и физическое состояние человека
Влияние музыки на психоэмоциональное
С изобретением устройств, позволяющих прослушивать музыку в любом месте и в любых количествах, музыка прочно вошла в нашу повседневную жизнь, стала фоном нашей жизни. С чем связана такая тяга человека к постоянному прослушиванию музыки? Какую музыку мы выбираем из огромного количества стилей, направлений, композиций? На чём основаны наши музыкальные предпочтения и как они могут отразиться на нас? Как может сказаться ежедневное прослушивание музыкальных произведений на эмоциональном и психическом состоянии человека? Исследование этого влияния является важной задачей, так как позволяет не только оценить степень и характер этого влияния, но и предотвратить возможные нежелательные последствия. Также обладание такой информа-цией поможет сознательно использовать музыку в различных целях. Помимо развлечения и отдыха, для которых сегодня часто используется музыка, она также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека. Приведём некоторые данные из истории. Пифагор – ученый античной Греции, учился музыке в Египте. Получив уникальные для Европы того времени знания о теории музыки, Пифагор утвердил музыку как точную науку в Италии. Занятия математикой проводились под музыку, так как было замечено, что она благотворно влияет на интеллект. В III веке до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. В античной Греции музыкальная стимуляция трудовых процессов и различных физических упражнений достигает особого расцвета. В понимании древних греков музыка была составной частью философии, поэтому интерес к ней проявляли почти все греческие философы.
Тот факт, что музыка в античные времена была совершенно новым предметом, мало изученным (не следует забывать и о языческом мировоззрении общества, ещё незнакомого с учением христианства) позволял некоторым философам трактовать музыку как явление метафизического (сверхъестественного, непостижимого) порядка. Некоторые древние трактаты утверждали: Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Удивительно, но в наше время эта теория возродилась в восточных религиях, где черпают энергию с космоса. Да и вопрос взаимодействия человеческого организма и музыки в настоящее время интересует людей, пожалуй, куда больше, чем в древности. В XX веке были проделаны многочисленные исследования и опыты (в области медицины, социологии, психологии, физики), изучающие воздействие музыки на человека. В первую очередь рассмотрим роль музыки на психоэмоциональную составляющую человека. Ряд психофизио-логических исследований, проведённых другими авторами, позволяет вывести следующее заключению: музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции. Она усиливает метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание и искажает его правильность, оказывает заметное влияние на объём крови, пульсацию и кровяное давление. Таким образом, все выше перечисленные физиологические изменения дают основу (физиологическую) для формирования эмоций. Область формирования эмоций. В ходе многочисленных экспериментов физиологи обнаружили, что эмоции у людей порождаются центральными областями мозга. Решающая роль в этом процессе принадлежит гипоталамусу. Отсутствие этого участка мозга или его сильное повреждение могут привести к полному исчезновению эмоциональных переживаний. Люди с поврежденным гипоталамусом становятся жестокими, теряют брезгливость к еде, моральные принципы. Воздействуя на гипоталамус, музыка (как и любые другие виды искусства, красивые люди, вещи и природа), вызывает эмоции. А тот факт, что музыка способна порождать в нас эмоции и чувства, признаётся всеми исследователями.
Этот процесс может протекать двумя путями: внутренним и внешним. Первый предполагает, что человек вспоминает какую-либо музыку и в результате этого у него возникают эмоции. Или, напротив, услышав знакомую музыку, вспоминает события своей жизни, что порождает эмоциональные переживания. Второй путь предполагает, что человек слушает музыку в конкретный момент времени и в нём образуются эмоциональные переживания. Процесс происходит следующим образом: слухом воспринимается звуковой сигнал. Гипоталамус воспринимает и преобразует нервный импульс, посылаемый к нему ушными раковинами в эмоциональные переживания, и передаёт эти переживания в кору больших полушарий. Таким образом, гипоталамус создаёт эмоциональный компонент музыкального переживания. Гипоталамус обладает ещё одной важной функцией – он синхронизирует и регулирует ритмы человеческого организма (биоритмы). Если некоторые органы чрезмерно загружены, а другие наоборот, недогружены, то синхронизация сбивается. Гипоталамус получает информацию об этих нарушениях и восстанавливает первоначальную ритмику. Например, когда человек бежит, его мышцы сокращаются чаще, чем при ходьбе. Ритмы сердца и дыхания начинают отставать, кровь поступает в мышцы не с той частотой, с какой должна поступать во время бега. Гипоталамус получает информацию о нарушении синхронности ритмов организма и увеличивает частоту дыхания и сердечного ритма. Благодаря этому образуется скорость обмена веществ, которая необходима для бега. Кровь начинает равномерно поступать в мышцы, что обеспечивает их нормальное функционирование.
