Примеры ситуационных задач
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУ ВПО СтГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ) КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И ПРАВА
Утверждаю Заведующий кафедрой К.м.н. А.В. Копылов «____»____________ 2015г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к практическому занятию Для студентов 2 курса направления подготовки для специальности Педиатрия по учебной дисциплине «Правоведение» Тема № 7. Рабочее время и время отдыха.
Обсуждена на заседании кафедры судебной медицины и права «____»_____________2015 г. Протокол №___
Методическая разработка составлена ст. преподавателем кафедры, к.ю.н. Кулькина И.В. _________________________ «____» ______________ 2015 г.
г. Ставрополь, 2015 Тема № 7. Рабочее время и время отдыха. Учебные вопросы занятия: 1. Понятие и виды рабочего времени 2. Понятие и виды времени отдыха. 3.Трудовой распорядок. 4. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка.
Место проведения занятия – Учебная аудитория.
Материально-лабораторное обеспечение: мультимедийное оборудование. Учебные и воспитательные цели а) общая цель – Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии. б) частные цели – уяснить систему российского трудового права и процедуру принятия правил внутреннего трудового распорядка.
В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны
З Н А Т Ь: - понятие, предмет и метод трудового права;
- понятие, структура, субъекты и основания возникновения трудовых правоотношений; - понятие и виды рабочего времени и времени отдыха; - порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка; - порядок поощрения за труд и назначения дисциплинарного взыскания; - о защите прав в сфере трудовых правоотношений.
У М Е Т Ь: - отличать трудовые отношения от других видов общественных правоотношений; - анализировать правила составления трудового договора; - применять нормы трудового права для решения ситуационных задач.
ВЛАДЕТЬ: - методиками толкования нормативных правовых актов и их отдельных норм в правовых системах современности; - практическим анализом логики различного рода рассуждений.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК- 3); - способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ОПК-3); - готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека (ПК-7).
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: - о понятии, признаках и содержании трудовых правоотношениях; - о субъектах и участниках трудового правоотношения; - о поощрении и взыскании в сфере труда. Рекомендуемая литература: Основная 1. Балашов, А. И. Правоведение [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с. 2. Экологическое право [Текст]: учеб. для бакалавров / под ред. С. А. Боголюбова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 492 с. 3. Международное право [Текст]: учеб. для вузов / Л. П. Ануфриева, Г. М. Мелков, В. П. Панов [и др.]; отв. ред. Г. М. Мелков. - М.: РИОР, 2012. - 720 с. 4. Волков, А.М. Административное право [Текст]: учеб. для вузов / А. М. Волков, А. С. Дугенец. - М.: ИД "Форум", 2012. - 288 с.
5. Васильева, С.В. Конституционное право России [Текст]: учеб. для вузов / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - Изд. 2 - е, перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 560 с. 6. Трудовое право Российской Федерации [Текст]: учеб. / М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, М.В. Мархгейм, И.А. Грабовский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 491 с. Дополнительная 1. Шумилов, В. М. Правоведение [Текст]: учеб. для бакалавров / В. М. Шумилов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 423 с. 2. Леонтьев, О. В. Правовое обеспечение медицинской деятельности [Текст]: учеб. для студ. ссузов / О. В. Леонтьев. - СПб.: СпецЛит, 2013. - 142 с. 3. Право [Текст]: учеб. для студ. вузов / под ред. С. Г. Киселева. - М.: Юрайт, 2013. - 632 с. 4. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для бакалавров / под ред. А. Я. Капустина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 382 с. 5. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права [Текст]: учеб. / И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев; под ред. И. А. Близнеца. - М.: Проспект, 2013. - 416 с. 6. Гусов, К. Н. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / К. Н. Гусов, О. А. Шевченко. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2011. - 152 с. Нормативно-правовые акты Конституция РФ. М., 2013 2. Трудовой кодекс РФ., М.: Проспект, КноРус. 2013 3. Декларация Международной Организации Труда от 18 июня 1998 года «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (Российская газета, 16.12.1998, №238). 4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изм. от 20 мая 2002г., 10 января 2003 г.) 5. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» 6. Постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации №17 от 08.06.1992 года «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения»(С изм. от 19 февраля 2004 г. N 19) ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ: При подготовке к данному занятию Проработайте рекомендованную литературу по данному разделу дисциплины. Обратите внимание на понятие, систему и виды нормативного регулирования общественных отношений.
