Перспективы и последствия полной конвертируемости рубля
Российская валюта начала движение к полной и свободной котировке на мировых финансовых рынках, что должно завершиться статусом резервной валюты. Одним из условий движения валюты в направлении полной конвертируемости является состояние золотовалютных резервов Центрального банка РФ. За три года (с 01.07.2003 по 01.07.2006гг.) золотовалютные резервы (ЗВР) России выросли в 4 раза и превысили $250 млрд. (см. таблицу 1), что свидетельствует о реальной стабилизации рубля. Другим не менее важным условием представляется устойчивый рост экономики. За первое полугодие 2006 года рост ВВП России составили 6,3 %. По прогнозам МВФ к концу 2006 года темпы роста ВВП России составят 6,5 %. Степень конкурентоспособности экономики. Этот фактор, определяющий реальность полной конвертируемости рубля требует специального, глубокого анализа. Российская экономика в целом при существующей ее структуре пока неконкурентоспособна. В настоящее время обладает конкурентоспособностью прежде всего продукция топливно-энергетического комплекса, вооружения, продукция металлургии, но главное – углеводороды, экспорт которых представляется важнейшим каналом поступления свободно конвертируемой валюты.
Понятие конвертируемости
Конвертируемость, в самом общем виде, есть не что иное, как способность к обмену на любую другую валюту. Конвертируемость может быть рассмотрена в разных планах. Необходимо отметить, что обеспечение конвертируемости любой валюты, в том числе и рубля, это длительный процесс перехода от одного этапа к другому этапу. Этот процесс не одноактный. Так, в России в течение уже 10 лет имеет место внутренняя конвертируемость рубля. Это свободный обмен рубля на иностранную валюту в обменных пунктах. Конвертируемость рубля – задача, которая поставлена и которая объявлена с 1 июля 2006 г., сегодня предполагает не только обмен национальной валюты (рубль) на внутреннем рынке, но и свободный обмен национальной валюты в зарубежных странах.
Для этого необходимо выполнить 2 условия: первое условие – это либерализация (снятие всех ограничений), связанных с движением денег (рубль); все ограничения должны быть сняты. второе условие связано с тем, чтобы зарубежные банки в структуре своих активов имели рубли, т.е. это заинтересованность зарубежных банков или банков-нерезидентов в накоплении рублёвой массы и банковских, финансовых операциях с этой массой. В нынешних условиях либерализация валютного курса практически обеспечена полностью. Сняты все ограничения движения российских денег. Здесь можно отметить, что либерализация осуществилась. Вторая проблема – это заинтересованность банков-нерезидентов в накоплении в структуре своих активов рублёвой массы. Она связана с тем, чтобы банки-нерезиденты были заинтересованы в осуществлении операций по рублёвому кредитованию импортёров российских углеводородов. Кроме этого, очень важно и крайне необходимо, чтобы банки-нерезиденты испытывали доверие не только к возможности приобретения углеводородного сырья на территории России и за рубежом, но и чтобы, в принципе, испытывали доверие к российскому государству. В настоящее время, в России банковская система делает лишь первые шаги. Доказательством этого является то, что банковские активы России составляют 45% от ВВП. В постиндустриальных странах показатели банковских активов по отношению к ВВП составляют: Англия – 340%, Франция –239%, Германия – 137%, США – 80%. Существуют два типа конвертируемости валюты: полная и свободная. Полностью конвертируемой называется денежная единица, для операций с которой нет ограничений. Для свободной конвертируемости валюты необходимо, чтобы международный рынок решил ее повсеместно принимать.
