Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

воспитательной системы класса




характеристика класса

В 1 «А» классе обучается 26 учащихся, из них 18 дево­чек и 8 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 1997 г. на основе результатов психолого-педагогичес­кого тестирования и собеседования. До поступления в школу 22 ребенка воспитывались в детском саду, 3 чело­века — в лицее имени А.С. Пушкина, 1 — дома. При медицинском осмотре всего лишь 9 детей были приз­наны практически здоровыми и определены в первую группу, остальные учащиеся отнесены по состоянию1 здо­ровья ко второй группе, так как у них обнаружены за­болевания сердечно-сосудистой системы, сколиоз, же­лудочно-кишечные заболевания, нарушения осанки, зре­ния, обмена веществ. Пять человек во время тестирования и собеседования показали высокий уровень подготов­ленности к обучению в школе, а остальные дети — сред­ний уровень. К сожалению, у большинства будущих пер­воклассников выявлен слабый словарный запас, отмече­но недоразвитие связной речи и моторики правой руки. При прохождении десятидневного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Тревожит лишь то, что у 13 человек проявляются признаки низкой самооценки. Процесс обучения учащихся строится на основе принци­пов системы Л. В. Занкова.

Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но половина из них предпочитает занимать позицию зрителя при прове­дении коллективных творческих дел в классе.

Использование в совместной работе с учащимися и ро­дителями форм, приемов и методов моделирования вос­питательной системы класса (творческая мастерская «Да­вайте познакомимся», смотр-конкурс рисунков «Моя се­мья», социометрический эксперимент, методики «Герб 100

класса» и «Цветок настроения», организационно-деятель-ностная игра «Развитие личности младшего школьника», анкетирование «Проектируем образ класса» и др.) позво­лило определить желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основ­ных направлениях и способах организации воспитатель­ного процесса и жизнедеятельности в нашем классном со­обществе.

1.2. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка.

Цель воспитательной системы класса заключается в фор­мировании и раскрытии творческой индивидуальности лич­ности младшего школьника.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решать сле­дующие задачи:

1) развивать субъектности личности каждого учащегося;

2) создавать условия для интеллектуального, нравствен­ного, коммуникативного, эстетического и физичес­кого самовыражения личности младшего школьника;

3) поддерживать творческие устремления и действия каж­дого ребенка.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуаль­ность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно вы­полняют роль принципов строящейся системы и жизнедея­тельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятель­ности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценнос­тные ориентации личности каждого ребенка.

1.3. Механизм построения и функционирования воспитательной системы

Главным системообразующим фактором служит коллек­тивная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

Основу этой деятельности составляет годовой круг тра­диционных дел: творческая мастерская в День знаний, осен­ний поход, новогодний праздник, лыжные прогулки, «па­пин» и «дедушкин» день, праздник мам и бабушек, встреча с участниками Великой Отечественной войны, игра-путе­шествие «До свидания, 2-й (3-й) класс!», день именинни­ков и др.

Важную роль в раскрытии и развитии творческих спо­собностей учащихся должна сыграть работа творческих мас­терских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих педагогических идей (И.А. Мухина):

— равенство всех участников, включая мастера;

— ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

— отсутствие оценки, соревнования, соперничества, за­мена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

— чередование индивидуальной и коллективной работы;

— ориентация не только и не столько на результаты твор­ческого поиска, сколько на сам процесс творчества;

— выбор материала, вида деятельности, способа предъяв­ления результатов и т.д. (без выбора нет свободы);

— нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Основная цель работы творческой мастерской заключа­ется не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а под­толкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побу­дить к общению и творчеству.

Развитию субъектности личности младшего школьника дол­жно способствовать формирование самодеятельных и самоуп­равленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуще­ствляется посредством деятельности и смены (один раз в ме­сяц) дежурного командира класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых творческих поручений. Воспитательная система класса — максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы — наши сотова­рищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями на уроках этики, классные часы с участием ше­фов-шестиклассников и т.п.

В развитии младших школьников целесообразно исполь­зовать социокультурный потенциал города: музеи, театры, планетарий, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные секции Дома спорта и стадиона «Локомотив», капеллу мальчиков, кружки английского языка, Дом дет­ского творчества, танцевальные коллективы «Улыбка» и «Ра­дость», шахматно-шашечный кружок.