Музыка содержит в себе огромное количество разнообразных периодических структур (ритмических формул). Импульсы, получаемые гипоталамусом от органов слуха, практически не отличаются от других импульсов, получаемых посредством зрения, осязания и т.д. То есть, гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все другие, к нему поступающие. Поэтому он обрабатывает их теми же методами. Однако в случае с современным музыкальным искусством гипоталамус часто не в состоянии восстановить синхронность музыкальных ритмов (далее вместо термина «гипоталамус» будет использоваться более общий термин «мозг»). Обработка такой информации мозгом лишь создаёт у человека неприятное состояние. Этим объясняются неприятные эмоции, возникающие у многих людей под влиянием полиритмичной (с сочетанием нескольких сложных ритмических линий, как, например, в народной африканской или академической авангардной музыке) и политональной музыки. Человеческий мозг положительно реагирует на музыку тогда, когда она соответствуют следующим параметрам: 1. Музыкальное произведение состоит из многочисленных периодически повторяющихся элементов (мотивов и фраз). Частоты этих периодов должны быть различны, т.е. низкочастотные периоды и одновременно высокочастотные. Это свойство делает музыкальные периоды подобными биоритмическим. 2. Эти звуковые построения синхронизированы между собой. Человеческие биоритмы строго синхронизированы. Например, один дыхательный цикл (вдох – выдох) обычно соответствует четырем ударам сердца. Минутный цикл распределения крови соответствует шестнадцати дыхательным циклам, четырем циклам изменения кровяного давления и шестидесяти четырем ударам сердца. Кратность числу два в этих соотношениях и строгая их синхронность очевидны. По аналогии с биоритмами музыкальные периоды должны быть взаимосинхронны. Эта синхронизация музыкальных элементов будет имитировать здоровое состояние организма. Когда все биоритмы строго синхронны, человек себя великолепно чувствует и находится в прекрасном состоянии.
3. Помимо повторяющихся элементов (следует понимать, что появление в процессе развития музыкального произведения знакомых элементов всегда приятно для слуха, происходит процесс их «узнавания» и идентификации) в музыке должны присутствовать и постоянно изменяющиеся элементы, зависящие и производные от основных периодов. В течение дня люди осуществляют многочисленные не периодичные движения, которые проходят на фоне синхронности и периодичности биоритмов организма. Это нормальное состояние для человека. По аналогии на фоне большого количества стабильных музыкальных периодов должны существовать постоянно изменяющиеся звучания. Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, человеческий мозг (а точнее, его определённый участок – гипоталамус) хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных построений. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными. Как уже отмечалось, желательными элементами является синхронизация (как ритмическая, так и мелодико-гармоническая; здесь учитывается и горизонтальное и вертикальное соотношение музыкально-выразительных средств), а также определённые соотношения звуковых построений. Многие биоритмы человека аналогичны музыкальным волновым колебаниям (как известно, с точки зрения физики музыкальные звук есть не что иное, как колебание струны, мембраны, и т.