Для признания рубля мир должен заинтересоваться российской валютой, и с этой целью в России организована биржевая торговля сырьевыми ресурсами. Кроме этого, укрепилось финансовое положение России: сократился внешний долг и в ближайшее время он еще больше уменьшится, так как Россия намерена погасить долг перед Парижским клубом кредиторов. Напомним, что выплаты составят около $ 20,8 млрд. Выросли, как уже было сказано, золотовалютные резервы - рубль обеспечен ими на 150%. Но рубль будет реально конвертироваться, если инфляция снизится до 2-3 % в год против нынешних 11%. Полностью конвертируемые национальные валюты не превышают двух десятков. Свободно конвертируемыми МВФ признает 4 валюты: доллар США, евро, английский фунт стерлингов и японскую иену. Россия - единственная страна из "восьмерки", валюта которой не относится к категории "СКВ". Помимо указанных основополагающих условий полной и свободной конвертируемости рубля необходимо снять ограничения с операций движения капитала. Определенные шаги уже сделаны в этом направлении, так в мае 2006 года отменена обязательная продажа валютной выручки, а с 1 июля 2006 года отменены резервирование и специальные счета. Правительство РФ и Банк России с 1 июля 2006 г утрачивает право устанавливать ограничения на определенные операции движения капитала. Предпринятые правительством РФ меры по обеспечению полной конвертируемости рубля можно по эффективности сравнить с введением червонца в 1922 г. Это был конвертируемый червонец (конвертируемый рубль), уже в 1924 г в рамках политики НЭПа экономический рост в России достиг почти 15%, а в среднем за несколько лет – 10%. Разумеется, рубль не аналогичен червонцу. Снятие ограничений на пути полной конвертируемости рубля увеличит приток инвестиций в российскую экономику. Кроме того, российским компаниям будет проще осуществлять инвестиции за рубежом. Российский бизнес без получения специальных разрешений сможет участвовать в инвестициях в странах СНГ или других странах, где выгодно. Будет происходить поэтапная конвертируемость рубля. Вначале произойдет восстановление конвертируемости рубля на территории стран бывшего СССР с полным, параллельным восстановлением всех интеграционных связей.
Тем не менее, отмена с 1 июля 2006 г ограничений на движение капиталов не будет автоматически означать, что российский рубль уже сейчас можно будет обменять за рубежом на другую валюту или что он будет использован в качестве резервной валюты национальными банками других стран. Известно, что процесс валютной либерализации осуществляется уже ряд лет. В результате последовательной пошаговой либерализации чистый вывоз частного капитала из России в 1-ом квартале 2006 г. в сумме $ 4,7 млрд. сменился во 2-ом квартале чистым ввозом $ 16,1 млрд., что свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности России, а соответственно и рубля. Дальнейший подъем российской экономики немыслим без инновационного пути развития. Экономика в целом остается преимущественно сырьевой. Россия занимает менее одного процента глобального рынка наукоемкой продукции. В стране накоплен колоссальный научный потенциал, есть подготовленные кадры и перспективные заделы практически по всему спектру современных технологий. Но этим естественным конкурентным преимуществом, которое создавалось несколькими поколениями ученых и конструкторов, мы еще эффективно пользоваться не умеем. Значительная часть финансируемой из госбюджета науки все еще существует вне современных экономических и правовых отношений. Как справедливо заметил В.Путин: невостребованная наука - «реальная угроза для национальной безопасности России, угроза оказаться на обочине мирового технологического развития, со статусом сырьевого донора развитых стран», которые развиваются именно за счет постоянного совершенствования услуг и технологий. Такие экономики более устойчивы, они обладают долгосрочными конкурентными преимуществами. В своем выступлении Путин сосредоточился на необходимости «инновационного прорыва» для современной России как реальном слагаемом быстрой модернизации страны, пути повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики.
