Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на выпускную квалификационную работу

050400.62

Москва – 2009


ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Профиль - Экономика)

050400.62

Составители:

Доктор экономических наук, доцент Пястолов Сергей Михайлович

Кандидат экономических наук, доцент Урванцева Светлана Ефимовна

 

Положение обсуждено на заседании кафедры экономической теории МГОУ

______________2009 г. протокол №

Зав. кафедрой___________ С.М.Пястолов

 

Положение одобрено на заседании Ученого совета Института экономики, управления и права МГОУ


______________2009 г. протокол №

Директор_______________________Л.И.Чистоходова

© Московский государственный

областной университет


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………..………….……….....….4

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……...6

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР……………..….………..…7

3.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ………………………………………………………………………………….7

3.2. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ………….…………………………………..8

3.3. ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВКР.......…………….…………………….…..11

3.4. РУКОВОДСТВО ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР..…………………………….12

3.5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВКР………………………………….….……………......14

4. СТРУКТУРА ВКР …..........................................................................................…16

5. СОДЕРЖАНИЕ ВКР…………………………………..…………………….……..18

5.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВКР..………………………..….18

5.2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ГЛАВ ВКР………….…………………………......19

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВКР………………………………………………...20

7. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР…………………………22

8. ОБОСНОВАНИЕ и оценка ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ В ВКР РАЗРАБОТОК……………………………………………………..………………..…24

9. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....25


1. Общие положения

 

Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра социально-экономического образования (профиль Экономика) разработано для решения задач обучения студентов экономического факультета МГОУ по направлению 050400.62 «Социально-экономическое образование (профиль Экономика)», являющегося компонентом системы педагогического образования и соответствующего целям развития личности, общества и государства.

 

Подготовка по направлению 050400.62 «Социально-экономическое образование (профиль – Экономика») с присвоением степени (квалификации) бакалавра социально-экономического образования (профиль – Экономика) обусловлена необходимостью комплексной подготовки кадров, имеющих актуальные социально-экономические знания и аналитические способности, а также владеющих современными педагогическими инструментами преподавания и организации обучения экономике, как правило, для учреждений среднего общего и профессионального образования и, кроме того, других организаций, деятельность которых связана с повышением квалификации персонала.

 

Нормативной основой для разработки настоящего Положения о выпускной квалификационной работе бакалавра социально-экономического образования (профиль Экономика) являются следующие документы:

 

· Положе­ние об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. №1155

· Государственный образовательный стандарт ВПО по направлению 540400 «Социально-экономическое образование (профиль 050405 - Экономика)» от 31.01.2005г. № госрегистрации 724 пед/бак (ГОС ВПО).

 

Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования (профиль – Экономика) включает сдачу итогового междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР), выполнение которой является завершающим этапом профильной подготовки студентов.

 

В процессе выполне­ния ВКР осуществляется углубление теоретических знаний, полученных студентом в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин подготовки по направлению 050400.62 «Социально-экономическое образование (профиль – Экономика)»; систематизация и интеграция знаний; развитие прикладных умений и практических навыков; овладение методами научных исследований при решении кон­кретных социально-экономических и педагогических проблем; развитие навыков самостоятельной работы; формирование профессиональной компетентности бакалавра.

 

Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра социально-экономического образования (профиль – Экономика) является основой для принятия решений на экономическом факультете по организации выполнения и защиты ВКР.

 

Защита ВКР проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Целью комплексной экспертизы ВКР является оценка го­товности выпускника к профессиональной дея­тельности по профилю подготовки и установление факта соот­ветствия (или несоответствия) уровня его подготовки требова­ниям ГОС ВПО. Результаты защиты ВКР являются основанием для принятия ГАК решения о присвоении квалификации (степени) бакалавра социально-экономического образования (профиль – Экономика) и выдачи диплома высшего профессионального образования государственного образца.

 

В данном Положении отражены цель и задачи ВКР, ее тематика, требования к структуре и содержанию, состав и последовательность работ по оформлению и защите ВКР.

