воспитательной системы класса
Стр 1 из 2Следующая ⇒ характеристика класса В 1 «А» классе обучается 26 учащихся, из них 18 девочек и 8 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 1997 г. на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу 22 ребенка воспитывались в детском саду, 3 человека — в лицее имени А.С. Пушкина, 1 — дома. При медицинском осмотре всего лишь 9 детей были признаны практически здоровыми и определены в первую группу, остальные учащиеся отнесены по состоянию1 здоровья ко второй группе, так как у них обнаружены заболевания сердечно-сосудистой системы, сколиоз, желудочно-кишечные заболевания, нарушения осанки, зрения, обмена веществ. Пять человек во время тестирования и собеседования показали высокий уровень подготовленности к обучению в школе, а остальные дети — средний уровень. К сожалению, у большинства будущих первоклассников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи и моторики правой руки. При прохождении десятидневного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Тревожит лишь то, что у 13 человек проявляются признаки низкой самооценки. Процесс обучения учащихся строится на основе принципов системы Л. В. Занкова. Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но половина из них предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса (творческая мастерская «Давайте познакомимся», смотр-конкурс рисунков «Моя семья», социометрический эксперимент, методики «Герб 100
класса» и «Цветок настроения», организационно-деятель-ностная игра «Развитие личности младшего школьника», анкетирование «Проектируем образ класса» и др.) позволило определить желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе. 1.2. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка. Цель воспитательной системы класса заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности младшего школьника. Чтобы реализовать данную цель, необходимо решать следующие задачи: 1) развивать субъектности личности каждого учащегося; 2) создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника; 3) поддерживать творческие устремления и действия каждого ребенка. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка. 1.3. Механизм построения и функционирования воспитательной системы Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская в День знаний, осенний поход, новогодний праздник, лыжные прогулки, «папин» и «дедушкин» день, праздник мам и бабушек, встреча с участниками Великой Отечественной войны, игра-путешествие «До свидания, 2-й (3-й) класс!», день именинников и др. Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих педагогических идей (И.А. Мухина): — равенство всех участников, включая мастера; — ненасильственное привлечение к процессу деятельности; — отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием; — чередование индивидуальной и коллективной работы; — ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества; — выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов и т.д. (без выбора нет свободы); — нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Основная цель работы творческой мастерской заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству. Развитию субъектности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены (один раз в месяц) дежурного командира класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых творческих поручений. Воспитательная система класса — максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы — наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями на уроках этики, классные часы с участием шефов-шестиклассников и т.п.
В развитии младших школьников целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, театры, планетарий, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные секции Дома спорта и стадиона «Локомотив», капеллу мальчиков, кружки английского языка, Дом детского творчества, танцевальные коллективы «Улыбка» и «Радость», шахматно-шашечный кружок. Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики — учитель — родители — шефы — другие учителя — другие классы) базируются на следующих принципах: — много знать — престижно; — помогать друг другу — нормально; — готовить дело по чужому сценарию — невозможно; — жить в неуютной обстановке — нельзя. 1.4. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение трех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности: — нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения; — познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес кпознанию; — коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и 'слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сфор-мированность первичных навыков саморегуляции; ' - художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и I социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
— физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным. Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие: 1) сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника; 2) развитость креативных способностей учащихся; 3) проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; 4) сформированность классного коллектива. В соответствии с данными критериями могут быть исподь* зованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие, как: I. Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника. 2. Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». 3. Методика «Герб класса». 4. Социометрические методы. ; 5. Анкета «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа». { 6. Краткий тест творческого мышления. 7. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника». 8. Тест «Цветок настроения». ■ 9. Сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему». 10. Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу». 11. Сбор — коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия, года). Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. 104 2.2. Индивидуальная работа с учащимися 1. Проведение индивидуальных занятий школьного психолога с Анитой С, Сашей А., Катей Ш., Леной Е. 2. Индивидуальная работа по коррекции поведения Максима Н., Егора Т. 3. Творческие мастерские общения и разрушения стереотипов с участием вышеназванных учащихся. 4. Оказание помощи дежурным командирам в выполнении ими своих обязанностей. 5. Создание условий для демонстрации Денисом К. своих умений показывать фокусы. 6. Ознакомить учащихся класса с миром увлечений Паши К. и его родителей. 7. Оказание помощи Саше Н. в проявлении его музыкальных способностей при подготовке и проведении коллективных дел в классе. 2.3. Работа с родителями I. Проведение родительских собраний:
— мастерская общения «Школа для родителей» (28.01); — «Итоги Щ четверти. Как развивать воображение ребенка» (18.03); — мастерская общения «Школа для родителей» (29.04);, — «Итоги учебного года. Организация летнего отдыха» (21.05). 2. Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского совета (ежемесячно). 3. Проведение открытых уроков для родителей (последняя пятница каждого месяца). 4. Оказание помощи родителям учащихся, участвующих в подготовке к участию в школьном конкурсе «Русский человек без родных не живет» (январь—февраль). 5. Уточнение с родительским советом карты трудовой занятости родителей (март). 6. Подготовка совместно с учащимися Соловьевой А., Вагиньш Е., Каретник Ю. и их родителями семейной игры «Папа, мама, я — дружная семья» (февраль). 7. Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня (март—апрель). 8. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря (первая половина мая). 9. Проведение индивидуальных консультаций родителей (еженедельно). 10. Подготовка и вручение благодарственных писем родителей (май — июнь).::;. 11. Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты (июнь).. 12. Участие родителей в совместных делах класса (ежемесячно). 2.4. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе •
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в 6-м классе Покровской средней школы-комплекса Красногородского района (классный руководитель В.А. Андреева) Цель: способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей. Правила жизнедеятельности классного коллектива: — узнавай побольше о своем селе и односельчанах; — уважай людей, живущих рядом; — помогай нуждающимся в твоей помощи; ' — делай приятное своим друзьям и окружающим людям; — дорожи мнением о себе других людей. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с учащимися 8 «Б» класса (классныйруководитель С.Й. Фетисова) /. Анализ воспитательной работы за прошедший год В 8 «Ь» классе обучается 27 учеников, из них 13 мальчиков и 14 девочек. Для 7 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 12 — средний, а для 8 — низкий уровень. В классе обучается 4 человека с девиантным поведением, один из них стоит на школьном профилактическом учете. Многие подростки имеют ослабленное здоровье: 11 человек — слабое зрение, 3 — сколиоз, 4 человека — хронические заболевания внутренних органов и др. Работу с детьми второй год строю по направлениям деятельности, рекомендованным О.С. Газманом и его коллегами (Вестник образования. 1991. № 8). Мною разработаны и реализуются программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». Что удалось сделать в прошедшем году? Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показывает, что в классе 2 ученика учатся на «отлично» (Сели-ховская А., Егоров К.), на «4» и «5» успевают 5 человек, 3 человека имеют всего 2 «тройки» по итогам года. Слабо учатся Вася Ж., Марина С. и Олег Г. В классе выделилась группа учащихся (7 человек) с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год, растет их активность во внеклассной познавательной деятельности. Селиховская А. и Игнатович О. являются членами школьного научного общества. Половина учащихся класса посещает факультативы и кружки по предметам. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся сформировали обще-> ственное мнение в классе: учиться хорошо — это престижно. Вместе с тем нелегко дается учеба целому ряду учеников, а у 8 ребят наблюдается ослабленный интерес к учению. Деятельность по программе «Учение» включала в себя совместную работу с учителями-предметниками по координации усилий в обучении сильных и слабых учащихся, по 112 развитию познавательных способностей каждого ученика. Особенно этому помог промежуточный анализ успеваемости учащихся. Он позволял организовать своевременную консультативную помощь по предметам, оповещение и индивидуальную поддержку со стороны родителей, создавать ситуацию успеха для основной массы учащихся. Хорошим помощником классному руководителю в этой работе стал учебный сектор, возглавляемый Егоровым К. Программа «Учение» в 7-м классе включала разнообразную внеклассную деятельность по развитию познавательных интересов учащихся. Особенно удались различные познавательные игры на конкурсной основе: конкурс любознательных, вечер веселых задач, устный журнал «Что, где, почему?». Включение учащихся класса в общешкольную познавательную программу «Узнай свой город» обогатило учащихся интересными знаниями по истории своего города и края. Выступление учащихся 7 «Б» класса на заключительном празднике «Наш город» было отмечено грамотой. Запомнились ребятам классные часы в библиотеке «Моя любимая книга» и обзор журналов «А почему?». Успешной учебе детей способствовали консультации для родителей «Как помочь ребенку учиться?». Был установлен специальный день консультаций — пятница. Педагогическое наблюдение, анкетирование, классный час «Твой режим дня» показали, что у учащихся низок уровень самоорганизации учебного труда, навыков самообразования и самовоспитания. Так, на вопрос: «Занимаешься ли ты самовоспитанием?» — утвердительно ответили только 5 человек. Режим дня составлен у 6 учащихся. Хронометраж времени выполнения домашних заданий свидетельствовал о том, что 33% учащихся класса тратят на выполнение домашних заданий 3—4 ч в день, 18% учащихся — 1,5 ч. Все это говорит о том, что программа «Учение» в нынешнем году должна включать в себя деятельность не только по развитию познавательных интересов учащихся, но и по формированию у них умений и навыков самоорганизации, самообразования и самовоспитания. В рамках программы «Общение» велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществлялось в досуговой и самоуправленческой деятельности, на специальных классных часах — тренингах общения, этических играх. В настоящее время эта проблема остается очень актуальной. Особые затруднения проявляются в общении мальчиков и девочек. Поэтому работу надо вести не только в совместной деятельности мальчиков и девочек, но и дифференцированно. Программа «Досуг» тесно взаимосвязана с программой «Общение». Досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создает особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности. Тест-опросник «Мое мнение о классе» показал, что хорошо чувствуют себя в классе 16 человек, не всегда хорошо — 9, одиноко — 2 человека. Досуговой деятельности отдают предпочтение большинство учащихся, именно здесь они чаще всего чувствуют себя комфортно. В классе стали традиционными дни именинников (по временам года). Любят дети и различные классные «Огоньки». Особенно удались новогодний спектакль и конкурс «А ну-ка, девочки!». Анкетирование показало, что запомнились ребятам и прогулка на лыжах, и однодневный поход на озеро Велье. Подготовка до-суговых мероприятий позволяет развивать инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. Каждый может выглядеть хорошо в том или ином деле, каждый может стать организатором. Досуговая деятельность позволяет «втянуть» в свое поле трудных учащихся и тех, кто не может отличиться в учении. При планировании классных дел все ребята распределяются по желанию в совет того или иного дела. Хорошо проявили себя Приходько А. и Петров И. при организации лыжной прогулки на каникулах. Тринадцать человек получили благодарность за организацию и активное участие в новогоднем «Огоньке». Вообще, очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой, пусть даже незначительный успех ребенка в том или ином деле. В прошлом году 20 учащихся нашего класса были включены в различную кружковую деятельность. Была составлена таблица занятости. Она дважды корректировалась и анализировалась, так как наблюдались переходы учащихся из одного кружка в другой, смена интересов и проба сил в разных видах деятельности. Осуществлялась индивидуальная работа по включению детей в ту или иную внеурочную деятель-114 ность, предлагался большой спектр кружков вне школы. В течение года поддерживалась связь с руководителями кружков и секций, прослеживались итоги досуговой деятельности учащихся. Этому способствовали смотры-конкурсы, выставки, концерты, творческие отчеты, в которых участвовали ученики 7 «Б» класса. Персональная выставка в классе Цветковой М. позволила ознакомить всех учащихся с достижениями ученицы в живописи. Деятельность по программе «Образ жизни» включала в себя работу по воспитанию этической культуры школьников, формированию нравственных отношений, развитию способностей эмоционально отзываться на переживания других людей. Классные часы по этике, анализ педагогических ситуаций в классе, стиль общения и отношений, создаваемых в классе, способствовали решению поставленных задач. Помогли в этом методические материалы А.