Основные внутренние и внешние связи классного сообще­ства (ученики — учитель — родители — шефы — другие учи­теля — другие классы) базируются на следующих принципах:

— много знать — престижно;

— помогать друг другу — нормально;

— готовить дело по чужому сценарию — невозможно;

— жить в неуютной обстановке — нельзя.

1.4. Критерии и способы изучения эффективности

воспитательной системы класса

Вся деятельность по моделированию, построению и раз­витию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение трех лет смог развить личност­ные качества, соответствующие сформированному педагога­ми, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциа­лов личности:

нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со свер­стниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и пло­хие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дис­циплину в школе, общественных местах, правила улично­го движения;

познавательный потенциал: наблюдательность, актив­ность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес кпознанию;

коммуникативный потенциал (овладение простейши­ми коммуникативными навыками): умение говорить и 'слу­шать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сфор-мированность первичных навыков саморегуляции; '

- художественный потенциал: эстетическая восприим­чивость предметов и явлений в окружающей природной и I социальной среде, наличие личностного (собственного, ин­дивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

физический потенциал: соблюдение режима дня и пра­вил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Критериями эффективности воспитательной системы клас­са являются следующие:

1) сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника;

2) развитость креативных способностей учащихся;

3) проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

4) сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть исподь* зованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие, как:

I. Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.

2. Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размыш­ляем о жизненном опыте».

3. Методика «Герб класса».

4. Социометрические методы.

; 5. Анкета «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа». { 6. Краткий тест творческого мышления.

7. Организационно-деятельностная игра «Развитие лич­ности младшего школьника».

8. Тест «Цветок настроения».

9. Сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».

10. Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».

11. Сбор — коллективный разговор об итогах прошед­шего месяца (четверти, полугодия, года).

Перечисленные методики позволяют получить необходи­мую и достоверную информацию о развитии личности уча­щихся и сформированности коллектива классного сообще­ства, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. 104

2.2. Индивидуальная работа с учащимися

1. Проведение индивидуальных занятий школьного пси­холога с Анитой С, Сашей А., Катей Ш., Леной Е.

2. Индивидуальная работа по коррекции поведения Мак­сима Н., Егора Т.

3. Творческие мастерские общения и разрушения сте­реотипов с участием вышеназванных учащихся.

4. Оказание помощи дежурным командирам в выпол­нении ими своих обязанностей.

5. Создание условий для демонстрации Денисом К. сво­их умений показывать фокусы.

6. Ознакомить учащихся класса с миром увлечений Паши К. и его родителей.

7. Оказание помощи Саше Н. в проявлении его музы­кальных способностей при подготовке и проведении коллективных дел в классе.

2.3. Работа с родителями

I. Проведение родительских собраний:

— мастерская общения «Школа для родителей» (28.01);

— «Итоги Щ четверти. Как развивать воображение ребенка» (18.03);

— мастерская общения «Школа для родителей» (29.04);, — «Итоги учебного года. Организация летнего

отдыха» (21.05).

2. Оказание помощи в подготовке и проведении засе­даний родительского совета (ежемесячно).

3. Проведение открытых уроков для родителей (после­дняя пятница каждого месяца).

4. Оказание помощи родителям учащихся, участвующих в подготовке к участию в школьном конкурсе «Рус­ский человек без родных не живет» (январь—февраль).

5. Уточнение с родительским советом карты трудовой занятости родителей (март).

6. Подготовка совместно с учащимися Соловьевой А., Вагиньш Е., Каретник Ю. и их родителями семейной игры «Папа, мама, я — дружная семья» (февраль).

7. Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня (март—апрель).

8. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря (первая половина мая).

9. Проведение индивидуальных консультаций родителей (еженедельно).

10. Подготовка и вручение благодарственных писем ро­дителей (май — июнь).::;.

11. Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты (июнь)..

12. Участие родителей в совместных делах класса (еже­месячно).

