по данным переписи населения 2002 года 13 глава
Деревообрабатывающая промышленность республики специализируется на производстве пиломатериалов, фанеры, строительных деталей и плит на древесной основе. Ведущими предприятиями деревообрабатывающей промышленности республики являются ООО «Сыктывкарский фанерный завод», ООО «Жешартский фанерный комбинат», ООО «Завод ДСП», ОАО «Княжпогостский завод ДВП», ОАО «Лесопромышленный комплекс СЛДК». В 2007 г. всеми деревообрабатывающими предприятиями республики было произведено 869 тыс. м3 пиломатериалов, 325 тыс. м3 клееной фанеры, 28,2 тыс. условных м2 древесноволокнистых плит и 420 тыс. условных м3 древесностружечных плит. Для размещения основных отраслей деревообрабатывающей промышленности республики характерна концентрация производства в пределах Вычегодско-Мезенского экономического подрайона, на долю которого приходится около 90% всего производства пиломатериалов и всё производство клееной фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит в республики. При этом производство клееной фанеры и древесностружечных плит полностью концентрируется в Жешарте и Сыктывкаре, а древесноволокнистых плит – в Емве. Целлюлозно-бумажная промышленность полностью концентрируется в столице республики, где с 1969 г. ведётся сооружение и модернизация объектов Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, именуемого ныне ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». В его состав входят древесно-сырьевое, сульфат-целлюлозное и картонно-бумажное производства, отражающие основной профиль предприятия. Предприятие располагает пятью современными бумагоделательными машинами. Комбинат является основным потребителем в республике лиственной и низкосортной хвойной древесины с годовой потребностью в древесном сырье до 3 млн. м3. В настоящее время Сыктывкарский ЛПК специализируется на выпуске офисной и офсетной бумаги, обеспечивая свыше 40% рынка офисной бумаги в России и странах СНГ. Предприятие выпускает также газетную, типографскую, бланочную, пачечную и коробочную бумагу, бумагу-основу для изготовления обоев, изделий бытового и санитарно-гигиенического назначения, обёрточную и упаковочную бумагу всех видов, картон для плоских слоёв гофрированного картона «топ-лайнер» и «крафт-лайнер». Более половины всего объёма производимых на ОАО бумаги и картона отправляется на экспорт. Рынок зарубежных потребителей сыктывкарских бумажных изделий неуклонно расширяется и охватывает ныне страны, расположенные на всех континентах. Второе предприятие целлюлозно-бумажной промышленности - ООО «производственно-коммерческое предприятие «Сыктывкарские бумажные изделия». Оно специализируется на производстве бумажных изделий, в числе которых - обои, бумажно-беловые товары, бумага для пишущих машин и ксерокса, туалетная бумага, бумажные салфетки, тетради, альбомы и папки для рисования и черчения. В 2007 г. предприятия целлюлозно-бумажной промышленности республики произвели 639 тыс. тонн бумаги и 214 тыс. тонн картона, включая бумагу для гофрирования.
Для обеспечения более глубокой комплексной переработки древесного сырья предполагается осуществить реконструкцию и техническое перевооружение существующих предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и ввести в эксплуатацию новые мощности по механической и химико‑механической переработке древесного сырья. В рамках этих преобразований в 2003 г. на Жешартском фанерном заводе был пущен в эксплуатацию завод по производству древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ), имеющий проектную мощность до 140 тыс. м3 плитной продукции в год. С пуском завода будет решена проблема сбыта низкосортной древесины для всех лесозаготовительных предприятий Усть-Вымского района. Наиболее перспективные и масштабные проекты будут реализованы на территории многолесных Удорского и Троицко‑Печорского районов. В Удорском районе планируется строительство Вендингского лесопильно-деревообрабатывающего комбината и Удорского целлюлозного завода, в Троицко‑Печорском районе – комбината по производству целлюлозы и завода по производству гофрированной бумаги.
