Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие предмета теории государства и права




Оглавление

Введение

Глава 1. Необходимость установления предмета и объекта теории государства и права. Содержание и развитие предмета теории государства и права

Глава 2. Метод и методология теории государства и права

Глава 3. Основные принципы познания государства и права

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Название "теория государства и права" не в полной мере отражает специфику предмета, объекта и методов данной дисциплины, поскольку, согласно издавна сложившейся и устоявшейся традиции, в рамках курса теории государства и права, изучается не только сама государственно-правовая материя, но и некоторые другие, тесно связанные с ней явления. Речь идет, в частности, о таких институтах, как демократия, политическая система, политический (государственный) режим и др. Кроме того, говоря о названии представляемой науки, как об идентифицирующем ее признаке следует иметь в виду, также, что данная отрасль знаний и учебная дисциплина не везде и не всегда именовалась и именуется теорией государства и права, или общей теорией государства и права, как она сейчас зачастую называется.

Что же представляют собой предмет и методы теории государства и права? В чем заключаются принципы познания государства и права?

Ответы на все эти вопросы мы попытаемся получить, подробно исследуя эти вопросы в данной работе.

А поэтому цель нашей работы заключается в следующем: дать понятия предмету и методам государства и права, раскрыть принципы познания.

Цель работы предполагает необходимость решения ряда конкретных задач:

нахождение необходимости установления предмета и объекта изучения теории государства и права;

раскрытие содержания предмета теории государства и права;

изучение развития предмета теории государства и права;

выявление методологического характера задач, решаемых теорией государства и права;

определение метода и методологии теории государства и права;

формулировка классификации методов;

раскрытие основных принципов познания государства и права.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

теоретический анализ научной литературы по данной теме;

Тема данной работы актуальна и в наши дни. В российских и западноевропейских университетах данной дисциплине первоначально уделялось значительное внимание, что ее называли "наукой наук” и считали, что она "служит необходимым введением в изучение специальных юридических наук”, все же состоятельность энциклопедии права, как самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины, подвергалось со стороны ряда известных в тот период ученых-юристов сомнению. Со временем в России энциклопедия права, по своему названию и содержанию постепенно "перешла в теорию права”, а на Западе наряду с ней и под ее определенном набрала силу, такая дисциплина, как современная юриспруденция.

методология теория государство право


Глава 1. Необходимость установления предмета и объекта теории государства и права. Содержание и развитие предмета теории государства и права

 

Каждая научная и учебная дисциплина имеет свою особую область или, что одно и тоже, - свои объект и предмет познания. Своевременное и точное установление объекта и предмета изучения имеет принципиальное значение, как для процесса становления и развития данной дисциплины, так и для выполнения ею свойственных ей функций, для ее социальной или научно-технической значимости.

Важно отметить, что наличие четко определенного, отграниченного от сферы "приложения” других, смежных дисциплин предмета изучения свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности и потенциальной эффективности рассматриваемой отрасли знаний и академической дисциплины.

Первоначально и к тому же самое общее представление о том, что изучает теория государства и права, дает название данной науки и учебной дисциплины. Оно указывает, в частности, на то, что теория государства и права исследует прежде всего такие явления и понятия, как государство и право.

Рассматриваемая отрасль знаний и учебная дисциплина, именуемая теорией государства и права, нередко выступала и выступает не только под названием энциклопедия права или юриспруденция, но и фактически отождествляется с правоведением. Последнее при этом рассматривают не иначе, как "общественную науку, изучающую право, как особую систему социальных норм", правовые формы организации и деятельности государства и права политической системы общества.

Сравнивая различные сложившиеся в юридическом мире представления о юриспруденции, энциклопедии права и как науке, и как об учебной дисциплине с содержанием теории государства и права, нетрудно заметить, что между ними существует относительно сходство. Речь идет, разумеется, о содержании теории государства и права и данных дисциплин, а не об их названии. Аналогично дело обстоит и с энциклопедией права, у которой сходное с теорией государства и права содержание, но, как видим, другое название.

