Понятие экологического потенциала
Содержание
1 Понятие экологического потенциала 2 Характеристика экологического потенциала Республики Беларусь 3 Практическое задание Список литературы
Понятие экологического потенциала
Эксплуaтaция экологического потенциaлa природных систем трaдиционно не входит в кaтегорию природопользовaния, однaко чистый воздух, водa, продукты питaния - это тот же сaмый природный ресурс, столь же дефицитный нa одних территориях, богaтый нa других и точно в той же степени, кaк и прочие ресурсы, исчерпaемый. Его носителем является способность природы к сaмовосстaновлению. Чем большим потенциaлом устойчивости облaдaют экосистемы и тем больше чистого водухa, воды, пищи достaнется в конечном счете человеку. Важное значение в развитии национальной экономики имеет экологический потенциал, который характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий. Однако в качестве экологического ограничения в развитии хозяйства он должен учитываться наравне с природно-ресурсным потенциалом при разработке народнохозяйственных программ и прогнозов. В свою очередь экологическое ограничение связано с фактически происходящим или предполагаемым неблагоприятным воздействием хозяйственных мероприятий на жизненную среду или технологические процессы в смежных отраслях экономики. Под экологическим потенциалом понимают взаимосвязанную совокупность ресурсов живой природы на данной территории. В естественно-историческом аспекте экологический потенциал определяет все многообразие живой и неживой природы. С экономической точки зрения она является составной частью национального богатства.
Его элементы должны иметь денежную оценку. Чтобы отразить экологический потенциал в составе национального богатства, необходимо знать цену его воспроизводства. Биосфера Земли, являясь природной основой жизнедеятельности человека, имеет пределы хозяйственной емкости, превышение которых в процессе экономического развития превращается для нее и человека в разрушительную силу. В XX в. оказался нарушенным естественный круговорот веществ в биосфере, был сломан его нормальный (сбалансированный) механизм. Своей деятельностью человек превысил допустимый порог возмущения биосферы (экологический предел). Доказательством его превышения на глобальном, региональном и национальном уровнях служат наблюдаемые изменения во всех природных средах (воздушной, водной, почвенной), а также исчезновение биологических видов. Кроме того, перестали естественно воспроизводиться в прежнем виде возобновляемые ресурсы. В настоящее время экологический кризис продолжает усугубляться. Однако на планете сохранились и ареалы стабилизации окружающей среды, представляющие собой территории из сплошных массивов с ненарушенными или слабо нарушенными экосистемами. Они имеют особую ценность для восстановления биосферы Земли, и их значимость будет возрастать. Основными структурообразующими элементами национальной экологической сети являются наименее антропогенно трансформированные природные комплексы — ядра системы, характеризующиеся высокими показателями биологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них имеет статус заповедников и национальных парков. Связующими звеньями экологической сети выступают русла миграции генофонда (экологические коридоры) — долины рек, леса (пущи), отдельные участки сельскохозяйственных угодий. По некоторым оценкам, сохранившиеся сплошные массивы слабонарушенных и ненарушенных экосистем составляют 53—55 % общей территории Беларуси. Экологический потенциал большей части страны позволяет развивать производство экологически чистой сельскохозяйственной, лесной и другой продукции, расширять внутренний и международный экологический туризм, иные виды хозяйственной деятельности.
Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала (национальной экологической сети) является экологическая емкость. Целесообразно использование двух ее показателей. Первый показатель — отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему соответствующей продукции, или ВВП в целом. На макроуровне показателем экологической емкости (1ЭК) валового внутреннего продукта является удельный вес чистой продукции (товаров, услуг) (N) в общем объеме ВВП:
Второй — удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Измерение макроэкономических показателей производится в натурально-стоимостной форме и рассчитывается как отношение объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов (Z) на единицу ВВП; коэффициент удельных загрязнений (lz) рассчитывается по формуле
На отраслевом уровне коэффициент удельных загрязнений определяется с использованием объема загрязнений в расчете на единицу использования природного ресурса, территории загрязнения, количества населения, конечной продукции. В системе международных сравнений показателем, характеризующим экологический потенциал, является «объем выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водные объекты и может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносы вредных веществ. Определение условий, факторов и предпосылок устойчивого развития региона в значительной мере связано с оценкой его природно-ресурсного (экологического) потенциала. Величина природно-ресурсного потенциала, как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и т.п.) зависит от таких факторов, как: перечень, номенклатура имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); количественные характеристики отдельных видов природных ресурсов (величина запасов, сроки их исчерпания и т.п.); качественные характеристики (содержание полезного вещества, калорийность, доступность и т.п.); возможность комплексного использования ресурсов.
Количественная, интегральная оценка природно-ресурсного потенциала региона возможна в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Используются следующие направления соизмерения качественно различных природных ресурсов и определения природно-ресурсного потенциала региона: с помощью балльной системы, когда эксперты оценивают значимость каждого вида ресурсов в баллах, а затем находится сумма определенных таким образом «значимостей» всех имеющихся в регионе видов ресурсов с учетом «весов» – величин их запасов; на основе стоимостных (денежных) показателей, когда оцениваются и затем суммируются стоимости (по рыночным ценам) запасов всех видов природных ресурсов региона; на базе абсолютных энергетических потенциалов, или условно-натурального метода, подразумевающего соизмеримость качественно разнородных природных ресурсов по какому-либо единому, общему основанию (например, разных энергоресурсов по калорийности 1 тонны условного топлива (т у.т.) или 1 тонны нефтяного эквивалента (т н.э.)). Необходимо отметить, что осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала чаще всего характеризуют в натурально-вещественных показателях (площадь, объем запасов, продуктивность и т.п.).
Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов. Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию – нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье, руды металлов, минеральное сырье и т.д. Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию – местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т.п. В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение – природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) – агроклиматические условия и земельные ресурсы, местные удобрения и т.п. К четвертому подразделению относится та часть природно-ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения. Необходимо отметить, что хозяйственный механизм природопользования отражает как важнейшие черты общенационального хозяйственного механизма, так и местную специфику регионов, обусловленную различиями в развитии и размещении производительных сил, масштабами производства, уникальностью природных комплексов и экологических систем, степенью антропогенного воздействия на окружающую среду. Окружающая среда, как объект управления, хотя в своей основе и неделима, однако, в каждом конкретном регионе весьма своеобразна. Вследствие такого дуализма объекта управления ему должна соответствовать и адекватная система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, а с другой – ее региональное своеобразие. Именно поэтому управление природопользованием в регионе сочетает в себе формы и методы организации и регулирования процессов природопользования на двух уровнях – общегосударственном и региональном (местном). Основная цель этого управления – обеспечение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды, а также сохранение, восстановление и развитие природно-ресурсного потенциала как отдельных регионов, так и страны в целом.
Управление природопользованием на государственном уровне осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, по отношению к которому являются подведомственными 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. На этом уровне осуществляется комплексное управление природопользованием в стране, государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов, проведение государственной экологической экспертизы, реализация государственных экологических программ. Наряду с проведением общенациональной политики управления природопользованием областные, городские и районные инспекции природных ресурсов реализуют территориальный принцип управления природно-ресурсным потенциалом региона. Вопросы управления природно-ресурсным потенциалом регионов как на общенациональном, так и на территориальном уровне частично находятся в компетенции таких министерств и ведомств, как: Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Министерство лесного хозяйства (в сельских районах – лесхозы), Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство внутренних дел, которое силами экологической милиции обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|