 

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Целью ВКР является закрепление, углубление и специализация знаний и навыков студента в области экономики и экономического образования путем самостоятельного анализа и решения теоретических и практических проблем, имеющим комплексный характер (экономический, социально-экономический, экономико-правовой, экономико-методологический и дидактико-методический, организационно-образовательный).

Кроме того, в результате выполнения ВКР реализуются следующие цели:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по обще-профессиональным и специальным дисциплинам;

- углубление навыков ведения самостоятельной работы при решении вопросов методологического и прикладного характера;

- выявление степени подготовленности студента к самостоятельной работе;

- овладение методами научного исследования рассматриваемых в ВКР проблем;

- закрепление навыков работы с различной справочной и специальной литературой, анализа и использования отечественных и мировых достижений науки и практики;

- расширение, углубление и закрепление приобретенных в процессе обучения навыков обработки статистических данных, использования компьютерной техники и новых информационных технологий.

Реализация сформулированных целей ВКР обусловливает решение соответствующих задач. Разработка ВКР основывается на комплексном анализе конкретной проблемы экономики и экономического образования в рамках объектов исследования - систем среднего общего и профессионального образования (возможны также организации, в структуру которых входят подразделения, занимающиеся обучением персонала фирмы).

Качество выполнения ВКР, а также профессиональная подготовленность бакалавра социально-экономического образования (профиль – Экономика) определяется тем, насколько студент овладел навыками сбора необходимой теоретической и фактологической информации, ее анализа и способности сделать на этой основе обоснованные выводы, сформировать социально эффективные решения. Кроме того, студенту необходимо использовать средства вычислительной техники, как в процессе выполнения исследований, так и для квалифицированного оформления материалов, иллюстрирующих содержание и результаты ВКР.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР

3.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра социально-экономического образования (профиль – Экономика) представляет собой законченную исследовательскую работу на заданную тему, самостоятельно выполненную студен­том бакалавриата под руководством научного руководителя на заключительном этапе обучения в вузе, свидетельствующую об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать теоретический и фактологический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы.

 

ВКР выполняется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя - высококвалифицированного специалиста, имеющего ученую степень. ВКР бакалавра подлежит обязательному рецензированию.

 

Рекомендуемый объем ВКР – от 50 до 60 страниц печатного текста без списка использованной литературы и приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящего Положения. Требования выпускающей кафедры к выполнению и оформлению ВКР определяются настоящим Положением.

 

ВКР позволяет оценить уровень подготовленности выпускника университета к самостоятельному выполнению видов профес­сиональной деятельности, указанных в соответствующих квали­фикационных характеристиках ГОС ВПО.

 

Наиболее важными критериями оценки ВКР являются актуальность тематики, новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов работы. При защите ВКР оцениваются как результаты проведенного исследования, так и компетентность выпускника в соответствующей научной области (знание литературных источников по изучаемой проблеме, владение современными научными методами и т.д.).

 

Главное требование ГАК к ВКР – это установление готовности выпускника проводить научно-исследовательскую работу по профилю подготовки, формировать решение исследуемой проблемы с учетом ее комплексного характера и оценивать ее социальную эффективность.

 

3.2. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ

 

Тематика ВКР определяется программами общепрофессиональных и специальных дисциплин: экономика, основы экономики, основы экономической теории, история и методология экономики, экономика образования, научные основы экономического образования, конфликтология, теория и методика преподавания экономики.

 

Тематика ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и перспективам развития экономики и экономического образования России. Тема выпускной квалификационной работы должна отражать актуальные социально-экономические и педагогические проблемы, решение которых будет способствовать по­вышению эффективности профессиональной деятельности бакалавра социально-экономического образования (профиль – Экономика).

 

Содержание ВКР должно отражать решение задач теоретического и практического характера. Основным требованием к полученным в ходе выполнения ВКР результатам является их практическая значи­мость для будущей профессиональной деятельности бакалавра, соответствующей данному профилю подготовки.

 

Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей темы с обоснованием целесообразности ее разработки. По согласованию с научным руководителем возможна корректировка выбранной темы, но не позднее, чем за один календарный месяц до защиты.

 

При выборе темы студент должен руководствоваться, прежде всего, собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности. Возможным вариантом является существенное развитие комплекта курсовых работ, которые были выполнены за время подготовки в бакалавриате, до уровня комплексной исследовательской работы.

