Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия реализации программы учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины  
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины  
3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» 34.02.01. Сестринское дело  
4. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины  
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины  

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Область применения программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» может быть использованадля дополнительного образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ:

- Формирование общих и профессиональных компетенций.

- Формирование знаний по важнейшим разделам анатомии и физиологии человека.

- Формирование понимания физиологических процессов, идущих в организме человека.

- Формирование интереса к изучению организма человека, к пониманию проблем, возникающих при патологии того или иного органа.

- Формирование умений использовать теоретические знания при решении ситуационных, проблемных задач, при проведении сестринских манипуляций с пациентами.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов (100 часов – вариативная часть: 60 часов – лекции, 40 часов – практические занятия);

самостоятельной работы обучающегося 90 часов.

 

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лекции  
практические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Составление схем, графологических структур, таблиц.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Подготовка докладов, рефератов, презентаций.
  • Составление кроссворда по теме для само- и взаимоконтроля.
  • Схематическое отображение анатомических структур.
 
Итоговая аттестация в форме МДЭ: «Анатомия и физиология человека»+ «Основы патологии»+ «Медицинская генетика».

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Сестринское дело

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1 Введение. Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека.    
Тема 1.1. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека.     Содержание учебного материала Положение человека в природе. Предмет анатомии и физиологии, их взаимной связи и месте в ряду медицинских дисциплин. Связи структуры и функций. Понятия - норма, аномалия, жизнь, здоровье. Анатомическая номенклатура. Взаимодействие организма человека с внешней средой. Периоды онтогенеза: пренатальный и постнатальный. Роль внутренней среды в превращении потребностей клеток в потребности целого организма. Процесс самоудовлетворения потребностей организма. Присущие человеку закономерности жизни. Многоуровневость организма человека. Определение потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Части тела человека, полости тела, основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле человека. Основные анатомические термины. Предмет изучения физиологии, основные физиологические термины, конституция. Морфологические типы конституции.    
Практическое занятие Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Самостоятельная работа обучающихся на уроке.
  • Выполнение тестовых заданий.
   
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Составление схемы частей тела человека.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Подготовка докладов: «Анатомия и физиология, как науки. Межпредметные связи», «Немного истории: основатели анатомии и физиологии», «Немного истории: Русские врачи, ученые и их вклад в развитие анатомии», «Разделы анатомии, методы анатомического исследования», «Онтогенез», «Закономерности жизни, способы их реализации», «Потребности человека», «Конституция, телосложение и индивидуальные особенности организма человека», «Анатомическая номенклатура», «Части тела, плоскости и оси вращения», «Термины, употребляемые для описания верхних и нижних конечностей. Условные линии проекции органов на поверхности тела. Их значение».
  • Составление кроссворда по теме (20 слов).
   
Раздел 2. Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка. Строение и жизненный цикл клетки. Отдельные вопросы цитологии и гистологии.    
Содержание учебного материала Дифференцировка, рост и размножение клеток. Определение клетки, строение клетки, функции клетки. Химический состав клетки. Жизненный цикл клетки. Возбудимые клетки. Обмен веществ в клетке. Разновидности клеток (нервная, мышечная, секреторная, иммунная и т. д.).    
Практическое занятие Клетка. Строение и жизненный цикл клетки. Самостоятельная работа обучающихся на уроке.
  • Выполнение тестовых заданий.
  • Самостоятельная работа студентов парами - заполнение таблиц.
   
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Зарисовка основных структур клетки.
  • Зарисовка схематического изображения разновидностей клеток.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме (20 слов) для само- и взаимоконтроля.
   
Тема 2.2 Основы гистологии. Ткани. Содержание учебного материала Основы классификации клеток на ткани. Структурно-функциональные единицы органов. Определение ткани. Классификация тканей. Расположение и функции: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной. Определение органа, системы органов.    
  Практические занятия Основы гистологии. Ткани. Самостоятельная работа обучающихся на уроке.
  • Выполнение индивидуальных заданий.
  • Заполнение таблиц.
  • Работа с раздаточным материалом: дополнение фраз, ответы на вопросы.
   
