Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие музыкального мышления детей старшего дошкольного возраста посредством методов ТРИЗ




«Умное» детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности.

Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет педагогу подчёркивать значение занятий для развития познавательных интересов.Каждый вид занятий, в том числе и музыкальные влияют на развитие личности ребёнка.

В исследовании А.П.Усовой, А.П.Запорожца выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось раньше. ребёнок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способности усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа и решения разнообразных задач.

Одним из наиболее перспективным методом реализации умственного воспитания является моделирование, т.к. мышление старших дошкольников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование – наглядно – практический метод.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. На музыкальных занятий это может быть музыкальное произведение, разные виды оркестров и т.д.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

· предметные – в котором воспроизводится конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть музыкальные игрушки, в которых отражён принцип устройства музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные), модели построек (разные виды оркестров).

· предметно – схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов –заместителей, графических знаков, абстракций. Примером такой модели может быть дидактическая игра «Разноцветный кубик», цель которой является учить различать части музыкального произведения посредством геометрических фигур. Например: треугольник означает – куплет, круг - запев, квадрат – вступление, прямоугольник – проигрыш. По мере изучения материала дети работают совместно со взрослым, либо в парах или индивидуально.

Хочу предоставить вашему вниманию многофункциональную игру «Пёстрый кубик». Целью данной игры является:

o ознакомление с нотной грамотностью;

o расширение представлений о музыкальных инструментах;

o взаимосвязь музыки с искусством и много других задач.

При анализе содержания текста пени целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки.

Содержание песни нужно разделить на логические завершенные части (строчки, рифмы), к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмму). (схема песни «Шёл по лесу Дед Моро»).

В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании песни. Опираясь на неё, дошкольники успешнее запоминают тексты песни и используют их в самостоятельной деятельности.

Особый интерес у детей вызывает задания с использованием абстрактных символов при изучении различных характеристик музыки. В этом направлении много и интересно работали учёные, занимавшиеся проблемой обучения малышей музыки: И.П.Манакова, Н.П.Салмина.

В качестве примера приведу предложенное ими задание по кодированию и декодированию звуковой реальности.В ходе кодирования детям предлагается перевести язык музыкальных либо «живых» природных звуков на язык символов, а затем с помощью памяти и воображения произвести его декодирование. (моделирование звуков)

Это задание требует абстрактно – логическое мышление и у ребёнка на первых порах вызывает срёзные трудности и напряжение. Но это исключительно художественная по своему содержанию задача. И в дальнейшем дети с большим интересом сами разрабатывают символы и фиксируют как музыку так и музыкальные звуки Например: звуки зимы, звуки различных предметов (часы, автомобиль и т.д.), голоса природы.

При усложнении задания можно предложить детям меняться листами с закодированными музыкальными и природными звуками и читать их творчески не только там, где знак непонятен, детям предлагается проявить фантазию, но даже там, где он понятен предложить сделать его «Фантастическим – наполнить его более богатым ассоциативным рядом, чем это сделал автор. (моделирование голосов природы)

Моделирование даёт возможность:

· накапливать опыт познания,

· повысить интерес к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений.

Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей в умственном воспитания, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников.

 

Литература:

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.

2. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления. // Мышление: Сборник статей / Отв. ред. А.В. Брушлинский.— М., 1982.

3. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). — М., 1975.

4. Абульханова-Славская К.А. Психология мышления. — М., 1968.

5. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г. Арановского. - М, 1974.

6. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора. // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: в 4 т. / Под. Общей ред. А.С. Прангишвили и др. - Тбилиси, 1978. — Т.2.

7. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. // Развитие музыкального слуха, пеВческого голоса и музыкально-творческИх способностей учащихся общеобразовательной школы. Тезисы VI научной конференции. М., 1982.

8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. / Пер. с англ. В.П. Зинченко. - М., 1987.

9. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975.

10. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. М., 1999.

11. Гого Беридзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой» 2010г

 

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗВУКОВ

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕСНИ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...