Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На основании приведенных данных постройте факторную модель прибыли и рассчитайте влияние факторов на изменение её суммы всеми способами

Содержание

 

1 Платежеспособность и ликвидность предприятия. Понятие. Анализ и оценка

2 На основании приведенных данных провести анализ издержек обращения аптечного предприятия. Запланировать издержки обращения на предстоящий год в разрезе отдельных статей, общей суммы и среднего уровня расходов

3 На основании приведенных данных постройте факторную модель прибыли и рассчитайте влияние факторов на изменение её суммы всеми способами

Список литературы

 


Платежеспособность и ликвидность предприятия. Понятие. Анализ и оценка

 

Платежеспособность - это готовность предприятия погасить долги в случае одновременного предъявления требования о платежах со стороны всех кредиторов предприятия. Ясно, что речь идет лишь о краткосрочных заемных средствах - по долгосрочным срок возврата известен заранее и не относится к данному периоду.

Платежеспособность - это наличие у предприятия средств, достаточных для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам и одновременно бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции.

Показатель, характеризующий уровень платежеспособности, это отношение ликвидных оборотных средств к сумме краткосрочной задолженности. Ликвидные оборотные средства включают данные 2 и 3 разделов актива баланса предприятия за вычетом расходов будущих периодов и прочих активов, т.к. средства по этим двум статьям не могут быть превращены в деньги для погашения долгов.

Числитель данного показателя должен значительно превышать знаменатель. Соответственно уровень показателя платежеспособности должен значительно выше единицы. Эта качественная оценка уровня показателя платежеспособности на каждом предприятии должна быть оценена количественно.

В финансовой теории существуют примерные нормативы для этого показателя, который называется общий коэффициент покрытия.

Считается, что он не должен быть не ниже 2-2,5. В настоящее время в условиях нестабильности в экономике его минимальная величина оценивается выше - 3-4 [1, 3,5].

Однако, именно нестабильность делает невозможным какое-либо нормирование этого показателя вообще. Он должен оцениваться для каждого конкретного предприятия, по его балансовым данным. Для такой оценки надо определить сколько оборотных средств должно остаться в распоряжении предприятия после погашения текущих долговых обязательств на другие нужды - бесперебойное ведение производственного процесса, погашение долгосрочных обязательств и т.п. Кроме того следует учесть, что при определении общего коэффициента покрытия принималось в расчет источника погашения краткосрочных обязательств всю дебиторскую задолженность. Но среди дебиторов есть и неплатежеспособные покупатели и заказчики, которые по разным причинам не оплатят продукцию данного предприятия. Все эти обстоятельства и определяют, насколько должен быть выше единицы показатель общего коэффициента покрытия.

Если формализовать, то общий коэффициент покрытия будет равен:

К = (Кр+Мп+Дб)/Кр = 1 + (Мп+ Дб)/Кр, (1)

 

где К - обший коэффициент покрытия;

Мп - материальные ресурсы, необходимые для бесперебойного ведения производственного процесса;

Дб - безнадежная дебиторская задолженность;

Кр - величина краткосрочной задолженности всех видов.

Потенциальным средством для погашения долгов является дебиторская задолженность, которая при нормальном кругообороте средств должна превратиться в денежную наличность.

Средством для погашения долгов могут служить также имеющиеся у предприятия запасы товарно-материальных ценностей. При их реализации предприятие получит денежные средства.

Иными словами, теоретически погашение задолженности обеспечивается всеми оборотными средствами предприятия. Точно также теоретически можно было бы предположить, что если у предприятия оборотные средства превышают сумму задолженности, то оно готово к погашению долгов, т.е. платежеспособно. Однако, если предприятие действительно направит все оборотные средства на погашение долгов, то в тот же момент прекращается его производственная деятельность, т.к. из средств производства у него останутся только основные средства, а денег на приобретение материальных оборотных средств нет - они полностью ушли на выплату задолженности.

Поэтому платежеспособным можно считать предприятие, у которого сумма оборотных средств значительно превышает размер задолженности.

Понятие ликвидности

Термин «ликвидность» (от лат. Liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства.

Понятие ЛИКВИДНОСТЬ означает возможность предприятия своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми поставщиками, что определяется наличием достаточного собственного капитала, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков [1,8,6,3,5].