 

Тема ВКР не должна быть слишком широкой (например, «Рынок труда») или слишком узкой конкретной. Тема ВКР бакалавра должна иметь проблемный характер.

 

На экономическом факультете МГОУ выпускные квалификационные работы бакалавров социально-экономического образования (профиль – Экономика) имеют комплексный характер, обусловленный необходимостью сочетания социально-экономической и педагогической подготовки студентов.

 

Могут выполняться ВКР двух типов, характеризующихся выделенным акцентом на проблемы экономики или проблемы социально-экономического образования, как правило, в образовательных учреждениях среднего общего и профессионального образования:

1. Проблемы экономики разного характера:

1) экономические;

2) социально-экономические;

3) экономико-правовые;

4) методологические;

2. Проблемы социально-экономического образования в различных сферах:

5) организация образовательной деятельности;

6) дидактика экономического образования;

7) комплексные вопросы педагогики и экономики;

8) методика преподавания социально-экономических дисциплин.

 

Тематика ВКР бакалавра социально-экономического образования (профиль – Экономика) разрабатывается выпускающей кафедрой – кафедрой экономической теории МГОУ. Примерная тематика ВКР приведена в Приложении 1.

 

Выбранная тема ВКР, согласованная с назначенным научным руководителем, утверждается заведующим кафедрой на основании заявления студента (Приложение 2).

3.3. ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВКР

 

Задание на выполнение ВКР составляется научным руководителем по установленной форме (Приложение 3) и выдается студентам, которые успешно завершили полный курс обучения в бакалавриате (4 года).

 

Задание включает в себя следующие разделы: Ф.И.О. студента, тема ВКР, сроки сдачи студентом готовой работы, перечень исходных данных, содержание работы (основные вопросы), перечень фактологического материала, ф.и.о. научного руководителя, его ученые степень и звание, дата выдачи задания, календарный график работ.

В разделе "Тема ВКР " указывается полное наименование темы в соответствии с Приказом ректора, дата и номер приказа. "Срок сдачи студентом готовой работы " - число, месяц, год завершения работы и представления ее на кафедру для подписи. "Исходные данные к работе" - перечень материалов, которые требуется собрать и наименования основных научных литературных источников. В разделе "Содержание работы" необходимо привести краткий перечень вопросов по каждому из разделов ВКР. Раздел "Перечень фактологических материалов" должен содержать перечень фактических данных (статистических показателей и др.) по всем разделам ВКР. "Научный руководитель" - фамилия и инициалы, ученые степень и звание научного руководителя. "Дата выдачи задания" - число, месяц, год получения студентом данного задания. "Календарный график работы" - сроки завершения каждого раздела ВКР.

 

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы, по необходимости, может научным руководителем в дальнейшем уточняться и корректироваться. Задание на выполнение ВКР утверждается заведующим выпускающей кафедры.

3.4. РУКОВОДСТВО ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР

 

Общее руководство и контроль выполнения ВКР осуществляет выпускающая кафедра - «Экономической теории».

 

На выполнение и защиту ВКР учебным планом предусмотрено 6 недель.

 

Научный руководитель ВКР в течение всего периода выполнения работы осуществляет следующую деятельность:

- выдает студенту задание на выполнение ВКР и по необходимости его в дальнейшем уточняет и корректирует;

- оказывает помощь студенту в сборе и обобщении необходимых материалов;

- систематически консультирует студента;

- контролирует выполнение студентом всех разделов работы в сроки, установленные графиком;

- осуществляет контроль выполнения работы и предоставляет сведения о проценте ее готовности выпускающей кафедре;

- представляет законченную ВКР со своим отзывом заведующему кафедрой для направления на защиту;

- участвует в заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) при защите ВКР.

 

Основным документом, позволяющим планировать и контролировать ход выполнения ВКР, является календарный план-график. Он включает следующие этапы: подбор и изучение литературы, сбор, обобщение и анализ исходных данных, разработку чернового варианта ВКР, оформление работы, рецензирование, подготовку к защите.

