Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жан Поль Сартр БЫТИЕ И НИЧТО 20 страница




**Установка (" аттитюд" ) — состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности, т. е. к определенному восприятию и поведению в той или иной ситуации. Как психическое явление была открыта немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия (1888). Сартр часто обращается к этому понятию, рассматривая отношения Я личности к Другому (см., например: Часть третья, глава III).

С. 26. *Ален (псевдоним Эмиля Огюста Шартье) (1868—1951) — французский философ, литературный критик, эссеист. Оказал большое влияние на преподавание философии во Франции, на творчество А. Моруа, А. Камю, Ж. П. Сартра. Для Алена философия — не строгая система, а доступная всем мудрость обретения счастья на земле. Человек, по Алену, дуалистичен, так как является духовно-телесным существом, однако он способен к достижению гармонии духа и тела. В своих произведениях Ален продолжил традицию гуманистов и моралистов XVI—XVIII вв.


С. 27. *См.: Пиаже Ж. (совместно с А. Шемнской). Генезис числа у ребенка (1941) // Избр. психологические труды. М., 1969. Пиаже Жан (1896—1980)

—    швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концеп
ции интеллекта и генетической эпистемиологии. Операция, согласно Пиаже,
представляет собой внутреннее действие субъекта, генетически производное от
внешнего предметного действия и скоординированное с другими действиями
в определенную систему. Пиаже внес значительный вклад в психологию мышле
ния, детскую психологию, в исследование логических структур.

С. 30. " " Доказательство от случайности мира к Богу как необходимому бытию

— третье из пяти доказательств бытия Бога, приводимое Фомой Аквинским в его
сочинении " Сумма теологии".

С. 45. *В логике стоиков различаются три аспекта слова: звуковой (phone), обозначающий (lekton) и значащий предмет (ektos hypokeimenon).

С. 50. *См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 124.

**Ле Сенн Рене (1882—1954) — французский философ, спиритуалист, ученик О. Гамелена. Метафизической традиции, считает Ле Сенн, угрожает как позитивизм, так и чрезмерный субъективизм, делающий человека мерой всех вещей. Основной принцип Ле Сенна: я хочу или я борюсь, поэтому я есть. Человек участвует в абсолютной и трансцендентной ценности бесконечного бытия. Она выходит за границы личности, но тем не менее последняя ее актуализирует. Реальность является и органом самосознания, и тем, что ему препятствует.

***Гамелен Октав (1856—1907) — французский философ, продолживший неокритицизм Шарля Ренувье и Жюля Лашелье. Критиковал Канта за то, что тот не включил в априорные категории понятие личности, так как воля, по Гамелену, определяет мышление в меньшей степени, чем это делает спекулятивный разум. Следуя Гегелю, Гамелен изображает диалектическую эволюцию реальности через систему дополняющих друг друга противоположностей. Эта эволюция начинается с абстрактных элементов и заканчивается созиданием сознательной личности, а не абсолютным духом, как у Гегеля.

С. 51. *См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. С. 220.

**См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 143.

С. 53. *См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. С. 220—221.

С. 54. *Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

С. 58. Тештальт — образ, форма, конфигурация. Устойчивая пространственная форма воспринимаемых предметов — главное понятие гештальтпсихологии, одного из основных направлений в психологии 20—30-х гг., созданного психологами М. Вертгеймаром, В. Кёлером, К. Коффкой и др. Гештальтпсихология исходит из примата целого над частями, формы — над материалом.

С. 62. *Эпохё (греч. остановка, задержка) — понятие, сформулированное античным скептицизмом и означающее воздержание от суждения (когда ничего не отрицается и ничего не утверждается). В феноменологии Гуссерля это, по сути, синоним феноменологической редукции, когда субъект исключает из своего поля зрения все накопленные ранее мнения, суждения, оценки, чтобы выявить смысл предмета, на который направлено его сознание.

