Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки»

Н.Н. Асеев

ГЛЯДЯ В НЕБЕСА

Как лед облака, как лед облака,
как битый лед облака,
и синь далека, и синь высока,
за ними — синь глубока;

 

Летят облака, как битый лед,
весенний колотый лед,
и синь сквозит, высока, далека,
сквозь медленный их полет;

 

Летят облака, летят облака,
как в мелких осколках лед,
и синь холодна, и синь далека,
сквозит и холодом льнет;

 

И вот облака превращаются в лен,
и лед истончается в лен,
и лед и лен уже отдален,
и снова синь небосклон!

 

1. Проанализируйте особенности фонетической организации стихотворения и определите их функцию в передаче смысла.

 

2. Выявите основные объекты описания в стихотворении и проанализируйте лексические средства их характеристики. Какие можно сделать выводы о том, что икак воспринимает лирический герой?

 

3. Приведите не менее 5 примеров слов современного русского языка этимологически родственных слову «облако».

 

4. Определите, что общего и что различного в словоформах «синь», функционирующих в тексте. Решите эту задачу как фонетическую, морфемную, словообразовательную, морфологическую и синтаксическую.

 

5. Проанализируйте случаи морфологической и синтаксической омонимии, встретившиеся в тексте.

 

6. Проведите полный синтаксический разбор предложений, составляющих первое четверостишие.


№1.

 

Идея стихотворения - противопоставление вечного, постоянного (небеса) и преходящего, изменяющего (облака), что символизирует незыблемость основ Бытия и изменчивость, движение человеческой жизни

Для передачи смысла автор использует следующие фонетические средства:

1. Ассонанс на [а] придает поэтическому тексту торжественность, подчеркивает величие, необъятность пространства, высоту неба

2. Ассонанс на [а] поддерживается аллитерацией на [с], которая выделяет ключевые слова первой микротемы (Синь, выСока, небоСклон)

3. Ассонанс на [о] выделяет слова «кОлотый», «хОлодом ль[нۥО]т», «оскОлках», «[лۥО]д» и передает эмоциональное состояние лирического героя, его страх перед небом, покрытым облаками, чужим и враждебным.

4. Одним из основных средств фонетической выразительности является аллитерация на [л] [лۥ], повторение звукосочетаний [л’о], [лۥэ], [ла] («ЛЕтят обЛАка», «ЛЕд», «ЛЕн», «поЛЕт»). Этот прием используется автором для выделения ключевых слов второй микротемы (описание движущихся облаков).

5. Использование анафоры и э пифоры в последней строфе помогает автору связать отдельные эпизоды целостной картины постепенно изменяющегося неба и изобразить ее такой, какой она представляется лирическому герою.

№2.

Идея сопоставления вечного и преходящего реализуется и на уровне лексики.

Сравнение облаков с битым, колотым льдом, резко блестящим, режущим глаза, помогает автору передать психологическое состояние героя. Краткие имена прилагательные («высока», «далека», «глубока») в разных синтаксических функциях, обозначают такие геометрические параметры, которые свидетельствуют о принципиальной невозможности познать объект наблюдения, что символизирует непознаваемость основ Бытия, вечной истины, Абсолюта. Идея движения, изменчивости нашей жизни передана при помощи повтора однокоренных слов (сквозь – сквозит, летят - полет). Большую роль в передаче основной идеи стихотворения играют парономазы «лед» - «лен», помогающие передать постепенный переход ярко-белого, резкого в синее, мягкое, сливающееся с синевой неба.

 

 

№3.

Наволочка, влачить, оболочка, обволакивать, облачать, увлечь, поволока.

№4.

Общие черты

1. Фонетика:

[с’и´н’] высока – [с’и´н’] небосклон

с – [сۥ] – согласный, глухой парный, мягкий парный;

и – [и] – гласный ударный;

н – [нۥ] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

ь – [-]

4б., 3 зв.

Фонетическая схема у словоформ «синь» общая.

 

Различные черты

2. Морфемный состав:

Синь (высока) – синь (небосклон) – корень+окончание

Поскольку эти слова относятся к разным частям речи, окончания имеют разные значения.