Выпускающая кафедра в течение всего периода выполнения ВКР проверяет степень готовности каждой работы, что отражается в сводном графике. Для этого заведующим кафедрой назначается комиссия в составе 2-х сотрудников кафедры, которая знакомится с ходом выполнения ВКР, отмечает соответствие материалов ВКР предъявляемым требованиям и дает общие рекомендации по их доработке. Председатель комиссии докладывает на заседании кафедры о результатах контрольных проверок хода выполнения ВКР. Последний контрольный этап проводится за неделю до начала работы ГАК, когда студент должен представить полностью выполненную, но не сброшюрованную работу, пояснительную записку и графический материал (презентация и раздаточный материал).

 

Пояснительная записка включает развернутое основное содержание работы (5-7 страниц), графическая часть иллюстрирует основные выводы и предложения автора ВКР. Графическая часть должна состоять из презентации (10-12 слайдов) и раздаточного материала (5-7 страниц). В презентации требуется представить название, цель и задачи ВКР, объект и предмет исследования, исследуемую проблему и ее решения, отражение результатов в дидактико-методических разработках автора. Раздаточный материал должен отражать основные положения ВКР и иллюстрировать основные выводы и предложения автора.

 

Полностью подготовленная, оформленная и сброшюрованная ВКР со всеми приложениями, пояснительной запиской, графическими материалами и с титульным листом (Приложение 4), подписанным студентом и научным руководителем, передается заведующему кафедрой на утверждение. Ознакомившись с ВКР и отзывом научного руководителя, заведующий кафедрой определяет ее соответствие установленным требованиям и принимает решение о допуске работы к защите, проставляя свою подпись на титульном листе.

 

Одновременно с утверждением ВКР студент получает направление на ее рецензирование и представляет работу рецензенту. Рецензентами ВКР могут быть преподаватели других кафедр Института экономики, управления и права, а также работники внешних организаций.

В письменном отзыве рецензента на выполнение ВКР должны отмечаться:

- актуальность темы ВКР;

- соответствие выполненной работы заданию на ВКР;

- использование в работе последних достижений экономической науки и инноваций в сфере экономического образования;

- соответствие выполненной работы предъявляемым требованиям к ВКР;

- оригинальность, новизна, глубина и обоснованность решений исследуемых проблем;

- возможность практического использования полученных результатов;

- слабые стороны работы и ее недостатки;

- качество оформления работы.

Письменный отзыв рецензента завершается общими выводами, дифференцированной оценкой работы, мнением о возможности присвоения автору работы квалификации бакалавра социально-экономического образования (профиль Экономика). Подпись рецензента заверяется печатью организации, в которой он работает.

 

Заведующему кафедрой для ознакомления кроме ВКР представляются: отзыв научного руководителя, рецензия (внутренняя или внешняя) и справка о внедрении (по желанию). Образцы указанных документов представлены в приложениях 5, 6, 7 соответственно. В соответствии с установленными сроками ВКР с требуемыми документами направляется для защиты в ГАК.

3.5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВКР

 

Состав членов ГАК утверждается ректором МГОУ не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии. Сроки работы ГАК предусматриваются учебным планом. График работы ГАК утверждается директором Института экономики, управления и права.

Порядок защиты определяет подготовку к защите и непосредственно процедуру защиты ВКР.

 

Подготовка к защите ВКР включает следующие действия студента:

- составление текста или тезисов доклада и согласование его с научным руководителем,

- подготовку пояснительной записки и графического материала работы,

- апробацию презентации,

- запись на защиту в определенный графиком день,

- получение рецензии.

Доклад по ВКР должен быть тщательно сформулирован и отработан. В нем отражаются:

- полное наименование темы ВКР и обоснование ее актуальности;

- цель и задачи работы, поставленные студентом;

- анализ рассматриваемой проблемы;

- направления и области поиска возможных решений проблемы в соответствии с целями и задачами работы;

- поиск решений, и обоснование их эффективности;

- практическая значимость разработок;

- заключение о возможности применения разработок ВКР в реальных условиях.