Конкурентоспособность нашей страны немыслима без общенациональной инновационной, и в первую очередь промышленной, политики, поскольку она ставит интересы общества выше интересов отдельной корпорации или отрасли. Поэтому в качестве приоритетов в этом направлении необходимо выделить формирование государственной инновационной политики, нацеленной на подъем конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Перевод российской экономики на инновационный путь развития пока еще возможен благодаря наличию основных конкурентных преимуществ: относительно высокий образовательный уровень и восприимчивость работоспособного населения к новым знаниям; развитая сеть университетов, академических институтов и других научных учреждений; интеллектуальные ресурсы, научно-технические заделы в ряде областей, определяющих развитие мировой экономики; наличие больших запасов природных ресурсов Несмотря на некоторые позитивные тенденции последних лет, данные преимущества практически не используются и проблемы страны, с точки зрения ее конкурентоспособности, остаются прежними. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет менее 1%; инновационно активны лишь 5% российских предприятий, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 10-15%. При переходе РФ на инновационный путь развития экономики в качестве товара наряду с традиционной материальной продукцией активно выступают права на интеллектуальную собственность. И здесь возникает серьезная проблема для всех сторон инновационного процесса о принадлежности и закреплении прав на РНТД (результаты научной и научно-технической деятельности), а также условия и порядок передачи этих прав. Второй проблемой является финансирование НИОКР. Основным условием обеспечения конкурентоспособности компаний является наличие новейших знаний и технологий. Лидирующее положение по этому показателю занимают США, которые с 1990 по 2000 г. увеличили свои инвестиции в НИОКР в среднем на 42% и в 1998 г. израсходовали на эти цели $ 230 млрд. - больше, чем все остальные страны «Большой восьмерки» вместе взятые (см. рис. 1). Особый интерес представляют данные по предпринимательской деятельности в разных странах (см. таблицу 3). Так, наиболее высокие темпы роста затрат на НИОКР в предпринимательском секторе имеет Швеция, за ней следуют Южная Корея, США, Япония, Германия, Франция, и замыкает этот список Великобритания. В международной практике основным источником финансирования инновационной деятельности являются: собственные средства предприятий; государственные целевые программы и фонды; фонды частных институциональных инвесторов (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки и венчурные фонды), инвестирующие посредством либо фондового рынка, либо фондов прямых инвестиций, и, наконец, фондовый рынок как инструмент привлечения институциональных и частных инвесторов.
При этом следует отметить, что в промышленно развитых странах частные компании финансируют большую часть расходов на научные исследования и разработки. Так, в 2000 г. частные компании Японии взяли на себя около 74% расходов на НИОКР, в США данный показатель составил 66%, в ФРГ - 62% (см. таблицу 4). Третья проблема связана со стимулированием инновационной деятельности. Это прямое государственное финансирование и кредитование, поддержка внебюджетных фондов, налоговые льготы, пониженная ставка НДС, подоходного налога и налоговые каникулы, учет прав ИС в составе нематериальных активов предприятия. Важным условием активизации инновационного процесса в России является формирование инновационной инфраструктуры. Серьезную роль в этом процессе играют различные фонды. В настоящее время в инновационной сфере действует государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также внебюджетные фонды: Российский фонд технологического развития Минпромнауки России (РФТР), отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды финансирования НИОКР (29 фондов). РФТР и внебюджетные фонды финансирования НИОКР мобилизуют внебюджетные источники финансирования и поддерживают прикладные НИОКР на этапе продвижения технологий в производство и на рынок. «Мы сделаем все, чтобы не позволить высоким ценам на нефть разрушить нашу экономику, наоборот, поможем ей развиваться в инновационном направлении", - отметил президент. Для этого, в частности, создан Инвестиционный фонд, в процессе создания - венчурный фонд (на данный момент уже создан), кроме того, создаются особые экономические зоны, сказал В.