Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место любви среди других человеческих ценностей.




Ярославна. Образ любящей женщины в «Слове о полку Игореве».

Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей Плачет, из Путивля долетая, Голос Ярославны молодой… Н. Заболоцкий

«Слово о полку Игореве…» - замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Изображая своевольных и отважных князей, автор «Слова…» не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении. Преданная и верная, самоотверженная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь. Полечу, - говорит кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле- реке, Утру князю кровавые его раны на могучем его теле. Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны традиции язычества. Она обращается к всесильным божествам: солнцу, ветру, могучему Днепру, просит защиты для Игоря и его воинов. В этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа-воина,защитника Родины, и безграничная вера в правоту его дела. Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи На воинов моего лады? Ярославна - равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве..». Позже появится «Домострой», который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее бессловесной «рабыней мужа». Заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове…», и это очень важно и ценно. Далеко в Путивле, на забрале Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…

 

Место любви среди других человеческих ценностей.

Любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, воспевавшееся еще с античности. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь никогда не стареет. Она может расти, созревать, но не стареть. Люди, к сожалению, не всегда сознают истинную мощь любви, понимают ее слишком примитивно. Для каждого из нас любовь – это что-то свое, личное, сокровенное. Но прежде всего это прекрасное чувство является общечеловеческой ценностью. Несомненно, и здоровье, и благополучие, и другие ценности так или иначе присутствуют в нашей жизни, равно как и любовь. И все они занимают свое определенное место. Давайте ответим на вопрос: а где же среди них находится любовь? Вопрос неоднозначный. Если бы сейчас представилась возможность устроить социологический опрос, то многие из респондентов наверняка ответили бы: «Любовь – одна из важнейших вещей в жизни человека». Однако нашлись бы и те, кто заявил бы, что для них любовь далеко не на первом месте, что в жизни есть вещи поважнее. Лично я поддерживаю тех, кто относится к любви как к одной из важнейшихчеловеческих ценностей. Считаю, что никакие деньги, драгоценные камни и мировые богатства не заменят человеку этого прекрасного чувства. В доказательство своей точки зрения могу привести следующие аргументы. У Александра Ивановича Куприна есть замечательная повесть – «Суламифь». В ней рассказывается об истории отношений царя Соломона и простой девушки Суламифи. Любовь это бескорыстная, нежная, трепетная, пронизанная теплом и заботой друг другу. Для обоих героев любовь была высшей ценностью. Но, как это часто бывает, такие отношения заканчиваются трагически –Суламифь погибает от удара ножом на руках у своего возлюбленного. Несмотря на то, что час ее смерти близок, девушка абсолютно счастлива, потому что именно в этот момент она находится рядом с любимым ей человеком. Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев в своем стихотворении в прозе «Воробей» определяет место любви в жизни (а не только среди человеческих ценностей): «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью, держится и движется жизнь». Можно сделать вывод о том, что любовь – основа жизни. Именно она помогает всему живому существовать. Ивану Сергеевичу вторит Владимир Семенович Высоцкий, увековечивший любовь в своих знаменитых строчках: Я поля влюблённым постелю – Пусть поют во сне и наяву!... Я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу! В этом отрывке содержится ответ на наш вопрос. Любовь – это сама жизнь. Закончить свое сочинение я хочу словами Антона Семеновича Макаренко: «Любовь – самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создаёт величайшие человеческие ценности». Но, на мой взгляд, любовь и не на такое способна. Остается только добавить: постарайтесь сделать так, чтобы в вашей жизни любви было как можно больше, и тогда счастье никогда никого не обойдет стороной.

 

«Прекрасная песнь о любви» (по творчеству А. И. Куприна).

Александр Иванович Куприн - замечательный русский писатель, вошедший в русскую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить. Это волшебное чувство он описывает во многих своих произведениях: «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет»… Одним из замечательных созданий А.И.Куприна является повесть «Гранатовый браслет». Сам писатель называл ее «милой» и признавался: «…ничего более целомудренного не писал». Сюжет повести прост: молодой телеграфист безнадежно влюблен в княгиню Веру Шеину. Он не выдерживает мук безответной любви и добровольно уходит из жизни, а Вера понимает, мимо какой любви она прошла. Из такого несложного сюжета Куприн смог создать прекрасный цветок, не увядающий многие десятилетия. Княгиня Вера любима и любит мужа, окружена блестящим обществом, но откуда эта щемящая тоска, не покидающая ее? Слушая рассказы генерала Аносова о любви, Вера Николаевна понимает, что знала человека, который был способен на истинную любовь, бескорыстную, самоотверженную, не ждущую награды, про которую сказано: «сильна как смерть», для которой «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а даже радость…» Не такую ли любовь испытывает «маленький телеграфист» Желтков? Куприн блестяще показывает, что высокие моральные качества не зависят от сословной принадлежности человека. Душа, способная любить, может жить и в бедной хижине, и во дворце. Для нее не существует границ, расстояний, запретов. Желтков признается, что не в силах разлюбить Веру Николаевну. Только смерть может оборвать это прекрасное чувство. После кончины Желткова княгиня Вера винит себя, что не предотвратила его самоубийства, и задает себе вопрос: «Что это было: любовь или сумасшествие?» Муж Веры Николаевны признается жене, что это был великий влюбленный, не мысливший своей жизни без любви к княгине. Увидев мертвого Желткова, Вера понимает, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее…» Героиня повести «Олеся» - простая полесская девушка, живущая в окружении природы, умеющая слушать ее звуки, «понимать» голоса животных и птиц. Олеся умна, красива, независима, прозорлива.Она прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем, «паничем Иваном». Любовь оборачиватся несчастьем для девушки, которая не вписывается в мир злобы, зависти, корысти, лицемерия. Олеся – хрупкий цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире. Таким образом, в своих повестях «Гранатовый браслет», «Олеся» А. И. Куприн сумел отразить самое возвышенное человеческое чувство, сумел спеть «прекрасную песнь о любви».