 

Основными составляющими доклада студента при защите ВКР являются текстовая часть (пояснительная записка) и графическая часть (презентация и раздаточный материал. Графический материал ВКР представляется в виде раздаточного материала и в электронном виде в форме презентации в соответствии с последовательностью изложения материала на защите. На представленные слайды и раздаточный материал необходимо ссылаться во время доклада. Раздаточный материал должен быть предоставлен каждому члену ГАК, и один его экземпляр приложен к пояснительной записке.

Для доклада студенту отводится 12-15 минут.

 

На заседание ГАК приглашаются руководители ВКР, рецензенты, все желающие.

Секретарь ГАК приглашает студента на защиту и зачитывает соответствующие документы. Затем студенту предоставляется слово для доклада, в котором он отражает содержание выполненных работ, новизну и аргументированность результатов исследования, эффективность выполненных разработок. После окончания доклада студент отвечает на вопросы членов ГАК. При ответе на вопросы допускается использование пояснительной записки и графических материалов. Докладчик должен продемонстрировать умение быстро ориентироваться в различных экономических и педагогических вопросах, показать уровень своей профессиональной подготовленности. Вопросы могут быть заданы как членами ГАК, так и другими лицами, присутствующими на защите.

Вслед за ответами на вопросы секретарь ГАК зачитывает отзыв рецензента. Студенту предоставляется слово для ответа на замечания рецензента.

Результаты защиты ВКР объявляются в тот же день в конце заседания ГАК. Решение ГАК о присвоении студенту соответствующей квалификации объявляется председателем комиссии. На основании этого решения в последующем выпускнику вручаются диплом о высшем образовании.

 

В тех случаях, когда защита ВКР признана неудовлетворительной, выпускающая кафедра решает: может ли студент представить к повторной защите эту же работу с доработкой или он должен разработать новую тему, предложенную выпускающей кафедрой, с ранее утвержденным или с новым научным руководителем. Студент, не защитивший работу, допускается к повторной защите в течение трех лет после окончания университета при условии представления положительной характеристики с места работы, отвечающей профилю специальности.

4. СТРУКТУРА ВКР

 

ВКР имеет следующую рекомендуемую структуру:

· Титульный лист

· Оглавление

· Введение

· Глава 1. Аналитико-экономическая часть/ Дидактико-методическая часть

· Глава 2. Дидактико-методическая часть/ Аналитико-экономическая часть

· Заключение

· Список литературы

· Приложение

 

Содержание ВКР представлено в двух главах: аналитико-экономической и дидактико-методической, последовательность которых зависит от выбранного типа ВКР (см.п.3.2.).

Если в ВКР акцент делается на проблеме экономики, то в первой главе анализируется конкретная экономическая проблема (см. п.3.2.) и предлагается ее решение, а во второй главе разрабатываются методические рекомендацию по применению результатов первой главы для решения актуальной проблемы социально-экономического образования (как правило, в системе среднего общего и профессионального образования). Например, во второй главе представляется обоснованная разработка содержания и методических основ элективного курса по рассматриваемой в первой главе крупной проблеме; структура содержания разработанного тематического модуля; дается сравнительный анализ отражения содержательной стороны проблемы в образовательных стандартах среднего общего и профессионального образования; предлагается разработанная для конкретного уровня методическая система преподавания (структура процесса обучения, организационная форма взаимодействия участников, методы обучения). При этом рекомендуется рассматривать проблемы, соответствующие преимущественно уровням социально-экономического образования, а не спускаться на уровень тематического содержания конкретных занятий/уроков, что отвечает методическим разработкам для педагогической практики.

В ВКР, в которой акцент сделан на проблеме социально-экономического образования, первая глава посвящена этой рассматриваемой проблеме. Во второй главе отражается социально-экономический аспект работы, демонстрирующий владение студентом аналитико-экономической составляющей подготовки. Например, авторская учебная программа по экономике для конкретного уровня образования, обоснованное содержание элективного учебного курса, образовательные программы по уровням обучения, индивидуальные образовательные траектории по экономике, образовательные технологии по экономике и другие разработки с экономическим содержанием, как правило, для образовательных учреждений среднего общего и профессионального образования.

 

В ВКР бакалавра рассматриваются проблемы конкретного уровня, в том числе, приоритетными могут быть исследования, осуществляемые на примере экономики и экономического образования Московской области.

