Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример сочинения с текстуальным комментарием

ПРОБЛЕМА

Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его размышления.

 

Как сформулировать проблему?

1 способ: проблема формулируется как вопрос.

Пример: Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

2 способ: проблема формулируется сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Пример: Проблема патриотизма.

 

Как выявить проблему в исходном тексте?

1. Сформулировать основную мысль текста в виде законченного предложения (это и будет позиция автора).

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и будет являться формулировкой проблемы.

Типовые конструкции для формулирования проблемы.

1) В предложенном для анализа тексте {автор} поднимает (затрагивает) проблему...

2) В данном тексте {автор} волнует проблема...

3) Данный текст посвящён проблеме...

4) В тексте представлена точка зрения {автор} на проблему...

5) Текст {автор} заставил меня задуматься над проблемой...

6) Волнующую всех нас проблему... поднимает {автор}.

7) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {автор}.

8) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {автор}.

 

Примечание. Помните, что первый абзац вашего сочинения должен заканчиваться выводом:

· «Именно над этой проблемой заставил меня (нас) задуматься автор (обязательно назвать фамилию и инициалы автора) текста».

· «Именно об этом задумываешься, читая текст (размышления), автора и т. п.»

КОММЕНТАРИЙ

Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Требования к комментарию:

1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст.

2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.

 

Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст.

2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.

3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного

 

Текстуальный комментарий

«От текста к действительности»

Предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы

Текстуальный комментарий – это не пересказ. Пересказывая, мы передаем все содержание текста. В текстуальном же комментарии мы акцентируем внимание только на проблеме текста, следим за ходом мысли автора, раскрывающего проблему.

 

Дать текстуальный комментарий – значит ответить на ряд вопросов:

1) На какие аспекты проблемы автор обращает внимание (на чем делает акцент)?

2) На каком материале автор раскрывает проблему (какие имена, факты, события упоминает; какой случай из жизни им описан)?

3) Как аргументирует свои рассуждения (если аргументация присутствует)?

4) Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?

5) Каково отношение автора к изображаемому, какие средства для передачи своего отношения использует в тексте?

 

Речевые клише для текстуального комментария:

1) Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор рассказывает историю о … (приводит факты…)

2) На примере случая из жизни великого писателя автор показывает, что …

3) Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, автор повествует о …

4) Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что …

 

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

Комментарий должен подводить читателя к позиции автора.

В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том … или Таким образом, позиция автора заключается в следующем: …

Пример сочинения с текстуальным комментарием

В предложенном для анализа тексте представлена точка зрения В. Надыршина на проблему предательства. Действительно, можно ли пожертвовать искренним доверием другого человека, для того чтобы заслужить одобрение окружающих, самоутвердиться в коллективе? Именно над этим вопросом заставил нас задуматься В. Надыршин.

Дима, главный герой этого текста, всеми силами стремится добиться уважения своих одноклассников и даже согласен обманом заманить в ловушку непокорного новенького. Автор акцентирует внимание на том, с каким доверием отнесся новенький ученик к Диме. Надыршин дает понять, что у главного героя мог появиться настоящий друг. Но мальчик предпочел мнимое уважение приятелей истинной дружбе. Особенно печально, по мнению В. Надыршина, что Дима осознает, насколько подло он поступает. Автор очень точно передает чувства главного героя, ведущего своего нового друга прямо в западню. Мальчик идет, «словно босиком по гвоздям», «..воздух, словно напильник, режет… грудь». Эти сравнения не только раскрывают внутреннее состояние главного героя, но и передают отношение самого автора к поступку героя. В заключение Дима выносит себе приговор: предательство нельзя ни оправдать, ни искупить. Таким образом, позиция автора заключается в следующем: невозможно оправдать того, кто предал доверие другого человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...