Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малая социальная группа: понимание, виды, структура.




Малая социальная группа это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми

Виды малых групп:
1)По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
2)По способу возникновения
-формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
-неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)
3)По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива
4)По значимости индивида
-группы членства (все люди в группе)
-референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Свойства малых групп:

1. Явление сходства

2. Общность индивидов на основе ценностей

3. Осознание членами группы явлений сходства

4. Осознание членами групп свойств, отличающихся их друг от друга

5. Наличие социально психологических характеристик

(сработанность, сплоченность)

6. Границы группы (определяются уровнем контактности, референтностью группы – насколько значимы ценностные установки группы)

Структура группы это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микро-группами как элементами этой группы.

Композиция группы – совокупность индвидуальных особенностей членов группы, значимой для группы как целой

Базовые структуры:

1. Социометрическая – впервые описана Джонсом Мореном. В основе социальные и эмоциональные симпатии и антипатии

Социометрическая структура

           
     
 
 


Социометрический Эмоциональная Наличие

статус стру-ра микрогрупп,

(в разных статусах выбирающих

есть подстатусы) друг друга

 

2. Коммуникативная стр-ра – каким образом передается инф-ия:

1) В зависимости от расположения членов группы в системе коммуникаций

2) По частоте и устойчивости коммуникации

3) По типу коммуникации между членами группы (централизованные, децентрализованные и т.д)

3. Ролевая стр-ра – роли, которые выполняются в группе:

1) Связанные с решением задач

2) Связанные с оказанием поддержки другим членам группы

 

63. Массовые и групповые общности. Понятие, особенности классификации, методы управления
Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Все социальные общности можно разделить на массовые и групповые.

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.

Массовые общности имеют следующие, свойственные для них, общие характеристики:

- это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие совокупности;

- существуют достаточно кратковременно;

- объединены сходным поведением ее членов.

Виды массовых общностей:

1)Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. В толпе пространственное объединение приво­дит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных.

Различают следующие виды толпы:

-Случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак) — обладает наименее неопределенной струк­турой. К образованию случайной толпы на улице могут привести дорожно-транспортное происшествие, по­имка правонарушителя, появление знаменитости, недо­вольство действиями проходящего человека и т.д.

-Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное (на стадионе, в театре).

-Экспрессивная толпа - организуется в целях личностного удовольствия ее членов (например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.).

-Действующая толпа - это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения.

-Паническая толпа— это тип толпы, спасающейся от реального или воображаемого ис­точника опасности, направляемый страхом и чувством самосохранения (например, пожар в кинотеатре).

2)Публика – это кратковре­менное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем. Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собра­нием людей

3)Аудитория – это со­циальная общность людей, объединенная взаимодействи­ем с коммуникатором — индивидом или группой, владе­ющими информацией и доводящими ее до этой общнос­ти.

4)Социальные круги - это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Различают контактные круги (социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях); профессиональные; дружеские круги; статусные социальные круги (аристократические круги, круги изгоев, женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров).

5)Общественность — это передовая часть общества, вы­ражающая его мнение. По мнению Г. Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении. В связи с этим многие социологи большое внимание уделяют изучению такого феномена, как общественное мнение.

 

Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...