 

В содержании ВКР должны быть отражены:

· теоретическое обоснование проблемы и ее актуальность;

· анализ литературы по теме исследования и поиск путей решения проблемы;

· конкретные предложения и технологии в области профессиональной деятельности, анализ эффективности их реализации;

· разработка рекомендаций по использованию материалов исследования в практической деятельности.

 

В работе необходимо освещение имеющихся в литературе точек зрения по теме работы, их анализ и изложение своего отношения к решению проблемных вопросов. ВКР должна отражать знание студентом научной и методической литературы по теме работы и умение критически оценивать концепции различ­ных авторов. Важным требованием к ВКР является обоснован­ность изложенных в ней выводов и предложений, которые должны отвечать сформулированным во введении цели и поставленным задачам, решаемым студентом в ходе исследовательской самостоятельной деятельности.

5. СОДЕРЖАНИЕ ВКР

5.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВКР

 

В соответствии с выбранной темой ВКР необходимо определить исследуемую проблему; поставить цели, на достижение которых ориентирована работа; сформулировать требуемые для решения задачи. Проблему, цели и задачи следует увязать, чтобы определить место и роль разработок в выпускной работе.

По предлагаемым разработкам необходимо обосновать научные подходы и используемые методы решения поставленных проблем. Проработать на логическом уровне варианты решения проблемы. Обосновать выбранное решение и разработать организационное и информационное обеспечение его реализации. Охарактеризовать результаты реализации разработок. Обосновать социальную эффективность реализации выполненных разработок.

5.2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ЧАСТЕЙ ВКР

Приведенные выше основные главы ВКР должны иметь следующее содержание.

5.2.1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы ВКР, ее цель и задачи. Краткая характеристика объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы исследования, структура ВКР и этапы исследования.

5.2.2. Содержательные две главы

Содержание двух глав ВКР соответствует п.4. настоящего Положения.

В заключении каждой главы формулируются выводы, обобщающие ее содержание.

 

В конце второй главы дается обоснование и оценка социальной эффективности выполненных разработок.

 

5.2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, студентом формулируются выводы, оценивается степень достижения целей ВКР, указываются дальнейшие пути совершенствования и применения выполненных разработок.

5.2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В конце ВКР дается список использованной литературы (не менее 50 источников), на которую есть ссылки в работе. Список должен содержать сведения об источниках, использованных в процессе исследований. Включение в список литературы, которой студент не пользовался в своей работе, не допустимо. На каждый источник в тексте должна быть ссылка.

Список формируется в алфавитном порядке. Список источников оформляется в соответствии с ГОСТ и согласно требованиям, изложенным в данном Положении.

5.2.5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения оформляются как продолжение ВКР. В приложения необходимо выносить материалы, использование которых в текстовой части нарушает логическую стройность изложения или имеют большой дополнительный объем.

В приложения обычно выносятся статистические данные, расчетные материалы, организационные и другие дополнительные документы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. Над заголовком в правом верхнем углу прописными буквами печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его номер, если приложений в работе более одного. При необходимости текст приложения может быть разбит на разделы, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения.

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВКР

 

ВКР бакалавра оценивается по следующим критериям:

 

- актуальность рассматриваемой проблемы,

- комплексность и качество постановки цели и задач,

- уровень анализа проблемной ситуации,

- качество характеристики объекта и предмета исследования,

- уровень методологических и теоретических основ решения проблемы,

- научный аппарат, в т.ч. библиографическая база – не менее 50 источников, ссылки на них с указанием страниц и др.

- качество используемых данных,

- оценка практических результатов,

- социальная эффективность дидактико-методических разработок,

- нормативно – правовое обоснование разработок,

- самостоятельность и оригинальность суждений, оценок, выводов,

- качество содержательных частей работы,

- стиль, язык изложения (ясность, образность, лаконичность, грамматика и др.),

- качество иллюстраций и оформления.