Вопрос о содержании предмета теории государства и права традиционно вызывает споры среди исследователей государства и права и, естественно, решается далеко не одинаково. Так, одними учеными в качестве предмета теории государства и права рассматриваются: "общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых, и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, каждого в отдельности, взятого классового типа”. Другими авторами предмет теории государства и права видится в том, что в качестве такового выступают "право и государство, как явление общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры”. В третьих случаях предмет теории государства и права представляется, как "закономерный процесс возникновения и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение…”.

Имеются и иные определения предмета теории государства и права. При существующих между ними различиях все они сходятся в том, что данная наука имеет дело с такими сторонами и процессами государственно-правовой жизни, как процесс возникновения, становления и развития государства и права - общие закономерности данного процесса; взаимосвязь государства и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; законодательный процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Кроме названных существуют и другие блоки вопросов, которые непосредственно связаны с государственно-правовой жизнью и входят в содержание предмета теории государства и права. Их много, и они весьма разнообразны. Перечислять все нет никакой необходимости, да и возможности. К тому же, как писал французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье (1689-1755), "никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя, дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать”.

Содержанием предмета теории государства и права охватываются:

Происхождение, сущность, типы, функции, механизм, форма государства, характеристика правового и социального государства; проблемы происхождения, сущности права; форма (источников) права; нормы права; система права; правотворчество, законодательство и законодательная техника; правоотношения; правосознание и правовая культура; реализация права; правонарушения; юридическая ответственность; законность и правопорядок; методологические и теоретические способы и средства познания государства и права (методология юридической науки); история развития юридической науки; перспективы и проблемы развития науки о государстве и праве, ее роль в современном мире и конкретном обществе.

Предмет теории государства и права зависит от многих обстоятельств, в том числе от уровня накопленных знаний, от потребностей общества в изучении той или иной стороны юридической жизни; от политической конъюнктуры (к примеру, от влияния западной идеологии); от финансирования научных исследований; от степени институционализации и многое другое.

Главное в предмете - это вопрос о сущности, природе, назначении права и государства. В понимании отдельных ученых предмет теории государства и права - это формулирование, разработка и конкретизация единого общего понятия государства и права в качестве предмета и метода юриспруденции, как системы юридических наук. Узловой пункт в предмете науки - исследование действия права и государства, выявление закономерностей, механизмов, форм его проявления и многое другое.

С точки зрения методики изучения в пределах единой науки теории государства и права, вполне обоснованно и даже необходимо структурное выделение соответствующих разделов, специально посвященных либо государству, либо праву, которые, наряду с тем, что неразрывно связаны между собой, несомненно, обладают определенной самостоятельностью.

Сообразно этому оправдано написание отдельных монографий или курсов лекций по теоретическим проблемам государства и права. Однако научная польза и практические результаты прямо связаны с нацеленностью не на искусственное разделение, а на дальнейшее обогащение и развитие сложившейся в течении многих десятилетий, единой, самостоятельной юридической науки - теории государства и права.

Таким образом, все изложенное позволяет сделать вывод: предмет теории государства и права составляют:

)   Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

2) Сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

)   Основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.


Развитие предмета теории государства и права

 

При рассмотрении предмета теории государства и права методологически важным представляет подчеркнуть, что он, как и сама наука о государстве и праве и соответствующая ей учебная дисциплина, не является чем-то на этот раз и навсегда данным, неизменным, а с течением времени изменяется и развивается. Это, в свою очередь, не только затрудняет, но и делает бессмысленными попытками исчерпывающего определения предмета теории государства и права и его содержания, как чего-то застывшего.