3. Словообразование:

Синь (высока) ← синий (бессуффиксный способ)

Синь (небосклон)← синий (форма кратк.прил.) – непроизводно

4. Морфология:

Синь (высока)

I. Сущ., общее грамматическое значение – предметность.

II. 1. Нарицательное, неодушевленное, ж. р., 3 скл.

2. Употр. в форме ед. ч., им. п.

III. В предложении является подлежащим.

Синь (небосклон)

I. прил., общее грамматическое значение – признак предмета.

II. 1. Качеств.

2. Употр. в краткой форме, м. р. ед. ч., им.пад.

III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.

5. Синтаксис

Синь (высока) - в предложении является подлежащим

Синь (небосклон) - в предложении является именной частью составного именного сказуемого

№5.

 

Морфологическая омонимия

Синь высока – существительное

Синь небосклон - краткое прилагательное

Синтаксическая омонимия

1. Синь высока – подлежащее

Синь небосклон – составное именное сказуемое

2. и синь далека, и синь высока – составное именное сказуемое

и синь сквозит, высока, далека ….. - определения

 

1. Как лед облака – сравнительный союз

Как игру судьбы постичь? – наречие

2. Битый лед – прилаг.

Битый отцом за провинность – причастие

3. Колотый лед – прилаг.

Колотый дедом сахар - причастие

4. Сквозь полет – произв. предлог

Смотреть сквозьнаречие

5. и лед и лен – союз сочинительный

И он не смог выполнить это задание?! – частица

6. Уже отдален – наречие

«Уж сколько раз твердили миру!» (И.А. Крылов) - частица

 

[Какс. лед сущ. облака сущ. ]1, [какс. лед сущ. облака сущ.]2,

[как с. битый прил. лед сущ. облака сущ.]3,

и с. [ синь сущ. далека кр. прил.]4, и с. [ синь сущ. высока кр. прил. ]5,

[ за предл. ними личн. мест.синь сущ. глубока кр. прил.]6;

Пов., невоскл., сложн., ССП:

1. Как лед сост. имен. облака (Пов., невоскл., прост., нераспр., полн.)

2. как лед сост. имен. облака (Пов., невоскл., прост., нераспр., полн.)

3. как битый согл. опр. лед сост. имен. облака (Пов., невоскл., прост., распр., полн.)

4. синьдалека сост. имен. (Пов., невоскл., прост., нераспр., полн.)

5. синьвысока сост. именн. (Пов., невоскл., прост., нераспр., полн.)

6. за ними обст. места синьглубока сост. именн. (Пов., невоскл., прост., распр., неполн.)

[Как ], [как ], [как ], и [ ], и [ ], [___ ====]


ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки»

Русский язык

Классы

С.Я. Маршак ЛАНДЫШ Чернеет лес, теплом разбуженный,Весенней сыростью объят.А уж на ниточках жемчужиныОт ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчикиЕще закрыты и плотны,Но солнце раскрывает венчикиУ колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый,Завернутый в широкий лист,Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею,И всю счастливую тоску, И все свое благоуханиеОн отдал горькому цветку.

 

I. Проанализируйте фонетическую организацию последнего четверостишия и выполните следующие задания:

1. классифицируйте все словоформы на следующих основаниях: а) количество звуков равно количеству букв; б) количество звуков больше количества букв; в) количество звуков меньше количества букв

2. определите, сколько раз в последнем четверостишии встречаются звуки [в], [с], [т].

II. Проанализируйте лексические средства, которые автор использует для изображения весеннего леса, расцветающего ландыша?

III. Проведите морфемный и словообразовательный анализ словоформ «ниточках», «бубенчиков», «венчики», «колокольчиков».

IV. Определите, какие особенности имеет образование форм множественного числа слов «цветок» и «лист»

V. Проведите полный синтаксический разбор предложения, составляющего третье четверостишие («Природой бережно спеленатый…»)

VI. Выскажите свое мнение о том, почему автор называет ландыш горьким цветком.


I. Проанализируйте фонетическую организацию последнего четверостишия и выполните следующие задания:

1. классифицируйте все словоформы на следующих основаниях: а) количество звуков равно количеству букв; б) количество звуков больше количества букв; в) количество звуков меньше количества букв

