Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по формированию правильного звукопроизношения.




детей 3-4 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Пройти по проложенному на пол шнуру.

2. Пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга.

3. Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой.

4. Перейти с бега на ходьбу.

 

Состояние мелкой моторики.

1. Расстегивать - застегивать пуговицы.

2. Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.

3. Рисовать круг.

4. Складывать крупную мозаику.

 

Состояние речевой моторики.

Состояние мимической мускулатуры.

1. Поднять брови (удивиться).

2. Нахмурить брови (рассердиться).

3. Прищурить глаза.

4. Надуть щеки.

5. Втянуть щеки.

 

Состояние артикуляционной моторики.

1. ГУБЫ: улыбка – трубочка.

2. ЯЗЫК: широкий – узкий, вверх – вниз, влево – вправо.

 


Обследование уровня моторного развития детей 3-4 лет

 

Дата обследования_______________________

________­­­­­­­­­­______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед_____________________________

 

  Фамилия, имя Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Состояние речевой моторики
                Состояние мимической мускулатуры Состояние артик. моторики
             
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

Условные обозначения:

+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений

- задание не выполнено ≡ синкинезии

О вялость движений

Ө напряженность, скованность движений


Обследование уровня моторного развития

детей 4-5 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Мяч бросить вверх – поймать; ударить об пол – поймать.

2. Пролезть через обруч, прыгнуть в обруч и выпрыгнуть из него.

3. Кругообразные движения рукой (левой, затем – правой) с лентой над головой.

 

Состояние мелкой моторики.

1. «Здороваются» пальцы правой и левой рук.

2. «Здороваются пальцы» только правой, только левой руки.

3. Складывание мозаики.

4. Застегивание пуговиц.

 

Состояние речевой моторики.

Состояние мимической мускулатуры.

1. Поднять брови вверх (удивиться).

2. Нахмурить брови (рассердиться).

3. Прищурить глаза.

4. Надуть щеки.

5. Втянуть щеки.

 

Состояние артикуляционной моторики.

1. ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до трех).

2. ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до трех), кончик языка поднять – опустить, «маятник», цоканье.


Обследование уровня моторного развития детей 4-5 лет

 

Дата обследования_______________________

_______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед________________________

 

  Фамилия, имя Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Состояние речевой моторики
                Состояние мимической мускулатуры Состояние артик. моторики
             
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

Условные обозначения

+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений

- задание не выполнено ≡ синкинезии

О вялость движений

Ө напряженность, скованность движений


Обследование уровня моторного развития

детей 5-6 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Пробежать, проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию от стола к окну и др.

2. Остановиться по сигналу после пробежки.

3. Бросить мяч педагогу и в ответном броске поймать.

4. Руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда).

 

Состояние мелкой моторики.

1. «Игра на рояле» пальцами.

2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее – наоборот.

4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

Состояние речевой моторики.

Состояние мимической мускулатуры.

1. Поднять брови (удивиться).

2. Нахмурить брови (рассердиться).

3. Прищурить глаза.

4. Надуть щеки.

5. Втянуть щеки.

 

Состояние артикуляционной моторики.

1. ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до пяти).

2. ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до пяти), «качели», «маятник», цоканье.

 


Обследование уровня моторного развития детей 5-6 лет

 

Дата обследования_______________________

_______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед________________________

 

  Фамилия, имя Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Состояние речевой моторики
                Состояние мимической мускулатуры Состояние артик. моторики
             
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

Условные обозначения:

+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений

- задание не выполнено ≡ синкинезии

О вялость движений

Ө напряженность, скованность движений


Обследование уровня моторного развития

детей 6-7 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Присесть, покатать мяч на полу от руки к руке.

2. Ударять мяч ладонью об пол под счет до пяти.

3. Завязать ленту узлом, бантом.

4. Прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из него.

 

Состояние мелкой моторики.

1. «Игра на рояле» пальцами.

2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее наоборот.

4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

 

Состояние речевой моторики.

Состояние мимической мускулатуры.

1. Поднять брови (удивиться).

2. Нахмурить брови (рассердиться).

3. Прищурить глаза.

4. Надуть щеки.

5. Втянуть щеки.

 

Состояние артикуляционной моторики.

1. ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до пяти).

2. ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до пяти), «качели», «маятник», цоканье.

