Корректор-задатчик высоты КЗВ
АНЕРОИДНО-МЕМБРАННЫЕ ПРИБОРЫ – ОПИСАНИЕ И РАБОТА 1. Общая часть Анероидно-мембранные приборы (рис.1) предназначены для измерения высоты полета вертикальной скорости снижения или набора высоты, барометрического давления, а также для измерения отклонения от заданной высоты.
Состав системы
Рис.1. Размещение анероидно-мембранных приборов
Основные технические данные Диапазон работы: высотомера ВМ-15ПБ 0 – 15000 м Для самолетов, изготовленных в варианте для полетов за рубеж: высотомера УВИД-15фк 0 – 50000 фут футомера «Жежер» 0 – 55000 фут вариометра ВР-30ПБ 30 – 0 – 30 м/с вариометра ВР–75ПБ 75 – 0 – 75 м/с корректора-задатчика высоты КЗВ-0-15 0 – 15000 м
ПРИМЕЧАНИЕ: Допустимые погрешности КЗВ при измерении отклонений от заданных значений высоты и абсолютной высоты указаны в паспорте корректора.
2. Описание Принцип действия В связи с тем, что измерение высоты и вертикальной скорости полета производится путем измерения давления воздуха и скорости его изменения, анероидно-мембранные приборы в качестве чувствительных элементов имеют анероидные коробки, которые преобразуют статическое давление в механические перемещения. Статическое давление поступает к приборам по трубопроводам системы статического давления (см.34.11.00). Механическое перемещение через редуктор передается на стрелки приборов (высотомер, вариометр) или на якорь индукционного датчика (КЗВ). (УВИД, КЗВ – для самолетов, изготовленных в варианте для полетов за рубеж). Высота (вертикальная скорость) индицируется на шкалах приборов.
Высотомер ВМ-15ПБ Высотомер (рис.2) имеет шкалу высоты с тремя стрелками и шкалу давления с проволочным индексом. Один оборот большой стрелки соответствует 1000 м (цена деления 10 м), оборот малой стрелки соответствует 10000 м (цена деления 100 м), через каждые 10000 м стрелка-индекс перемещается на одно цифровое деление. Прибор имеет внутренний подсвет белого цвета. Рис.2. Высотомер ВМ-15ПБ
На передней панели высотомера имеются индекс установки заданной высоты, кремальера ввода давления и ручка установки индекса заданной высоты. На задней панели находится штуцер С для подключения высотомера к системе статического давления. Прибор установлен на левой панели приборной доски пилотов и крепится к ней винтами. На самолетах, изготовленных в варианте для полетов за рубеж, приборы установлены на левой панели приборной доски пилотов, на приборной доске бортинженера и крепятся к ним винтами.
2.3. Высотомер УВИД-15Ф (для самолетов, изготовленных в варианте для полетов за рубеж) Высотомер УВИД-15Ф (рис.3) является электромеханическим прибором, измеряющим высоту полета в футах относительно заданного барометрического уровня. Рис.3. Указатель высотомера УВИД-15Ф
В состав высотомера входят указатель и блок усилителя. Барометрический уровень задается установкой на указателе соответствующего давления в миллибарах. Отсчет показаний производится по цифровому счетчику высоты и циферблату прибора. Цена деления циферблата равна 10 футам, оцифровка – через 100 футов, один оборот стрелки соответствует высоте 1000 футов. Цифровой счетчик высоты имеет четыре барабана. Барабаны индицируют (при счете справа - налево) первый – десятки футов, второй - сотни, третий – тысячи и четвертый барабан – десятки тысяч футов. Высотомер УВИД-15Ф подключен к первой линии статического давления самолета. Установка давления производится ручкой «Ро» на лицевой стороне прибора и контролируется по цифровому счетчику давления. Прибор питается переменным током напряжением 115 В и постоянным током напряжением 27 В. Переменный ток напряжением 115 В подается из РУ211 через автомат защиты с маркировкой «ФУТОМЕР». Постоянный ток напряжением 27 В подается из РУ213 через автомат защиты с маркировкой «СИГНАЛ ПНО». На передней панели указателя расположена сигнальная лампа, которая загорается при прекращении питания прибора переменным током. Лампа сигнализирует о неготовности высотомера к работе. Указатель высотомера установлен на левой панели приборной доски, блок усилителя – на левой балке крепления штурвала в техническом отсеке между шпангоутами №№ 1-2.
