Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К. Хорни, Эрих Фромм, Г. Салливен

Психоанализ, начало формирования. Работа З.Фрейда

Концепция З.Фрейда

Концепция А.Адлера

Концепция К.Г.Юнга

5. Неофрейдизм (Хорни!!, Фромм!!, Салливен)

Глубинная психология. Психоанализ.

Зигмунд Фрейд

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обоснавать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии – психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание тоже ею не отрицается: оно – свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности.

Психоанализ возник в начале 90-х XIX века из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики.

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З.Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж.Шарко и И.Бернгейма. использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому понимаю неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции.

В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их. Может наступить излечение». Решающим моментом в становлении оригинальной теории З.Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», кторое не мог преодолеть. Фрейд был вынужден искать новые пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толоковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), двигательных расстройств, оговорок, забываний и т.п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом – новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти годы его концепция бессознательного претерпела существенные изменения. В его учении можно условно выделить три периода: 1 – психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни; 2 – фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психологических процессов с трех точек зрения – динамической, топической и экономической (также этот период знаменателен тем, что произошел отход от З.Фрейда его первых сторонников Альфреда Адлера и Карла Густав Юнга); 3 – концепция претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.

Топическая т.зр. Сознательное – свойство переживания; предсознательное – латентное бессознательное; бессознательное – вытесненное бессознательное, не обладает спосбностью проникнуть в сознание (только представители)

Динамическая т.зр. Сознательное – бессознательное; преобразована в «Я», «Сверх-Я», «Оно». «Сверх-Я» – система требований «Я»

Экономическая т.зр. затрата энергии на функционирование сознательного и бессознательного

Недифференцированные желания органического удовольствия. Наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо.

Альфред Адлер

С З.Фрейдом у А.Адлера возникли глубокие теоретические разногласия, главным из которых был отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других феноменов. Конфликт завершился разрывом и отходом Адлера от Фрейда. Адлер считал. Что не сексуальные влечения. А чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Чувство неполноценности вызывается как органическими – морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности – нормальное чувство, оно – не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении.

«Стиль жизни» - продукт творчества индивида и отражает его уникальность, неповторимость.

Существуют 3 группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве: 1 – физические недостатки; 2 – неправильное воспитание, что приводит к изнеженным детям; 3 – неправильное воспитание, что приводит к бессердечным детям. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности.

Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и теперь. Подчеркивание Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа.

 

 

Карл Густав Юнг

Применял на практике свой метод контролируемых ассоциаций с применением принципов психоанализа.

Начавшиеся разногласия с Фрейдом касались фрейдовских положений о сексуальной природе либидо.

По Юнгу, либидо – это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность естько одна из этих форм.

По Фрейду, либидо – половое влечение.

Юнг разрывает связи с психоанализом.

Построение психологической концепции бессознательного. Собственную психологическую концепцию назвал аналитической психологией.

Личное бессознательное – поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Проявляется в снах и фантазиях. Но главная роль у коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивидуума, от его сознания (национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предания, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных).

Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель – становление самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытые уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.

Неофрейдизм.

К. Хорни, Эрих Фромм, Г. Салливен

Социально ориентированная форма психоанализа.

Неврозы зависят от социальных отношений между людьми. В разных странах – разные неврозы.

«Неврозы вызываются нарушениями человеческих взаимоотношений».

Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно – социологический подход.

Сохраняет Фрейдовский принцип управления поведения индивида бессознательным, тем самым сохраняет всю суть психоанализа.

Фромм: гуманистический психоанализ.

Главное открытие Фромма: признание социальной обусловленности теории и терапии психоанализа.

Понять человека в зависимости от социальных условий его существования.

Салливен: нарушение межличностных отношений приводит к психическим болезням

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...