п.), что подтверждает серия экспериментов. Звуки воспринимаются человеком положительно (в качестве музыки), только в том случае, если в них присутствуют периодически повторяющиеся элементы. Подтверждение выше описанным свойствам музыки мы находим в саундтреках (звуковых дорожках) к фильмам ужасов. Основная цель такой музыки – вызывать страх, неприятные эмоции и создать напряженность. Для достижения этой цели в данной музыке должны быть нарушены периодические структуры и их синхронизация. Фильмы ужасов способны породить у многих людей страх и тревогу. Их воздействие основано в первую очередь на музыке, а не на изображении. Можно отключить звук, и тогда фильм значительно потеряет свой устрашающий эффект. Музыка же позволяет создавать у человека любые эмоции, поэтому во многих подобных фильмах эффект страха базируется на ней. Методы создания звуковых дорожек к фильму ужасов достаточно стандартны. Обычно в этих фильмах используются искажённые специальными эффектами традиционные музыкальные произведения или мелодии. Наиболее распространены следующие искажения:
ü Какое-либо музыкальное произведение исполняется на инструменте, который имеет изменяющийся строй. При этом его звучание не является фальшивым, а лишь изменяется по высоте (в настоящее время такой эффект достигается посредством синтезатора и компьютерной модификации). ü На запись традиционного музыкального произведения накладываются диссонирующие созвучия. ü На запись какого-либо произведения накладывается другое, не совпадающее с ним по тональности и темпу. Данные три метода разрушают музыкальные гармонические связи и ритм. Знание теории биоритмов объясняет, почему такая музыка неприятна и может вызвать тревогу, испортить самочувствие, то есть, – ввести человека именно в то состояние, которое и требуется режиссеру фильма ужасов. (К слову, в современной западной киноиндустрии композиторы получают половину от прибыли режиссёра. Как правило, композиторами Голливуда являются профессиональные музыканты с высшим академическим образованием, параллельно владеющие современными компьютерными технологиями). Если обобщить рассмотренные выше данные, то механизм воздействия музыки может выглядеть примерно так:
• Звук воспринимается ушами. • Обрабатывается и преобразуется в нервные импульсы (своего рода цифровую информацию, понятную мозгу). • Информация попадает в центральные отделы мозга, ответственные за эмоции и биоритмы и после синхронизации вызывает различные виды эмоций.
Заметим также, что музыка способна изменять модель синхронизации биоритмов человеческого организма. Это позволяет оказывать влияние на здоровье и все функции организма. Согласно данным различных исследований, музыка может оказывать необратимые последствия на организм человека. При помощи нее можно изменять как в лучшую, так и в худшую стороны: • ЗДОРОВЬЕ. Можно как улучшать, так и ухудшать. Улучшает здоровье музыка, имеющая правильную ритмическую организацию и для которой характерны пропорции 1/2, 1/3, (размер 2/4, 3/4, 4/4, где с равномерной периодичностью сменяют друг друга несколько равных долей), а также яркая мелодия. Ухудшить здоровье может полиритмическая и политональная музыка, т.е. та, для которой не характерны данные пропорции. Также вредное воздействие может оказать музыка, не имеющая ярко выраженную мелодию, или лишенная мелодии вовсе (различные авангардные течения, как сонористика, алеаторика; медитативная музыка). Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение радостных мажорных песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Особенно положительно влияет на организм (рассматривается исключительно физиологический аспект) музыка классицизма с её стройными формами, пропорциями, строгой гармонией и ясной мелодией; в связи с этим инструментальная музыка XVIII века рекомендуется врачами матерям в положении и малышам. Музыка «властвует» над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль: от эмоционального центра человеческого организма существенно зависит здоровье.