2.4. Футомер фирмы «Жежер» (рис. 3а) – Для самолетов, изготовленных в варианте для полетов за рубеж. Футомер размещен на правой панели приборной доски пилотов. Корпус футомера имеет цилиндрическую форму. С лицевой стороны корпус герметично закрыт стеклами. Под стеклом размещены шкала с двумя стрелками, дисковый указатель и счетчик давления. Отсчет высоты производится двумя стрелками (большой и малой) и дисковым указателем с треугольным индексом на конце. Циферблат оцифрован через 100 фут, цена деления 10 фут. Один оборот большой стрелки соответствует 1000 фут, один оборот малой стрелки – 1000 фут. Дисковый указатель с треугольным индексом перемещается на одно цифровое деление через каждые 10000 фут. При повороте дискового указателя во время набора высоты постепенно закрывается полосатый участок шкалы прибора. Полосатый участок полностью открыт на высотах более 26000 фут. Счетчик давления имеет пять барабанов и указывает тысячи, сотни, десятки, единицы и десятые доли миллибар. На задней стороне прибора размещен штуцер для подвода статического давления во внутреннюю полость прибора. Прибор имеет белый подсвет. Рис.3а. Высотомер фирмы «Жежер»
Вариометры ВР-30ПБ и ВР-75ПБ Приборы (рис.4) имеют шкалу с надписями «ПОДЪЕМ» и «СПУСК» и стрелку. На передней панели находится кремальера для установки стрелки прибора в нулевое положение на задней стенке размещен штуцер С, с помощью которого прибор подсоединяется к системе статического давления. Вариометры имеют внутренний подсвет белого цвета.
Вариометры ВР-30ПБ размещены на приборных досках пилотов и бортинженера и крепятся винтами. Вариометр ВР-75ПБ используются при экстренном снижении, когда вертикальная скорость снижения превышает 30 м/с. Прибор размещен на левой панели приборной доски пилотов и крепится винтами.
Корректор-задатчик высоты КЗВ Индукционный датчик (ИД) КЗВ (рис.5,6) преобразует линейное перемещение центра анероидной коробки в электрический сигнал, который усиливается в усилителях У1 или У2. Если автопилот не включен в режим «Стабилизация высоты» (КЗВ работает при этом в режиме «Обнуление»), то сигнал с выхода У2 поступает на двигатель Д, который через редуктор поворачивает ИД таким образом, чтобы на его выходе сигнал был равен нулю. Одновременно двигатель перемещает щетку потенциометра П пропорционально текущей высоте полета.
Рис.4. Вариометры ВР-30ПБ и ВР-75ПБ
Рис.5. Корректор-задатчик высоты КЗВ-0-15
При включении автопилота САУ в режим «Стабилизация высоты» (КЗВ включается в режим «Коррекция») двигатель Д выключается, а на входе усилителя У1 при изменении высоты вырабатывается сигнал DН, пропорциональный величине отклонения от высоты, на которой был включен режим «Стабилизация высоты». Этот сигнал поступает на потенциометр П, с его выхода снимается сигнал DН с учетом текущей высоты и подается в автопилот САУ для устранения отклонения от заданной высоты. При этом на малой высоте в автопилот поступает сигнал больший, чем на большой высоте, при одном и том же отклонении от заданной высоты. Этим обеспечивается необходимая эффективность управления самолетом на различных высотах в режиме «Стабилизация высоты». На самолете установлено три КЗВ, которые работают независимо друг от друга. Сигнал DН от каждого КЗВ поступает в БФК (см. 144.41.00), где производится их сравнение, осредненные (кворумированные) сигналы подаются в каналы I и II тангажа автопилота САУ. БФК контролирует исправность КЗВ. При отказе двух КЗВ (из трех) в БФК вырабатывается сигнал «ОТКАЗ Н» (см. 144.41.00), который поступает в САУ. При этом режим «Стабилизация высоты» автоматически выключается (см. 22.00.00) КЗВ смонтирован в цилиндрическом кожухе, который крепится к кронштейнам платформы с помощью двух хомутов. На фланце размещен штуцер Рс. Кронштейны платформы опираются на четыре амортизатора, которые закреплены на шасси КЗВ. Шасси крепятся к каркасу самолета. На платформе имеется шпилька с гайкой и шайбой для подключения перемычки металлизации, к ней снизу крепится усилитель КЗВ. Корректор имеет экранированный кабель с разъемом для подключения к бортовой сети самолета.