В ближайшие годы одним из приоритетных направлений промышленного развития республики должно стать формирование регионального горнопромышленного комплекса. В настоящее время в регионе представлены лишь отдельные, технологически не связанные между собой предприятия горнодобывающей промышленности. Однако в будущем они могут трансформироваться в горнопромышленный, горно-металлургический или химико-металлургический комплекс. В настоящее время в республике функционирует 6 горнорудных предприятий, имеющих лицензии на разработку месторождений бокситов, марганцевых и титановых руд, баритов и жильного кварца. В их числе – ОАО «Боксит Тимана», ОАО «Марганец Коми», ОАО «Комититан», ЗАО «Хойлинский горно-обогатительный комбинат», ЗАО «Кожимская горнорудная компания» и ЗАО «Кожимское разведочно-добычное предприятие». В республике разрабатываются месторождения известняков, доломитов, кварцитопесчаников, кирпичных глин и цементного сырья. В ближайшие годы интенсивность использования недр республики должна возрасти за счёт вовлечения в промышленную разработку ряда новых объектов, связанных с добычей золота и алмазов. Наиболее масштабным и перспективным направлением развития формирующегося горнопромышленного комплекса республики является реализация проекта «Коми алюминий». В 1993 г. победителем конкурса на право разработки наиболее перспективных месторождений бокситов Ворыквинской группы стало ОАО «Боксит Тимана». В настоящее время в промышленной разработке находится Центральная залежь Вежаю-Ворыквинского месторождения, обеспечивающая добычу бокситов на уровне 1 млн. тонн в год. В состав первой очереди строительства Средне-Тиманского бокситового рудника войдут четыре карьера. При годовой добыче бокситов в размере 2,5 млн. тонн в год разработка четырёх карьеров рассчитана на 20 лет. Вместе с тем в ходе первого этапа реализации проекта «Коми алюминий» предполагается в течение ближайших лет довести годовой объём добычи бокситов до 6,5 млн. тонн.
Средне-Тиманский бокситовый рудник является начальной стадией развертывающегося в регионе глинозёмно-алюминиевого комплекса. Вторая стадия этого отраслевого комплекса будет представлена крупнейшим в России глинозёмным заводом с годовой производительностью до 1,4 млн. тонн глинозёма. Помимо целевой продукции на глинозёмном заводе предполагается производство галлия, ванадия и скандия, а также утилизация красного шлама и других попутных продуктов глинозёмного производства. Учитывая большой народнохозяйственный эффект от реализации этого проекта, Группа СУАЛ приняла решение об опережающем начале строительства глинозёмного завода с 2005 г. поблизости от посёлка Керки, расположенного в 12 км от города Сосногорска. Между тем в 2008 г. строительство глинозёмного завода было остановлено. В будущем предполагается отправлять значительную часть глинозёма на крупнейшие в стране действующие алюминиевые заводы, размещённые в Хакасии, Красноярском крае и Иркутской области. Другая часть продукции глинозёмного завода будет использоваться в республике на местном алюминиевом заводе, который станет завершающим звеном в реализации проекта «Коми алюминий». Это высокоэнергоёмкое производство предполагается разместить в районе города Печора поблизости от Печорской ГРЭС - крупнейшей тепловой электростанции Европейского Севера. Перерабатывающее звено агропромышленного комплекса Республики Коми образуют предприятия по переработке мяса, молока и зерна, которые входят в состав пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. В пищевой промышленности республики получили развитие пищевкусовая (хлебопекарная, кондитерская, ликёро-водочная, пивоваренная), мясная и молочная (мясная, маслосыродельная и молочная), а также рыбная промышленность. В 2004 г. пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая отрасли промышленности обеспечили 2,8% республиканского объёма промышленного производства. Крупными многопрофильными центрами пищевой промышленности являются Сыктывкар, Воркута, Ухта и Печора. В то же время в республике наиболее распространены специализированные центры по переработке молока и мяса, представленные практически во всех районах.
