 2. Версаль – памятник искусства Нового времени. 3. «Чародей римского барокко» – Франческо Борромини. 4. Городской пейзаж Каналетто. ЛИТЕРАТУРА 1, 2, 3 (гл. 13), 4 (гл.15), 13 (гл.11,12), 15, 20, 22, 26 (разд. VII), 27, 30,31 (т.1), 33.
ТЕМА 11: ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII в. 1. Культура эпохи Просвещения (ее истоки и содержание), влияние идей Просвещения на развитие искусства. 2. Охарактеризуйте признаки и проявления стиля ам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|