Юридическая помощь по подготовке жалобы
Академия права и управления Ижевский филиал АДВОКАТУРА И ФОРМЫ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Вопрос № 1. Деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека. Выполнил: Индерев О. Гр.601з Проверил: Лабердин С.Ю. Год План работы Введение Юридическая помощь по подготовке жалобы Подготовка жалобы Коммуникация Решение по вопросу о приемлемости Коммуникация перед решением по существу Устное слушание Постановления Европейского суда по правам человека Вывод Список используемой литературы Введение
В последнее время Европейский суд по правам человека является одной из наиболее популярных тем для публикаций. В различных источниках можно найти достаточно информации, чтобы понять что представляет этот международно-правовой орган. Но это теоретическая информация, на практике же у адвоката должны быть высокие профессиональные навыки. Адвокату требуются все то, чем он пользуется в своей практике, а также способность правильно читать решения Европейского суда по правам человека. Как для заявителя, так и для его адвоката общение с Европейским судом происходит в несколько этапов. Жалоба заявителя поступает в Секретариат Европейского суда по правам человека. Юристы Секретариата анализируют жалобу и готовят все необходимые материалы. Комитет из 3 судей принимает Единогласное решение о неприемлемости или жалоба передается на рассмотрение в Палату. На этом этапе отклоняется более 90% зарегистрированных жалоб. Палата состоит из 7 судей, дает ответы на вопросы ЕСПЧ, обменивается возражениями между Правительством и заявителем по вопросу приемлемости и по существу - выносит решение по вопросу о приемлемости (приемлемыми признается до 50% жалоб); дает ответы на вопросы ЕСПЧ по существу – выносит постановление по существу (в 95% приемлемых жалоб признается нарушение).
Большая палата состоит из 17 судей, имеет апелляционные полномочия (в течение трех месяцев с момента вынесения постановления Палатой стороны могут обратиться с апелляцией в Большую Палату, решение об этом принимает коллегия из пяти судей); рассмотрение дел между государствами; рассмотрение дел в случае вынесения решений, противоречащих предыдущей практике суда. Палата может передать дело на рассмотрение Большой Палаты, если есть основания полагать, что практика ЕСПЧ может поменяться в случае вынесения постановления. И далее Комитет министров Совета Европы и исполнение решений ЕСПЧ.
Юридическая помощь по подготовке жалобы Первым шагом является юридическая консультация адвоката. Что касается оформления отношений представительства, то у этого суда существует собственная форма доверенности, отличительной чертой которой является наличие подписи представителя, удостоверяющей тот факт, что он принимает на себя обязательства по ведению дела. Во время юридической консультации важно точно выяснить фактические обстоятельства дела, постараться определить относимые и неотносимые факты, а также проверить, может ли заявитель подтвердить документально каждый из тех фактов, на которые ссылается. Адвокат уже на этом этапе должен смотреть на факты исходя из практики ведения дел Европейским судом по правам человека. В том случае, если фактические обстоятельства скорее всего не относятся к сфере интересов Европейского суда, адвокат предупредит об этом клиента и объяснит, почему жалоба не будет рассмотрена в Европейском суде по правам человека. Если клиент продолжает настаивать на подготовке и подаче жалобы, скорее всего ему дадут общие рекомендации к оформлению жалобы.