Иными словами, ликвидность базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими – собственным капиталом, дебиторскими задолженностями и наличием ТМЦ.

С учетом этого в мировой экономической теории и практике ликвидность принято понимать как «запас» или как «поток». При этом ликвидность как «запас» включает в себя определение уровня возможности предприятия выполнять свои обязательства перед клиентами в определенный конкретный момент времени путем изменения структуры активов в пользу их высоколиквидных статей за счет имеющихся в этой области неиспользованных резервов.

Ликвидность как «поток» анализируется с точки зрения динамики. Это предполагает оценку способности предприятия в течение определенного периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности или предотвращать ухудшение достигнутого, объективно необходимого уровня ликвидности (сохранять его) за счет эффективного управления соответствующими статьями активов и пассивов, привлечения дополнительных заемных средств, повышения финансовой устойчивости путем роста доходов.

Таким образом, каждое предприятие должно самостоятельно обеспечивать поддержание своей ликвидности на заданном уровне. На основе как анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и прогнозирования результатов деятельности и проведения в последующем научно обоснованной экономической политики в области формирования уставного капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных средств сторонних организаций, осуществления активных кредитных операций.

Таким образом, ликвидность предприятия – это возможность использовать его активы в качестве наличных денежных средств или быстро превращать их в таковые. [1,8,6,3,5]

Предприятие ликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать средства из других источников достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. Кроме того, ликвидный резерв необходим для удовлетворения практически любых непредвиденных финансовых нужд: заключения выгодных сделок по кредиту или инвестированию; на компенсирование сезонных и непредвиденных колебаний спроса на кредит, восполнение средств при неожиданном изъятии вкладов и т. д.

В отечественной экономической литературе, в отличие от установившейся международной терминологии, подчас смешиваются два понятия - ликвидность баланса и платежеспособность, что в последующем приводит к отождествлению методов и способов поддержания ликвидности и платежеспособности кредитных институтов. Если первое в большей степени дело самого предприятия и оно самостоятельно выбирает в конкретных условиях те или иные способы поддержания своей ликвидности на уровне установленных норм, то второе, как правило, относится к функциям государства.

Ликвидность баланса. Баланс считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. Иначе говоря, каков пассив по сроку, таким должен быть и актив; тогда обеспечивается равновесие в балансе между суммой и сроком высвобождения средств по активу в денежной форме и суммой и сроком предстоящего платежа по обязательствам банка.

На ликвидность баланса влияет структура его активов: чем больше доля первоклассных ликвидных средств в обшей сумме активов, тем выше ликвидность банка. Активы по степени их ликвидности можно разделить на три группы:

1. Ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности, или первоклассные ликвидные средства. В их числе - касса, средства на корсчете, первоклассные векселя и государственные ценные бумаги.

2. Ликвидные средства в распоряжении, которые могут быть превращены в денежные средства. Речь идет о условно реализуемых ценных бумагах, зарегистрированных на бирже и других ценностях (включая нематериальные активы). [6,3,5]

3. Неликвидные активы - это просроченные кредиты и ненадежные долги, здания и сооружения, относящиеся к основным фондам.

Ликвидность баланса оценивается при помощи расчета специальных показателей, которые отражают соотношение активов и пассивов, структуру активов. В международной практике чаше всего в этих целях используются коэффициенты ликвидности. Последние представляют собой соотношение различных статей актива баланса кредитного учреждения с определенными статьями пассива или, наоборот, пассивов с активами. Показатели ликвидности в разных странах имеют различные названия, неодинаковые методики их исчисления, что связано со сложившейся практикой. и традициями зависят от специализации и величины предприятия. Обычно для оценки ликвидности применяются коэффициенты краткосрочной и среднесрочной ликвидности; они исчисляются как отношение краткосрочных ликвидных активов или среднесрочных активов к соответствующим по срокам пассивам. В ряде стран рыночной экономики банки обязаны поддерживать коэффициенты ликвидности не ниже определенного уровня, называемого нормой ликвидности [1,8,6,3,5].