С. 63. *В диалоге " Федон" Платон, утверждая, что познание есть воспоминание, приводит выдержку из беседы Сократа с Симмием. Сократ говорит: Если человек, что-то увидев, или услышав, или восприняв... знает не только это, но примысливает еще нечто иное... разве не вправе мы утверждать, что он вспомнил то, о чем мыслит? — Как это? — Вот тебе пример. Знать человека и знать лиру — это ведь разные знания? — Само собой. — Но тебе, конечно, известно, что испытывают влюбленные, когда увидят лиру, или плащ, или иное что из вещей своего любимца: они узнают лиру, и тут же в уме у них возникает образ юноши, которому эта лира принадлежит. Это и есть припоминание (Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 35).

С. 66. *См.: Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М. 1993. С. 160. Кьеркегор Серен (1813—1855) — датский теолог, философ и писатель. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, многие из своих произведений


публиковал под различными псевдонимами, облекая их в художественную форму. Философия Кьеркегора была антирационалистической реакцией на гегелевскую философию и оказала большое влияние на экзистенциализм XX в.

С. 71. *Сартр имеет в виду то место из " Науки логики", где Гегель говорит, что " немецкий язык в глаголе " быть" (sein) сохранил в прошедшем времени (gewesen) [был] сущность (das Wesen), ибо сущность есть прошедшее, но временно прошедшее бытие" (Гегель Г В. Ф. Наука логики. Т. 2. М., 1971. С. 7).

С. 82. *Шелер Макс (1874 1928) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. С помощью феноменологического метода Э. Гуссерля пытался обосновать этику и религию. В отличие от Канта априорность рассматривается им не формально, а материально. С. 86. *Пирс Чарлз Сандерс (1839—1914) — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, родоначальник прагматизма и семиотики. Сартр ссылается на метод оценки научных гипотез, вытекающий из так называемого " принципа Пирса". Согласно этому принципу, понятие (или представление) об объекте достигается в результате рассмотрения всей совокупности практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом.

С. 88. *Штекелъ Вильгельм (1868—1940) — австрийский психиатр, начинал как ученик Фрейда, в 1912 г. отошел от него. Автор исследований о всякого рода сексуальных расстройствах и отклонениях: " Фригидная женщина", " Мужчина-импотент", " Онанизм и гомосексуализм" и др. Подверг критике понятие бессознательного, на что обратил внимание Сартр.

С. 91. *Шардонн (наст. фам. Бутейо) Жак (1884—1968) — французский писатель. **Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог и психиатр, основатель " индивидуальной психологии". Примыкал к кружку Фрейда. Его концепция психической болезни основывается на идее компенсации чувства неполноценности. Адлер критиковал учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в поведении людей. В отличие от Фрейда акцентировал внимание на роль социальных факторов. Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма и возникновению неофрейдизма.

***Мориак Франсуа (1885—1970) — французский писатель. Один из ведущих представителей " католического" направления во французской литературе XX в. Лауреат Нобелевской премии (1952). " Огненный поток" — название романа Мориака, вышедшего в 1923 г.

****Лоренс Дэвид Герберт (1885—1930) — английский писатель, автор ряда романов: " Сыновья и любовники", " Жезл Аарона", " Любовник леди Чаттерлей" и др. Его книги поднимают нравственные проблемы, в них используется психоанализ Фрейда.

*****Сарман Жан (1897—? ) — французский писатель.

С. 93. *Жид Андре (1869—1951) — французский писатель. Автор романов " Пища земная", " Имморалист", " Подземелья Ватикана", " Фальшивомонетчики", " Дневник фальшивомонетчика" и др. Лауреат Нобелевской премии (1947).

Кессель Жозеф (1898—1979) — французский писатель и журналист. Родился в семье врача, русского по происхождению; был летчиком. Известность ему принес роман " Экипаж" (1923) — один из первых романов об авиации. Он автор психологического романа " Пленники" и " сексуальной" трагедии — романа " Красотка днем" (1929). В 1950-х гг. опубликовал роман " Круг несчастий" (т. 1—4).

С. 95. *Валери Поль (1871—1945) — французский поэт и прозаик. Основные темы философской лирики (" Юная Парка", " Морское кладбище", цикл " Чары" и др. ) — размышления о сущности познания и природе творчества.