Отметка " отлично " выставляется, если:

• работа оформлена в соответствии с нормативными требованиями, предъявленными к ВКР;

• работа носит творческий характер;

• изложена своя точка зрения по теме исследования;

• виден личный вклад автора (новые идеи, глубина анализа, предложения);

• в работе имеются удачные иллюстрации и графики и т.п.;

• выводы и рекомендации соотнесены с поставленной целью и задачами исследования;

Отметка "хорошо " выставляется, если:

• работа оформлена в соответствии с нормативными требованиями, предъявленными к подобным материалам;

• работа носит исследовательский характер;

• просматривается точка зрения автора по теме исследования;

• просматриваются элементы личного вклада автора (новые идеи, глубина анализа, предложения);

• в работе присутствуют иллюстрации и графики и т.п.;

• проведен исчерпывающий анализ по повышению эффективности исследуемой проблемы;

 

Отметка " удовлетворительно" выставляется, если:

• работа оформлена в соответствии с нормативными требованиями, предъявленными к подобным материалам;

• работа носит репродуктивный характер;

• точка зрения автора по теме исследования просматривается
с трудом;

• личный вклад автора (новые идеи, глубина анализа, предложения) едва улавливаются;

• в работе присутствуют иллюстрации и графики, имеющие
слабую связь с содержанием работы;

• проведен анализ исследуемой проблемы.

7. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

 

ВКР должна содержать все необходимые материалы, обосновывающие актуальность, возможность реализации и целесообразность предложений автора.

 

Оформление титульного листа ВКР (Приложение 4) производится в соответствии с принятой формой. Научного руководителя ВКР и заведующего кафедрой необходимо называть с указанием их ученых степеней и ученых званий.

 

В начале ВКР приводится ее оглавление, которое включает все разделы с указанием страницы начала каждого раздела (глава). Текст ВКР (с соответствующими формулами, диаграммами, схемами, таблицами и т.д.) оформляется на стандартном листе формата А4 по ГОСТ 9327 (297х210). При необходимости для оформления отдельных распечаток с ЭВМ, рисунков и таблиц допускается использовать листы формата А3 (297x420). Текст должен быть выполнен на одной стороне листа через полуторныймежстрочный интервал шрифтом Times New Roman – 14. Для заголовков рекомендуется использовать прописные буквы. Если заголовок не умещается на одной строке, для него следует использовать одинарный межстрочный интервал.

Следует использовать размеры полей, унифицированные в рамках МГОУ: левое – 2,5 см, правое – 1 см, верхнее – 2,5 см, нижнее – 2,5 см; формат набранного материала 17,5х24 см, что удовлетворяет требованиям ГОСТ 6.10-5-87 и ГОСТ Р. 6.30-97. При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание и автоматическую расстановку переносов слов (кроме заголовков, выполненных прописными буквами).

 

В тексте ВКР не должны применяться сокращения слов, за исключением общепринятых. В случае использования цитат или данных, заимствованных из литературы, обязательно должна приводиться ссылка на источник внизу соответствующей страницы или в конце цитаты ставится номер источника (в квадратных скобках) согласно списку используемой литературы.

 

Разделы (главы) ВКР могут быть разделены на подразделы (параграфы), а последние, в свою очередь, - на пункты. Подразделы имеют нумерацию в пределах раздела (общий номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, например, 1.1., 1.2., и т.д.), пункты – в пределах подраздела (1.1.1., 1.1.2., …). Если раздел или подраздел имеет только один пункт, то нумеровать пункт не следует.

 

Подразделы и пункты имеют собственные заголовки. Заголовки подразделов и пунктов следует печатать строчными буквами, не подчеркивая, без точки в конце. Заголовки, по возможности, следует делать краткими. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками (без точки в конце заголовка). Заголовки следует отделять от основного текста дополнительным пробелом сверху и снизу. Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту. Например, заголовки подразделов можно выполнять жирным шрифтом, пунктов – жирным курсивом. Подчеркивание в заголовках и тексте не рекомендуется.

Страницы работы должны быть пронумерованы, а таблицы и рисунки, кроме нумерации, должны иметь названия.

На каждую таблицу дается ссылка в тексте с анализом приведенных в ней данных.

Нумерация страниц – сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не ставится. Страницы проставляются арабскими цифрами в правом в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...