Основой агропромышленного комплекса Республики Коми является сельское хозяйство. Неблагоприятные агроклиматические условия на большей части территории республики ограничивают ассортимент возделываемых сельскохозяйственных культур и развитие ряда отраслей животноводства. Относительно благоприятные условия для ведения сельскохозяйственной деятельности имеются лишь в южных и некоторых центральных районах республики. Период стабильного развития аграрного сектора экономики республики, наблюдавшийся в течение 1980-х гг., когда росли урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота, в начале 1990-х гг. сменился периодом значительного спада производства. С 1990 по 2007 г. объём сельскохозяйственного производства в республике снизился более чем на треть. Коллективный производитель, представленный сельскохозяйственными организациями, после непрерывного доминирования с середины 1990-х гг. по совокупным объёмам и удельному весу в общем производстве сельскохозяйственной продукции стал уступать частному индивидуальному сектору. В 2007 г. сельскохозяйственной продукции в Республике Коми произведено на 5,2 млрд. рублей (0,2% и 69 место в РФ), в том числе продукции растениеводства – на 2,0 млрд. рублей (71 место в РФ), животноводство – на 3,2 млрд. рублей (68 место в РФ). В структуре сельскохозяйственного производства республики на долю животноводства приходилось 62,0%, растениеводства – 38,0%. Сельское хозяйство Республики Коми специализируется на молочно-мясном скотоводстве с производством товарного молока, выращивании картофеля и овощей поздних сортов. Стратегическая цель развития сельского хозяйства республики состоит в обеспечении потребности населения в малотранспортабельной продукции (молоко, яйцо, картофель, овощи) и создании надёжной кормовой базы для интенсивного животноводства. Для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Коми основным направлением деятельности остаётся животноводство, обеспечивающее население высокобелковыми и диетическими продуктами питания, а пищевую и лёгкую промышленность разнообразным сырьём. Животноводства в республике представлено скотоводством, свиноводством, оленеводством и птицеводством. Продукция животноводства преобладает в общем объёме производства продукции сельского хозяйства республики как в хозяйствах всех категорий, так и в сельскохозяйственных организациях, хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах. В условиях республики животноводство по-прежнему остаётся высокозатратной и низкоэффективной отраслью сельского хозяйства. При неизменном превышении животноводства над растениеводством в отраслевой структуре производства сельскохозяйственной продукции республики с начала 1990-х гг. происходит постепенное сближение между ними. Из отраслей традиционного агропромыслового хозяйства республики, представленных оленеводством, охотоводством, рыболовством, сбором ягод и грибов, некоторые позитивные изменения происходят только в оленеводстве, которое остаётся наиболее эффективной отрасли животноводства республики. Она обеспечивает население относительно дешёвым мясом. Оленьи шкуры и мех используются для изготовления одежды, обуви и производства сувениров, рога и кровь – для производства ценных лекарственных препаратов.
Большое значение для улучшения ситуации в животноводстве и повышения продуктивности сельскохозяйственных животных имеет целенаправленная работа по созданию собственной кормовой базы и организация их полноценного кормления. Для этого республика располагает значительными площадями естественных кормовыми угодий, которые характеризуются низкой продуктивностью. Вместе с тем, в результате непрерывного сокращения поголовья скота в республике обеспеченность скота кормовыми угодьями постепенно увеличивается. Для Республики Коми характерна слабая сельскохозяйственная освоенность территории. Земельный фонд республики, пригодный для ведения сельскохозяйственной деятельности, крайне невелик. Земледельческая культура имеет мелкоконтурный очаговый характер. В общей структуре земельной площади республики на долю сельскохозяйственных угодий приходится всего 0,95%, из которых 2/3 приходится на естественные сенокосы и пастбища. В 2007 г. вся посевная площадь сельскохозяйственных культур составила около 60 тыс. га. Почти 2/3 посевных площадей республики находится в привычегодской пойме. В структуре посевной площади около 75% занимают кормовые культуры, более 20% - картофель, около 2% - овощи