Так, если раньше в рамках отечественного курса теории государства и права особое внимание уделялось "государству диктатуры пролетариата”, "общенародному" государству и праву, "государству общенародного благоденствия" и другими, считавшимися актуальными явлениями и понятиями, то в настоящее время эти теории и доктрины стали достоянием истории. На первый план вместо них все больше выдвигаются концепции "правового государства”, "социального государства”, естественно-правовые теории прав и свобод граждан и др.

Различные изменения предмета теории государства и права находят свое отражение не только в соответствующей научной и учебной литературе, но и в конституционном законодательстве.

Разумеется, основа предмета теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, ядро данной науки и учебной дисциплины сохраняется. Неизменными остаются, например, такие общие закономерности, как возникновения и становления государства и права лишь на определенном этапе развития общества, обусловленность характера и уровня развития государства и права характером и уровнем развития экономики, общества и др.

Что же касается используемого при этом эмпирического материала, а также различных "частных" теорий, взглядов и представлений о государственно-правовых явлениях, институтах и учреждениях, то они видоизменяются.

В зависимости от уровня, конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняется также представление о самих государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества.

Причем все ведущиеся в настоящее время споры о характере взаимоотношения государства и права, а вместе с тем и о содержании теории государства и права, как науки и учебной дисциплины носят не только, обусловленный противоречивостью исследуемой материи, но субъективный характер. И это вполне естественно, поскольку сама государственно-правовая материя по своей природе и характеру является именно таковой.

В зависимости от уровня конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняется также представление о самих государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества.

Последнее меняется не только в зависимости от объективных, но и субъективных факторов. Например, все имеющиеся в настоящее время место споры о характере взаимоотношения государства и права, а вместе с тем и о содержании государства и права, как науки, так и учебной дисциплины, носят не только обусловленный противоречивостью исследуемого материала, но и субъективный характер.

Вопреки традиционно сложившемуся и полностью себя оправдавшему представлению о теории государства и права, как о единой науке и учебной дисциплине высказываются, в частности, довольно субъективные мнения относительно необходимости ее деления на две самостоятельные отрасли знаний и учебные дисциплины - теорию государства своим собственным предметом и теорию права; предлагается переименовать "теорию государства и права" в "теорию права и государства”, подчеркнув тем самым приоритетную роль права над государством; высказываются суждения о целесообразности рассмотрения "теории государства и права”, как составной части, "особой науки - политологии" и введения самостоятельной дисциплины под названием "общая теория права”, которая исследуя общие закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую основу.

Вполне очевидным при определении предмета теории государства и права, равно как и при рассмотрении других ее сторон, является то, что наряду с объективными факторами нельзя не учитывать и субъективный фактор, выражающийся не только в стремлении глубже понять исследуемую материю, но и четче, доходчивее изложить полученные знания, найти им подобающее место в общей системе знаний.

Но не менее очевидным является и то, что на первом плане в процессе познания государства и права должны находиться реальная действительность, объективные факторы. Это означает, применительно к рассматриваемому случаю, что при решении вопроса о характере соотношения государства и права можно исходить не из умозрительных заключений, а из факта их объективной взаимосвязи и взаимодействия. Важно учитывать также, что государство и право не только возникают в силу одних и тех же социально-экономических условий, но и в силу этих же причин они постоянно изменяются и развиваются.

Чрезвычайно важным является и то, что государство и право, будучи неразрывно связанными между собой и взаимодействуя друг с другом, выступают как относительно самостоятельные явления по отношению друг к другу, выполняют сходные экономические и социально-политические функции, постоянно оказывают активное воздействие друг на друга.

Государство в лице своих уполномоченных на то органов создает правовые нормы, охраняют их и гарантируют их соблюдение. Иными словами, государство оказывает прямое воздействие на право. В то же время право оказывает обратное воздействие на государство. Оно связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло, создает необходимые предпосылки для их эффективности.

Из всего этого следует, что государство и право не могут искусственно разделяться, следовательно, и по настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее познание их возможно лишь в рамках единой отрасли знаний и академической дисциплины - теории государства и права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...