С. 106. *Мегарская школа — одна из сократических школ древнегреческой философии, учившая, что бытие свойственно только идеям, и отрицавшая всякое другое бытие. Платон критиковал абсолютную разъединенность идей и вещей у мегарцев. Это же имеет в виду и Сартр.

С. 108. *Кузен Виктор (1792—1867) — французский философ и политический деятель. Полагал, что все философские истины уже высказаны, поэтому задача философии заключается лишь в том, чтобы критически отобрать истины из прежних философских систем, руководствуясь при этом лишь " здравым смыслом". Знание, считал он, состоит из восприятия и идей-концепций, при помощи которых разум, являющийся посредником между Богом и человечеством, возвышается до абсолютных истин.


С. 129. *Кутюра Луи (1868—1914) — французский философ, логик и математик. Речь идет о его труде " Логика Лейбница по неизданным документам", вышедшем в Париже в 1901 г.

С. 138. *Клапаред Эдуар (1873—1940) -швейцарский психолог, разрабатывал

юй психе

вопросы генетической, сравнительной и прикладной психологии, которая оказала влияние на психологию Ж. Пиаже.

Джеймс (Джемс) Уильям (1842—1910) — американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма, в психологии придерживался взгляда на душевную жизнь как на поток сознания.

С. 142. *Мальро Андре (1901—1976) — французский писатель, теоретик искусства, политический деятель. Основное внимание Мальро обращает на проблему активности человека, ответственности, жизни и смерти. На его философские взгляды оказали влияние Ницше, Гегель, Маркс, Фрейд, Шпенглер. Его философия близка французскому экзистенциализму.

С. 143. *По всей вероятности, речь идет о французском философе Жаке Шевалье (1882—? ), авторе книги " Идея и реальность" (1932).

С. 144. *В трагедии Софокла " Трахинянки" кроткая Деянира, стремясь сохранить любовь мужа (Геракла), невольно становится причиной его гибели.

С. 160. *Главный персонаж трагедии П. Корнеля " Сид" (1636).

С. 161. *См.: Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 35—36.

С. 166. *Мейерсон Эмиль (1859—1933) — французский философ и историк науки. Считал, что целью теоретического объяснения является замещение бесконечного разнообразия мира ощущений тождественными во времени и пространстве отношениями. Но разум постоянно наталкивается на то, что не укладывается в рациональную схему тождества, что и является причиной стремления интеллекта постоянно улучшать теории. Для Сартра именно реальность, бытие-в-себе представляет собой абсолютное тождество, в то время как сознание вносит туда различие и множество.

С. 177. *Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 388—389, 420 и ел.

С. 190. *Речь идет о статье Сартра " Трансцендентность Эго". См. ссылка на с. 259.

С. 191. *Поцца ди Борго Шарль Андре (Карл Андрей), граф (1764—1842) — французский и русский дипломат, политический деятель родом из Корсики, где был адвокатом. В 1791 г. был избран депутатом в Законодательное собрание. Заподозренный в роялизме, он вынужден был вернуться на Корсику. С этого времени идет вражда между двумя корсиканцами: мстительным и хитрым Поццо и Наполеоном Бонапарте. Где бы ни был Поццо, он везде способствовал организации коалиции против наполеоновской Франции. После второй реставрации был посланником в Париже и пользовался своим влиянием, чтобы мстить всем сторонникам Наполеона.

С. 195. *У Сартра здесь явная опечатка. По всей вероятности, имеется в виду следующее место из Диогена Лаэртского: " При смешении два вещества проницают друг друга насквозь, а не только прилегают и охватывают друг друга (как пишет Хрисипп в I книге " Физики" ); так, если в море упадет малая капля вина, то она в нем растворится, сколько бы ни сопротивлялась" {Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 314).

С. 196. *Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 323 324.