Ответьте на следующие вопросы: 1. Трудовое право: понятие, предмет, метод, принципы. 2. Субъекты и участники трудовых правоотношений. 3. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. 4. Общие основания для прекращения трудового договора. 5. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха. 6. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка. 7. Порядок поощрения за труд и назначения дисциплинарного взыскания. 8. Защита прав в сфере трудовых правоотношений.
Данное занятие имеет особое место в работе по овладению положениями действующего законодательства, основными правилами анализа правовых норм и правильного их применения. Текущий контроль Задание 1. Составьте правила внутреннего трудового распорядка организации любой формы собственности. Примеры ситуационных задач 1. Гражданин О., врач-дерматолог с 12-летним стажем обратился в отдел кадров городской клинической больницы по поводу трудоустройства на должность врача консультанта (основная работа). Начальник отдела кадров П., зная об имеющейся вакансии, приняла у О. необходимые для трудоустройства документы кроме отсутствующей медицинской справки. Заявление о приеме на работу датировано 16.01.2013 г., трудовой договор датирован тем же числом. К труду О. приступил с 17.01.2013г. Вышедший 23.01.2013 г. из очередного отпуска гл. врач больницы отказался визировать заявление и трудовой договор О. сославшись на распоряжение органа управления здравоохранения о направлении на трудоустройство по государственному распределению выпускника медицинского ВУЗа С. от 14.01.2013 г. Врачу О. было отказано в предоставлении работы. Выпускник С. на работу по распределению не вышел, сославшись на изменения в семейном положении. 1. Оцените правомерность действий администрации в отношении субъектов описанных правоотношений 2. Определите алгоритм действий врача О., как работника, отработавшего 5 рабочих дней
3. Каковы действия органа управления здравоохранением по отношению к выпускнику С. 4. Составьте в письменном виде соответствующие акты по принимаемым сторонами решениям. 5. Какие виды ответственности могут понести стороны описанного в условии задачи правоотношения.
2.Трудовой коллектив хирургического отделения частной клиники вышел с требованием к администрации учреждения о рассмотрении проекта коллективного договора и его дальнейшего утверждения. В свою очередь, администрация клиники, сославшись на форму собственности учреждения и малочисленность инициативной группы, отказалась от заключения коллективного договора, предложив сотрудникам отделения пересмотреть условия их трудовых договоров в индивидуальном порядке. 1. Оцените правомерность действий: - трудового коллектива, - администрации клиники. 2. Рассмотрите алгоритм действий трудового коллектива и администрации по отношению к сотрудникам хирургического отделения клиники. 3. Какова роль органов исполнительной власти, по разрешению возникающих в этом случае вопросов. 4. Определите основные положения коллективного договора для лечебного учреждения с частной формой собственности.
3. В.,- старшая медицинская сестра отделения пульмонологии, 63 лет в течение 2-х месяцев подряд отказывалась пройти периодический медицинский осмотр по направлению доверенного врача учреждения здравоохранения и предоставляла справки об удовлетворительном состоянии своего здоровья из иных лечебных учреждений города. За отказ в выполнении требований доверенного врача лечебного учреждения приказами по учреждению ст. м/с В. первоначально было объявлено замечание, выговор, строгий выговор, лишение премии по итогам работы за год. Через 8 дней после вынесения последнего взыскания В. была уволена по основаниям п. 5 ст. 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» 1. Правомерны ли действия администрации в объявлении взысканий. 2. Раскройте основные положения правил техники безопасности и охраны труда в учреждениях здравоохранения. 3. Каков порядок обжалования действий администрации работником, требующим своего восстановления на работе и компенсации материального и морального вреда?
