Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) у меня нет трудностей в контактах




БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (BIV)

Bottscher, Jager, Lischer (1976)

Назначение – Опросник раскрывает влияние социальной среды, социальной ситуации и биографии, семейной ситуации на жизненный путь. Опросник позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, ситуации окружающей среды и актуальном психическом состоянии как важной предпосылки для социально-психологической адаптации личности. Результаты тестирования могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде.

Оборудование, стимульный материал – Для однократного обследования одного человека необходимо иметь текст опросника, бланк для ответов, «ключ» для обработки, шкала перевода «сырых» баллов в стены. Существует лишь одна форма биографического опросника (BIV). Опросник состоит из восьми относительно независимых друг от друга шкал.

Инструкция – Вам будет предложен ряд вопросов и высказываний, касающихся вашей семьи, здоровья, поведения и т.д. На каждый вопрос или высказывание предлагается два варианта ответа: «а» и «б». Прочитайте внимательно вопросы и высказывания и выберите тот вариант ответа, который Вам наиболее подходит. Выбранный ответ зачеркните в специальном бланке соответственно номеру. Если Вы неверно ответили на вопрос, то обведите его кружком, а другой, верный ответ, зачеркните.

Приступая к выполнению задания, помните, что

· каждый человек имеет право на собственную точку зрения, на жизненный опыт и поведение, поэтому в опроснике не существует верных или неверных ответов;

· необходимо отвечать первым ответом, который приходит Вам в голову первым, долго не следует задумываться над каждым ответом и высказыванием;

· особенно внимание следует обратить на то, что некоторые вопросы и ответы не совсем соответствуют Вашей жизненной ситуации. В этом случае зачеркните тот ответ, который все же характеризует Вас в большей степени;

· при ответах на некоторые вопросы необходимо вспомнить Ваших родителей, а в действительности Вас вырастили другие люди, например, бабушка с дедушкой, родственники, приемные родители или Вы выросли в детском доме или еще где-нибудь, тогда отвечайте на вопросы так, как будто эти люди (дядя, тетя, воспитатель) были для Вас родителями;

· некоторые высказывания, видимо, покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь ответить на них как можно искренне. Мы гарантируем, что Ваши высказывания останутся в тайне»

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, задайте их сейчас! Если вопросов нет, то возьмите бланк для ответов и начинайте отвечать. Особенно обратите внимание на то, что номер в листе для ответов всегда должен совпадать с номером вопроса в опроснике! Пожалуйста, отвечайте на предлагаемые вопросы вдумчиво и не пропускайте ни одного из них.

Процедура обследования – После того, как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для выполнения задания. Длительность выполнения задания 20 – 25 минут.

При проведении биографического опросника психолог должен обратить особое внимание на следующее:

· проводящий диагностику психолог должен быть точно информирован о содержании методики; прежде всего необходимо самому заполнить опросник, чтобы отвечать на вопросы обследуемых;

· при групповом варианте опроса следует учитывать, что комфортная, спокойная атмосфера способствует качественной работе обследуемых;

· при возникающих у обследуемых вопросах (до или во время выполнения задания) психолог, проводящий опрос, должен избегать влияния на результат тестирования;

· при вопросах о родителях или ближайших родственниках (например, вопрос 87) могут возникнуть трудности у тех обследуемых, которые не имели ни родителей, ни братьев, ни сестер, воспитывались в детских домах или опекунами. В таком случае психолог может дать следующее пояснение «Поскольку Вы могли вырасти не у Ваших прямых родителей, а у родственников, у приемных родителей или еще где-либо, то отвечайте на вопросы так, чтобы ответы описывали того, кто Вас воспитывал (например, дядю, тетю, воспитателя) как исполняющего роль родителя. Обследуемые, не имевшие братьев и сестер, на вопрос 87 должны ответить «нет»;

· если обследуемый быстро завершает работу, то психолог предлагает ему проверить ответы на точность и полноту.

Обработка – Результаты обрабатываются с помощью «ключа». Совпадение ответа обследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл, не совпадение – 0 баллов. Затем все совпадения суммируются.

При обработке необходимо учитывать, что «ключ» по первым семи шкалам ориентирован негативно, т.е. высокие «сырые» оценки означают наличие соответствующей проблемы.

В шкале Е (экстраверсия) высокие оценки соответствуют экстравертированному поведению.

