Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «личность» в социальной психологии




 

Понятие «личность» относится к большинству самых неопределенных и довольно спорных понятий в психологической науке. Сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений и мнений психологов на этот счет. Мы рассмотрим несколько определений личности, которые были даны ведущими специалистами в области социальной психологии.

Так, Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств». К числу таких множеств он относил принадлежность личности к какому-то конкретному классу, группе, национальности, профессии и прочим параметрам.

А.В. Петровский характеризовал личность в стратегии межличностных отношений. В связи с этим им были выражены следующие аспекты личности:

интраиндивидный (отражает свойства, присущие определенному субъекту);

интериндивидный (рассматривает особенности отношения личности с другими людьми);

метаиндивидный (описывает непосредственное влияние какой-либо личности на других людей).

Л.И. Анцыферова в своих рассуждениях определяет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Однако все психологи согласны с утверждением, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек обязан предпринимать немалые усилия. Вначале ему предстоит овладеть речью, а затем с ее непосредственной помощью и многими моторными, интеллектуальными, социокультурными навыками.

Личность рассматривается учеными как результат социализации индивида, который усвоил традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных уже давно, на начальных этапах, человечеством. Чем больше человек смог воспринять, понять и усвоить информации и опыта в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет в будущем.

Всеобщий интерес многих наук к изучаемой проблеме личности очень важен, так как решить ее можно лишь совместными усилиями всех научных дисциплин, которые имеют отношение к делу. Только совместность этих усилий обусловливает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при довольно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных в решение проблемы дисциплин.

Отличия в трактовке понятия личности касаются и других сторон проблемы, но больше всего - представления о структуре и сущности личности. Психологами предложено несколько обоснованных объяснений способов, которыми можно охарактеризовать личность.

Каждый из них соответствует своему определенному представлению о сущности личности. Меньше всего согласий существует по вопросу о споре во включении или не включении в личность индивидуальных психологических особенностей.

Ответ на этот вопрос различен у самых разных авторов гипотез. Как справедливо отмечал И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит обычно к понимаю одних под личностью определенного субъекта деятельности в цельности его индивидуальных свойств и его социальных ролей.

Другие же представляют эту многозначность несколько по-другому: личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Хотя второй подход зачастую рассматривается больше как социологический. Он присутствует также и внутри общей психологии в качестве одного из полюсов дискуссии. Спор здесь происходит именно по вопросу об обязанности личности в психологии, и должна ли она быть рассмотрена преимущественно в этом втором значении или в стратегии данной науки основное -- базирующееся соединение в личности (а не просто в человеке) социально значимых черт и индивидуальных свойств человека.

В процессе написания работы и штудирования статей в поисках информации, в одной из обобщающих работ по психологии личности, которые предоставляют познание первого подхода, было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик и параметров, принимаемых в расчет, значительно расширяется.

Специальным образом вопрос о структуре личности осваивался К.К. Платоновым, который выделил в структуре личности ее несколько различные подструктуры, перечень которых он мог варьировать, и в последней редакции он состоял из четырех подструктур или уровней:

) биологически объясненная подструктура. В неё входят: темперамент, половые, возрастные, чуть реже патологические свойства психики;

) психологическая подструктура. Включает в себя индивидуальные свойства отдельных психических процессов индивида, ставших впоследствии свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, чувств, воли);

) социального опыта (сюда входят приобретенные человеком в процессе социализации знания, навыки, умения и привычки);

) подструктура целенаправленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый взаимосвязанный (в виде некой иерархии) ряд следующих подструктур: влечения, желания, интересы, идеалы, склонности, стереотипы, индивидуальная картина мира, убеждения) (по Платонову).

По мнению К.К. Платонова, эти подструктуры отличаются по удельному весу социального и биологического содержаний. Именно по выбору таких подструктур общая психология отличается от социальной, как предмета анализа.

Так, если общая психология акцентирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, в свою очередь, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, так как социальная детерминация личности в социальной науке представлена именно на уровне этой подструктуры.

На долю общей психологии теперь остается только лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено преимущественно в биологическую подструктуру) и свойств конкретных психических процессов, таких, как память, различные эмоции, переживания, мышление (что сведено, как правило, в подструктуру индивидуально психологических черт). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно психология личности в общей психологии в такой схеме просто-напросто не представлена.

Принципиально иной подход к вопросу был предложен другим психологом-исследователем А.Н. Леонтьевым. Прежде чем перейти к его характеристике структуры личности, он начинает формулировать некоторые общие предпосылки для досконального рассмотрения личности в психологии.

Суть их сводится к рассматриванию личности в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности в этом случае последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему изучения личности. Главная идея исследования заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».

Хотя формально в этой замысловатой схеме не присутствует достаточный перечень пунктов структуры личности, по существу такая система представляется как структура черт характеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной детерминации проводится в этом случае наиболее последовательно; личность, во-первых, не может быть интерпретирована как интегрирование всего лишь биосоматических и психофизиологических характеристик.

Однако если обращаться к самой сущности всей этой концепции, к пониманию предмета психологии А.Н. Леонтьевым, то становится очевидно, что изложен-то подход общей психологии к проблеме личности, которая принципиально отличается от традиционных концепций.

Главные трудности выражения специфического социально-психологического круга зрения при этом только начинаются. Было бы довольно легко выделить ряд его проблем, если бы на его долю оставалась вся область социальной детерминации личности. Но такой подход был бы уместен (и он, действительно, имеет далеко не последнее место) лишь в тех структурах психологии, где зачастую допускается только первоначальное рассмотрение и объяснение личности вне ее социальных связей.

Социальная психология в такой структуре начинается в том месте, где начинают анализировать эти же социальные связи. При последовательном проведении и изучении идей, которые сформулированы известными психологами-исследователями Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой подход в этой ситуации просто неправомерен. Все разделы психологической науки рассматривают личность как данную в исходном положении в системе социальных связей и отношений, детерминированную затем ими, и притом выступающую именно в качестве активного субъекта деятельности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...