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Зарисовка схемы разновидностей тканей.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме (20 слов).
  • Подготовка сообщений
   
Раздел 3. Тема 3.1 Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека. Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения организмом потребности в движении. Процесс движения.    
Содержание учебного материала Определение процесса движения. Структуры организма, осуществляющие процесс движения. Виды движений. Принцип рычага в работе суставов. Объем движений в суставах. Потребность двигаться, ее роль в удовлетворении потребностей человека. Возрастные особенности двигательной системы. Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата.Микроскопическое строение мышечного волокна.Механизмы сокращения миофибрилл, саркомера, мышечного волокна, мышцы.Виды костей.Строение кости как органа.Рост кости в длину и толщину.Виды соединения костей.Строение сустава. Классификация суставов. Виды движений в суставах. Мышца как орган. Внешнее и внутреннее строение мышцы. Расположение и строение скелетных мышц. Мышечные группы. Виды мышц по форме, функции. Вспомогательный аппарат мышц. Основные физиологические свойства мышц    
  Практические занятия Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека. Самостоятельная работа обучающихся на уроке.
  • Выполнение индивидуальных заданий.
  • Решение тестовых заданий.
 
   
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление графологической структуры по теме.
  • Схематическое отображение строения костей, мышц.
  • Составление сравнительной таблицы: виды суставов и движения в данных суставах.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме.
  • Составление таблиц: Виды костей. Виды соединения костей. Виды движений в суставах. Виды мышц по форме, функции.
   
Тема 3.2 Морфофункциональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Содержание учебного материала Отделы черепа: мозговой, лицевой и кости их образующие. Соединения костей черепа. Черепные ямки. Стенки глазницы. Воздухоносные кости черепа. Полость носа. Полость рта. Половые различия черепа. Жевательные мышцы. Мимические мышцы. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков. Череп в целом.Топографические области головы. Височно-нижнечелюстной сустав. Изучение костей и мышц головы и шеи с использованием препаратов, планшетов, муляжей. Лицевой, мозговой отделы черепа, основание черепа. Мышцы головы: жевательные, мимические – особенности, функции жевательных и мимических мышц. Мышцы шеи: поверх-ностные, средней группы, глубокие. Их функции и расположение.    
  Практические занятия Морфофункциональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Самостоятельная работа обучающихся на уроке.
  • Выполнение индивидуальных заданий.
  • Работа в группах.
  • Изучение препаратов костей черепа, черепа в целом.
  • Изучение мышц головы и шеи с использованием препаратов, планшетов, муляжей.
   
  Самостоятельная работа обучающихся.
  • Составление графологической структуры: кости черепа.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме.
  • Составление сравнительных таблиц: Кости мозгового и лицевого отделов черепа. Мимические и жевательные мышцы головы.
   
Тема3.3. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища. Содержание учебного материала Скелет туловища – структуры, его составляющие Позвоночный столб – отделы, количество позвонков в них. Строение типичного позвонка, особенности строения грудных, шейных, 1-го (атланта) и 2-го (осевого) шейных позвонков, поясничных позвонков, крестца, копчика. Движения позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника. Грудная клетка: строение грудины, ребра, соединение ребер с грудиной, классификация рёбер. Грудная клетка в целом. Мышцы шеи: поверхностные, средней группы, глубокие. Их функции и расположение. Мышцы спины: поверхностные, глубокие, их функции, расположение. Мышцы груди: поверхностные, собственные. Диафрагма, расположение, функции. Мышцы живота: расположение, функции. Изучение скелета и мышц туловища с использованием препаратов, планшетов, муляжей.    
  Практические занятия Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища. Самостоятельная работа обучающихся на уроке
  • Изучение скелета туловища с использованием препаратов и муляжей костей.
  • Изучение мышц туловища с использованием препаратов, планшетов, муляжей.
  • Выполнение индивидуальных заданий.
  • Работа в группах.
   
  Самостоятельная работа обучающихся.
  • Составление графологической структуры: кости туловища.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Схематическая зарисовка: скелет туловища, позвоночный столб, грудная клетка (с обозначением вида и количества ребер).
  • Составление кроссворда по теме.
   
Тема3.4. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних и нижних конечностей. Содержание учебного материала Отделы скелета верхней конечности. Строение костей плечевого пояса. Строение костей свободной верхней конечности. Соединения костей верхней конечности, движения в них. Отделы скелета нижней конечности. Скелет тазового пояса. Скелет свободной нижней конечности, соединения костей. Костные границы большого и малого таза. Таз как целое. Половые различия в строении таза. Мышцы синергисты и антагонисты. Мышцы верхней и нижней конечностей. Изучение скелета и мышц верхних и нижних конечностей с использованием препаратов, планшетов, муляжей.    
  Практические занятия Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних и нижних конечностей. Самостоятельная работа обучающихся на уроке
  • Изучение скелета туловища с использованием препаратов и муляжей костей.
  • Изучение мышц туловища с использованием препаратов, планшетов, муляжей.
  • Выполнение индивидуальных заданий.
  • Работа в группах.
   