открытого грунта и около 0,5% - зерновые культуры. Под пашню осваиваются в основном подзолистые почвы, характеризующиеся низким природным плодородием в связи с их малогумусностью, высокой кислотностью, бесструктурностью, низким содержанием питательных элементов. Резервы роста площадей сельскохозяйственных угодий имеются при освоении долин рек бассейнов Вычегды и Печоры, а также лесопокрытых, тундровых и заболоченных земель. Под воздействием региональных природных и экономических условий сельскохозяйственного производства в республике сформировались четыре сельскохозяйственные зоны – Южная, Центральная, Северная и зона Крайнего Севера. В них сложилась устойчивая специализация сельскохозяйственного производства, отражающая агроклиматическое районирование территории, сложившиеся общественные потребности и трудовые навыки сельского населения республики. Сельскохозяйственные производители Южной зоны специализируются на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, картофелеводстве и овощеводстве. В Южной сельскохозяйственной зоне целесообразно также сосредоточить зерноводство, семеноводство зерновых и многолетних трав, выращивание кормовых и зерновых культур на фураж для обеспечения сельскохозяйственных предприятий сельскохозяйственной зоны Крайнего Севера. В Центральной сельскохозяйственной зоне получили развитие молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, кормопроизводство, картофелеводство, выращивание овощей в открытом и закрытом грунте. В семи районах Северной сельскохозяйственной зоны, в которых преобладает городское население, развивается молочно-мясное скотоводство, птицеводство, производство кормов для молочного скотоводства и картофелеводство, в двух глубинных районах в низовьях Печоры – Ижемском и Усть-Цилемском – мясное скотоводство и производство сыра. При этом основным занятием коми-ижемцев является оленеводство. Сельское хозяйство зоны Крайнего Севера специализируется на обеспечении населения малотранспортабельной продукцией: цельным молоком, диетическим яйцом, тепличными овощами и зеленью, а также олениной. В связи с преобладанием в республике городского населения подавляющая часть производимой сельскохозяйственной продукции идёт на снабжение жителей городов и посёлков городского типа. В связи с этим всё большее значение получают птицеводство на промышленной основе и откормочное свиноводство на базе крупных животноводческих комплексов. До 1917 г. Коми край практически не имел дорожной сети. Основными путями сообщения были реки Печора, Вычегда, Мезень и их крупные притоки. Формирование наземных видов транспорта круглогодичного функционирования началось в 1930-х гг. в связи с разработкой месторождений нефти и угля. В 1934 г. вступила в строй первая узкоколейная дорога от посёлка Рудник до пристани на реке Уса (Воркута - Вом), известная как Воркутинская железная дорога. Активизация промышленного освоения природных ресурсов республики потребовала проектирования железной дороги общего пользования Котлас - Воркута, получившей название Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Её сооружение велось с 1936 по 1942 г. В послевоенный период в республике были последовательно введены в эксплуатацию ответвления Печорской железнодорожной магистрали Чум – Лабытнанги (1947-1959), Микунь – Сыктывкар (1958-1961), Микунь – Вендинга (1961-1974), Сосногорск – Троицко-Печорск (1963-1977), Сыня – Усинск (1974-1980) и Чиньяворык – Тиман (2000-2002). В годы войны в республике появились первые трубопроводы. Однако активное трубопроводное строительство началось в 1960-1970-е гг., когда в связи с резким увеличением объёмов добычи нефти и газа в республике потребовалось сооружение магистральных трубопроводов в центральные и северо-западные районы страны. Рост масштабов освоения природно-ресурсного потенциала региона стимулировал развитие автодорожной сети. В период с 1960 по 2008 г. общая протяжённость железнодорожных путей общего пользования увеличилась 1,4 раза, автомобильных дорог с твёрдым покрытием – в 18 раз, трубопроводов – в 9,8 раз. За этот период эксплуатационная длина внутренних водных судоходных путей сократилась в 2,1 раза. Несмотря на позитивные изменения последних десятилетий, густота транспортной сети республики и категорийность путей сообщения остаются на низком уровне. Густота железных дорог общего пользования составляет 4,1 км на 1000 км2 территории республики, автомобильных дорог общего пользования – 15,3 