Питание Для обеспечения резервирования КЗВ получают питание (рис.6) от независимых друг от друга источников постоянного и переменного тока через автоматы защиты ИКВСП (см. 144.41.00). Сведения о шинах, от которых производится питание КЗВ, а также об автоматах защиты сведены в таблицу. Таблица
3. Работа Высотомер ВМ-15 Перед полетом на высотомере кремальерой устанавливается давление воздуха на уровне земли, при этом стрелки прибора индицируют высоту, равную нулю. После взлета на высоте перехода на высотомере устанавливается давление, равное 760 мм. рт. ст., при этом высотомер индицирует высоту относительно уровня с давлением 760 мм. рт. ст. При использовании показаний прибора следует учитывать аэродинамические и инструментальные поправки (таблица типа «А» показаний высотомера на эшелонах полета имеется на борту самолета). Таблица размещается в специальной кассете в кабине экипажа на левом борту рядом с лючком для кагата аварийного покидания самолета. Перед посадкой в районе аэродрома на высоте перехода на высотомере опять устанавливается давление на уровне аэродрома посадки, при этом после посадки прибор показывает высоту, равную нулю. Для самолетов изготовленных в варианте для полетов за рубеж. Высотомеры ВМ-15ПБ, УВИД-15ф и футомер «Жежер». Перед полетом на высотомерах и футомере устанавливается давление (в мм. рт. ст. для ВМ в миллибарах для УВИД и «Жежер») на уровне земли, при этом приборы индицируют высоту, равную нулю. После взлета на высоте перехода на высотомерах и футомере следует установить давление, равное 760 мм. рт. ст. (1013,2 мб) при этом высотомеры и футомер индицируют высоту относительно уровня с давлением 760 мм. рт. ст. (1013,2 мб). При использовании показаний высотомеров ВМ и футомере «Жежер» следует учитывать суммарные поправки (таблицы поправок имеются на борту самолета). Перед посадкой в районе аэродрома на высоте перехода на высотомерах и футомере опять устанавливается давление на уровне аэродрома посадки, при этом после посадки высотомеры и футомер показывают высоту, равную нулю. ПРИМЕЧАНИЕ: Если на лицевой панели УВИД загорится лампа, то установка давления на этом приборе запрещается. На самолетах с указателем высоты УВИД-15фк, (УВ-Ф) и футомером 55/81 «Жежер» на том же месте и рядом с РУ223 установлены по две кассеты для размещения таблиц типов «А» и «Б» показаний высотомера ВМ командира и бортинженера на эшелонах полетов. ПРИМЕЧАНИЕ: На самолетах, где наряду с приборами, измеряющими высоту полета в метрах «УВ, ВМ), установлены приборы, измеряющие высоту полета в футах (УВИД-15фк, УВ-Ф, «Жежер»), применяются таблицы показаний высотомеров на эшелонах полетов трех типов: «А», «Б» и «В». Таблицы типа «А» применяются для высотомеров УВ и ВМ при полетах на эшелонах России (внутренние линии), таблицы типа «Б» – для тех же высотомеров при полетах на эшелонах ИКАО (международные линии), таблица типа «В» – для указателей высоты УВИД-15фк (УВ-Ф) и футомера «Жежер» при полетах на эшелонах ИКАО.
Рис.6. Функциональная схема КЗВ
Высотомер УВИД-15ф Перед взлетом с зарубежного аэродрома на указателе УВИД устанавливается с помощью кремальеры давление, приведенное к среднему уровню моря. При этом показания высотомера должны соответствовать абсолютной высоте аэродрома в футах. Перед взлетом с внутрисоюзного аэродрома стрелка указателя устанавливается кремальерой на нуль. При этом допустимые рассогласования между показаниями счетчика давления высотомера и данные о давлении, полученные от метеостанции, при различных температурах окружающей среды.
Таблица
Если рассогласования превышают допустимые величины, то вылет самолета не разрешается. При полетах по внутрироссийским авиалиниям пользоваться показаниями УВИД-15Ф при исправных приборах, измеряющих высоту в метрах, запрещается. Запрещается пользоваться кремальерой УВИД-15Ф, если на его передней панели горит красная лампа или не включена электропитание прибора. Наземному персоналу и членам экипажа запрещается производить согласование указателей (счетчиков) давления с показаниями стрелок высотомеров ВМ и УВИД-15Ф без предварительной проверки высотомера с помощью КПА. Отсчет показаний УВИД-15Ф в полете производится по циферблату прибора с учетом данных имеющейся на борту самолета таблицы его показаний на эшелонах полета. В момент посадки на зарубежный аэродром показание высотомера УВИД-75ф будет соответствовать абсолютной высоте аэродрома над средним уровнем моря. Перед посадкой на внутрисоюзный аэродром на УВИД-15ф устанавливается давление на уровне аэродрома посадки; в момент касания ВПП показания высотомера должны быть нулевыми.
Вариометры ВР-30ПБ и ВП-75ПБ В полете вариометры, измеряя скорость изменения атмосферного давления, индицируют вертикальную скорость снижения или набора высоты. Во время проверки герметичности системы статического давления в системе (при создании или снятии разрежения) вариометры индицируют скорость изменения разрежения в м/с. Если для каких-либо приборов или систем, подключенным к системе статического давления, не допускается резких изменений давления, то для контроля за изменением давления используются вариометры. В полете при резком снижении или во время проверки при резком изменении разрежения стрелка вариометра может перейти на противоположный участок шкалы, при этом прибор неправильно индицирует вертикальную скорость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|