• ИНТЕЛЛЕКТ. Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов – нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Деятельность полушарий мозга является взаимодополнительной. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией процессов, протекающих в обоих полушариях. В конце XX века американским ученым удалось выявить путем сканирования мозга, как годы музыкальной практики изменяют мозг музыкантов. Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. У музыкантов 4 зоны мозга, связанные с музыкальными способностями, содержали большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. В начале 90-х годов американские исследователи определили, что самый большой эффект на мозг человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен так и назвали – «эффект Моцарта». Эффект заключается в том, что кратковременное прослушивание его музыки повышает показатели интеллекта. Aвторы исследования – ученые Калифорнийского университета в Ирвине Фрэнсис Раушер и Гордон Шоу сообщили в 1993 году, что 10 минут слушания одной из сонат увеличили способность студентов колледжа решать пространственно-временные проблемы. В исследовании выпускники университета тестировались на индекс пространственного интеллекта по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине. Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали музыку. Результат продолжался около 15 минут. Долговременные «интеллектуальные выгоды» от музыки получают лишь те, кто интенсивно изучают музыку и в целом занимаются практической музыкальной деятельностью. Разумеется, исследователи наблюдали за активностью мозга при звучании музыки разных композиторов. В ходе исследований ученые использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса, чтобы получить картину активности участков мозга. Как и ожидалось, музыка композиторов-классиков «будила» строго определенные участки коры мозга. Особенно она активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении. Музыка способствовала повышению эмоциональной активности человека, а в период такой активности, действительно повышаются умственные способности. Целительные свойства музыки Моцарта подтвердил также врач Альфред Томатис, член Французской академии медицинских наук. Исследуя особенности работы мозга человека, он выяснил: прослушивание высокочастотных звуков активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует процессы мышления. Эти вибрации благотворно влияют на мозг, а вместе с ним и на всё тело. Анализируя музыку разных композиторов, Томатис пришел к выводу, что именно произведения венского классика содержат наибольшее число нужных частот. Он также выяснил, что преимущественно высокие частоты в основном слышит ребенок в период внутриутробного развития. Смоделировав подобный фон, он давал слушать записи детям разных возрастов и с разными нарушениями развития – их самочувствие улучшалось. Дело в том, что высокочастотные колебания пробуждают чувство связи с матерью, дают человеку ощущение защищенности, цельности и благополучия. Опираясь на результаты своих исследований, доктор Томатис разработал метод лечения с помощью музыки. Он эффективен при детском аутизме, нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых. Популярный французский актер Жерар Депардье испытал отмеченный эффект в полной мере. Приехавший в Париж юный Жерар, плохо владел... французским и к тому же заикался. Альфред Томатис, известный в то время врач посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум слушать классику. Через несколько месяцев Депардье говорил, как пел. Произведения Моцарта универсальны: они применяются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала. Чем же объясняется эффект, которым обладают произведения данного композитора? Подобная музыка необыкновенна лишь тем, что она – не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, несложная, но очаровательная в своей простоте. Но не только художественная сторона объясняет эффективность этой музыки (с идеальным балансом всех музыкально-выразительных средств, их гармоничным взаимодополнением и отсутствием всяких излишеств; здесь нет места крайностям будущего романтизма); исследования показали, что именно физические параметры звуковых волн в произведениях композитора наиболее «комфортны» для человеческого организма. Уникальность и необыкновенное воздействие музыки Моцарта часто связывают с его детством, в особенности с обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. С младенческих лет композитор существовал в музыкальной среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка, звучание который, безусловно, оказало колоссальное влияние на развитие нервной системы ребёнка ещё в утробе матери. Отец классика был капельмейстером, дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, из семьи музыканта, сыграла немалую роль в его музыкальном развитии. Она пела и в период беременности. Таким образом, ребёнок родился буквально в окружение музыки, и его способности были предопределены генетически. Медики давно заметили, что каждый младенец, который до рождения слушал благотворную музыку, растёт более гармоничным и здоровым. Тем благотворнее будет эффект, если исполняется христианская музыка. Если рассматривать классические произведения, то наиболее продуктивной для интеллекта является музыка эпохи барокко (И.Бах, Г.Гендель), которая призвана достигать разума человека. Вообще, среди всех музыкальных стилей именно музыка барокко обладает наиболее высокой информационной плотностью. Не стоит упускать из виду и физические параметры данного стиля. Высокие частоты струнной группы, которые в музыке барокко преобладают, задействуют оба полушария головного мозга, способствуя их координированной работе. Следующий пример также подтверждает взаимосвязь интеллекта и музыкальной активности. Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 году создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, – и это, несмотря на то, что объём преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Но следует понимать, что посредством музыки можно не только повышать, но и понижать уровень интеллекта. Так прослушивание однообразной техно-музыки (клубный стиль электронной музыки) приводит к деградации интеллекта. При прослушивании таковой в машине можно понизить свою реакцию, что приведет к ДТП. Разумеется, никакая музыка не действует так пагубно, как рок и электронные направления. Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б.Раух сделал вывод, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Американские врачи во главе с ученым Р.Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм, и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. И «шаблонным» выводом в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков – подобную музыку специалисты называют «музыкой-убийцей».
