Режимы дня для детей дошкольного возраста
Российский Государственный Университет Физической Культуры, спорта и туризма.
Кафедра гигиены спорта
Контрольная работа
на тему:
«Гигиенические особенности занятий физической культурой или спортом с детьми дошкольного возраста».
Заочного отделения
Москва 2007г План:
I. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
II. Требования к нагрузкам
III. Режимы дня для детей дошкольного возраста
IV. Питание детей дошкольного возраста
V. Закаливание детей дошкольного возраста
VI. Гигиена одежды и обуви детей дошкольного возраста
Использованная литература Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст от 3 до 7 лет, отличается более медленным, чем в предшкольном возрасте, темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста составляют в среднем 5 - 8 см, веса – около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6 – 7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка в возрасте 6 лет – на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого – на лобке. В этом возрасте в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием двигательной функции продолжается интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата Продолжается окостенение хрящевой ткани эпифизов трубчатых костей, позвоночника. В возрасте 7 лет позвоночник еще гибок и податлив, процессы окостенения в нем далеко не завершены. Верхние и нижние поверхности тел позвонков целиком состоят из хрящевой ткани. Меняются соотношения размеров грудной клетки в сторону преобладания поперечного диаметра над предзадним. Окружности грудной клетки с 3 до 7 лет увеличиваются в среднем на 6 – 7 см. К началу этого возрастного периода окостенение костей запястья находится на ранней стадии. В некоторых костях еще нет ядер окостенения. К 7 годам они появляются почти во всех костях запястья.
Происходит дальнейшая дифферинцировка в развитии мышечной ткани. Особенно интенсивно развиваются мышцы обеспечивающие прямостояние и ходьбу. К 7 годам поперечный размер волокон этих мышц становится больше, чем во всех других. Это соотношение сохраняется всю последующую жизнь. Мышцы передней стенки живота к началу дошкольного возраста еще слабо развиты. Дошкольник не может принять стойку смирно, а подъем непосильной тяжести может вызвать расхождение мышц брюшного пресса. Значительного, но не полного развития достигают мышцы кисти. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.
Требования к нагрузкам
С детьми дошкольного возраста проводят физкультурные занятия, а также утреннюю гимнастику. Физкультурные занятия состоят из трех частей: непродолжительной вводной, подготавливающей организм; основной, включающей Подвижные игры и упражнения в основных движениях; заключительной, в результате которой организм возвращается в исходное состояние. Упражнения и подвижные игры подбирают с учетом воздействия на группы мышц, участвующих в сохранении правильного положения туловища, головы, плечевого пояса.
Нагрузка в подвижных играх и упражнениях должна строго дозироваться. Детям не рекомендуется давать упражнения с длительным статическим напряжением мышц, а также силовые упражнения, требующие задержки или напряжения дыхания. Надо следить за тем, чтобы во время физических упражнений дети дышали через нос. Общая продолжительность физкультурных занятий для детей 3—5 лет 20—25 мин., 6—7 лет 30—35 мин. для большего эмоционального подъема детей,выработки у них чувства ритма и темпа физические упражнения желательно проводить под музыку. Разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и др.— позволяет детям быстрее усвоить нужные движения, делает занятия более увлекательными и менее утомительными. Все рекомендованное спортивное оборудование в групповой комнате разместить нельзя, поэтому там, где это возможно, физкультурные занятия лучше проводить в специально оборудованных помещениях площадь которых не менее З м2 на ребенка. В теплое время года занятия по развитию движений следует проводить на воздухе. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений: дети занимаются в майках, трусах, носках и тапочках. Катание на санках, лыжах и коньках способствует развитию мышц и опорно-двигательного аппарата, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (коньки, лыжи, велосипед) соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной педали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3—5 лет оно равно 25 см, для детей 6—7 лет — 30 см. При этом, наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3—5 лет 18 см, а 6—7 лет — 20 см. Длина санок для детей рекомендуется двух размеров: 69 и 72 см, ширина и высота тех и других обычно одинаковые. Длина лыж для каждого ребенка подбирается индивидуально и должна быть равной его росту с вытянутой вверх рукой. Крепления лыж состоят из носковых и пяточных ремней (или резины), достоинства которых заключаются в том, что они не так плотно, как металлические, пригоняются.
Первые занятия на лыжах проводятся без палок, чтобы дети не могли поранить ими себя и товарищей. Детские коньки для лучшей их устойчивости должны быть небольшой высоты и иметь широкие лезвия. Ботинки для катания на коньках низкие, на тонкой подошве, без каблука, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие ботинки обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают от подвывихов и вывихов. Шнуруются ботинки у пальцев свободно, а на подъеме туго. Перед тем как первый раз вывести детей на лед, надо дать им немного привыкнуть к конькам. Для этого в помещении или на утоптанной снеговой дорожке дети должны постоять на коньках, балансируя то на одной, то на другой ноге, осторожно походить. Выходить на лед надо на хорошо отточенных коньках, так как тупые легко разъезжаются и на них трудно овладеть техникой бега. Чтобы предохранить коньки от ржавчины, после катания их надо протереть сухой тряпкой или газетой. При обучении катанию на коньках и лыжах дети могут быть одеты в обычную одежду, в которой они совершают прогулку. Когда дёти овладеют техникой катания, их следует одевать более легко и удобно: поверх комнатной одежды надеть лыжный костюм и комбинезон из водонепроницаемой ткани на мягкой подкладке, на голову шерстяную вязаную шапочку, прикрывающую лоб и уши, на руки шерстяные, а сверху парусиновые рукавички. При катании детей на лыжах и коньках надо следить за тем, чтобы они дышали через нос. Вначале дети катаются на коньках и лыжах не более 10 мин, в дальнейшем. Продолжительность катания можно довести для детей 4—5 лет до 15—20 мин, для детей 6—7 лет - до 30 мин; Кататься на коньках детям дошкольного возраста рекомендуется не чаще 3 раз в неделю. После того как дети научатся хорошо передвигаться, каждое катание может продолжаться 30 мин. Если при катании на лыжах и коньках ребята чувствуют усталость или боль в ногах, следует в течение 2—3 мин отдохнуть (слоя на лыжах на свежем воздухе); при катании на коньках лучше войти в помещение, сесть и расшнуровать ботинки).