С. 197. *Именно такой смысл вкладывает Сартр, судя по контексту, в выражение " le desir de I'enlever a tout autre", которое в русском издании романа Пруста переводится как " желание вырвать из объятий другого" (см. вышеприведенную цитату); французский глагол " enlever" означает и " отбирать, отнимать", и " восхищать, увлекать".

С. 202. *В оригинале стоит фраза " La tasse n'est pas l'encrier", содержащая опечатку: вместо " la tasse" (чашка) должно быть " la table" (стол); пример со столом и чернильницей см. также на с. 206, 213.

С. 235. *Имеется в виду концепция И. Ньютона, в соответствии с которой в результате первоначального божественного толчка или " щелчка" все небесные тела были приведены в движение.

С. 236. *Фицджералд Джордж Фрэнсис (1851-1901) - ирландский физик; объясняя опыт А. Майкельсона, доказавший независимость скорости света от


движения Земли, выдвинул гипотезу о сокращении длины любого тела в направлении его движения, чем внес вклад в подготовку почвы для разработки А. Эйнштейном теории относительности.

С. 253. *Уотсон Джон Бродес (1878—1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма — направления в психологии, трактующего психическую деятельность как поведение (behaviour), представляемое в качестве системы видимых и скрытых (к последним относится и мышление) проявлений моторной активности.

С. 256. * Пробабилизм (от лат. вероятный, возможный) — система взглядов, основывающаяся на понятии вероятности, случайности или откровенном скептицизме.

С. 261. *См.: Гегель Г. В. Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа // Соч. Т. 4. М., 1959. С. 104.

**См.: Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет. Т. 2. М., 1971. С. 90.

С. 262. *Там же. С. 84, 87.

С. 273. *Французский философ Никола Мальбранш (1638—1715) считал в духе платонизма, что человеческое знание о вещах ограничивается знанием об их идеях; созерцая же последние, человек видит их в Боге, отсюда — знание есть видение в Боге.

С. 274. *Лаланд Андре (1867—1963) — французский философ, написал ряд логических исследований по истории теоретического описания, экспериментального метода и процессов индуктивного умозаключения. Цитируемое сочинение " Теории индукции и экспериментирования" вышло в Париже в 1930 г.

С. 301. *Персонажи романов М. Пруста, входящих в цикл " В поисках утраченного времени" (1913—1927).

**Понятие " годологического пространства" введено немецко-американским психологом Куртом Левином (1890—1947), который развил топологическую психологию и применил понятие поля к психологии и социальной психологии. Психологическое поле он описывает в терминах топологии — раздела математики, изучающего наиболее общие свойства геометрических фигур. Поведение индивида, по Левину, есть функция его личности и ее окружения и, следовательно, его жизненного пространства, где " направление к" отличается от " направления от".

С. 325. *Мен де Биран (псевдоним Мари Франсуа Пьера Гонтье де Бирана) (1766—1824) — французский философ и политический деятель. Человеческое Я, его внутренний мир, считал он, не могут быть поняты по аналогии с предметами внешнего мира. Хотя метафизическая природа души непостижима, ее проявления раскрываются нам в самонаблюдении. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление которому постигается бытие внешних вещей.

С. 328. *Бройль (де Брольи) Луи (1892—1987) — французский физик, один из создателей квантовой механики. Доказал двойственную корпускулярно-волновую природу движения микрочастиц, выведя соотношения, описывающие связь энергии и импульса отдельных частиц с волновыми характеристиками движения (частотой и длиной волн). Лауреат Нобелевской премии (1929).

С. 344. *Башляр Гастон (1884—1962) — французский философ, методолог науки и эстетик. В его концепции " интегрального рационализма" заметно влияние психоанализа, Бергсона и традиций эпистемологии. Последняя у Башляра является историческим исследованием тенденций развития науки, поэтому он считается основоположником исторической школы в философии науки. Сартр ссылается на его работу " Вода и грезы", в которой сказывается влияние психоанализа.

С. 350. *Болдуин Джеймс Марк (1861—1934) — американский психолог и социолог.

