Правовой режим земель лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Т.е. земли лесного фонда имеют в своем составе лесные и нелесные земли. С правовой точки зрения лесной фонд рассматривается в качестве сложного неразделимого единства. Лесной фонд в своем единстве соответственно выступает совокупным объектом лесных отношений, К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, селъскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). Для разграничения правового режима земель лесного фонда и общих положений лесного законодательства следует обратиться к Лесному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 января 2007 г. Как следует из содержания ЛК РФ, приоритетное значение для определения правового режима лесов имеют не сами леса как древесно-кустарниковая растительность, а земли, на которых они произрастают. Такой вывод следует из и. 2 ст. 6 ЛК РФ, что целевое назначение земель, на которых располагаются леса, определяет их использование, охрану, защиту и воспроизводство. Существует множество споров о неудачное понятия «лес» в ЛК РФ. до в
системе или как о природном ресурсе. Союз «или» в данном понятии говорит о том, что не всякий лес будет признаваться экологической системой и подлежать защите с соответствующих позиций. В ином случае более правильным представляемся применение союза "и". Таким образом, законодатель отказался от экологизации понятия леса, животного мира, других природных объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и внешней средой (лесная экосистема;. ЛК РФ не раскрывает понятие "лесные отношения", но устанавливает, что они регулируются лесным законодательством, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Таким образом, имущественные отношения в ЛК РФ основываются на представлении о лесных участках как о земельных участках. Тем не менее, лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и земли лесного фонда, том числе не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулируют отношения в области использования и охраны земель лесного фонда.
В ЛК РФ 2006 г. нет понятия "объекты лесных отношении", но по смыслу ст. 6 и 7 можно сделать вывод, что ими являются земли, на которых располагаются леса и лесные участки. Границы участков лесного фонда определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства (в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Данные о них заносятся в перечень основных учетных документов государственного кадастра недвижимости. В настоящее время только лесные участки, соответствующие требованиям ст. 7 ЛК РФ, могут быть признаны объектами недвижимости в соответствии со ст. 130 ГК РФ и принадлежать участникам лесных отношений на праве собственности или ином вещном праве, так как леса и многолетние насаждения были исключены из перечня объектов недвижимости Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ". В настоящее время они признаются движимыми вещами, и их отношения с земельным участком отдаленно напоминают отношения главной вещи и принадлежности (ст. 135 ГК РФ). Субъектами лесных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Состав земель лесного фонда РФ определяется ст. 23 ЛК РФ. В состав входят: • лесничества; • лесопарки. Лесничество - это основная территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесопарк - это благоустроенный лесной массив рядом или внутри города, предназначенный для оздоровления территорий населенных пунктов, отдыха и удовлетворения культурных и эстетических потребностей людей.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Защитные леса леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, К эксплуатационным лесам относятся леса, предназначенные для освоения в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Проектирование -.эксплуатациоиных лесов в пределах лесничества, лесопарка осуществляется после проектирования защитных и резервных лесов. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лесное законодательство регулирует также воспроизводство лесов и лесоразведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается установление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. В целом использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Виды использования лесов указаны в ст. 25 ЛК РФ. Особенностью правового регулирования отношений при использовании лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесам. Одновременно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса. Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить один из основных видов использования - заготовку древесины.
В отличие от других категорий земель, практически все земли лесного фонда находятся в собственности государства, т.е. являются федеральной собственностью. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд грибы, ягоды и другие плоды, охотиться, собирать лекарственные растения. Однако эти действия контролируются государством и, в необходимых случаях, подлежат ограничению. Лесной кодекс РФ предусмотрел право граждан и юридических лиц пользоваться лесными угодьями на правах аренды, причем она должна носить долговременный характер и защищать интересы всех граждан и общества в целом. Так же возможно право безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута). Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда. К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. При этом лесопользователи обязаны осуществлять охрану лесных земель, соблюдать условия договоров проводить лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные и другие обязательные правила. В целом использование лесов осуществляется на плановой основе, что следует расценивать положительно. В ЛК РФ предусмотрена новая система плановых документов различного уровня, включающая лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков и проекты освоения лесов, составляемые лесопользователями. В отличие от Лесного кодекса РФ 1997 г., в котором был предусмотрен разрешительный порядок лесопользования на основе лесорубочного билета, ордера и лесного билета, в действующем ЛК РФ предусмотрен заявительный порядок использования лесов, который осуществляется путем предоставления лесопользователями лесных деклараций и иных документов (например, отчетов об использовании лесов, об охране, о защите лесов и др.).
В целях качественного учета, перераспределения и контроля со стороны государства за землями лесного фонда в настоящее время создается лесной реестр по аналогии с земельным кадастром. К недостаткам ЛК РФ можно отнести отсутствие понятийного аппарата: не даны определения лесных отношений, лесного фонда, лесных насаждений, лесопарков и лесничеств. Нельзя назвать идеальными и данные ЛК РФ понятия, например понятия леса и лесного участка. Кроме того, большим недостатком ЛК РФ является отсылочный характер многих статьей, которые требуют принятия большого количества подзаконных актов и законов субъектов Российской Федерации, которые должны создать условия для применения провозглашенных в нем норм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|