Труд в природе Работу детей на участке (посадка и поливка цветов и овощей, рыхление земли, прополка грядок, перевозка и переноска земли, сухих листьев, снега и пр.) надо нормировать (ее продолжительность и вес грузов). Дети 7 - 8 лет без особого напряжения могут поднимать и переносить на небольшие расстояния грузы весом 2 кг, лейку или ведро с водой вместимостью 2,5 – 3 л. Переносить воду лучше не одним, а двумя ведрами. Объем каждого ведра в 2 раза меньше (1 – 1,5 л.), при этом тяжесть воды будет распределяться равномерно на обе руки и нарушение осанки будет исключено. Поскольку дети переносят груз на садовых носилках вдвоем, общий вес его должен быть в 2 раза больше того, который может поднять один ребенок (примерно 2,5 – 3 кг вместе с носилками). Тачками дети пользуются индивидуально, поэтому вес груза, перевозимого на них, рассчитывается на одного ребенка (примерно 1,5 – 2 кг). Детям 6 – 7 лет разрешается также вскапывать рыхлую землю в течение 10 мин, разгребать свежевыпавший снег, при этом надо следить, чтобы они работали в определенном темпе, сильно не утомлялись. Режимы дня для детей дошкольного возраста
В режиме дня детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) значительное время занимают сон, прогулки, игры, закаливающие процедуры, приемы пищи, обязательные организованные занятия, воспитание трудовых и гигиенических навыков Распределение их в определенной последовательности с чередованием активных и спокойных занятий обеспечивает ребенку бодрое, жизнерадостное настроение, хорошее самочувствие В настоящее время в объединенном дошкольном учреждении «ясли — сад» предусмотрены две младшие группы, средняя и подготовительная к школе. В режиме дня младших групп (3—4 года) предусматривается 12 – 12 1/2 часов на сон, из них 2 часа на одноразовый дневной. Сравнительно с более старшими группами, малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее- 3—4 часов, а летом весь день. Ежедневно проводится одно организованное занятие (рисование, лепка, занятия по развитию речи) вначале продолжительностью 10 минут и постепенно доводится до 15 минут. В режиме детей средней группы (от 4 до 5 лет) длительность сна сохраняется без изменений, длительность организованных занятий увеличивается до 15—20 минут и характер их несколько усложняется. В режиме детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на сон полагается н11 1/2 часов (10часов ночью и 1 1/2 часа днем). Ежедневно проводятся два занятия, первое продолжительностью 25—30 минут и второе— 15—20 минут с перерывом в 10 минут. Занятия приобретают характер обучения. Все свободное время — до завтрака, на прогулках и особенно во вторую половину дня после дневного сна—отводится для игр. В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) длительность сна и бодрствования такие же, как в старшей группе. Занятия усложняются, детей знакомят с буквами, учат счету. Ежедневно бывают два занятия по 30 минут каждое.
Во всех группах детского сада проводятся занятия по развитию движений. Приводим примерный режим дня в детском саду: Режим дня в детском саду
У детей, находящихся в детском саду круглосуточно, вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 часов. В 19 часов ужин и в 20 часов (для подготовительной к школе группы в 20 час. 30 мин.) отход ко сну. Летом, когда темнеет позже, укладывание для всех групп отодвигается до 20 час. 30 мин. Подъем для круглосуточных групп в 8 часов. (летом в 7 час. 30 мин.). Время от подъема до завтрака заполняется утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный ежедневный профилактический осмотр. Особого внимания врача требует организация обязательных занятий в детском саду и трудовое воспитание детей. Специальные наблюдения и исследования показали, что два занятия утомительны для пятилетних детей, На втором занятии резко падает внимание детей: они часто отвлекаются, функциональное состояние центральной нервной системы, по данным специальных исследований, заметно ухудшается, и это ухудшение не снимается полностью даже последующей прогулкой. Наряду с этим, в связи с медлительностью детей этого возраста и значительной насыщенностью первой половины дняразнообразной деятельностью, такая длительность занятий приводит к постоянной спешке, а иногда к сокращению прогулки. С гигиенической точки зрения более целесообразно в группе детей этого возраста проводить одно занятие длительигостью 25минут, При этом неблагоприятные сдвиги в высшей нервной деятельности значительно меньше и полностью снимаются следующей зазанятием прогулкой. Трудовое воспитание детей в детском саду складывается из работ по самообслуживанию, посильного участия в поддержании чистоты ипорядка в групповом помещении и на участке,дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и за животными в живом уголке (кролики, белки и др.). В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течении более короткого времени. В средней и старшей группе трудовая деятельность детей более разнообразна и заключает в себе элементы общественно полезного труда (расчистка дорожек, работа на детском огороде). Наблюдения показывают, что дети с интересом и удовольствием принимают участие в этой деятельности, но она все же утомляет их. Поэтому работа связанная с интенсивной деятельностью (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться для детей средней группы не более 7 – 10 мин. в день, для детей старшей группы – 15 минут. Продолжительность более легкой деятельности хозяйтсвенно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть больше – до 25 – 30 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|