С. 354. *Чтобы разграничить проявления боли в физическом смысле и боль как психический объект, постигаемый рефлексией, Сартр употребляет два разных слова: " douleur" и " mal". Слово " mal" имеет еще одно значение — " зло", что, вероятно, тоже учитывает Сартр.

С. 355. *Стробоскопия (от греч. strobos — кружение, беспорядочное движение и skopeo смотрю, наблюдаю) - метод исследования быстрых движений (колебаний, вибраций) предметов. Установлено, что если быстро колеблющийся предмет освещать вспышками света, частота которых совпадает с частотой колебаний предмета, то создается стробоскопический эффект, т. е. иллюзорное впечатление неподвижности данного предмета.


С. 357. * Сартр описывает это в романе " Тошнота": " Разнообразие вещей, их индивидуальность были только видимостью, облицовкой. Облицовка отпала, высвободив чудовищные бесформенные массы — оголенные, в страшной, бесстыдной наготе... Это был Мир, обнаженный Мир, внезапно открывший себя, и я задыхался от ярости при виде этого огромного бессмысленного бытия" (La Nausee. Paris, 1949. P. 167; см. также: Сартр Ж. П. Тошнота // Сартр Ж. П. Стена. Избр. произв. М., 1992. С. 136—137).

С. 367. *Абрахам Пьер (1892 —? ) — французский писатель и литературовед. Участник двух мировых войн, летчик, полковник авиации, с 1927 г. профессиональный журналист. Исследователь творчества О. Бальзака (1929), М. Пруста (1930).

С. 368. Кречмер Эрнст (1888—1964) — немецкий психиатр, создатель теории зависимости психического склада личности от конституционального типа, т. е. от биологических особенностей строения организма. Разработал классификацию типов конституции человека, каждому из которых соответствуют особенности темперамента и характера. См. его труд " Строение тела и характер". М.; Л., 1930.

С. 370. *Понятие аппрезентации (Appresentation) ввел Э. Гуссерль для постижения другого Я в опосредованной интенциональности, понимаемой как сопред-ставление, сопереживание, вчувствование. Уже в непосредственном восприятии вещи есть аппрезентапия, так как вещь дается только одной видимой стороной, другие же аппрезентируются. На с. 380, применяя термин " аппрезентироваться", Сартр имеет в виду не постижение другого Я, а свой образ в сознании другого.

С. 384. *Роман А. Жида (1909).

С. 394. *Захер-Мазох Леопольд фон (1836—1895) — австрийский писатель. Известен прежде всего эротическими романами (" Венера в мехах" [1870] и др. ), с патологическими мотивами которых связано происхождение термина " мазохизм" (автор последнего немецкий психоневролог Рихард фон Крафт-Эбинг; см. его труд " Половая психопатия". М., 1996. С. 69, 137—228).

С. 412. *Реплика из пьесы " Атласный башмачок" (" Атласная туфля", 1924) французского поэта и драматурга Поля Клоделя (1868—1955). Действие происходит в Испании во времена Конкисты.

С. 419. *Фолкнер У. Свет в августе. Собр. соч.: В 6 т. М., 1985. Т. 2. С. 314.

С. 421. *Валь Жан (1888—1974) — французский философ, стоял на позициях экзистенциалистского истолкования гегелевской диалектики, особое внимание уделял проблеме " несчастного сознания" в философии Гегеля; автор работ по истории экзистенциализма (" Esquisse pour une histoire de rexistentialisme", 1950 и др. ).

С. 426. *Ромен Жюлъ (псевдоним Луи Фаригуля) (1885—1972) — французский писатель. Попытался создать эпопею жизни Франции 1908—1933 гг. в многотомном романе " Люди доброй воли" (1932—1946, в 27 т.; русский перевод, 1933. Т. 1—4).

С. 434. *Буланжизм — шовинистическое движение во Франции в конце 80-х гг. XIX в. под лозунгами реваншистской войны против Германии, пересмотра республиканской конституции (1875) и роспуска парламента; возглавлялось генералом Жоржем Буланже (1837—1891, кончил жизнь самоубийством).