2.4. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе •

Проблема изучения Средства изучения Сроки Кто изучает изучения
1. Состояние меж­личностных отно­шений 2. Самооценка лич­ности ребенка 3. Развитие творчес­ких способностей 4. Сформированность коллектива класса 5. Удовлетворен­ность учащихся и родителей жизнеде­ятельностью в классе и школе 6. Представления учащихся о летнем отдыхе 1. Социометрия 2. Игра «Полет на Луну» Методика для изу­чения самооценки Фигурный тест П. Торренса Методика «Наши отношения» 1. Методика «Гра­дусник» 2. Методика Е.Н. Степанова Анкета «Твои планы на лето» Январь Павлова Т.В., » Павлова Т.В., уч. 8-го кл. Февраль Школьный психолог Март То же Апрель Павлова Т. В. Май Школьный психолог » То же» Павлова Т. В.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

в 6-м классе Покровской средней школы-комплекса

Красногородского района (классный руководитель В.А. Андреева)

Цель: способствовать воспитанию трудолюбивой и лю­бознательной личности ребенка, знающего историю и тра­диции своего края и уважающего живущих рядом людей.

Правила жизнедеятельности классного коллектива:

— узнавай побольше о своем селе и односельчанах;

— уважай людей, живущих рядом;

— помогай нуждающимся в твоей помощи; '

— делай приятное своим друзьям и окружающим людям;

— дорожи мнением о себе других людей.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

с учащимися 8 «Б» класса (классныйруководитель С.Й. Фетисова) /. Анализ воспитательной работы за прошедший год

В 8 «Ь» классе обучается 27 учеников, из них 13 мальчи­ков и 14 девочек. Для 7 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 12 — средний, а для 8 — низкий уровень.

В классе обучается 4 человека с девиантным поведением, один из них стоит на школьном профилактическом учете. Мно­гие подростки имеют ослабленное здоровье: 11 человек — сла­бое зрение, 3 — сколиоз, 4 человека — хронические заболева­ния внутренних органов и др.

Работу с детьми второй год строю по направлениям дея­тельности, рекомендованным О.С. Газманом и его коллега­ми (Вестник образования. 1991. № 8). Мною разработаны и реализуются программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

Что удалось сделать в прошедшем году? Анализ успеваемости и качества знаний учащихся пока­зывает, что в классе 2 ученика учатся на «отлично» (Сели-ховская А., Егоров К.), на «4» и «5» успевают 5 человек, 3 человека имеют всего 2 «тройки» по итогам года. Слабо учатся Вася Ж., Марина С. и Олег Г.

В классе выделилась группа учащихся (7 человек) с вы­сокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год, растет их активность во внеклассной познавательной деятельности.

Селиховская А. и Игнатович О. являются членами школь­ного научного общества. Половина учащихся класса посещает факультативы и кружки по предметам. Успехи в учебе и по­знавательная активность этих учащихся сформировали обще-> ственное мнение в классе: учиться хорошо — это престижно. Вместе с тем нелегко дается учеба целому ряду учеников, а у 8 ребят наблюдается ослабленный интерес к учению.

Деятельность по программе «Учение» включала в себя совместную работу с учителями-предметниками по коорди­нации усилий в обучении сильных и слабых учащихся, по 112

развитию познавательных способностей каждого ученика. Особенно этому помог промежуточный анализ успеваемос­ти учащихся. Он позволял организовать своевременную кон­сультативную помощь по предметам, оповещение и инди­видуальную поддержку со стороны родителей, создавать ситуацию успеха для основной массы учащихся. Хорошим помощником классному руководителю в этой работе стал учебный сектор, возглавляемый Егоровым К. Программа «Учение» в 7-м классе включала разнообразную внеклас­сную деятельность по развитию познавательных интересов учащихся. Особенно удались различные познавательные игры на конкурсной основе: конкурс любознательных, вечер ве­селых задач, устный журнал «Что, где, почему?». Включе­ние учащихся класса в общешкольную познавательную про­грамму «Узнай свой город» обогатило учащихся интересными знаниями по истории своего города и края. Выступление учащихся 7 «Б» класса на заключительном празднике «Наш город» было отмечено грамотой. Запомнились ребятам классные часы в библиотеке «Моя любимая книга» и обзор журналов «А почему?». Успешной учебе детей способствовали консуль­тации для родителей «Как помочь ребенку учиться?». Был установлен специальный день консультаций — пятница.