км (в том числе с твёрдым покрытием – 13,1 км), магистральных трубопроводов – 10,3 км, внутренних водных судоходных путей – 6,7 км. Эксплуатационная длина железнодорожных путей достигает 3,3 тыс. км, в том числе общего пользования 1726 км. Основу железнодорожной сети республики образует магистраль Котлас – Воркута, входящая в состав Северной железной дороги. От неё отходят тупиковые железнодорожные ветки: Микунь - Сыктывкар, Микунь - Вендинга, Чиньяворык – Тиман, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыня – Усинск и Чум - Лабытнанги. Имеется значительное количество дорог ведомственного пользования. В соответствии с планами комплексного транспортного освоения территории республики первоочередным объектом железнодорожного строительства в ближайшие годы должна стать межрегиональная железнодорожная магистраль «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – Пермь). Новый железнодорожный коридор позволит существенно сократить путь и стоимость транспортировки грузов за рубеж через российские порты Баренцева и Белого морей, а также морской порт Оулу (Финляндия) на Балтийском море не только из Республики Коми, но и из регионов Урало-Поволжья и Западной Сибири. Для реализации этого важного транспортного проекта создана ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур». Протяжённость трубопроводного транспорта общего пользования, использующегося для перекачки углеводородного сырья от мест добычи к потребителям внутри республики и из других регионов России и стран ближнего зарубежья, составляет 3,9 тыс. км. В Республике Коми берут начало магистральный нефтепровод Возей – Ухта - Ярославль и магистальный газопровод «Сияние Севера», по которым нефть и газ поставляются в центральные и северо-западные районы европейской части России, а также в Беларусь и государства Балтии. Часть трубопроводов внутрирайонного значения обеспечивает нефтью и газом внутренних потребителей: Ухтинский НПЗ, Сосногорский ГПЗ, Печорскую ГРЭС, Сосногорскую ТЭЦ-2 и коммунальные хозяйства городов и посёлков городского типа. Строительство второй и третьей ниток системы газопроводов «Сияние Севера» и продление газопровода до Пунги, а затем Медвежьего и Уренгоя превратило республику в ключевой газотранзитный регион. Эта функция окончательно закрепится за ней после завершения строительства и ввода в эксплуатацию магистрального газопровода Ямал - Европа, который пройдёт по территории республики вдоль железнодорожной магистрали Котлас – Воркута. В ближайшем будущем Республика Коми превратится в нефтетранзитный регион. Это станет возможным в случае практической реализации проекта ОАО «ЛУКОЙЛ», которым предусматривается строительство транзитного нефтепровода из северной группы месторождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций к незамерзающему морскому порту Индига в Ненецком автономном округе на побережье Северного Ледовитого океана, где будет построен нефтяной терминал с пропускной способностью свыше 30 млн. тонн для экспорта сырой нефти танкерами в европейские страны и США.. Недостаточное развитие или отсутствие в ряде районов республики железных и автомобильных дорог отчасти восполняется водным транспортом. Общая длина судоходных рек в пределах республики составляет 6,1 тыс. км, внутренних водных судоходных путей – 4,1 тыс. км. Однако только на 1 тыс. км судоходство возможно в течение всего навигационного периода (река Печора ниже села Дутово и Вычегда ниже устья Локчима). На всю республику приходится всего два крупных речных порта - Печорский и Сыктывкарский, которые относятся к Печорскому и Северному речным пароходствам. По берегам судоходных рек расположены многочисленные, но небольшие пристани и причалы. Важнейшей целью дальнейшего развития речного транспорта республики является обустройство рек и увеличение габаритов судового хода их нижнего течения. Наиболее динамично развивающийся вид транспорта Республики Коми - автомобильный. Он обеспечивает в основном внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров. Длина автодорог республики равна 15 тыс. км, в том числе общего пользования – 3,8 тыс. км. Общая протяжённость дорого с твёрдым покрытием достигает 8,6 тыс. км, из них 5,7 тыс. км общего пользования. Сеть автодорог общего пользования с твёрдым покрытием наиболее развита в административных районах южной части и практически отсутствует на Крайнем Севере республики, города и районы которых не располагают автодорогами круглогодичного