 

 


Обследование уровня моторного развития детей 6-7 лет

 

Дата обследования_______________________

_______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед________________________

 

  Фамилия, имя Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Состояние речевой моторики
                Состояние мимической мускулатуры Состояние артик. моторики
             
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

Условные обозначения:

+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений

- задание не выполнено ≡ синкинезии

О вялость движений

Ө напряженность, скованность движений


2.3. Анализ результатов экспериментального исследования процесса внедрения технологии речедвигательной ритмики в систему коррекционно-логопедической работы.

В экспериментальном исследовании участвовало 90 детей дошкольного возраста. Подводя итоги исследования, мы можем констатировать, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обнаруживаются следующие особенности звукопроизносительной стороны речи и двигательной сферы.

Нарушения звукопроизношения детей полиморфны, в некоторых случаях наблюдаются стойкие дефекты, у 40% детей отмечаются дизартрические расстройства.

У 82 % детей были выявлены не резко выраженные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия, координации движений, недостаточностью мелкой моторики рук, несформированностью орального праксиса.

Кроме того, психолого-педагогическое обследование детей экспериментальных групп выявляет у многих характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и пониженной умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения памяти, внимания, гиперактивное поведение.

У 36 % испытуемых наблюдается поверхностность контактов, низкий уровень эмпатии, неадекватность в общении – эйфоричность, фамильярность, назойливость; преобладает ситуативное общение. Во многих случаях коммуникативная цель высказывания чаще всего не достигается в силу речевого нарушения.

Снижение коммуникативной функции у детей значительно осложняет речевую симптоматику и интеллектуальное развитие, формирование игровой деятельности и мотивационной сферы.

 

 

Глава 3. Содержание и основные направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с использованием технологии речедвигательной ритмики.

 

3.1. Трёхуровневая модель развития речевого праксиса.

 

Технология речедвигательной ритмики предусматривает трёхуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория Н.А. Бернштейна [8] об уровневой организации движений и их развития в онтогенезе.

В соответствии с этой теорией двигательный анализатор имеет многоуровневую организацию. Каждый этаж в «вертикальной иерархии структурной организации головного мозга (ствол, средний мозг, корковые первичные, вторичные и третичные центры)» выполняет определённые задачи в обеспечении того или иного класса двигательных регуляций, что соответствует определённому уровню в схеме Н.А. Бернштейна. Согласно этой теории, любой двигательный навык в процессе становления имеет определённый ведущий уровень, обеспечивающий сознательный контроль выполняемых операций, и низшие уровни, ответственные за операции, достигшие автоматизма.

Для произвольных навыковых действий ведущими уровнями в модели Н.А. Бернштейна являются уровни C, D, E. Уровень С отвечает за пространственную ориентацию действий, D – за смысловую, топологическую организацию предметных навыков, уровень Е обеспечивает регуляцию топологических схем символических действий и навыков.

Все три высших уровня логично соотносятся с тремя видами праксиса: кинестетическим (постцентральная извилина), кинетическим (премоторная зона) и «идеаторным», связанным с высшими формами программирования поведения (префронтальные отделы лобных долей).

Технология речедвигательной ритмики направлена на развитие трёх уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи.

1 уровень (уровень С по Н.А. Бернштейну), созревая, расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами – это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений речедвигательной ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения, в зависимости от того, какой звук необходимо поставить данному ребёнку, способствует его введению, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями, помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 (соответствует уровню D) обеспечивает консолидацию всех артикуляционных операций, их динамическую организацию и формирование артикулем. На этапе автоматизации звука речедвигательные упражнения развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения), способствуют появлению чёткой дикции, интонационной выразительности. Этот этап заключается в последовательной отработке звуков от более лёгких по артикуляции к более сложным звукам, при одновременной работе по формированию фонематического восприятия.

Уровень 3 (соответствует уровню Е) является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме, формированию соответствующих инвариантных схем. Тем самым 3 уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного в процессе порождения высказывания. Следовательно, этап дифференциации звуков с применением речедвигательных упражнений способствует активизации процесса формирования фонематического слуха, развитию просодических компонентов речи и закреплению правильного произношения.

3.2. Принципы использования речедвигательных упражнений.

Включение системы речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает её применение, в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При проведении коррекционно-логопедических мероприятий с применением данной технологии целесообразно следовать следующим принципам.

1. Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.

2. Использование технологии речедвигательной ритмики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.

3. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком, звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных звуков на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком, движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.