Путин. Залогом успеха любой страны на мировом рынке является постоянное обновление, непрерывная инновационная деятельность во всех сферах экономики и общественной жизни. Российскую экономику до сих пор трудно назвать лидером технологического развития. Средний возраст производств в целом по стране составляет 20 лет. Доля наукоемкой продукции - всего 0,3-0,8%, что в сравнение с тем же Китаем меньше в 15-20 раз. При этом мало что делается, чтобы этот технологический разрыв преодолеть. Для преодоления технологического разрыва глава кабинета министров предлагает принять целый пакет: снизить до 13% ставки НДС на высокотехнологичное оборудование, отменить НДС на ввозимое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, создавать технопарки, реализовать программу сырьевых кредитов для высоконаучных производств. Технопарки в сфере высоких технологий в 2006-2010гг. планируется создавать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и в Санкт-Петербурге. Технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание. Для экономики России, переходящей с сырьевого на инновационный путь развития, опыт Великобритании в сфере создания технопарков. Ведь программа развития технологических парков успешно действует в этой стране уже 8 лет. На сегодня их насчитывается около ста. Работают они на базе университетов и решают сразу две важные задачи – подготовка квалифицированных кадров для страны и обеспечение инновационного развития экономики. Недавно Министр информационных технологий и Связи РФ Л.Д. Рейман, посетил британский Университет Ворвик, при котором действуют инженерный и бизнес-производственный технопарки. В ходе беседы с руководством Университета были обсуждены возможные направления сотрудничества. Эти консультации были особенно полезны, с учетом активной фазы реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере информационных технологий», разработанной Мининформсвязи РФ. В рамках программы визита состоялась встреча с представителями Британской корпорации British Telecom (ВТ). Эта компания заинтересована в укреплении позиций на телекоммуникационном рынке России, а также в сотрудничестве в области построения технопарков на территории Российской Федерации. Л. Д. Рейман обсудил вопросы возможного участия корпорации British Telecom (ВT) в реализации таких проектов в пилотных регионах Российской Федерации. Достигнута предварительная договоренность о посещении топ-менеджерами корпорации университетов в Новосибирске и Самаре и проведении переговоров о сотрудничестве в сфере создания технопарков. По окончании визита в Лондоне состоялся пресс-брифинг Министра информационных технологий и связи РФ. Отвечая на вопросы журналистов о позициях России в сфере телекоммуникационных услуг, Л.Д. Рейман сказал: «По темпам развития телекоммуникационной инфраструктуры мы сегодня, я думаю, занимаем первое место в мире, обгоняя даже Китай». Параллельно Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф нанес визит в Нидерланды, где обсудил перспективы дальнейшего расширения двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В повестку дня российско-нидерландских переговоров входят также вопросы инновационной политики, экономического развития в России и Нидерландах. Г. Греф провел встречи с руководителями Минэкономики Нидерландов и крупнейших компаний, посетил ведущие инновационные центры в Лейдене и Делфте, нанес визит в Европейский центр космических исследований и технологий Европейского космического агентства /ЕКА/ в Нордвейке. Запланировано также выступление российского министра перед представителями голландского бизнеса в Амстердаме. Представляет интерес опыт Нидерландов, одного из крупнейших торговых и инвестиционных партнеров России. Если в 2003 г объем двустороннего товарооборота составлял $10 млрд., а в 2004 г - $16,6 млрд., то в 2005 г он достиг уже $ 26,53 млрд. Сейчас эта страна занимает второе место после Германии среди торговых партнеров России из числа государств дальнего зарубежья. Объем голландских инвестиций в российскую экономику составляет $ 15,6 млрд. (третье место после Кипра и Люксембурга), в том числе прямых - $12,1 млрд. (второе место среди иностранных инвесторов). Таким образом мы наблюдаем активизацию и в инновационном направлении на самом высоком правительственном уровне. Совершенствование нормативно-правовой базы, реформирование организации науки и структурной перестройки производства, а также создание инновационной инфраструктуры являются базовыми составляющими национальной инновационной политики. Только при условии согласованных действий государства, бизнеса и общества возможна реализация данной политики и переход России к инновационной экономике. И в данном