Регистрируемые показатели –

· неудовлетворенность семейной ситуацией – суммарное количество баллов по шкале «Семейная ситуация» (FAM)

· неуверенность в себенедостаточность силы «Я» – суммарное количество баллов по шкале «Силы Я» (ICHST)

· напряженность в социальных ситуациях – суммарное количество баллов по шкале «Социальное положение» (SOZLAG)

· негативный стиль воспитания – суммарное количество баллов по шкале «Воспитание (стиль)» (ERZIEN)

· нейротизм, общая психическая неустойчивость – суммарное количество баллов по шкале «нейротизм» (N)

· низкая социальная активность – суммарное количество баллов по шкале «Социальная активность» (SOZAKT)

· склонность к соматическим нарушениям – суммарное количество баллов по шкале «Психофизическая конституция» (PSYСON)

· экстраверсия – суммарное количество баллов по шкале «Экстраверсия» (Е)

Интерпретация

Интерпреретация результатов основывается на признании того, что причины личностных нарушений часто лежат в предшествующем опыте научения. Переживаемые личностью конфликты, устойчивые непродуктивные стереотипы поведения обусловлены индивидуальной историей развития и, особенно, опытом раннего детства. Биографический опросник учитывает детерминационную модель невроза, которая предполагает анализ поведения с точки зрения биологических и психических диспозиций. Под биологическими диспозициями понимаются актуальные биологические влияния (например, болезнь) и генетически обусловленные причины, которые вызывают физические страдания. Психические диспозиции рассматриваются как тенденция к реакциям, которые возникают в индивидуальной истории развития. В реальной жизни стимулы окружающей среды воспринимаются и перерабатываются субъективно, проходят через «фильтр» личности, в которой существуют и те и другие диспозиции.

Авторы исходят из того, что предлагаемая методика соответствует прежде всего практическим потребностям и описывает обследуемых посредством свойств личности, сформированных социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Стереотипы отклоняющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном поведении. Численное измерение стереотипов отклоняющегося поведения осуществляется при помощи таких шкал опросника, как «Семейная ситуация» (FAM) и «Воспитание (стиль)» ERZIEN –это так называемые биографические шкалы.

Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредуется влиянием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать, компенсировать, заменять неадекватные стереотипы на столь же неадекватные и т.п. Эти влияния среды измеряются при помощи шкал «Сила Я» (ICHSTK), Социальное положение (SOZLAG), Психофизическая конституция (PSYCON), Социальная активность (SOZAKT). Наряду с этим в актуальной ситуации при описании поведения могут обнаружиться и личностные специфические тенденции поведения. Личностные особенности измеряются шкалами «Нейротизм» (N) и«Экстраверсия» (Е).

При интерпретации полученных результатов следует принимать во внимание ряд требований:

· Следовать общему описанию особенностей личности, принимая во внимание содержательные стороны интерпретации опросника, возможности диагностики сложившихся стереотипов отклоняющегося поведения, влияний среды и личностных особенностей.

· При проведении психодиагностических исследований результаты обследуемого должны быть соотнесены со средними оценками соответствующих групп.

· «Сырые» баллы, полученные при первичной обработке опросника, должны быть переведены в стены в зависимости от пола, социального положения, национальной принадлежности обследуемых (некоторые таблицы стенов приводится ниже).

 

Шкала 1 – Семейная ситуация (FAM)

Общее описание: Это субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, описание взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим.

Высокие оценки (8-10 стенов) – Неудовлетворительные взаимоотношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Низкие оценки (1–3 стена) – Хорошее взаимодействие между родителями. Позитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Шкала 2 Сила «Я» (ICHST)

Общее описание: Сила «Я», самоуверенность, способность добиться своего.

Высокие оценки (8-10 стенов) – Недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего.

Низкие оценки (1–3 стена) – Выраженная сила «Я», самоуверенность, способность добиваться своего.

Шкала 3 Социальное положение (SOZLAG)

Общее описание: Влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях.

Высокие оценки (8-10 стенов) – Частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях. Трудности социальной адаптации.

Низкие оценки (1–3 стена) – Незначительное ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.

Шкала 4. – Воспитание (стиль) (ERZIEN)

Общее описание: Воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц.

Высокие оценки (8-10 стенов) – Негативно воздействующее воспитательное поведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между родителями либо замещавшими их лицами.

Низкие оценки (1–3 стена) – Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие между родителями.

Шкала 5 – Нейротизм (N)

Общее описание: нейротизм, эмоциональная лабильность.

Высокие оценки (8-10 стенов) – Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность.

Низкие оценки (1–3 стена) – Психическое здоровье, нормальные эмоциональные реакции, эмоциональная уравновешенность.

Шкала 6 – Социальная активность (SOZAKT)

Общее описание: социальная активность, контактность.

Высокие оценки (8-10 стенов) – Неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.

Низкие оценки (1–3 стена) – Хорошая способность устанавливать и поддерживать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.

Шкала 7 – Психофизическая конституция (PSYСON)

Общее описание: Предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки.

Высокие оценки (8-10 стенов) – Выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность.

Низкие оценки (1–3 стена) – Психическое здоровье, отсутствие предрасположенности реагировать на стрессовые нагрузки.

Шкала 8 – Экстраверсия (Е)

Общее описание: экстраверсия.

Высокие оценки (8-10 стенов) – Социальная активность, общительность, импульсивность.

Низкие оценки (1–3 стена) – Невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.

Текст

Биографического опросника

1. Как Вы относитесь к противоположному полу?

А) скорее сдержанно

б) у меня нет трудностей в контактах

2. Я часто думаю о том, что мое сердце может остановиться

А) да

Б) нет

 

3. Если передо мной ставится задача, от результатов которой зависит мое

продвижение по службе и уважение ко мне, то

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...