  Самостоятельная работа обучающихся.
  • Составление таблицы: размеры большого и малого таза женщины.
  • Составление схемы: скелет верхних и нижних конечностей.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме (20 слов).
  • Составление сравнительных таблиц: Мышцы верхней и нижней конечностей.
   
   
Раздел 4. Сердечно-сосудистая система. Процесс кровообращения и лимфообращения.    
Тема 4.1 Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы. Содержание учебного материала Сущность процесса кровообращения. Общий план строения системы органов кровообращения. Структуры, осуществляющие процесс кровообращения. Круги кровообращения. Сердце, функции, значение. Сосуды, виды, строение стенки. Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Основные показатели кровообращения. Факторы, влияющие на кровообращение. Регуляция сердечной деятельности и тонуса сосудов.    
  Практические занятия Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы. Самостоятельная работа обучающихся на уроке.
  • Решение тестовых заданий.
  • Выступление студентов с докладами.
   
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление таблицы: виды кровеносных сосудов.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Подготовка сообщений: Сущность процесса кровообращения. Структуры, осуществляющие процесс кровообращения. Круги кровообращения. Сердце, функции, значение. Сосуды, виды, строение стенки. Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Основные показатели кровообращения. Факторы, влияющие на кровообращение. Регуляция сердечной деятельности и тонуса сосудов.
   
Тема 4.2 Анатомия и физиология сердца. Содержание учебного материала Сердце, расположение, строение. Камеры сердца, отверстия, клапаны. Строение стенки сердца. Проводящая система сердца. Физиологические свойства сердечной мышцы. Фазы и продолжительность сердечного цикла. Показатели сердечной деятельности. Механизмы регуляции сердечной деятельности. Аускультация и перкуссия сердца. Основы электрокардиографии, ее значение. Сердечно-сосудистый центр (I и II уровень регуляции).    
  Практическое занятие. Анатомия и физиология сердца. Самостоятельная работа обучающихся на уроке.
  • Решение тестовых заданий.
  • Работа студентов в группах.
  • Выступление студентов по теме занятия (доклады, презентации).
   
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление сравнительных таблиц: стенки сердца, регуляция работы сердца.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме.
  • Подготовка докладов, презентаций: Аускультация и перкуссия сердца. Электрокардиография, ее значение. Сердечно-сосудистый центр (I и II уровень регуляции). Проводящая система сердца. Физиологические свойства сердечной мышцы. Фазы и продолжительность сердечного цикла. Показатели сердечной деятельности. Механизмы регуляции сердечной деятельности. Современные методы диагностики сердца.
   
Тема 4.3 Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения. Содержание учебного материала Артерии сердца. Вены сердца. Значение коронарного круга кровообращения. Артерии малого круга кровообращения. Вены малого круга кровообращения. Функции малого круга кровообращения. Кровоснабжение легких. Кровообращение плода. Принципы кровоснабжения мышцы сердца. Значение малого круга кровообращения.    
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление сравнительной таблицы: артерии и вены сердца.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
   
Тема 4.4 Артерии и вены большого круга кровообращения. Содержание учебного материала Аорта, отделы, отходящие от них артерии. Артерии головы и шеи. Артерии верхних конечностей. Артерии таза. Артерии нижних конечностей. Система верхней полой вены. Система воротной вены. Система нижней полой вены. Определение и характеристики пульса. Приборы для измерения артериального давления, правила измерения и нормы артериального давления. Временная остановка кровотечения. Критерии оценки процесса кровообращения.    
Практическое занятие Артерии и вены большого круга кровообращения. Самостоятельная работа обучающихся на уроке.
  • Решение тестовых заданий.
  • Работа студентов в группах.
  • Выступление студентов по теме занятия (доклады, презентации).
   
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление схемы: артерии и вены головы и шеи, верхних и нижних конечностей, грудной и брюшной полостей, таза.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме (20 слов).
  • Подготовка докладов, презентаций: Определение и характеристики пульса. Приборы для измерения артериального давления. Современные методы контроля пульса и артериального давления. Методы временной остановке кровотечения. Критерии оценки процесса кровообращения. Нормы и патология артериального давления и пульса. Пересадка сердца. Искусственные клапаны. Шунтирование коронарных артерий. Пороки сердца.
   
Тема 4.5. Функциональная анатомия лимфатической системы. Содержание учебного материала Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов лимфатической системы. Лимфатическая система, функции. Лимфатические сосуды, лимфокапилляры. Лимфоидные органы. Лимфа – состав, образование, функция. Понятие иммунитет. Взаимосвязь лимфатической системы и иммунной. Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
  • Составление схем.
  • Работа студентов в группах.
  • Выступление студентов по теме занятия (сообщения).
   
Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме (20 слов).
  • Подготовка сообщений: Учение об иммунитете. Заболевания лимфатической системы.
   
Раздел 5. Тема 5.1. Нервный механизм физиологической регуляции. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма.    
Содержание учебного материала Понятие процесса физиологической регуляции. Классификация нервной системы. Общие принципы строения нервной системы. Виды нейронов. Виды нервных волокон. Синапс, понятие, виды. Понятие о медиаторах. Строение типичного химического синапса. Рефлекторная дуга. Рефлекс, понятие, виды. Универсальные процессы нервной деятельности – возбуждение, торможение.    
Самостоятельная работа обучающихся.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме (20 слов).
   
Тема 5.2. Функциональная анатомия спинного мозга. Содержание учебного материала Спинной мозг – расположение, строение (внешний вид, утолщения, мозговой конус, терминальная нить, щель и борозды), центральный канал, отделы, серое и белое вещество спинного мозга. Сегмент – понятие, виды, корешки спинного мозга. Оболочки спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга: восходящие и нисходящие.Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов спинного мозга. Рефлексы спинного мозга (сухожильные, кожно-мышечные, кожно-висцеральные, висцеромоторные). Жизненно-важный центр спинного мозга – двигательный центр диафрагмы.    
Практическое занятие Функциональная анатомия спинного мозга. Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
  • Составление графологической структуры.
  • Решение тестовых заданий.
   
  Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме.
   
Тема 5.3. Спинномозговые нервы. Содержание учебного материала Значение корешков и спинномозговых нервов. Сплетения спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое) – образование, расположение, основные нервы, области иннервации сплетений.Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов спинномозговых нервов. Спинномозговые нервы: образование, количество, ветви спинномозговых нервов.Грудные спинномозговые нервы – расположение, ветви, виды и области иннервации задних и передних ветвей.Сплетения спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое) – образование, расположение, основные нервы, области иннервации сплетений.    
  Практическое занятие Спинномозговые нервы. Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
  • Составление графологической структуры.
  • Решение ситуационных задач.
  • Составление кроссвордов.
   
  Самостоятельная работа обучающихся.
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление сравнительной таблицы - Сплетения спинномозговых нервов.
   
Тема 5.4. Функциональная анатомия головного мозга. Механизмы удовлетворения потребности во сне. Содержание учебного материала Головной мозг – расположение, отделы. Ствол головного мозга. Продолговатый мозг; его центры. Мост – строение, функции. Мозжечок. Четверохолмие. Промежуточный мозг. Ствол мозга. Конечный мозг. Базальные ядра. Проекционные зоны коры головного мозга. Лимбическую систему. Полости головного мозга. Оболочки головного мозга, межоболочечные пространства. Ликвор – образование, состав. Оболочки мозга: твердая, паутинная, сосудистая. Межоболочные пространства – эпидуральное, субдуральное, субарахноидальное – расположение, их содержимое. Боковые желудочки, их строение. Серое и белое вещество. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Базальные ядра. Кора больших полушарий. Послойное строение коры. Экранный принцип функционирования коры. Условно-рефлекторная деятельность коры. Роль коры в удовлетворении потребности организма в адаптации человека. Проекционные зоны коры: зрительная (затылочная доля), двигательная (передняя центральная извилина), кожной чувствительности (задняя центральная извилина), слуховая (верхняя височная извилина), речевая (средняя и нижняя лобные, верхняя височная и нижняя теменная извилины), вкусовая (нижняя часть задней центральной извилины). Принцип проекции в коре кожной чувствительности и произвольных движений правой и левой половин тела, головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Ассоциативные поля и их функции.    
  Практическое занятие Функциональная анатомия головного мозга. Механизмы удовлетворения потребности во сне. Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
  • Закрепление материала, проведение опытов.
  • Выполнение тестовых заданий.
   
  Самостоятельная работа обучающихся:
  • Составление графологической структуры.
  • Решение ситуационных задач.
  • Составление кроссвордов.
   
Тема 5.5. Черепные нервы. Содержание учебного материала Количество черепных нервов (ЧМН), соответственные названия ЧМН номеру. Классификация по функции. Обонятельный нерв. Зрительный нерв. Глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы. Тройничный нерв – его ветви, название. Лицевой нерв. Преддверно-улитковый нерв. Языкоглоточный нерв. Блуждающий нерв. Добавочный нерв. Подъязычный нерв. Области иннервации.    
  Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление графологической структуры.
  • Составление сравнительной таблицы.
  • Составление кроссвордов.
   