Если фактические обстоятельства заявителя таковы, что адвокат может оценить их как потенциальное нарушение, то адвокат вместе с клиентом подберет доказательства. По практике юридической консультации, Европейский суд считает доказательствами любые документы, медицинские справки, экспертные заключения, судебные решения, фотографии, видеозаписи, иными словами, любые свидетельства того, что клиент говорит правду. Адвокат предупредит о том, что целесообразно заверять такие показания у нотариуса. Это необходимо не столько для Европейского суда по правам человека, сколько для представителя Российской Федерации в Европейском суде, который скорее всего поставит под сомнение такое доказательство. В ходе адвокатской консультации адвокат выяснит вопросы приемлемости жалобы. Правила приемлемости представляют собой определенный набор условий, при наличии которых жалоба будет рассмотрена Европейским судом по существу. Среди критериев приемлемости некоторые являются сугубо формальными, например шестимесячный срок, который отсчитывается от даты окончательного судебного решения, а именно кассационного определения. Адвокат предупредит о том, что этот срок является пресекательным, т.е. пропуск этого срока является абсолютным основанием для отклонения жалобы как неприемлемой. Шансы жалобы повышаются, когда адвокат знает, что именно является предметом интересов Европейского суда, знаком с его решениями, прецедентами и общими подходами. Юридическая консультация поможет правильно оформить жалобу. Адвокат также разъяснит порядок рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека: - обязанность доказать нарушение прав заявителя лежит на заявителе; - длительность рассмотрения, которая составляет в среднем пять лет; - процентное соотношение неприемлемых и приемлемых жалоб; - необходимость ограничиться только теми аспектами, которые могут представлять интерес для Европейского суда по правам человека; - невозможность обжаловать решение о неприемлемости; - адрес, который будет указан для переписки с Европейским судом по правам человека;
- и некоторые другие аспекты. Адвокат достаточно подробно расскажет о том, что Европейский суд по правам человека не обязывает государство предпринять какие-либо действия в пользу заявителя. Поскольку процедура рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека в значительной мере отличается от судебных процедур в России. В юридической консультации подготовят письменное разъяснение для клиента. Подготовка жалобы После того как адвокат выяснит все фактические обстоятельства дела, проверит соблюдение условий приемлемости, соберет доказательства, которые подтверждают фактические обстоятельства, и разъяснит порядок рассмотрения жалобы, предмет обращения, результаты обращения в Европейский суд по правам человека, он пишет формуляр жалобы. Формуляр разработан таким образом, чтобы после первого прочтения можно было бы сделать первые выводы о приемлемости, и включает следующие разделы: - данные о заявителе (необходимо заполнять все пункты); - данные о представителе (на этапе направления жалобы наличие представителя необязательно); - фактические обстоятельства дела (самый важный пункт); - описание нарушений; - указание окончательного и остальных решений, принятых внутригосударственными органами; - указание на обращение в другие международные инстанции; - предмет нарушения (точнее, просительная часть, где указывается, какие именно права заявитель просит признать нарушенными); - список приложений. Важным пунктом в форме является описание фактов, так как именно факты объявляются приемлемыми, а не то, как адвокат их квалифицировал. Направляя формуляр, заявитель и адвокат тем самым ограничивают круг фактических обстоятельств, которые будут рассматриваться судом, иными словами, определяют предмет исследования для Европейского суда по правам человека. В общем можно выделить две стратегии представления дел в Европейском суде по правам человека. Следуя первой стратегии в юридической консультации опишут максимально широко все фактические обстоятельства, даже если они не слишком хорошо доказаны, а также заявят о нарушении максимально возможного количества прав. Преимущество этой стратегии заключается в том, что заявитель избегает опасности не указать какой-нибудь важный факт, а адвокат - обвинений в том, что он пренебрег интересами клиента. В то же время опасность этой стратегии заключается в том, что в объеме фактических обстоятельств может "потеряться" правовая проблема, в связи с чем жалоба может быть признана неприемлемой как явно необоснованная. Кроме того, сама жалоба может рассматриваться более длительное время.
Вторая стратегия состоит в том, чтобы отобрать наиболее четкие и однозначные фактические обстоятельства, которые хорошо подтверждены доказательствами, и заявить о нарушение одного - трех прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека. Жалоба становится простой и очевидной, увеличиваются ее шансы быть объявленной приемлемой. Основной недостаток этой стратегии заключается в том, что позже добавить какие-либо фактические обстоятельства к первоначально заявленным практически невозможно. Выбор первой или второй стратегии в основном зависит от личного выбора заявителя и мнения опытного адвоката. Выбор определяется существом дела, и обе стратегии можно применять, стараясь учитывать их недостатки и избегать негативных для доверителя последствий В разделе "Описание нарушений" адвокат указывает, в чем именно выразилось нарушение. Для заполнения этого раздела необходимо знать хотя бы общие подходы Европейского суда по правам человека к анализу прав, гарантированных указанной Конвенцией. Поэтому без юридической консультации не обойтись. Анализ прав следует проводить по трем основным параметрам: 1) выполнение негативных обязательств государства; 2) выполнение позитивных обязательств не допустить таких действий; 3) процессуальные обязательства по расследованию факта избиения или убийства. Следует отметить, что Европейский суд по правам человека признает нарушение права, если государство-участник не исполнило хотя бы одно из вышеназванных обязательств. На практике суд признает нарушение в связи с неисполнением позитивных или процессуальных обязательств. При анализе права на свободу и личную неприкосновенность и права на справедливое судебное разбирательство в юридической консультации помогут: - указать, какое именно право было нарушено; - определить, каким именно образом было произведено вмешательство в осуществление заявителем своего права;