функционирования и отрезаны от магистральных автомобильных дорог республики, имеющих выход к автомобильным и железным дорогам центральных и северо-западных районов европейской части страны. Несмотря на определённые успехи в автодорожном строительстве, сеть автомобильных дорог и транспортная доступность территории республики остаются крайне низкими, что сдерживает освоение её природно-ресурсного потенциала. Вместе с тем, при наличии необходимого финансирования объектами первоочередного автодорожного строительства в республике могли бы стать автомобильные дороги Усть-Кулом – Войвож, Ухта – Печора – Инта – Воркута, Сыктывкар - Троицко-Печорск, Айкино - Кослан. По территории Республики Коми проходит Северный автотранспортный коридор, являющийся стройкой федерального значения. Он должен соединить кратчайшей линией промышленные центры Урала с портами Белого моря и дать выход через Карелию в скандинавские страны. Строительство этой автомобильной магистрали ведётся в двух направлениях. Кратчайший выход на субъекты Северо-Западного федерального округа должна обеспечить автодорога Сыктывкар – Котлас – Архангельск, а на субъекты Приволжского и Уральского федеральных округов – автодорога Сыктывкар – Кудымкар – Пермь. В рамках развития этого межрегионального автодорожного коридора введены участки дорог в районах административных границ Республики Коми с Пермским краем и Архангельской областью. Бурное развитие авиационного транспорта началось в республике в 1960-е гг. в связи с вступлением промышленности республики в этап интенсивного освоения природных ресурсов. Спад производства, наблюдающийся со второй половины 1985 г. и начавшиеся рыночные преобразования экономики, обусловили закрытие ряда аэропортов, значительное уменьшение числа рейсов, сокращение объёмов перевозок пассажиров, грузов и почты. При этом в наибольшей степени пострадали аэропорты местных авиалиний, большинство из которых были закрыты, а оставшиеся резко сократили количество местных авиарейсов. В создавшейся обстановке правительство республики работает над оптимизацией и без того недостаточно разветвлённой региональной сети аэропортов и местных авиалиний. Часть из функционирующих ныне аэропортов предполагается закрыть, другие будут переведены на сезонный режим работы. При этом будут сохранены аэропорты в Сыктывкаре, Ухте и Усинске, на долю которых приходится основной объём авиаперевозок в республике. В государственной поддержке нуждается Усть-Цилемский аэропорт, являющийся практически единственным транспортным путём в этот отдалённый и труднодоступный район республики. В случае возобновления финансирования в ближайшие годы возможно завершение строительства и введение в строй действующих аэропортов «Соколовка» (Сыктывкар) и «Советский» (Воркута). В республике насчитывается свыше 30 санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха. Действует бальнеологический курорт Серёгово. Республики Коми имеет благоприятные природные и историко-культурные предпосылки для активизации туристской деятельности, которые ещё недостаточно используются для организации внутреннего туризма. Территория республики с давних пор осваивается самодеятельными туристами для проведения пеших, лыжных, водных, автомобильных, мотоциклетных и велосипедных маршрутов и походов различных категорий трудности. Традиционно их привлекают живописные места и уникальные памятники природы Полярного, Приполярного и Северного Урала. Большие возможности для развития организованного и самодеятельного туризма открылись в связи с организацией Национального природного парка «Югыд ва». В то же время гостей республики могут заинтересовать многочисленные археологические и культурно-исторические памятники, архитектурные ансамбли и достопримечательности города-мемориала Воркуты, столицы республики Сыктывкара и индустриальной Ухты, история и архитектура Ульяновского и Кылтовского монастырей, этнографический музей под открытым небом в селе Усть-Вымь. Создание в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса позволит обеспечить необходимые условия для удовлетворения потребностей местного населения, российских и иностранных туристов в разнообразных туристских услугах. Таксономические единицы интегрального экономического районирования на территории республики имеют ранг экономических подрайонов и экономических микрорайонов Северного экономического района. Экономические подрайоны и микрорайоны представляют собой иерархически