случае рубль будет играть роль мостика, переводящего Россию в полноценное постиндустриальное государство. Таким образом Россия от привлекательной своими нефтерублями на первом этапе, превратится в инвестиционно привлекательную своими инновационными технологиями. Реальная конвертируемость рубля будет определяться состоянием экономики, эффективностью финансовой системы, насколько она сможет абсорбировать, воспринимать те капиталы, которые идут в нашу экономику, и переводить их в реальный сектор. Для обеспечения эффективной работы российской финансовой системы создается биржевая торговля основными товарами, экспортируемыми РФ. Что касается динамики курса рубля, то его укрепление неизбежно, так как его курс явно занижен и поддерживался ЦБ РФ, а при столь высоких ценах на нефть, валютных поступлениях и свободной конвертации рубля укрепление продолжится. Главное, чтобы темпы роста экономики, темпы повышения производительности труда в России не отставали от повышения курса рубля. В настоящее время, как отметил Президент РФ В.В.Путин, Банк России будет продолжать политику, направленную на сдерживание роста реального эффективного курса рубля. Президент подчеркнул, что свободная конвертируемость рубля ничем не угрожает россиянам, она сможет сделать рубль универсальной валютой, во всяком случае, в расчетах с нашими традиционными партнерами на пространствах бывшего СССР. Реальная задача на ближайшие два – три года реанимировать рубль на всем постсоветском пространстве и восстановить утраченные после развала СССР интеграционные связи. Полная конвертируемость национальной валюты – не техническая мера, а признак качественного состояния экономики. Экономический рост и профицит бюджета могут быть вызваны притоком нефтедолларов, низкой инфляцией - сверхжесткой финансовой политикой. Но свободное движение капитала требует инвестиционного климата на уровне развитых стран. Иначе свобода движения капитала приведет к увеличению оттока капитала за рубеж. Опыт других стран показывает, что условия, которые дали возможность осуществить либерализацию движения капитала и валюты, свидетельствует о том, что только на экспорте углеводородов свободно конвертируемую валюту, а тем более преуспевающую экономику построить невозможно. Одной из главных задач российской экономики является ее диверсификация и придание ей инновационного характера. Конвертируемость рубля станет реальной при условии, если Россия выйдет на международный рынок с конкурентоспособной продукцией, а не только сырьем. Задача Определите, используя метод ФИФО, стоимость материалов, отпущенных в производство в течении текущего месяца, и стоимость остатка материалов на начало следующего месяца. На начало месяца остаток материала составил 5 тыс. ед. на сумму 50 тыс. руб. В течении месяца заготовлено 3,5 тыс. ед. материала, причем материал поступал тремя партиями: 1 партия 1 тыс. ед. на сумму 10 тыс. руб; 1,5 тыс. ед. на сумму 21 тыс. руб.; 1 тыс. ед. на сумму 13 тыс. руб. В производство в течении месяца отпущено 7 тыс. ед. этого материала. Решение: Ост. 5000 – 10 – 50000 1 партия 1000 – 10 – 10000 2 партия 1500 – 14 – 21000 3 партия 1000 – 13 – 13000 Отпущено 7000 – 10,6 – 74000 Ост. 1500 – 13,3 – 20000 1) 50000/5000=10 руб. ед. (цена материала за ед. на начала месяца) 2) 10000/1000=10 руб. ед. (цена материала за ед. 1 партии) 3) 21000/1500=14 руб. ед. (цена материала за ед. 2 партии) 4) 13000/1000=13 руб. ед. (цена материала за ед. 3 партии) 5) 7000-5000-1000-1000=500+1000=1500 ед. (остаток материала на начало следующего месяца). 500*14=7000 руб. (стоимость материала оставшегося от 2 партии) 1000*13=13000 руб. (стоимость материала 3 партии) 7000+13000=20000 руб. (стоимость материала оставшегося на начало следующего месяца). 6) 50000-20000=30000+10000+21000+13000=74000 руб. (стоимость материала отпущенных в производство в течении месяца). Ответ: 74000 руб. – стоимость материала отпущенных в производство в течении текущего месяца. 20000 руб. – стоимость остатка материалов на начало следующего месяца. Список литературы 1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2003. 2. Рынок труда / под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: «Экзамен», 2000. 3. Рынок труда и доходы населения / под ред. Н.А. Волгина. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. 4. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. - М.: ЮНИТИ, 2001. 5. В.А. Грибов, В.П. Грузинов Экономика предприятия. Москва – 2005г. 6. Журнал «Аналитический банковский клуб», статья Ермакова К.М.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|