- исследовать законность вмешательства; - сравнить цели вмешательства с исчерпывающим списком; - обосновать, что такое вмешательство не было необходимым. Адвокат доказывает, что вмешательство было незаконным, т.е. примененный нормативный акт был не в достаточной мере четким и однозначным, что вмешательство не было пропорциональным. Для обоснования жалобы от адвоката требуется дать собственную оценку фактических обстоятельств. Каждый адвокат, представляющий интересы заявителей в суде, может выработать свой собственный стиль. Для проверки исчерпанности внутригосударственных средств защиты в формуляре поставлено три вопроса: - окончательное судебное решение, как правило, кассационное определение; - список других решений, принятых по делу; - существуют ли еще какие-либо средства правовой защиты, к которым мог прибегнуть заявитель. Последний вопрос требует некоторых пояснений. Применительно к России в этом вопросе можно указать, обращался или нет заявитель в надзорном порядке. Поскольку в Европейский суд по правам человека и надзорную инстанцию возможно обратиться одновременно, то в этом пункте можно написать: а) заявитель имеет право обратиться в надзорном порядке, но не намерен этого делать, так как надзорный порядок является неэффективным; б) заявитель обратился в надзорном порядке (и уточнить, когда и в какой именно суд). Остальные разделы формуляра не требуют специального комментария, просто заявитель при помощи адвоката ответит на вопросы. Формуляр жалобы следует писать на русском языке. Лучше доверить перевод фактических обстоятельств Секретариату Европейского суда по правам человека, а затем пользоваться их терминологией. Если до истечения шестимесячного срока, который является очень жестким, остается неделя, то в адрес Европейского суда по правам человека можно выслать предварительную жалобу. Она не должна соответствовать какой-то определенной форме. Адвокат укажет все фактические обстоятельства, которые необходимо представить суду. Формуляр жалобы совместно с приложениями направляется в Европейский суд по правам человека заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: Au Secretaire de la Cour Europeenne des Droits de l-Homme Conseil de l-EuropeF-67075 Strasbourg Cedex Уведомление о вручении возвращается через три-четыре недели. Если формуляр жалобы был заполнен правильно с точки зрения Секретариата Европейского суда по правам человека, то примерно через два-три месяца заявитель получит письмо о регистрации его жалобы, в котором будет указано, что жалоба будет рассмотрена, как только представится возможность. Регистрационный номер жалобы следует указывать в любом письме, которое адвокат будет направлять в Европейский суд по правам человека. Суд также указывает этот номер в переписке с заявителем и его адвокатом. Следует отметить, что Европейский суд по правам человека высылает письма только в один адрес, поэтому заявителю и адвокату необходимо договориться, на какой адрес будут поступать письма из суда. После регистрации формуляра многие заявители полагают, что жалоба будет рассмотрена Европейским судом по правам человека по существу. Регистрация означает только то, что жалоба поставлена в очередь и будет проанализирована юристами Секретариата. Период неопределенности дальнейшей судьбы жалобы составляет порядка двух-трех лет. В течение этого времени обращение адвоката и приложенные документы рассматриваются сотрудниками и судьями Европейского суда по правам человека. Заявитель и его адвокат могут узнать только их выводы. В худшем случае заявитель получает письмо, в котором его уведомляют о решении о неприемлемости. Это решение принимается единогласно тремя судьями без указания мотивов. В письме лишь дается общая ссылка на ст. 34 - 35 Европейской конвенции по правам человека. Решение нельзя обжаловать, поэтому заявителю остается только принять его.
Коммуникация В лучшем случае, наступает второй этап работы с Европейским судом по правам человека - коммуникация. На этом этапе адвокат оформит некоторые формальные документы: - доверенность представителя (если она не была оформлена ранее); - денежные средства, выделяемые на оплату услуг адвоката на подготовку письменных документов. - ответить на вопрос суда о предпочтениях относительно устного или письменного порядка рассмотрения жалобы. На этом этапе адвокат получает письмо, в котором ему сообщают о направлении жалобы на рассмотрение Правительства. К этому письму прилагаются описание фактов на английском языке, как их суммировали юристы суда, а также вопросы сторонам, т.