К. Хорни, Эрих Фромм, Г. Салливен
Психоанализ, начало формирования. Работа З.Фрейда Концепция З.Фрейда Концепция А.Адлера Концепция К.Г.Юнга 5. Неофрейдизм (Хорни!!, Фромм!!, Салливен) Глубинная психология. Психоанализ. Зигмунд Фрейд Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обоснавать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии – психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание тоже ею не отрицается: оно – свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности. Психоанализ возник в начале 90-х XIX века из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З.Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж.Шарко и И.Бернгейма. использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому понимаю неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их. Может наступить излечение». Решающим моментом в становлении оригинальной теории З.Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», кторое не мог преодолеть. Фрейд был вынужден искать новые пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толоковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), двигательных расстройств, оговорок, забываний и т.п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом – новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.
Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти годы его концепция бессознательного претерпела существенные изменения. В его учении можно условно выделить три периода: 1 – психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни; 2 – фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психологических процессов с трех точек зрения – динамической, топической и экономической (также этот период знаменателен тем, что произошел отход от З.Фрейда его первых сторонников Альфреда Адлера и Карла Густав Юнга); 3 – концепция претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.
Топическая т.зр. Сознательное – свойство переживания; предсознательное – латентное бессознательное; бессознательное – вытесненное бессознательное, не обладает спосбностью проникнуть в сознание (только представители) Динамическая т.зр. Сознательное – бессознательное; преобразована в «Я», «Сверх-Я», «Оно». «Сверх-Я» – система требований «Я» Экономическая т.зр. затрата энергии на функционирование сознательного и бессознательного Недифференцированные желания органического удовольствия. Наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо. Альфред Адлер С З.Фрейдом у А.Адлера возникли глубокие теоретические разногласия, главным из которых был отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других феноменов. Конфликт завершился разрывом и отходом Адлера от Фрейда. Адлер считал. Что не сексуальные влечения. А чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Чувство неполноценности вызывается как органическими – морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности – нормальное чувство, оно – не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. «Стиль жизни» - продукт творчества индивида и отражает его уникальность, неповторимость. Существуют 3 группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве: 1 – физические недостатки; 2 – неправильное воспитание, что приводит к изнеженным детям; 3 – неправильное воспитание, что приводит к бессердечным детям. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и теперь. Подчеркивание Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа.
Карл Густав Юнг Применял на практике свой метод контролируемых ассоциаций с применением принципов психоанализа. Начавшиеся разногласия с Фрейдом касались фрейдовских положений о сексуальной природе либидо. По Юнгу, либидо – это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность естько одна из этих форм. По Фрейду, либидо – половое влечение. Юнг разрывает связи с психоанализом. Построение психологической концепции бессознательного. Собственную психологическую концепцию назвал аналитической психологией. Личное бессознательное – поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Проявляется в снах и фантазиях. Но главная роль у коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивидуума, от его сознания (национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предания, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных). Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель – становление самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытые уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.
Неофрейдизм. К. Хорни, Эрих Фромм, Г. Салливен Социально ориентированная форма психоанализа. Неврозы зависят от социальных отношений между людьми. В разных странах – разные неврозы. «Неврозы вызываются нарушениями человеческих взаимоотношений». Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно – социологический подход. Сохраняет Фрейдовский принцип управления поведения индивида бессознательным, тем самым сохраняет всю суть психоанализа. Фромм: гуманистический психоанализ. Главное открытие Фромма: признание социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. Понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Салливен: нарушение межличностных отношений приводит к психическим болезням
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|