Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки народных подвижных игр




Курсовая работа

Народная подвижная игра в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Специальность Дошкольное образование

 

 

студентки 31 группы

Яхричевой Виктории Олеговны

 

Руководитель работы преподаватель:

Хрусталёва Оксана Викторовна

 

 

Сокол

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………......3

Глава 1. Теоретические основы народных подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста ……………………………..6

1.1. Истоки народных подвижных игр………………………………....................6

1.2. Особенности психофизического развития дошкольников............................11

1.3. Методика проведения народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......17

1.4. Физические качества дошкольников, и их влияние на развитие народных подвижных игр …………………………………………………………………….21

Глава 2. Опытно- практическая работа.………………………………………….25

2.1. Описание базы исследования ………………………………………………...25

2.2. Начальное исследование……………………………………………………..

2.3. План……………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………..

Список используемой литературы ……………………………………………….27

Приложения……………………………………………………………………….

 

 

 

 

Введение

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Игры являются сокровищнецой человеческой культуры. Игры отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания. (Кенеман А.В.)

Игровая деятельность имеет важное значение в период формирования характера – в детские годы. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры были направлены на развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, а так же нравственных и психологических качеств.

Каждый народ, в зависимости от социально – экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.

В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы Т. И. Осокиной, А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой. Всё больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физического культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах. Быстрота, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, овладения широким кругом движений.

Актуальность данной работы в том, что в последние годы было утеряно много культурных традиций, ранее общепринятых, ушли из жизни многие обряды, обычаи, сопровождающие человека в течение жизни. На сегодняшний день многие народные игры забыты, утеряны их правила. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, и приёмы, которые актуальны и эффективны в физическом воспитании подрастающего поколения в настоящее время.

Проблема в том, что ни молодые родители, ни молодые педагоги практически не используют в своей работе с детьми столь ценный материал, как народные подвижные игры.

 

Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, и приёмы, которые актуальны и эффективны в физическом воспитании подрастающего поколения в настоящее время.

Объект исследования: русские народные подвижные игры.

Цель: таким образом, целью нашего исследования является внедрение в практику работы воспитателя русских народных подвижных игр. Учитывая актуальность проблемы, мною была выдвинута

Задачи:

1.Анализ работы воспитателей ДОУ по использованию русских народных подвижных игр в физическом развитии детей;

2.Уточнить влияние народных игр на развитие физических качеств (ловкости).

3.Подобрать народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Методы исследования:

1.Теоретический анализ педагогической, научно – методической литературы по изучению подвижных игр.

2.Диагностика развития физических качеств (ловкость) у детей старшего дошкольного возраста.

3. Сравнение анализа физических качеств старших дошкольников в начале и конце года.

 

 

ГЛАВА 1 Теоретические основы народных подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Истоки народных подвижных игр

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение учёных о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачи такого исследования. Лишь в 30-е годы ХХ столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей. Игра была спутником жизни человека с незапамятных времён. В нём культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. По мнению Н.С. Воловика назначение игр имело не развлекательный характер, а практический. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир. [2]

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили с взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция ещё не выделялась, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно – производительного труда, передать им опыт этого труда. Так, Г.Новицкий в описании остяцкого народа писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормится, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Возникают, уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражнялись в условиях, приближающихся к реальным условиям деятельности взрослых.

Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создаётся почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывает целый ряд авторов. [6]

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Филитисом. Он считал, что ещё не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс – Мутсом. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребёнок отдыхал в привычных, радостных, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Н. Фитилис отмечает, что Гутс – Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детских играх: психика взрослого сложившегося организма переносится на психику развивающегося организма ребёнка. Если мы часто наблюдаем, что взрослые играют после работы, то с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, не нуждаясь ни в каком отдыхе. Опять присмотримся к играм детей, которые играют без перерыва. Кажется, у него нет больше сил, он еле - еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжить игру. В этих случаях следует отметить, что ребёнок упражняет игрою накопленные силы.

Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Таких как органы движения, органов чувств, особенно зрения, развития внимания, наблюдательности, мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это развитие осуществляется при помощи игр, то играм принадлежит центральное место.

Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине 21 века появляются работы виднейших педагогов Н.И. Пирагов, позднее Е.Н. Водолазова, П.Ф. Каптерева и др. В них подчёркивается первостепенное значение подвижных игр как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребёнка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни, указывал на наличие в подвижной игре определённой цели. Действия должны соответствовать умениям ребёнка управлять собой. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. При этом он уделял значительное внимание соблюдению правил игры. Рассматривал народные подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребёнка, развитие у него честности, правдивости, выдержки. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь, его последователями и учениками стали В.В. Гориневким, Е.А. Аркиным.

По мнению В.В. Гориневкого игра рассматривалась как средство формирования личности ребёнка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребёнок испытывал в игре. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу.

Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребёнка. Он видел преимущества игры в её эмоциональной насыщенности, привлекательности, доставляющие ему радость и удовольствие. По его мнению, игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; находчивость, тренирует анализаторные системы. Значительную роль учёный отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребёнка, правильно объяснить игру, подвести итог.

В создании теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леоньтьевым, А.В. Запорожцем и др. Анализ литературных источников указывает на то, что в разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И. Быковой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеев

У народных подвижных игр также существует классификация. Они классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре, по видам движений, по содержанию. В теории и методике с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный и сказочный эпизод. Ребёнка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробушка, автомобиль, волка и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнований, игры – эстафеты, игры с предметами. Для маленьких детей используются игры забавы, такие как «Ладушки», «Коза рогатая». Подвижным играм посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней.

ВЫВОД. Таким образом, на основе анализа научно – методической литературы, можно сделать выводы:

1. Истоками народной подвижной игры является моделирование недоступной для ребёнка деятельности взрослого.

2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.

