Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доклассическая философия (натурфилософия) (VП - V вв. до н э)

Условия возникновения греческой философии. Ранняя греческая философия.

Античная философия

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н. э. - III в. н. э.).

явилась главным источником развития европейской общественной мысли - философской, правовой, экономической и т. д. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

1. VП- V вв. до н. э. - доклассический, или натурфилософский;

2. V-IV вв. до н. э. - классический;

3. IV в. до н. э. - III в. н. э. - эллинистический.

 

Доклассическая философия (натурфилософия) (VП - V вв. до н э)

Предтечей античного философствования считают деятельность так называемых семи мудрецов. этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Во всех семерках неизменно четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. конец 7 и начало 6 в. до н. э. это обыденное сознание, чисто житейская практическая мудрость, но достигшая своего атомарного обобщения в сжатых мудрых изречениях. Такие афоризмы, или гномы, имели форму всеобщности. Аристотель определяет "гному" как "высказывание общего характера". Гномы пользовались большой известностью.

Три вида гном. в гномах можно увидеть зарождение древнегреческой этики. В основе складывающихся этических норм лежал принцип, выражен уже Гесиодом: "Меру во всем соблюдай!" зло как безмерность, а благо - как умеренность. такие гномы, как изречение Солона "Ничего сверх меры!" и изречение Клеобула "Мера - наилучшее". советы Бианта - "Говори к месту", Хилона - "Не позволяй своему языку опережать твой разум", Питтака - "Знай свое время" и т. д. Все эти гномы служили проповеди гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения. К этим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия Фокилида Милетского, Феогнида Мегарского и других поэтов-моралистов.

Второй вид гном - это нечто большее, чем нравственные указания. Сюда прежде всего относится гнома "Познай самого себя!" Она имела не только нравственный, но и мировоззренческо-философский смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом в 5 в. до н. э.

Третий вид гном - это гномы Фалеса. Фалес - первый во всем списках "семи". Он же первый древнегреческий, древнезападный философ. Фалес: "Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит", "Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть", "Мудрее всего время, потому что оно все открывает" и некоторые другие.

в качестве высшей инстанции в архаической Греции выступали языческие мифы, повествующие о происхождении и устройстве мира. первые греческие философы заговорили об основе мира на языке логики, логического анализа. Философия начинается с выяснения причинно-следственных связей и стремится создать теорию как систему логических рассуждений.

Начало формирования философского мировоззрения в Древней Греции связывают с особой формой организации социально-политической жизни, которой был полис – город-государство. Древнегреческая философия зародилась на побережье Малой Азии, где находились греческие города-колонии - Иония. → ионийская философия.

Фалес из малоазийского города Милет (ок. 640 — ок. 545 до н. э.) считается родоначальником греческой философии, главой Милетской школы. Кроме него, к ионийской школе философии принадлежали Анаксимандр (ок. 610 — ок. 546 до н. э.) и Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 до н. э.). «фисиологи». главное произведение всякого философа до Сократа называлось «О природе».природа по-гречески «фюсис». учение о природе — это «фисиология».

Ранние греческие философы искали первоначало всего сущего и усматривали его в отдельных природных стихиях. По-гречески начало — это «архе». Таким «архе» у Фалеса была «вода», у Анаксимена — «воздух». А философ Анаксимандр указал в качестве первоначала на некий «апейрон», что в переводе с древнегреческого означает «беспредельное». Последнее уже не было каким-то конкретным веществом, а неким неопределенным началом, отличным от воды, воздуха, огня и т. п. Такое начало уже трудно себе представить, но можно помыслить, т. е. выделить с помощью разумной абстракции.

К Милетской школе примыкает философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н. э.), родиной которого был соседний с Милетом город Эфес. Первоначалом мира, по его мнению, является вечно живой Огонь, местами возгорающийся и местами потухающий. Огонь по сути воплощается в вещи, и вещи — это различные состояния Огня. Причем каждое из таких состояний имеет свою собственную меру. О Гераклите принято говорить как об «отце» античной диалектики. Заметим, что «диалектика» буквально означает искусство диалога или спора. Но уже греческие философы связывали диалектику с выявлением противоречий в высказываниях оппонента. Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба - это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба не прекращаются ни на мгновение: "В ту же реку дважды не войдешь", "Все течет, все меняется". Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище "текучих". Их противников стали называть "неподвижными". Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания.

Почти одновременно с Гераклитом о противоположных началах мироздания задумались пифагорейцы — члены Пифагорейского союза, основанного в VI веке до н. э. в Южной Италии. Пифагор (ок. 580 — ок. 500 до н. э.). В эту школу принимались только мужчины после определенных испытаний, и жизнь была организована по строгим правилам. Именно пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и совершенство. с греческого «космэ» - «красота».

В числе последователи Пифагора видели не просто универсальное орудие счета. Для них каждое число имело свой мистический смысл. Вкладом пифагорейцев в мировую философию стало то открытие, что существенную сторону действительности составляет количество, которое выражается посредством величины, пропорции, численности. До пифагорейцев греческая философия знала только качество. Впоследствии мера уже будет понята как единство качества и количества.

учение пифагорейцев о «метемпсихозе». Это учение о переселении бессмертных душ из тела в тело предваряет аналогичные взгляды Платона.

Антиподом Гераклита был Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) — глава Элейской школы. Философское учение Парменида в поэме «О природе», о поездке юного Парменида к богине справедливости Дике.

. По сути дела Парменид является основоположником философского доказательства. основа мира - Бытие. если искать то общее, что присуще всему и вся в мироздании, им вполне может оказаться само существование. Чем бы ты ни был, ты есть, ты существуешь! А потому признание Бытия основой мира — вполне логичный шаг в развитии философской мысли. Однако главным законом разума Парменид считает запрет противоречий. утверждая Бытие, мы, тем самым, отрицаем Небытие. Ведь нечто не может одновременно и быть, и не быть. характеристики Бытия, оно не имеет начала и конца во времени, Бытие не может соседствовать с чем-то другим и делиться на части, Бытие неподвижно и совершенно.

Единая неподвижная основа мира, которую он характеризует как шарообразную, принадлежит истинному миру сущности. Лишь она подлинно существует. А многообразный мир вокруг нас есть лишь мнимость, видимость. Причем граница между этими двумя мирами оказывается у Парменида абсолютной и непреодолимой.

Собственные доказательства в пользу Парменида изобрел его друг и сподвижник Зенон Элейский (ок. 490—430 до н. э.).

Наиболее известны апории под названием «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий», посвященные опровержению движения. Рассмотрим более подробно апорию «Дихотомия», что буквально означает «деление пополам». В ней речь идет о движении тела, которое, прежде чем пройти весь путь, должно пройти его половину. Но для того, чтобы пройти половину пути, оно должно пройти половину этой половины и т.д. Такого рода деление по сути указывает на бесконечную делимость пространства и времени. А значит движение невозможно, потому что нужно пройти бесконечное число бесконечно малых отрезков пути. логику элеатов нельзя опровергнуть делом. Вопрос не в том, есть движение или его нет, а в том, как его выразить в логике понятий. Элеаты по сути доказали, что в логике понятий движение нельзя выразить без противоречия.

Итак, центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Анаксимандр - "апейрон" (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит - атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор - число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выделению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись. Такая точка зрения определяется как гилозоизм, или учение о всеобщей одушевленной материи. Крупнейшими достижениями доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Про Демокрита можно почитать в соответствующем вопросе (атомизм)

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом. Можно ограничиться вкратце!

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...