2 На основании приведенных данных провести анализ издержек обращения аптечного предприятия. Запланировать издержки обращения на предстоящий год в разрезе отдельных статей, общей суммы и среднего уровня расходов

 

Таблица 2.1. Исходные данные

Показатели, тыс. руб. ХХХ 1 ХХХ 2 Отчетный год Предстоящий год
Товарооборот 8500 12036 15917 21230
Издержки обращения, в т. ч.: 1020 1334 1942  
Расходы на содержание зданий, сооружений и транспорта 242,8 253,4 397,2  
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 21,2 23,4 28,8  
Расходы по оплате труда 440,4 620,2 764,7  
Налоги и отчисления от заработной платы 157,6 222 273,8  
Расходы на охрану труда 12,8 10,6 13,1  
Расходы по доставке товаров 16,4 22,8 30,2  
Расходы на рекламу 45,2 63,8 84,4  
Расходы на хранение, подработку и упаковку товара 52,6 74,6 98,7  
Потери товаров при хранении и реализации 14,5 20,5 27,1  
Прочие расходы 16,5 22,7 32  

 


Основная задача анализа издержек- выявление путей, возможностей и резервов сокращения расходов в разработка мероприятий по оптимизации издержек.

В процессе анализа изучают степень выполнения плана издержек, динамику издержек, выявляют и измеряют влияние факторов на издержки, определяют резервы экономии.

    Анализ издержек начинают с фактических данных с плановыми, либо данных за несколько отчетных периодов. Разница между суммами издержек в динамике представляет абсолютное отклонение (экономию или перерасход. Отклонение по уровню издержек от прошлого года называется размером изменения [1,8]:

РИ=УИотч- УИбаз,(2.1)

 

(данные представлены в таблице 2.3.)

где УИотч- фактический уровень издержек отчетного года,%

УИбаз- плановый уровень издержек(или уровень базисного года.

Размер изменения показывает, на сколько % к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного. Отношение размера снижения или повышения уровня издерек к базисному уровню, называется темпом изменения уровня издержек:

ТИ= РИ/ УИбаз*100,(2.2)

 

(данные представлены в таблице 2.4.)

Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень расходов предприятия по отношению к базисному, если последний принять за 100%. [1,8,6,3,5]

Планирование издержек производства и обращения:

Существует несколько методов планирования, но в данном случае планировать издержки рационально методом экстраполяции динамического ряда.

Данные представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2. Планирование издержек производства и обращения

ХХХ 1 Издерж- ки,% к т. о. ХХХ 2 Издерж- ки,% к т. о. Отчетный год Издерж- ки,% к т. о. Предст. год Издерж ки,% к т. о.
8500   12036   15917   21230  
1020 12 1334 11,083 1942 12,201 2496,9 11,761
242,8 2,9 253,4 2,1 397,2 2,5 527,73 2,5
21,2 0,2 23,4 0,2 28,8 0,2 44,2 0,2
440,4 5,2 620,2 5,2 764,7 4,8 1071,3 5,0
157,6 1,9 222 1,8 273,8 1,7 383,47 1,8
12,8 0,2 10,6 0,1 13,1 0,1 22,7 0,1
16,4 0,2 22,8 0,2 30,2 0,2 40,5 0,2
45,2 0,5 63,8 0,5 84,4 0,5 113 0,5
52,6 0,6 74,6 0,6 98,7 0,6 132 0,6
14,5 0,2 20,5 0,2 27,1 0,2 36 0,2
16,5 0,2 22,7 0,2 32 0,2 41 0,2

 

После определения издержек в предстоящем году, рассчитываем показатели:

РИ=УИотч- УИбаз

 

Таблица 2.3. Рост издержек

РИ ХХХ1 Издерж- ки,% к т. о.ХХХ1 РИ ХХХ2 Издерж- ки,% к т. о.ХХХ2 Издерж- ки,% к т. о.отч

РИ Предст.

год

Издерж

ки,% к т. о.