С. 444. *Ружмон Дени де (1906—1985) — швейцарский франкоязычный писатель, один из основателей (вместе с французским философом Э. Мунье) персо-налистского журнала " Эспри" (" Дух" ), создатель " Европейского центра культуры" в Женеве (1950), автор многочисленных психологических, исторических и этических эссе.

С. 447. *Лионские восстания 1831 и 1834 гг. — первые вооруженные выступления французского пролетариата, вызванные крайне тяжелым положением рабочих и мелких ремесленников, занятых в шелкоткацком производстве г. Лиона. Были жестоко подавлены правительственными войсками.

С. 450. *Берже Гастон (1896—1960) — французский философ и психолог. Отправляясь от психологических и логических проблем познания, пришел к критическому исследованию феноменологии Гуссерля (в частности, вопроса о трансцендентальном субъекте, или cogito). В конце жизни занимался конкретной психологией (изучением особенностей характера и личности).

С. 456. *Катаплексия (от греч. испуг, ужас, смятение) — кратковременная, наступающая приступообразно утрата мышечного тонуса, приводящая в выраженных случаях к падению больного без потери сознания, возникающая обычно на фоне сильных эмоциональных реакций.


С. 457. *Хлодвиг I (ок. 466 511) -~ король галлических франков (с 481), завоевавший почти всю Галлию, что положило начало Франскскому государству. В 496 г. принял христианство в ортодоксальной форме.

**Арианство возникшее в IV в. направление в христианстве, связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария, который расходился с основными догматами учения о Троице, доказывая, что Бог-Сын " ни в чем не подобен Отцу" и является Сыном Божиим лишь по благодати. Арианство было осуждено Константинопольским собором 381 г. Однако до VI VII вв. арианство пользовалось большим влиянием у варварских народов (готов, вандалов, лангобардов и др. ).

***Лот Фердинанд (1866—1952) — французский историк. Автор ряда монографий, посвященных исследованию средневековья. На одну из них (" Конец античного мира и начало средневековья", 1927) ссылается Сартр.

С. 466. *См.: Джойс Дж. Улисс. М., 1993. С. 55.

С. 472. *Сартр ссылается здесь на произведение А. Жида " Дневник фальшивомонетчика" (1926), которое представляет собой продолжение известного его романа " Фальшивомонетчики" (1925) и содержит критические размышления автора над своим созданием. Своей формой роман оказал влияние на французскую модернистскую литературу.

С. 482. * Пенелопа — в поэме Гомера " Одиссея" жена скитавшегося Одиссея за ночь распускала все, что успевала соткать за день, чтобы никогда не закончить свою работу и тем самым не дать согласия на новый брак.

С. 484. *Жане Пьер (1859—1947) — французский психолог, психопатолог и психотерапевт. Описал ряд психотерапевтических методов, создал учение о психастении (1903) и навязчивых состояниях, возникающих, по Жане, у психастеников в результате конституционально обусловленной слабости высших форм психической деятельности. Предшественник 3. Фрейда в учении о роли бессознательного.

С. 485. *Главный персонаж произведения А. Жида " Филоктет" (1894—1898).

С. 495. *Пневма (от греч. ) — в древнегреческой философии первоначально вдыхаемый воздух, дыхание, затем дух. В стоицизме означает тончайшую, отличающуюся крайней подвижностью материю (Хрисипп рассматривал ее как смесь огня и воздуха), которая, как жизненное дыхание, пронизывает космос, объединяя его в целостный организм.

С. 507. *Шлюмберже Жан (1877—1968) — сын эльзасского фабриканта, французский писатель, друг А. Жида. Автор ряда романов, в которых анализ сложных психологических коллизий связан с проповедью стоической жизненной позиции. В годы Второй мировой войны придерживался антинацистской позиции.

С. 508. *ЛафайетМариЖозефде{\151—1834) маркиз, французский военный и политический деятель, активный участник революционных событий во Франции 1789 г. После взятия Бастилии 14 июля 1789 г. стал командующим Национальной гвардией. До этого, начиная с 1777 г., сражался в рядах восставших американских колонистов против английской короны, получив в 1780 г. звание генерала американской армии.

