Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика стресса




Введение

 

Особую актуальность в настоящее время приобретает обращение к семейным взаимоотношениям и взаимодействию в семье. В западной психологии интерес к семейной проблематике не угасал никогда, а его пик пришелся на 1970-1980-е годы прошлого столетия. Отечественные же психологи, социологи, философы, культурологи пытаются именно сейчас осмыслить те значительные изменения в семейных отношениях, которые претерпевает российская семья в последнее десятилетие. Среди них всем известные явления и тенденции, такие как уменьшение числа регистрируемых браков и рост разводов. По статистике сегодня в России распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза!

Возросший интерес специалистов разных областей (социологов, психологов, педагогов) к проблеме семьи, особенно в конце XX-начале XXI века, можно объяснить тем, что в эпоху нестабильности российского общества именно семье отводят стабилизирующую роль.

Являясь непрерывно действующим институтом, обладающим значительной инерцией во многих аспектах, имеющим тысячелетний опыт, семья оказалась наиболее устойчивой к произошедшим изменениями экспериментам. Тем не менее, семья чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, путем изменений в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость. В связи с этим анализ проблем взаимоотношений в семье и совладания семьи с жизненными трудностями (стрессами) приобретает особую значимость.

Феноменология психологической защиты и совладания (синоним копинг, от англ. to cope - совладать, преодолевать) достаточно широко представлена в рамках зарубежных теорий личности. Впервые термин coping (совладание) был использован Л. Мэрфи в 1962 году в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные, преимущественно сознательные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Копинг - это стремление к решению проблем, которое предпринимает человек, если требования имеют огромное значение для его самочувствия, так как эти требования активизируют адаптивные механизмы.

В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения (coping behavior), началось сравнительно недавно. Исследователями описываются различные стратегии совладающего поведения, реализуемые людьми в трудных жизненных ситуациях.

Фундаментальные работы Л.А. Китаева-Смыка, Е.П. Ильина, В.А. Бодрова, В.А. Суворовой, Ю.В. Щербатых в области стресса, а также известные работы по эгозащитным механизмам К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Анцыферовой, Р.М. Грановской, Л.Ю. Субботиной и, наконец, инновационные подходы к разработке совладающего поведения А. Либина, С.К. Нартовой-Бочавер, И.М. Никольской, Т.Л. Крюковой, Н.Г. Осухова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонской и др. дают основание полагать, что перспективы решения данной проблемы могут быть весьма многообещающим.

Целью исследования является изучение сущности и закономерностей совладающего поведения субъекта со стрессом, обоснование подхода к его пониманию с опорой на субъектные критерии человеческой активности. Объектом исследования является совладающее поведение субъекта, его феноменология и детерминация в социальном взаимодействии и отношениях в разные периоды жизни.

Предметом выступают стили и стратегии совладания со стрессом при разводе как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых субъект справляется с жизненными трудностями.

Объект, предмет и цель исследования определяют его задачи: теоретический анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические условия стрессовых реакций, исследование понятия стресса, изучение социально-психологических особенностей развода, причин и последствий разводов в семьях, выяснить условия преодоления стрессовых реакций, провести экспериментальное исследование динамики состояний супругов в процессе развода и в послеразводный период, проанализировать и интерпретировать полученные данные, дать рекомендации по итогам проведённого исследования.

В отечественной науке до недавнего времени не было специальных тестов для исследования причин стрессов потери при разводе, чаще использовались тесты, по выявлению личностых особенностей человека в его стрессоустойчивости (локус контроля, личностная и ситуативная тревожность, конфликтность и др.). Сегодня используетсяя Методика многомерного измерения копинга «Копинг-поведениев стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера, адаптированная Т.Л. Крюковой, которую мы и будем использовать.


Глава 1. Теоретический анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические условия стрессовых реакций

Общая характеристика стресса

 

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Гансом Селье.

Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: "Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания - это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеческой машине.

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализированный.

При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее эффективным является на разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса.

Нарушения поведенческих реакций могут проявляться в следующем. Нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц (особенно часто лица и "воротниковой" зоны; дрожание рук; изменение ритма дыхания; уменьшение скорости сенсомоторной реакции; дрожание голоса и нарушение речевых функций и т.д.).

Изменение образа жизни (изменение режима дня; нарушение сна).

Профессиональные изменения (снижение производительности труда; повышении утомляемости; ухудшении согласованности движений, их точность, соразмерность требуемых усилий).

Нарушение социально-ролевых функций. Это выражается в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появление различных признаков антисоциального поведения; потере внимания к своему внешнему виду.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий головного мозга человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

Несколько меньше страдает функция памяти. Тем не мене, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Интеллектуальным признаком стресса является также нарушение логики мышления, спутанное мышление, трудность принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека - пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводит к комплексным физиологическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменениям массы тела и др. При этом, многие исследователи подтверждают, что психосоматические проявления стресса больше выражены у лиц, которые отмечали у себя стеснительность, робость, пессимизм, застенчивость, страх перед будущим, навязчивые мысли о возможных неприятностях. Данные черты характерны для интровертов, лиц с повышенной сензитивностью и слабым типом высшей нервной деятельности.

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистический оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имеющиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов. Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, агрессивность) одновременно являются и следствием и предпосылками развития стрессов.

Таким образом, психологический стресс можно охарактеризовать, как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности. При стрессе их деятельность долгое время продолжает расти (так называемый «стресс льва». У других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает (стресс «кролика»). При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...