е. заявителю и Правительству. Такое письмо Европейского суда по правам человека означает, что жалоба коммуницирована и решение по вопросу приемлемости будет выносить Палата и оно будет мотивированным. В письме Европейского суда по правам человека будут определены даты представления возражений Правительства на русском и английском языках. После получения меморандума Правительства Европейский суд по правам человека направит его адвокату для того, чтобы он имел возможность ответить на вопросы суда и возразить на меморандум Правительства. И Правительству, и адвокату предоставляется восемь недель для предоставления своего меморандума. Если заявитель направлял жалобу самостоятельно, то на этапе коммуникации суд попросит его выбрать себе юридического представителя. Заявитель должен будет направить доверенность с указанием имени и других данных представителя в адрес суда. Если заявитель не может оплатить услуги адвоката, он может обратиться в Европейский суд по правам человека с просьбой о предоставлении денежных средств, выделяемых на оплату услуг адвоката на подготовку письменных документов. Денежные средства предоставляются непосредственно юристу, поэтому заявителю в запросе следует указать, кто именно будет представлять его интересы. В ответ на запрос заявителя суд высылает ему форму с вопросами о его финансовом положении: размер заработной платы, наличие движимого и недвижимого имущества, займов, залогов, ценных бумаг, иждивенцев. Форма составлена на английском языке и заполнять ее следует также на английском языке. Форма заполняется в трех экземплярах, каждый из которых подписывается заявителем, два из них направляются в Европейский суд по правам человека, а третий остается у заявителя (или его юридического представителя). Если вопрос решен положительно, суд высылает юридическому представителю форму подтверждения предоставления денежных средств, в которой будет определен размер выделенной суммы. Адвокат должен подписать эту форму, а также форму с указанием реквизитов его счета. Эти формы также подписываются в трех экземплярах и два из них следует отправить в суд. Сумма выделяемых денежных средств составляет 600 - 700 евро. Эта сумма одинакова для всех стран Совета Европы. Адвокат получает перевод на определенную судом сумму на свой банковский счет в течение двух-трех месяцев. Суд всегда в своих письмах инструктирует заявителей и их адвокатов о том, когда, что и как нужно сделать, поэтому важно следовать этим инструкциям. В этот же период адвокат получает запрос Европейского суда по правам человека относительно того, какой порядок слушаний предпочтет заявитель. Если заявитель хотел бы, чтобы его дело рассматривалось в устном слушании, то он должен об этом сообщить суду, указав причины своего выбора. В любом случае, даже если обе стороны - адвокат заявителя и Правительство - предпочтут устное слушание, суд будет решать этот вопрос по своему усмотрению. Общим порядком является письменное рассмотрение дел, устное - исключение. К тому времени как адвокат оформит все предыдущие процедурные бумаги, суд вышлет меморандум Правительства, ответы Правительства на те вопросы, которые поставил суд, а также укажет дату представления меморандума. Суд будет рассматривать только те вопросы, которые он коммуницировал. По общему правилу, суд не будет возвращаться к рассмотрению тех аспектов жалобы, которые остались за пределами поставленных вопросов. Когда заявитель и его адвокат полагают, что другие аспекты также заслуживают рассмотрения, они могут обратить внимание суда на них еще раз. Перед подготовкой своих возражений адвокат располагает: - своей жалобой (с приложениями); - фактами, которые обобщены юристами суда; - вопросами юристов; - меморандумом Правительства (на русском и английском языках) с приложениями, если они есть. Основная цель обмена меморандумами - уточнить правовые позиции сторон. В отличие от формуляра жалобы для меморандума не существует определенной четкой формы. В качестве образца используются непосредственно решения Европейского суда по правам человека. Меморандум может включать следующие разделы: - "процедурный" (с указанием, когда жалоба была зарегистрирована, когда коммуницирована, когда был получен ответ Правительства); - описание фактов (этот раздел факультативный: если заявитель и его адвокат согласны с изложением фактов, подготовленных судом, их можно не повторять, если адвокат полагает, что факты изложены с искажениями, то их можно описать еще раз, уточнив искаженные моменты); - ответы на вопросы; - предмет обращения (еще раз указать, какие права адвокат считает нарушенными). Ответы на вопросы можно назвать основной частью меморандума. С точки зрения юридической практики следует соблюдать несколько правил: - указать, какое из прав адвокат считает нарушенным в начале и в конце ответа на вопрос - конкретизировать нарушение - соблюдать общие принципы анализа нарушений по различным статьям. В меморандуме можно цитировать предыдущие решения Европейского суда по правам человека, но не следует этим злоупотреблять. Представляя свои возражения, адвокат заявителя находится в более благоприятном положении по сравнению с Правительством на этом этапе, так как он имеет возможность прокомментировать меморандум Правительства. Возражения на меморандум Правительства можно подавать как на русском, так и на английском языке. Возражения следует подавать в назначенную дату, лучше всего направлять по факсу и по почте заказным письмом с уведомлением. Номер факса Европейского суда по правам человека напечатан на любом его письме в нижнем колонтитуле. После направления в суд своих возражений для заявителя и его адвоката наступает второй период ожидания. Как правило, этот период короче, чем ожидание коммуникации или отказа Комитета. И заявитель уже точно может рассчитывать получить мотивированное решение по вопросу приемлемости, хотя вероятность признания жалобы неприемлемой по-прежнему достаточно велика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|