Педагогическое наблюдение, анкетирование, классный час «Твой режим дня» показали, что у учащихся низок уровень самоорганизации учебного труда, навыков самооб­разования и самовоспитания. Так, на вопрос: «Занимаешься ли ты самовоспитанием?» — утвердительно ответили только 5 человек. Режим дня составлен у 6 учащихся. Хронометраж времени выполнения домашних заданий свидетельствовал о том, что 33% учащихся класса тратят на выполнение до­машних заданий 3—4 ч в день, 18% учащихся — 1,5 ч. Все это говорит о том, что программа «Учение» в нынешнем году должна включать в себя деятельность не только по развитию познавательных интересов учащихся, но и по фор­мированию у них умений и навыков самоорганизации, са­мообразования и самовоспитания.

В рамках программы «Общение» велась работа по изуче­нию учащихся, их взаимоотношений в классе, индивиду­альных особенностей и проблем в общении. Развитие ком­муникативных навыков осуществлялось в досуговой и са­моуправленческой деятельности, на специальных классных

часах — тренингах общения, этических играх. В настоящее время эта проблема остается очень актуальной. Особые зат­руднения проявляются в общении мальчиков и девочек. Поэтому работу надо вести не только в совместной дея­тельности мальчиков и девочек, но и дифференцированно. Программа «Досуг» тесно взаимосвязана с программой «Общение». Досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создает особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности. Тест-оп­росник «Мое мнение о классе» показал, что хорошо чув­ствуют себя в классе 16 человек, не всегда хорошо — 9, одиноко — 2 человека. Досуговой деятельности отдают пред­почтение большинство учащихся, именно здесь они чаще всего чувствуют себя комфортно. В классе стали традицион­ными дни именинников (по временам года). Любят дети и различные классные «Огоньки». Особенно удались новогод­ний спектакль и конкурс «А ну-ка, девочки!». Анкетирова­ние показало, что запомнились ребятам и прогулка на лы­жах, и однодневный поход на озеро Велье. Подготовка до-суговых мероприятий позволяет развивать инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и са­моуправленческие навыки. Каждый может выглядеть хоро­шо в том или ином деле, каждый может стать организато­ром. Досуговая деятельность позволяет «втянуть» в свое поле трудных учащихся и тех, кто не может отличиться в учении. При планировании классных дел все ребята распределяются по желанию в совет того или иного дела. Хорошо проявили себя Приходько А. и Петров И. при организации лыжной прогулки на каникулах. Тринадцать человек получили благодарность за организацию и активное участие в ново­годнем «Огоньке». Вообще, очень важно анализировать каж­дое классное мероприятие, замечать любой, пусть даже не­значительный успех ребенка в том или ином деле. В про­шлом году 20 учащихся нашего класса были включены в различную кружковую деятельность. Была составлена таб­лица занятости. Она дважды корректировалась и анализиро­валась, так как наблюдались переходы учащихся из одного кружка в другой, смена интересов и проба сил в разных видах деятельности. Осуществлялась индивидуальная работа по включению детей в ту или иную внеурочную деятель-114

ность, предлагался большой спектр кружков вне школы. В течение года поддерживалась связь с руководителями круж­ков и секций, прослеживались итоги досуговой деятельнос­ти учащихся. Этому способствовали смотры-конкурсы, вы­ставки, концерты, творческие отчеты, в которых участво­вали ученики 7 «Б» класса. Персональная выставка в классе Цветковой М. позволила ознакомить всех учащихся с дос­тижениями ученицы в живописи.

Деятельность по программе «Образ жизни» включала в себя работу по воспитанию этической культуры школьни­ков, формированию нравственных отношений, развитию способностей эмоционально отзываться на переживания дру­гих людей. Классные часы по этике, анализ педагогических ситуаций в классе, стиль общения и отношений, создавае­мых в классе, способствовали решению поставленных задач. Помогли в этом методические материалы А.И. Шемшури-ной и Н.Е. Щурковой, опубликованные в журнале «Воспи­тание школьников» и сборнике «Собранье пестрых дел». Образ жизни — это и предметно-эстетическая обстановка, кото­рая окружает ученика в классе. Поэтому очень многое было сделано совместно с родителями по оформлению кабинета, его ремонту и озеленению. Наш класс занял 3-е место в школьном смотре классных кабинетов.