а) количество звуков равно количеству букв; лес [ л’эс ] – 3 б.- 3 зв.раннею[ ран̃’иэ ] – 6 б.- 6 зв.всю [ фс’у ] – 3 б.- 3 зв.тоску [ таску ] – 5 б.- 5 зв.всё [ фс’о ] – 3 б.- 3зв.он [ он ] – 2 б.- 2 зв.цветку [ цв’иэтку ] – 6 б.- 6 зв. б) количество звуков больше количества букв весною [ в’иэсноjу ] – 6 б.- 7 зв.свое [ сваjо ] – 4 б.- 5 зв.благоухание [ благаухан’иjэ ] – 11 б.- 12 зв. в) количество звуков меньше количества букв томится [ там’иц̃а ] – 7 б.- 6 зв.счастливую [ ш̃’иэсл’ивуjу ] – 10 б.- 9 зв.отдал [ од̃ал ] – 5 б.- 4 зв.горькому [ гор’каму ] – 8 б.- 7 зв.

 

2. определите, сколько раз в последнем четверостишии встречаются звуки [в], [с], [т].

[в]2: счастливую [ ш̃’иэсл’и в аjу ] – 10 б.- 9 зв.; свое [ с в аjо ] – 4 б.- 5 зв.

[с]5: лес [ л’э с ] – 3 б.- 3 зв.; тоску [ та с ку ] – 5 б.- 5 зв.; счастливую [ ш̃’иэ с л’иваjу ] – 10 б.- 9 зв.; весною [ в’иэ с ноjу ] – 6 б.- 7 зв.; свое [ с ваjо ] – 4 б.- 5 зв.

[т]3: тоску [ таску ] – 5 б.- 5 зв.; томится [ там’иц̃а ] – 7 б.- 6 зв.; цветку [ цв’иэтку ] – 6 б.- 6 зв.

 

II. Проанализируйте лексические средства, которые автор использует для изображения весеннего леса, расцветающего ландыша?

Для создания яркого образа пробуждающегося леса, появившихся ландышей автор использует эпитеты (горький цветок, нетронутая глушь), метафоры (на ниточках жемчужины, бубенчики, спеленатый), перифразы (колокольчики весны), олицетворение (разбуженный лес, отдал, томится ), оксюморон (счастливая тоска)

III. Проведите морфемный и словообразовательный анализ словоформ «ниточках», «бубенчиков», «венчики», «колокольчиков».

нит-оч-к-ах ← нит-к-а (в суффиксе –оч- чередование нуль звука/о; к/ч)

бубенч-ик-ов ← бубенец (в корне чередование е/нуль звука; ц/ч).

венч-ик-и ← венец (в корне чередование е/нуль звука; ц/ч).

колоколь-чик-ов ← колокол (в корне чередование л/л ۥ).

IV. Определите, какие особенности имеет образование форм множественного числа слов «цветок» и «лист».

Оба слова имеют по 2 формы множественного числа:

Цветок

1. цветы (цветущие растения) – суффикс –ок- является формообразующим суффиксом единственного числа

2. цветки (цветущие части растений)

Лист

1. листья [лۥисۥтۥjа] (растения) – суффикс –j- является формообразующим суффиксом множественного числа

2. листы (бумаги, железа)

В формах множественного числа наличие суффикса указывает на различные лексические значения слов-омонимов.

 

V. Проведите полный синтаксический разбор предложения, составляющего третье четверостишие («Природой бережно спеленатый…»)

 

[Природойсущ. бережнонареч. спеленатыйприч., завернутыйприч. впред широкийим. прил. листсущ. , растетгл.цветоксущ.впред. глушисущ.нетронутойприч., прохладенкр. прил., хрупоккр. прил. исоюз душисткр. прил.. ] Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, обособленными нераспространенными определениями, выраженными краткими прилагательными.

 

VI. Выскажите свое мнение о том, почему автор называет ландыш горьким цветком.

1. Определение ландыша как горького цветка может быть результатом его восприятия различными органами чувств: зрение (цветы ландыша наклонены к земле, как бы поникли), обоняние (в запахе ландышей отчетливо чувствуется горькая нота), вкус (ландыш – ядовитый цветок).

2. В мифологии многих народов ландыш символизирует печаль, тоску, слезы, недаром автор сравнивает цветы ландыша с жемчужинами, которые также в мифах и легендах ассоциируются со слезами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...