С. 520. *Хальбвакс Морис (1877—1945) - французский социолог и социальный психолог. Приверженец реформистского социализма. Автор трудов по вопросам образа жизни, уровня потребления, психологии социальных классов.

Ман Анри (Гендрик) де (Де Man) (1885 1953)  бельгийский политический

деятель и публицист, один из лидеров Бельгийской социалистической (до 1940 г.

рабочей) партии. Автор нашумевшей книги " По ту сторону марксизма" (1927).

С. 521. * Полон Жан (1884 1968) — французский писатель. Занимался теорией языка и литературы. Сартр ссылается на его книгу, посвященную проблемам литературного творчества (1941).

С. 523. * Парен Брис (1897—1970) — французский философ и эссеист. В своих произведениях большое внимание уделял проблемам языка и коммуникации. Наряду с работой о платоновском Логосе, к которой обращается Сартр, в начале 40-х гг. написал книгу " Исследования природы и функций языка" (1942).

С. 528. *Альбигойцы — последователи еретического движения в Западной Европе (во Франции, Италии, Германии) в XII- XIII вв. Одним из центров движения во Франции был г. Альби (южная провинция Лангедок).

**Монфор Симон IV де (ок. 1150—1218) — граф, предводитель французских рыцарей, предпринявших в 1209 г. крестовый поход против альбигойцев. Жес-


токость и насилие Монфора и его рыцарей вызвали восстание населения Тулузы и возобновление войны. Монфор был убит восставшими.

***Виконт Роже Трансавель и граф Тулузский Раймонд VI (1156—1222) — феодалы, поддерживавшие движение альбигойцев, преследуя при этом свои цели.

****Кашары — еретическое движение в Западной Европе в XI XIV вв., отвергали многие христианские догматы, таинства, почитание икон, креста, проповедовали аскетизм. Многолетние преследования со стороны католической церкви и светских властей привели к их упадку и исчезновению.

*****i?. A. F. (Royal Air Force) — королевские военно-воздушные силы; название было дано 1 апреля 1918 г. объединенной авиации армии и флота Великобритании.

С. 537. *Морган Чарлз Лэнгбридж (1894—1958) — английский писатель.

С. 543. *Баррес Морис (1862—1923) — французский писатель и политический деятель. Его произведения отличались тонкой стилистикой и вместе с тем публицистической страстностью, в них сочетались идеи католицизма и национализма. Автор трилогии " Культ Я" (1880—1891), " Вдохновенный холм" (1913) и др.

С. 546. *Ф. Ницше писал о Б. Паскале: " Я не читаю Паскаля, но люблю как самую поучительную жертву христианства, которую медленно убивали сначала телесно, потом психологически, люблю как целую логику ужаснейшей формы нечеловеческой жестокости... " (Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся самим собою // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 713).

С. 548. *По всей вероятности, речь идет о французском социалисте Жане Жоресе (1859—1914), страстном глашатае политики мира в Европе, убитом шовинистом Р. Вилленом в канун Первой мировой войны (31 июля 1914 г. ).

С. 554. *Полишцер Жорж (1903—1942) — французский философ, активный участник Сопротивления. В 1929 г. под псевдонимом Ф. Аруэ опубликовал " Конец философского парада: бергсонизм" (русский перевод в сб.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию. М., 1953). В мае 1942 г. Политцер был арестован правительством Виши, выдан немцам и расстрелян.

С. 562. *Бурже Поль Шарль Жозеф (1852—1935) — французский писатель, с 1894 г. член Французской академии. Написал около 45 романов, доказывая, что только католицизм и монархизм спасут Францию. Следуя позитивистской теории И. Тэна и натурализму Э. Золя, создал этюды о Ш. Бодлере, Г. Флобере, И. Тэне, Стендале, Э. и Ж. Гонкурах, И. С. Тургеневе и др. Книга " Очерки современной психологии", на которую ссылается Сартр, вышла в 1883 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...