Тема 5.6 Вегетативная нервная система. Содержание учебного материала Вегетативная нервная система: области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Классификация вегетативной нервной системы – симпатическая, парасимпатическая. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов вегетативной нервной системы.    
  Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление графологической структуры.
  • Составление сравнительной таблицы.
  • Составление кроссвордов.
   
Тема 5.7 Органы чувств. Орган зрения. Орган слуха и равновесия Содержание учебного материала Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный. Глаз – строение, глазное яблоко, вспомогательный аппарат. Оптическая система глаза – структуры, к ней относящиеся. Условия ясного видения предметов, факторы, их определяющие. Отделы уха, их строение. Орган обоняния. Обонятельные рецепторы – чем представлены, локализация. Проводниковый и центральный отделы обонятельной сенсорной системы. Орган вкуса. Вспомогательный аппарат вкусовой сенсорной системы (язык). Вкусовые рецепторы – чем представлены, локализация. Проводниковый отдел. Центры вкуса подкорковый и корковый.Строение кожи. Эпидермис – расположение, характеристика слоев эпидермиса. Дерма (собственно кожа), гиподерма (подкожно-жировая клетчатка) Железы кожи: потовые, сальные, молочные – расположение, строение, места открытия выводных протоков, характеристика секретов, функции потовых и сальных желез. Производные кожи: волосы, ногти – расположение, строение. Функции кожи.    
  Практическое занятие Органы чувств. Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
  • Составление схем.
  • Составление кроссвордов.
   
  Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме (20 слов).
  • Подготовка сообщений по теме «Близорукость и её профилактика», «Астигматизм», «Дальнозоркость»
   
Тема 5.8 Эндокринная система человека Содержание учебного материала Железы внешней, внутренней, смешанной секреции, представители. Секреты, их виды. Механизм действия гормонов. Что такое органы-мишени. Механизм регуляции синтеза гормонов. Принцип обратной связи. Гипоталамо-гипофизарная система. Гипофиз – расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза – происхождение, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормоны передней доли гипофиза: соматропный (СТГ), пролактин, тиреотропный гормон (ТГ), адренокортикотропный гормон (АКТГ), гонадотропные гормоны (ГГ), фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лютеотропный – физиологические эффекты. Эпифиз – расположение, внешнее строение, внутреннее строение, гормоны (мелатонин, антигонадотропин, серотонин), их физиологические эффекты. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов желёз внутренней секреции. Щитовидная железа – расположение, внешнее строение, внутреннее строение, гормоны фолликулярных клеток (тироксин и трийодтиронин), их физиологические эффекты, гормон парафолликулярных клеток (тиреокальцитонин) - их физиологические эффекты. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы. Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона. Надпочечники – расположение, строение. Гормоны коркового вещества, физиологические эффекты. Гормоны мозгового слоя, их физиологические эффекты. Гормоны половых желез: тестостерон яичек, эстрогены и прогестерон яичников, физиологические эффекты. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры, их вырабатывающие, роль цинка в синтезе инсулина и глюкагона. Гормон вилочковой железы (тимозин), физиологические эффекты. Тканевые гормоны почек, сердца, слизистой оболочки желудка, кишечника.    
  Практическое занятие Эндокринная система человека. Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
  • Работа в группах.
  • Составление кроссвордов.
  • Выполнение тестовых заданий.
  • Выступление студентов с докладами, презентациями.
   
  Самостоятельная работа обучающихся
  • Составление словаря терминов по тексту книги.
  • Изучение темы по лекции, учебникам.
  • Составление кроссворда по теме (20 слов).
  • Составление графологической структуры по теме.
  • Схематическое отображение расположения желез внутренней секреции в организме человека,
  • Написание докладов: «Почему человеку необходим йод», «Значение гормонов и их влияние на организм человека», «Гормоны. Их влияние на обмен веществ», «Действие гормонов поджелудочной железы», «Гормон роста», «Сахарное равновесие в крови», «Гормон активных действий», «Щитовидная железа и ее гормоны».
   
Тема 5.9 Анатомо-физиологические аспекты высшей нервной (психической) деятельности. Содержание учебного материала Психическая деятельность (ВНД) – физиологическая основа психо-социальных потребностей, структура, ее осуществляющая. Физиологические свойства коры, лежащие в основе условно-рефлекторной деятельности. Условный рефлекс – определение, принципы, механизмы и условия формирования, виды, торможение, формирование динамического стереотипа. Структурно-функциона
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...