         

 

 

-0,2 12 -1,1 11,083 12,201

-0,4

11,761

0,4 2,9 -0,4 2,1 2,5

0

2,5

0 0,2 0 0,2 0,2

0

0,2

0,4 5,2 0,4 5,2 4,8

0,2

5,0

0,2 1,9 0,1 1,8 1,7

0,1

1,8

0,1 0,2 0 0,1 0,1

0

0,1

0 0,2 0 0,2

0,2

0

0,2
0 0,5 0 0,5

0,5

0

0,5
0 0,6 0 0,6

0,6

0

0,6
0 0,2 0 0,2

0,2

0

0,2
0 0,2 0 0,2

0,2

0

0,2
                 

 

Анализируя данные роста издержек, можно отметить, что в предстоящем периоде наблюдается превышение сумм издержек по статьям: [1,8,6,3,5]

 

Расходы по оплате труда 0,2
Налоги и отчисления от заработной платы 0,1

 

ТИ= РИ/ УИбаз*100

РИ ХХХ1 ТИ ХХХ1 РИ ХХХ2 ТИ ХХХ2 Издерж- ки,% к т. о.отч РИ Предст. год ТИ Предст. год
             
-0,2 0,16 -1,1 0,9 12,201 -0,4 0,3
0,4 1,6 -0,4 1,6 2,5 0 0
0 0 0 0 0,2 0 0
0,4 0,8 0,4 0,8 4,8 0,2 0,42
0,2 1,2 0,1 0,6 1,7 0,1 0,6
0,1 10 0 0 0,1 0 0
0 0 0 0 0,2 0 0
0 0 0 0 0,5 0 0
0 0 0 0 0,6 0 0
0 0 0 0 0,2 0 0
0 0 0 0 0,2 0 0

 

Темп роста издержек в предстоящем периоде наблюдается по статьям:

 

Расходы по оплате труда 0,42
Налоги и отчисления от заработной платы 0,6

На основании приведенных данных постройте факторную модель прибыли и рассчитайте влияние факторов на изменение её суммы всеми способами

Показатели, тыс. руб.

Базисный год

Отчетный год

сумма уровень сумма уровень
Товарооборот 5820 100 6790 100
Торговые наложения 1396,8 24 1643,2 24,2
Издержки обращения 640,2 11 706,2 10,4
Прибыль.   756,6 13 937,0 13,8

 

Для измерения влияния т/о на прибыль используется формула:

 

ΔПт =(Тотч-Тб)*Рб/ 100(3.1),

 

Тб, Тотч- товарооборот базисного и отчетного года,

Рб- прибыль от реализации базисного года в % к товарообороту.

И разделить на 100

 

ΔПц =(Тотч-Тс)*Рб/ 100

 

Тс- товарооборот в сопоставимых ценах.

Чтобы измерить влияние т/о в сопоставимых ценах, нужно отклонение т/о умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100

 

ΔПтс =(Тс-Тб)*Рб/ 100 (3.2)

 

Влияние уровня издержек:

ΔПиз =Тотч(УИ отч- УИбаз)/ 100 (3.3),

 

Где УИ отч, УИбаз- фактический уровень издержек отчетного и базисного года.

Влияние налогов и отчислений: [1,8,6,3,5]

 

ΔПн =Тотч(УН отч- УНбаз)/ 100,(3.4)

 

Где УН отч, УНбаз- фактический уровень налогов отчетного и базисного года.

Расчеты сведены в таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1. Факторная модель прибыли

Показатели, тыс. руб. Базисный год Отчетный год ΔПн ΔПиз ΔПтс ΔПт
  уровень уровень        
Товарооборот 100 100        
Торговые наложения 24 24,2 - -40,74 13548 13548
Издержки обращения 11 10,4        
Прибыль. 13 13,8        

 


Список литературы

 

1. Кодекс законов о труде РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998-2005 годы - Постановление Правительства РФ от 15.06.98 №593.

4. О лицензировании отдельных видов деятельности. - Постановление Правительства РФ от 24.12.94 № 1418 (с изменениями и дополнениями).

5. О сертификации продукции и услуг - Закон РФ от 10.06.93 № 5151-] (с изменениями и дополнениями).

6. Ефимова О.П Экономика /Под ред. Н.И. Кабушкина. - Минск.: ООО «Новое знание»,2004. - 304 с

7..Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер.с англ./ Общ.ред. и вступ.ст.Е.М.Пеньковой.-М.: Прогресс, 1993.

8. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли РФ // Торговая газета.-2001г.-№2-3.

9. Рыночная экономика.-Т.1/Ассоциация экономических Вузов.-М.:Соминтек,1996.

10. Экономика и организация деятельности торгового предприятия Учеб. пособие /Под общ.ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА –М, 2001. - 295 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...