Целевая программа «Здоровье» была направлена на обес­печение здоровья школьников. Со школьным медработни­ком проводилась совместная профилактическая работа: пла­новые медосмотры, вакцинации, консультации. Велась ра­бота с родителями по проблемам укрепления здоровья детей в семье. Этому были посвящены родительское собрание «Ре­жим дня школьника», консультация врача-окулиста, про­веденная для родителей, и другие дела. Регулярно осуществ­ляли прогулки на природу. Удался День здоровья, особенно порадовало детей и взрослых участие в игре-соревновании «Метла Бабы-яги». Чистота и порядок в классном кабинете также способствовали укреплению здоровья учащихся. Боль­шая работа проводилась по вовлечению учащихся в спортив­ные секции. В них занимались 12 учащихся класса. Самой популярной среди мальчиков класса стала секция по клас­сической борьбе, которой руководит М.Н. Ольховский. Ус­пешно занимались в ней 6 ребят нашего класса, в том числе и «трудные» Вася Ж. и Юра Г. Проблемы со здоровьем очень

часто появляются у ребят из-за учебных перегрузок. Мало­подвижный образ жизни;, дефицит свободного времени* [неумение организовать себя, ограничение общения с приг родой приводят к ослаблению здоровья школьников. Всё эти проблемы в той или иной мере должны решаться и в новом учебном году.

; Анализ воспитательной деятельности в соответствии С целями и задачами тематических программ показывает, что эта работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности учащихся, созданию условий для развития их индивидуальных особенностей и творческих способностей.

II. Цель и направления воспитательной работы Цель воспитательной работы в 8 «Б» классе может быть избрана следующая: воспитание этической культуры школь­ников, развитие их познавательных интересов и коммуник­ативных способностей, формирование навыков самообра­зования и самовоспитания.

Деятельность целесообразно проектировать по направ­лениям: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

Работа с родителями

Сентябрь;

1. Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год». Обновление родительского совета Предложения к пла-; ну. Реклама факультативов, кружков, клубов, секций.;

2. Посетить семью Ильина Н..-.---' Октябрь

1. Заседание родительского совета: Планирование дея­тельности. Подготовка и участие в Дне здоровья. Фо-; тографии для Доски почета.

2. Консультации для родителей «Справочная литература для учащихся 8-го класса». ■.,.,,;

Ноябрь;

1. Родительское собрание «Организация труда школьника». Как помочь подростку? Советы психолога. Анализ анкет.:

2. День именинника — общий праздник. Что готовят ро-; дители?

Декабрь

1. Родительский консилиум по предварительным ито­гам учебы. План действий. Записки-оповещения.

I 2. Посещение семей учащихся.

3. Подготовка к новогоднему празднику.

Индивидуальная работа с учащимися

Сентябрь <..'■■■ \ ' \ - ■ - -\ • '

Ь Оформить документы на бесплатное питание Степа- '

новой Е. и Жукова В.!

2. Проанализировать включенность сильных учащихся ■ (Егорова К., Игнатович О., Селиховской А. и др.) в деятельность ШНО и клуба интеллектуальных игр.

119'

Октябрь

1. День профилактики в школе. Обеспечить встречу Иль­ина Н. с инспектором Лавринович А.Л.

2. Творческое задание Осиповой Ю. к конкурсу осен­них букетов.:

3. Индивидуальное собеседование по итогам успеваемости.

Ноябрь • •:. _

1. Порекомендовать спортивные секции Захарову А. и Дивину Б. Консультации с руководителями секций.

2. Поручение Жукову В.: подготовить к классному часу выставку книг о самовоспитании.

3. Консультация для родителей и детей «Как готовить­ся к олимпиаде» (Селиховская А., Васильев А.).

Декабрь

1. Индивидуальная работа с учащимися, учителями-пред­метниками по предварительным итогам успеваемости.

2. Составить таблицу «Здоровье и физическое развитие учащихся» совместно с медицинским работником школы и учителем физкультуры.

3. Индивидуальное задание Каборг Н. по новогоднему оформлению классной комнаты.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

с учащимися 11 «А» класса на I полугодие.,

1999/2000 учебного года (классныйруководитель А.П. Иванова) I. Краткая характеристика класса'.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...