взаимосвязанные территориально целостные части хозяйства республики, отвечающие требованиям экономической целесообразности и оптимизации территориального управления экономикой. В рамках данного административно-экономического районирования можно успешно решать многие важнейшие социально-экономические проблемы, относящиеся к компетенции Правительства Республики Коми, городских округов и муниципальных районов. Выделение экономических районов позволяет оптимизировать народнохозяйственную специализацию республики, осуществить централизацию управления развитием взаимосвязанных отраслей и производств, организовать эффективное внутрирайонное территориальное разделение труда. Научно обоснованное экономическое районирование способствует совершенствованию внутриреспубликанских транспортно-хозяйственных, производственных и трудовых связей, рационализации территориальной структуры материального производства и непроизводственной сферы. В границах экономического микрорайона возможно формирование более или менее замкнутой территориально-производственной системы с рациональной сбалансированностью производства и потребления, а также локальной системы расселения и культурно-бытового обслуживания населения. На начальных этапах формирования регионального народнохозяйственного комплекса обозначились два экономических подрайона с ярко выраженной производственной специализацией - Вычегодский лесопромышленный и Тимано-Печорский топливно-энергетический. По мере роста экономического потенциала, интенсивности процесса хозяйственного освоения и транспортной освоенности территории республики появилась необходимость в дробном экономическом районировании. В настоящее время при разработке долгосрочных прогнозов социально-экономического развития производительных сил, схем и проектов районных планировок, территориально-отраслевых программ в пределах Республики Коми выделяют три экономических подрайона - Вычегодско-Мезенский, Ижмо-Печорский и Инта-Воркутинский. В основе каждого из них лежит профилирующий межотраслевой или отраслевой комплекс, имеющий межрайонное значение. Вычегодско-Мезенский экономический подрайон имеет ярко выраженный лесопромышленный профиль, Ижмо-Печорский – нефтегазопромышленный, Инта-Воркутинский - углепромышленный. В составе Вычегодско-Мезенского экономического подрайона выделяют Сыктывкарский, Княжпогостский, Удорский, Верхневычегодский, Юго‑Западный экономические микрорайоны, Ижмо-Печорского подрайона - Ухтинский, Верхнепечорский, Печоро‑Усинский и Ижма‑Цилемский экономические микрорайоны, Инта-Воркутинского подрайона - Интинский и Воркутинский экономические микрорайоны. В промышленности Вычегодско-Мезенского экономического подрайона ведущую роль играют отрасли лесопромышленного комплекса. Все стадии лесопромышленного производства от лесозаготовок до деревообработки и лесопереработки получили развитие только в Сыктывкарском экономическом микрорайоне, в котором сосредоточено всё республиканское производство фанеры и целлюлозно-бумажной продукции. Верхневычегодский, Удорский и Юго-Западный экономические микрорайоны специализируются на лесозаготовках, а Княжпогостский – на деревообрабатывающей промышленности, основу которой составляет древесноплитное производство. В обозримой перспективе подрайон сохранит лесопромышленный профиль. Однако в ближайшие годы основная специализация будет дополнена горнорудной промышленностью, получившей развитие в Княжпогостском экономическом подрайоне в связи с разработкой Вежаю-Ворыквинского месторождения бокситов. Профилирующее значение в хозяйстве Ижмо-Печорского экономического подрайона имеет нефтегазопромышленный комплекс. В настоящее время добыча углеводородного сырья ведётся или намечается на территории всех городских округов и муниципальных районов этого экономического подрайона, но более характерна для Ухтинского и Печоро-Усинского экономических микрорайонов, где представлены основные предприятия по добыче и переработке углеводородного сырья. Промышленная специализация Ижма-Цилемского экономического микрорайона связана с пищевой промышленностью, а Верхнепечорского – с лесозаготовительной промышленностью. В обозримой перспективе Ижмо-Печорский подрайон сохранит нефтегазопромышленный профиль. Однако в перспективе сложившуюся специализацию подрайона дополнят энергоёмкие производства цветной металлургии, представленные всеми стадиями титановой и алюминиевой промышленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|