Теория международной торговли Дж. Ст. Милля
Английский экономист Дж. Ст. Милль попытался дать ответ на вопрос: при какой цене происходит обмен товарами? По мнению Милля, цена импортируемых товаров измеряется количеством экспортируемых товаров, которое надо отдать в обмен, т. е. цена обмена, по Миллю, определяется согласно закону спроса и закону предложения, обеспечивающим равновесие между экспортом и импортом страны. Следовательно, при анализе проблем международной торговли он использует факторы спроса и предложения. Милль установил, что выигрывает та страна, товары которой пользуются наибольшим спросом за границей и которая наименее испытывает потребность в товарах из-за границы. Итак, теория международной торговли Дж. Ст. Милля исходит из того, что существует рыночная цена, которая устанавливается на основе взаимодействия спроса и предложения и балансирует обмен товарами между странами. • Неоклассическая теория международной торговли Современные западные экономисты развили и модифицировали теорию международной торговли, обоснованную Д. Рикардо. Важное место в развитии теории внешней торговли занимает теория шведских экономистов Эли Хекшера и его ученика Бертеля Олина (Улина), созданная в 30-х гг. XX в. и господствовавшая вплоть до 60-х гг. XX в. Значительный вклад в эту теорию внес американский экономист П. Самуэльсон, выявив математические условия, при которых модель становится реальной для экономической практики. Поэтому эту модель на Западе обычно называют моделью Хекшера-Олина-Самуэльсона. Теорию внешней торговли Хекшера-Олина называют теорией соотношения факторов производства. По причинам исторического и географического характера страны неравномерно наделены факторами производства —трудом, землей, капиталом, что, по суждению неоклассиков, обусловливает различия относительных цен на товары, от которых зависят сравнительные преимущества стран. В открытой экономике каждая страна специализируется в выпуске товаров, требующих больше факторов, которыми страна сравнительно лучше обеспечена. Например, если страна наделена в избытке трудом со сравнительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, выпускаемые в этой стране, будут обходиться более дешево. Если страна имеет избыток капитала, то более дешевыми товарами будут капиталоемкие товары.
Следовательно, согласно теории Хекшера-Олина, странам с избыточной рабочей силой выгодно выпускать и экспортировать трудоемкие товары, странам с избытком капитала выгодно выпускать и экспортировать капиталоемкие товары. Иными словами, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы, а импортируются дефицитные факторы. Специализация страны на выпуске капиталоемких товаров вызывает перелив капитала в экспортные отрасли, в результате чего увеличивается спрос на капитал в сравнении с его предложением и растет его цена (процент на капитал). Специализация стран на выпуске трудоемких товаров приводит к переливу рабочей силы в трудоемкие отрасли, что, в свою очередь, вызывает рост цены рабочей силы (заработной платы). Как определяется избыточность или дефицитность факторов производства? Когда соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше в сравнении с другими странами, то данный фактор считается относительно избыточным для данной страны. Когда названное соотношение ниже в сравнении с другими странами, то фактор считается дефицитным. Теория Хекшера-Олина подвергалась неоднократным проверкам. В 1954 г. была опубликована статья В. Леонтьева (США), в которой он показал, что в 1947 г. США, считавшиеся капиталоизбыточной страной, экспортировали трудоемкую продукцию, а не капиталоемкую, что не соответствовало теории Хекшера-Олина. Это несоответствие получило название «парадокс Леонтьева».
Однако, с другой стороны, теория Хекшера-Олина подтвердилась, поскольку, как показали дальнейшие исследования, капитал в США — не самый избыточный фактор. Более избыточными факторами являются обрабатываемая земля и научно-технические кадры. Не случайно США — мировой экспортер риса, который является капиталоемкой культурой. Вместе с тем, «парадокс Леонтьева» наблюдается в структуре международной торговли в некоторых других странах, что вызвало тенденцию к разукрупнению факторов производства. Так возникла модель «квалификации рабочей силы», согласно которой в производстве принимают участие не три, а четыре фактора: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, земля и капитал. Сравнительное изобилие квалифицированной рабочей силы стимулирует вывоз тех товаров, которые требуют большей доли высококвалифицированного труда, в то время как изобилие неквалифицированных работников стимулирует вывоз товаров, в выпуске которых не требуется высокая квалификация рабочей силы. Объяснение «парадокса Леонтьева» вызвало расширительную трактовку категории «капитал». Стали выделять человеческий капитал, физический капитал, капитал знаний. Теория Хекшера-Олина не объясняет, почему, например, США лидируют в выпуске персональных компьютеров, а Япония экспортирует бытовую электронику. Концепция факторов производства нередко оборачивается отрицательными последствиями. Так, разработка Голландией природного газа в Северном море, обеспечившая ей большие прибыли, привела к спаду в традиционных отраслях. Направив значительные ресурсы на добычу и экспорт нефти, Англия вынуждена была сократить их в других отраслях, в результате чего задержался рост точного машиностроения. Теория международной торговли Хекшера-Олина до сих пор вызывает самые разнообразные суждения: от поиска расширения или обновления основных положений до полного ее отрицания. Так, М. Портер, известный американский авторитет в теории международной торговли, считает, что модель Хекшера-Олина уже сыграла положительную роль в объяснении структуры международной торговли и утратила свое практическое значение, ибо изменились предпосылки формирования конкурентных преимуществ, элиминируется обусловленность отраслевой конкурентоспособности от изобилия или дефицита в той или иной стране основных факторов выпуска.
По мнению М. Портера, развитие среды для конкуренции между отраслями и фирмами определяется следующими обязательными показателями: • факторами производства соответствующего качества и количества; • условиями спроса на продукцию данной отрасли внутри стран; его качественными и количественными характеристиками; • существованием родственных и поддерживающих отраслей, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке; • стратегией и структурой фирм, а также характером конкуренции на внутреннем рынке. Указанные показатели конкурентного преимущества создают систему. К этим показателем присовокупляются случайные события и действия правительства. В современный период формирование конкурентных преимуществ зависит от макроэкономической политики государства (стимулирование экспорта, целевые инвестиции, протекционизм, косвенное регулирование посредством налоговой системы и т. д.). Такая политика государства весьма актуальна для переходной экономики России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|