 

3.3. Календарно-тематическое планирование занятий, направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализа и синтеза, с использованием речедвигательных упражнений.

 

Напомним, что данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.

Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определённое положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции (описание движений на разные группы звуков дано в приложении). Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком, движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.

Не менее важным и эффективным является применение средств речедвигательной ритмики на логопедических занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза. В данном случае речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.

Применение элементов речедвигательной ритмики возможно также на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. На таких занятиях данная технология используется как один из вариантов организационных моментов и динамических пауз. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Далее приводится примерное тематическое планирование занятий по формированию правильного звукопроизношения и развитию навыков звукового анализа и синтеза с использованием речедвигательных упражнений.

Предлагаемый материал может быть использован полностью или частично, на индивидуальных или фронтальных логопедических занятиях в зависимости от этапа коррекционной работы и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы.

Вторая младшая группа –

группа диагностики

(возраст детей – 3-4 года)

Особенности произносительной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Звукопроизношение детей четвёртого года жизни характеризуется рядом особенностей.

1. Смягчение согласных.

2. Недостаточно чёткое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков.

3. Пропуски или замены звуков Л, Р.

Вместе с тем, дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.

К трём годам уже имеются предпосылки для работы над материальной, звуковой стороной языка. Именно в этот период целесообразно начинать отработку звуков речи с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Примерное тематическое планирование занятий

по формированию правильного звукопроизношения.

Цели занятий.

1. Знакомство с органами артикуляции.

2. Развитие подвижности органов артикуляции.

3. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Развитие тонкой и грубой моторики.

6. Закрепление произношения гласных [А], [О], [У], [И], [Ы]; взрывных звонких и глухих согласных звуков [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г], носовых согласных [М] и [Н]; согласных [В], [Ф], [Х], [Й].

Дата   Тема занятия Закрепляемые навыки
Октябрь
  1-я неделя   Сказка о весёлом Язычке   Знакомство с органами артикуляции.  
  2-я неделя   Звук [А]   Закрепление артикуляции звука [А], произнесение звука громко и тихо.
  3-я неделя   Звук [У]     Закрепление артикуляции звука [У], произнесение звука громко и тихо.
  4-я неделя   Звуки [А]-[У]     Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний [АУ] и [УА].
Ноябрь
  1-я неделя   Звук [О]     Закрепление артикуляции звука [О], Произнесение звука длительно и кратко.
  2-я неделя   Звуки [А]-[О]-[У]     Произнесение гласных звуков громко-тихо, длительно-кратко; слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных [А__О__У__]
  3-я неделя     Звук [И]     Закрепление артикуляции звука [И] в слогах и словах. Длительное и краткое, громкое и тихое произнесение звука [И].
  4-я неделя     Звуки [У]-[И]   Тренировка переключаемости движений губ "улыбка" - "дудочка". Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками.
Декабрь
  1-я неделя     Звуки [А], [О], [У], [И]     Произнесение гласных длительно и кратко, громко и тихо. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных на одном выдохе. Закрепление правильного произношения гласных звуков на доступном речевом материале.
  2-я неделя     Звук [М]   Закрепление артикуляции звука [М] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.  
  3-я неделя     Звук [Н]   Закрепление артикуляции звука [Н] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.  
  4-я неделя     Звуки [М]-[Н]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
Январь
  3-я неделя     Звук [П]   Закрепление артикуляции звука [П] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [Т]   Закрепление артикуляции звука [Т] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
Февраль
  1-я неделя     Звук [К]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [П], [Т], [К]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Б]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [Д]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
Март
  1-я неделя     Звук [Г]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [Б], [Д], [Г]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Ы]   Закрепление артикуляции звука [Ы] в словах, простых чистоговорках и коротких стихотворениях. Произнесение звукового ряда из 3-4-х гласных.
  4-я неделя     Звуки [Ы], [И]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных со сменой ударения.
Апрель
  1-я неделя     Звук [Х]   Закрепление артикуляции звука [Х] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [К], [Г], [Х]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Ф]   Закрепление артикуляции звука [Ф] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [В]   Закрепление артикуляции звука [В] в прямых и обратных слогах, в словах и доступных чистоговорках.
Май
  1-я неделя       Закрепление пройденного     Произнесение звукового ряда из 2-4 гласных со сменой ударения. Произнесение доступного по звукослоговому составу речевого материала с изменением силы голоса и со сменой логического ударения.
  2-я неделя  

 

Средняя группа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...