И. Шемшури-ной и Н.Е. Щурковой, опубликованные в журнале «Воспитание школьников» и сборнике «Собранье пестрых дел». Образ жизни — это и предметно-эстетическая обстановка, которая окружает ученика в классе. Поэтому очень многое было сделано совместно с родителями по оформлению кабинета, его ремонту и озеленению. Наш класс занял 3-е место в школьном смотре классных кабинетов. Целевая программа «Здоровье» была направлена на обеспечение здоровья школьников. Со школьным медработником проводилась совместная профилактическая работа: плановые медосмотры, вакцинации, консультации. Велась работа с родителями по проблемам укрепления здоровья детей в семье. Этому были посвящены родительское собрание «Режим дня школьника», консультация врача-окулиста, проведенная для родителей, и другие дела. Регулярно осуществляли прогулки на природу. Удался День здоровья, особенно порадовало детей и взрослых участие в игре-соревновании «Метла Бабы-яги». Чистота и порядок в классном кабинете также способствовали укреплению здоровья учащихся. Большая работа проводилась по вовлечению учащихся в спортивные секции. В них занимались 12 учащихся класса. Самой популярной среди мальчиков класса стала секция по классической борьбе, которой руководит М.Н. Ольховский. Успешно занимались в ней 6 ребят нашего класса, в том числе и «трудные» Вася Ж. и Юра Г. Проблемы со здоровьем очень часто появляются у ребят из-за учебных перегрузок. Малоподвижный образ жизни;, дефицит свободного времени* [неумение организовать себя, ограничение общения с приг родой приводят к ослаблению здоровья школьников. Всё эти проблемы в той или иной мере должны решаться и в новом учебном году. ; Анализ воспитательной деятельности в соответствии С целями и задачами тематических программ показывает, что эта работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности учащихся, созданию условий для развития их индивидуальных особенностей и творческих способностей. II. Цель и направления воспитательной работы Цель воспитательной работы в 8 «Б» классе может быть избрана следующая: воспитание этической культуры школьников, развитие их познавательных интересов и коммуникативных способностей, формирование навыков самообразования и самовоспитания. Деятельность целесообразно проектировать по направлениям: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». Работа с родителями Сентябрь; 1. Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год». Обновление родительского совета Предложения к пла-; ну. Реклама факультативов, кружков, клубов, секций.; 2. Посетить семью Ильина Н..-.---' Октябрь 1. Заседание родительского совета: Планирование деятельности. Подготовка и участие в Дне здоровья. Фо-; тографии для Доски почета. 2. Консультации для родителей «Справочная литература для учащихся 8-го класса». ■.,.,,; Ноябрь; 1. Родительское собрание «Организация труда школьника». Как помочь подростку? Советы психолога. Анализ анкет.: 2. День именинника — общий праздник. Что готовят ро-; дители? Декабрь 1. Родительский консилиум по предварительным итогам учебы. План действий. Записки-оповещения. I 2. Посещение семей учащихся. 3. Подготовка к новогоднему празднику. Индивидуальная работа с учащимися Сентябрь <..'■■■ \ ' \ - ■ - -\ • ' Ь Оформить документы на бесплатное питание Степа- ' новой Е. и Жукова В.! 2. Проанализировать включенность сильных учащихся ■ (Егорова К., Игнатович О., Селиховской А. и др.) в деятельность ШНО и клуба интеллектуальных игр. 119' Октябрь 1. День профилактики в школе. Обеспечить встречу Ильина Н. с инспектором Лавринович А.Л. 2. Творческое задание Осиповой Ю. к конкурсу осенних букетов.: 3. Индивидуальное собеседование по итогам успеваемости. Ноябрь • •:. _ 1. Порекомендовать спортивные секции Захарову А. и Дивину Б. Консультации с руководителями секций. 2. Поручение Жукову В.: подготовить к классному часу выставку книг о самовоспитании. 3. Консультация для родителей и детей «Как готовиться к олимпиаде» (Селиховская А., Васильев А.). Декабрь 1. Индивидуальная работа с учащимися, учителями-предметниками по предварительным итогам успеваемости. 2. Составить таблицу «Здоровье и физическое развитие учащихся» совместно с медицинским работником школы и учителем физкультуры. 3. Индивидуальное задание Каборг Н. по новогоднему оформлению классной комнаты. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с учащимися 11 «А» класса на I полугодие., 1999/2000 учебного года (классныйруководитель А.П. Иванова) I. Краткая характеристика класса'.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|