• МОРАЛЬ. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию... Диссонирующие аккорды и хроматизмы способны сделать человека более склонным к плотским удовольствиям. Напротив консонирующие аккорды и натуральный звукоряд способны направить человеческий мозг к размышлениям и возвышенным переживаниям. А вот что касается некоторых современных направлений в музыке, они воздействуют на психику человека явно негативно. Например, Dark Wave (Тёмная волна), возникшее совсем недавно ответвление готического стиля, создано с целью пробуждать в человеческой душе первобытные страхи. Известны современные музыкальные направления, вызывающие у слушателей сильную агрессию. В XX веке многие ученые (даже атеисты) пришли выводу, что человек – не только биосоциальное существо, каким его обычно считали, а био-социо-духовное. Иначе говоря, природу человека образуют три компонента. Ученые стали рассматривать не только роль человека в природе, его социальный статус (положение в обществе), но и отношение человека к духовному миру. Эти три компоненты могут именоваться по-разному: телесный-душевный-духовный в христианстве, животный-человеческий-божественный в науке и др. Согласно современным научным представлениям, первые два компонента человека – смертны, третий – бессмертен, и именно третий компонент обеспечивает бессмертие человека. Человеческая психика представлена разными отделами: подсознанием и сознанием. Музыкальное искусство воздействует (при этом – последовательно) как на сознание, так и на подсознание личности. На сознание музыка воздействует благодаря своему важнейшему структурно-организационному элементу – интонации. Музыкальная интонация представляет собой элемент, который человеческий ум постигает без труда. По словам музыковеда-академика Б. В. Асафьева, «музыка – искусство интонируемого смысла». Поскольку интонационный строй музыки содержит в себе смысл, первичное восприятие музыкального произведения стимулирует «работу» сознания человека по «расшифровке» этого смысла и потому, безусловно, способствует его развитию. Но также музыка воздействует и на подсознание: музыкальная интонация, в силу своей многозначности, имеет предельно обобщенный характер и потому требует для своей «расшифровки» работы интуиции человека. Интуиция же, как полагают ученые, «есть суждение, круг эмоциональных, образных и интеллектуальных ассоциаций, охватываемых единой идеей, переживанием, которое не может быть адекватно выражено «разумными» словами». То есть проявление интуиции и есть деятельность подсознания. Таким образом, последовательно воздействуя на подсознание и сознание, музыка стимулирует проявление интуиции человека. И, наконец, существует музыка, стимулирующая «работу» духа. Такая музыка создаётся людьми посвященными и используется непосредственно в религиозных культах (следует отметить, что в научных кругах под религиозными культами обычно подразумевается как церковная, так и оккультная, например, шаманская музыка). Следовательно, мораль человека развивается (или напротив, деградирует) в зависимости от музыки, которую он предпочитает. Рок-музыка, обращенная исключительно к физиологии (организму) человека, но при этом попутно разрушающая духовную компоненту, никоим образом не способна воспитать в человеке положительных моральных качеств.
• ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА. При помощи длительного прослушивания определенной музыки постепенно изменяется и темперамент. Неправильно выбранная музыка при постоянном прослушивании способна скованного человека превратить в раскованного и инициативного; флегматика сделать холериком. Большим завоеванием электронной музыки стало освоение и контроль не только над звуком, но и человеческим сознанием, а также, воздействием через сознание на психическое состояние человека. Расслабляющее и успокаивающее действие на человеческую психику некоторых звуков и музыки известно давно имеет на самом деле простое объяснение. И снова в дело вступают физические свойства музыки. В 70-х годах XX века Роберт Монро занялся исследованием биений, в дальнейшем получивших название бинауральных (от лат. bini – пара, два и auris – ухо), а также воздействием их на сознание человека. Чтобы наблюдать бинауральные ритмы, достаточно надеть стереонаушники, в которых на разные уши подаются сигналы, немного отличающиеся по частоте. Разницу сигналов мозг воспринимает как естественные биения низкой частоты. С физической точки зрения бинауральные ритмы – это слияние двух волн, фазы которых периодически совпадают, тем самым создавая побочную волну низкой частоты. Для того чтобы такие биения были слышны, разница их частот должна быть не выше 30 Гц. При большей разнице частот человек слышит два раздельных тона, и биения не возникает. Например, если одно ухо слышит тон с частотой 150 Гц, а другое с частотой 157 Гц, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате человек слышит биения с частотой 157-150=7 Гц. Как известно, полушария человеческого мозга по отдельности воспринимают мелодию/гармонию и ритм, и только затем комбинируют полученную музыкальную информацию. Этот звук рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. Бинауральные биения влияют на головной мозг – меняют его ритмы, вызывая в нем волны, которые могут быть зарегистрированы при помощи электроэнцефалографии. Исследователи энцефалограммы (ЭЭГ) открыли, что, накладывая бинуральные ритмы друг на друга, можно формировать ритмическую активность мозга в нужном направлении. Таким образом, у человека вызывается нужная картина колебаний в мозге, а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта картина. Регулярное прослушивание излюбленных произведений сопровождается закреплением определённых состояний, что приводит к формированию черт характера и даже влияет на установки поведения. С начала XXI века свойства бинауральных ритмов широко используются в музыкальной записи. Студийные музыканты знают, что если подавать сигналы разной амплитуды (громкости) на левый и правый наушник, этим можно создать иллюзию, как будто музыкальный инструмент находится слева или справа. Изменяя спектр звука, можно создать иллюзию, что источник звука находится позади или спереди (этот эффект снова связан с физиологическим аспектом, вероятно знакомым не каждому – дело в том, что раковины ушей и кости черепа неодинаково пропускают звуки разной частоты). Человеческий мозг функционирует с попеременным преобладанием (доминированием) нескольких основных видов электрических колебаний, каждому из которых соответствует свой диапазон частот, и состояние сознания. Существует четыре основных биоритма, которые регистрируются в коре головного мозга: Бета-волны – самые быстрые: 13-40 Гц. Они преобладают в нашем мозге и связаны с активностью, бодрствованием, сосредоточенностью (активная концентрация сознания), познанием, занятым (или тревожным) мышлением, возбуждением. Альфа-волны – 8-13 Гц.: состояние умиротворенности и расслабления; релаксация во время бодрствования, сонливость перед сном или после сна. Тета-волны – 4-7 Гц.: состояние расслабления переходит в сонливость, полное ощущение покоя. Дельта-волны – 3-4 Гц.: состояние глубокого сна без сновидений.
Ряд музыкантов компьютерной эпохи (например, ведущие дискотек – ди-джеи, композиторы Голливуда и т.п.), сочиняющих электронную музыку или симфоническую с электронными вкраплениями, владеют этой информацией, и используют её для воздействия на толпу. Использование бинуральных ритмов является мощным средством воздействия на активность мозга, тем более что молодые слушатели современности всё больше предпочитают модифицированные, синтетические звучания с искаженными параметрами и всё больше отдаляются от «живой» музыки. А ведь именно параметры «живой» звуковой волны (сила, интенсивность, высота и др.), умеренные и максимально сбалансированные, наиболее полезны и даже целебны для человеческого организма в силу их естественности. Таким образом, не только воздействие классической музыки попало в поле интересов исследователей. В последние десятилетия ХХ века появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Как выяснилось, вреднее всего сказывается на нашем организме прослушивание современной музыки. А именно такие жанры, как рок (поп-рок) и клубная музыка, которые, в прямом смысле слова, постепенно убивают не только человека, но и всё, с чем соприкасаются их звуки. Может быть, именно масштабное использование современной музыки, которую уже трудно назвать таковой, служит началом многих духовных язв? Иногда стоит задать себе подобный вопрос…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|