 

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире…» (по произведению А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Любовь присутствует в жизни каждого человека, чудесно, когда любовь касается отношений между мужчиной и женщиной. В мире нет, наверное, ни одного человека, который бы не мечтал хотя бы один раз в жизни испытать это светлое чувство. Литература представляет нам массу примеров любви бескорыстной, чистой, светлой. Не стало исключением и творчество Александра Ивановича Куприна. Его повесть «Гранатовый браслет»- это история безответной любви бедного чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Герои произведения имеют свои представления о любовном переживании. Людмила Львовна, говоря о любви, имеет в виду святую, чистую, вечную и неземную любовь. Слова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире…»- принадлежатгенералу Аносову. По моему мнению, любовь всегда тайна, она должна быть тайной, потому что касается только двух людей. Это чувство нельзя выставлять напоказ, нельзя посвящать в эту тайну посторонних. Почему именно генерал Аносов произносит такие слова о любви? Потому что он сам познал трагедию любви. Ещё до войны его жена сбежала с проезжим актёром, пленясь его бархатной курткой. Генерал великодушно посылал ей пенсию вплоть до самой её смерти, но в дом к себе уже больше не пустил, несмотря на слёзные раскаяния. Он познал горечь любви, но не утратил этого чувства в душе своей. Всю нерастраченную любовь перенёс он на Веру и её сестру. Генерал понимает разницу между любовью и браком, не всегда брак строится на этом чувстве. Аносов с уважением относится к Василию Львовичу, мужу Веры, но понимает, что нет в их семье той бескорыстной любви, ради которой пойти на подвиг, отдать жизнь- не мучение, а радость. А вот этой радости и не хватает в семье Веры. Генерал Аносов понимает, что любовь в развлечение превратили мужчины, пресыщенные жизнью и неспособные на героические поступки. Любовь зачастую снисходит до бытового удобства. Вере удобно в браке с Василием Львовичем. Бескорыстная любовь Желткова вносит в жизнь Веры сначала раздражение, потом недоумение, а в конце сожаление. Сожаление о том, что возможно, её жизненный пусть пресекла именно настоящая любовь, та, о которой грезит любая женщина. Но надежда испытать любовные переживания исчезла со смертью Желткова. Слова генерала Аносова по сей день звучат актуально, не нужно превращать любовь в обыденность, пресыщаться ею. Любовь- это самопожертвование, любовь это тайна, это трагедия…

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине» (по творчеству С.А.Есенина)

Сергей Александрович Есенин- поэт первой половины века двадцатого. Вместе с Есениным в литературу ворвалось ни с чем несравнимое чувство, чувство любви к Родине, к родному дому, к родной природе. Слова, вынесенные в название темы, принадлежат самому поэту. Действительно, его лирика наполнена любовью к России: Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. Творчество поэта- это пример патриотизма. Лирический герой никогда не предаст сердцу милый край, он скорее отдаст за него жизнь: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Любовь к родине тесно переплетена в лирике Сергея Есенина с темой природы. Природа у поэта всегда живая. Белая берёза под окном, как девушка, «принакрылась снегом», черёмуха душистая «с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри завила», зима «мохнатый лес баюкает». Природа показана в динамике, она, как и сам поэт, переживает самые разные чувства: грустит и радуется, поёт и плачет. Русь для поэта- это и бескрайние просторы: Не видать конца и края, Только синь сосёт глаза… Русь для Есенина и что-то очень близкое, родное: «низенькие околицы», «низкий дом с голубыми ставнями»…Поэт всегда с особой нежностью вспоминал родное село Константиново Рязанской губернии, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни. В поздних стихах Есенина звучат нотки тревоги и беспокойства за родину. В зарисовках старой деревенской Руси у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Меняется действительность- меняется и настроение лирического героя. Поэта не могла не волновать судьба родины. Грусть и тревога за крестьянскую Русь наполняют теперь его произведения. Источник грусти в самой действительности - тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливыми избами, заброшенными церквушками.Душа поэта откликается на беды такими строками: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, лес да монастырь. Поэт противоречиво воспринимал превращение патриархальной Руси в Русь советскую. Он осознавал, насколько тяжела жизнь простого народа.Революционное время, страдания и смерть людей не смогли изменить отношения Есенина к родине.Но пейзаж стихотворений стал меняться: новая Россия принесла с собой бури и грозы. Нисколько не разлюбил поэт свою страну. Он по-прежнему оставался верен своим убеждениям, считая, что у России есть будущее. Россия, как птица, должна будет взмахнуть крылами, возродиться. Даже путешествуя по миру, Есенин не забывал о родине, не хотелось ему видеть, как она превращается в страну негодяев, ему хотелось кричать, кричать своими стихами, ведь он чувствовал себя последним поэтом деревни. Лирика Сергея Есенина живёт в наших сердцах, она будет жива всегда, жива своей любовью, любовью к родине…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...