3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни.

4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.

Народные подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, что позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, а так же в соответствии с поставленными воспитательными задачами.

Подвижная игра – не заменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят ребёнка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной последовательности, совершают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Детям интересно играть, ведь игра – это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.

1.2. Особенности психофизического развития дошкольников

Период развития ребенка от 4 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается психофизическое развитие и совершенствование умственных способностей ребенка.

В период развития ребенка от 4-х до 6-х лет продолжается его интенсивное физическое развитие. Рост ребенка увеличивается в среднем на 28-30 см, причем этот процесс осуществляется неравномерно. У детей старшего дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся длиннее и растут быстрее, чем туловище. Начиная с 5 лет, более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается очень много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший его рост, но в то же время обусловливает мягкость и податливость костей, поэтому под влиянием большой нагрузки они могут легко деформироваться. Вот почему необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел и двигался. Соблюдение этих несложных требований поможет избежать таких нежелательных явлений, как нарушение осанки и появление плоскостопия.

При нарушении осанки, особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребенок быстро утомляется, у него появляются головные боли.

Причиной изменения осанки и возникновения плоскостопия может стать и избыточный вес. Лишние килограммы затрудняют деятельность сердечно - сосудистой системы.

При нормальном развитии с 4-х до 6 лет вес ребенка увеличивается в среднем на 8-10 кг и этот процесс происходит так же неравномерно, как и рост.

Количественные и качественные изменения в организме дошкольника протекают одновременно, но по интенсивности они не всегда совпадают: часто при ускоренном росте замедляется созревание и, наоборот, при усиленном созревании функций в организме замедляется рост.

Достаточно объективно о развитии ребенка можно судить по состоянию паспортного и биологических возрастов.

Биологический возраст считается соответствующей паспортному, если рост ребенка не ниже среднего и каждый год увеличивается не менее, чем на 4 см.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У малыша сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

По развитию основных движений (ходьбы, бега и т.д.), быстроты, ловкости, выносливости, силы, координации движений, физических качеств, можно судить о совершенствовании не только костно-мышечного аппарата, но и центральной нервной системы.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Их сосуды значительно шире, чем у взрослых, и ток крови совершается по ним значительно свободней, легко удовлетворяя повышенную потребность тканей в снабжении кислородом. C возрастом у детей увеличивается масса сердца сила его сокращений, а, следовательно, и объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении. У 3-4-летних детей пульс равен 100-110 уд./мин, а к 6 годам снижается до 80 уд./мин. Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения и игры надо не только разнообразить, но и чередовать.

Физические упражнения во время занятий и в народных подвижных играх прекрасно тренируют сердечно-сосудистую систему. В результате этого улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.

Органы дыхания у дошкольников имеют характерные физиологические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. К 4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом. Однако к 6 годам строение легочной ткани еще не завершается. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки. Это затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребенок дышит более поверхностно. Неглубокое дыхание приводит к плохой вентиляции легких и некоторому застою в них воздуха, а потребность организма в кислороде большая.

При выполнении гимнастических упражнений в народных подвижных играх ребенок должен дышать легко. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не задерживал дыхание на вдохе, обращать внимание на выдох, который должен быть резким и акцентированным.

Обмен веществ у детей проходит более интенсивно, чем у взрослых (в 2-2,5 раза). У них преобладают процессы усвоения веществ над процессом их распада и сгорания, поскольку развивающемуся организму необходимо много энергии для роста (чем меньше возраст, тем интенсивнее процессы роста и образования клеток и тканей). В отличие от взрослого у ребенка больше энергии расходуется на рост тела (примерно на 15%), чем на работу мышц.

При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических упражнений. Полное удовлетворение энергетических запасов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием.

К 6 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система еще недостаточно устойчива: процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Ребенок страдает от обилия слов, мелодий, шума, поэтому его необходимо оградить от длительных и непосильных нагрузок, приводящих к быстрому утомлению нервной системы.

В познавательной сфере одним из основных достижений является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический образ детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой периоды, растительного и животного мира.

Богатство и разнообразие получаемой информации становятся мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Все интенсивнее развивается речь, постепенно увеличивается словарный запас. Ребенок уже пользуется сложными фразами и предложениями, любит слушать чтение взрослых, легко запоминает стихи. В этом возрасте определяются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

У детей старшего дошкольного возраста улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они достаточно хорошо имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Необходимо отметить, что в возрасте 4-х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга общения. Его общение становится внеситуативным, взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Следует особо подчеркнуть, что главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность с другими действиями, другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является совершение действий с игрушками и предметами-заместителями. Однако в этом возрасте продолжительность игры еще небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста уже появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполнятся не ради них самих, а ради смысла игры. В игре происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Необходимо отметить, что основные достижения дошкольного возраста связанны прежде всего с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием восприятия, памяти, внимания, образного мышления и воображения, речи, изобразительной деятельности; конструирования по замыслу, планирования, познавательной мотивации, эгоцентричности собственной позиции; формированием потребности в уважении со стороны взрослых, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности в играх со сверстниками. Все это обусловливает дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализацию. [9]

В исследованиях было доказано, что дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и выстраивают свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, причем одни роли становятся для них привлекательнее, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. [8]

Необходимо отметить, что главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. В тоже время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, т.е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности ребенка. В игре взрослый, его общественные функции, отношение к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник осваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Следует обратить внимание на то, что в дошкольном возрасте взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других людей.

Необходимо отметить, что взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. У дошкольников появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделятся лидеры. В играх появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что обусловливает развитие образа Я ребенка.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

В дошкольном возрасте главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознавания своего места в системе общественных отношений.

Таким образом, в дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психофизического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг различных видов деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, причем именно в игре формируется как психическая сторона, так и мотивационно–целевая.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...