Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии разработки стратегических решений в органах ГиМУ


Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегическое планирование (подготовка и выбор стратегии), основанное на сопоставлении ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения.
Процесс разработки стратегии явл разновидностью подготовки и принятия управленческого решения.
Проблема - это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, из-за которых в данных условиях невозможно решить поставленную задачу и получить желательный результат.
Особенностями стратегических проблем являются: связь с глобальными целями организации, ориентированность на будущее, влияние внешних неконтролируемых факторов. Такие проблемы могут возникать в любой сфере деятельности фирмы (производственной, сбытовой, научной) и по содержанию быть техническими, экономическими, социальными.
Стратегические решения - это специфический вид управленческих решений, которые:
*ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений (рассчитаны на длительную перспективу (5-10 лет); *вытекают, прежде всего, из внешних, а не из внутренних условий, должны учитывать тенденции развития ситуации и интересы множества субъектов;
*сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитываются неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие; *связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для организации; *чаще всего носят инновационный, уникальный, творческий характер.
Суть их принятия состоит в стратегическом выборе концепции развития организации в целом и основных ее направлений. Объектами такого выбора могут быть: *варианты видения будущего; *главные цели и задачи деятельности организации; *конкретные стратегии и средства их реализации; *повышение эффективности работы организации; *направления инвестирования и источники необходимых средств; *пути эффективного использования ресурсов; *направления соц политики и пр.
На стратегический выбор влияют: риск, на который готова идти организация; опыт реализации действующих стратегий, позиции руководства, наличие времени.
Стратегические решения должны обеспечивать возможность последовательной реализации миссии, генеральной цели организации на основе текущих планов в соответствии с которыми осуществляются конкретные практические мероприятия. Планы и программы могут корректироваться.
Стратегические решения должны приниматься только на основе системного анализа организации и проблем, с которыми она сталкивается в результате своей деятельности. Частью данного системного анализа выступает стратегический анализ, который начинают с анализа внешней среды организации.
Методом стратегического исследования ближней внешней среды является SWOT-анализ.
SWOT-анализ это аббревиатура от: S – Strengths – сильные стороны, W – Weaknesses – слабые стороны, О – Opportunities – возможности, Т – Threats – угрозы. SWOT-анализ может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. Практический опыт, особенно для первого цикла SWOT-исследований, свидетельствует в пользу коллегиального метода.
Последовательность проведения SWOT-анализа: 1возможности/угрозы; 2сильные/слабые стороны.
Особенности SWOT-анализа при исследовании внешней среды организации:
1)необходимо строго соблюдать указанную последовательность этапов, т.е. первым должен быть анализ "возможности/угрозы"; 2)анализ сильных и слабых сторон организации на втором этапе нужно увязывать с результатами, полученными на первом этапе;
3)в случае коллегиального анализа позиции (зафиксированные в таблице), которые разделяют все или большинство участников, можно просто отметить и зафиксировать как уже достигнутый результат анализа; а спорные позиции подвергнуть дополнительному аналитическому обсуждению.
Для анализа дальней внешней среды используется PEST-анализ. PEST-анализ - это аббревиатура от: Р – Policy – политика, Е – Economy – экономика, S – Society – общество, Т – Technology – технология.
Из всех факторов внешней среды, PEST-анализ выделяет 4 основные группы, т.е. исследуются политич, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды организации.
Политический фактор должен изучаться в первую очередь, так как главный политический вопрос — это вопрос о власти. Центральная власть регулирует ключевые условия деятельности любой организации (? Выборы; Изменение законодательства; Вступление в ВТО; ГосРегулирование в отрасли/конкуренции).
Анализ экономического аспекта позволяет понять, как формируются и распределяются основные экономические ресурсы на уровне гос-ва (? Инфляция; Динамика курса рубля; Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ; Динамика занятости; Спрос; Затраты предприятия на энергетику, сырье).
Социальная компонента связана с формированием потребительских предпочтений населения (?Изменения в стиле и уровне жизни; Демографические изменения; Религиозные факторы).
Технологический фактор: перед орг-ей стоит угроза потери рынка из-за его вытеснения технологически более совершенным (? Новые патенты; Новые продукты; Развитие технологий).
Для анализа внутренней среды организации используют SNW-анализ. SNW — это аббревиатура от: S – Strength – сильная сторона, N – Neutral – нейтральная позиция, W – Weakness – слабая позиция.
Также используется уже SWOT-подход, но только в части SW: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить, и усилить; а слабые стороны, т. е. плохой внутренний ресурс, устранить.
При SNW-подходе все сказанное о SW-подходе сохраняется, но при этом еще добавляется особая нейтральная, т.е. N-позиция.
При стратегич анализе внутр среда орг-ии рассматриваются как стратег ресурс развития орг-ии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...