4.Дежурная медицинская сестра терапевтического отделения М., осуществляя уборку отделения, находясь в подсобном помещении, предназначенном для хранения моющих средств, не удержала ведро с теплой водой и опрокинула его на порошки и другие моющие средства, стоящие на полу. В результате проникновения влаги через бумажную упаковку, большое количество санитарных средств было повреждено и непригодно для дальнейшего использования. Старшая м/с отделения Ф. составила необходимые документы и передала их на рассмотрение администрации лечебного учреждения.
1. К каким видам ответственности будет привлечена м/с М.? 2. Имеет ли право м/с М. право на внутреннее совместительство по разным видам деятельности? 3. Какие документы должна представить в администрацию лечебного учреждения ст. м/с М. для вынесения взысканий к м/с М. и привлечения последней к ______________ ответственности? 4. Может ли м/с М. быть освобождена от _______________ ответственности, если на ее попечении находится 3-е малолетних детей, а материальный ущерб составил 8756 – 99 (при окладе м/с М. 4850 – 00)? 5. Приведите форму соответствующего административно-управленческого решения. Тестовые задания 1. К предмету трудового права относится: а. трудовые отношения; б. деловая репутация; в. иные, тесно связанные с трудовыми отношениями; г. указанные в п. «а» и «в». 2. Основными принципами трудового права является: а. свобода труда; б. защита от безработицы, содействие в трудоустройстве; в. разрешение принудительного труда; г. запрет на своевременную и в полном размере выплату справедливой зарплаты. 3. Трудовые правоотношения – это: а. общественные отношения, возникающие между продавцом и покупателем по поводу купли – продажи товара; б. общественные отношения, возникающие между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства; в. общественные отношения, возникающие между работником и работодателем по поводу применения труда; г. общественные отношения, возникающие между конкретными лицами по поводу принадлежности или перехода имущественных благ. 4. Основные виды трудовых и иных тесно связанных с ними правоотношений: а. трудовые; б. по трудоустройству; в. по подготовке кадров на производстве; г. все, указанное в п. «а», «б», «в». 5. Элементами трудовых правоотношений является: а. объект, основания возникновения, изменения и прекращения; б. содержание прав и обязанностей сторон; в. субъекты; г. все, указанное в п. «а», «б», «в». 6. Субъектами трудовых правоотношений является: а. профсоюзы, трудовые коллективы; б. работник, инспекция труда; в. работодатель, служба занятости; г. все, указанное в п. «а», «б», «в». 7. Объектами трудовых правоотношений является: а. профсоюзы; б. процесс труда; в. содержание прав и обязанностей сторон; г. указанное в п. «а» и «в». 8. Согласно ТК РФ основными принципами трудового права признаются: а. свобода труда; б. разрешение принудительного труда; в. обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда; г. разрешение дискриминации по признанию расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. 9. В соответствии с ТК РФ принудительный труд представляет собой: а. выполнение любой работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия); б. работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе; в. работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств; г. работа, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов. 10. Занятость – это: а. деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, противоречащая законодательству РФ; б. деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход; в. деятельность граждан, приносящая, им заработок; г. все, указанное в п. «а» и «в». 11. Условия признания граждан безработными: а. нетрудоспособные граждане; б. имеют работу и заработок; в. зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы; г. не ищут работу и не готовы приступить к ней. 12. К особенностям трудоустройства инвалидов относится: а. льготная финансово-кредитная политика в отношении спец. предприятий; б. резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; в. стимулирование создания организациями дополнительных рабочих мест; г. все, указанное в п. «а», «б», «в». 13. Особенности трудоустройства молодежи: а. выполнение легкого труда; б. выполнение работы с вредными или опасными условиями труда; в. выполнения труда, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей с 14 лет; г. выполнение работ в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах. 14. Трудовой договор — это: а. правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями; б. соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить условия труда; в. соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить условия труда, а работник обязуется выполнять трудовую функцию; г. соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работник обязуется выполнить трудовую функцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|