Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слушаем блюз « Сегодня я пою блюз»

Конспект урока по музыке для учащихся 6 а,б.в классов

Разработала - учитель Казакова Е.Н.

 

Тема урока: «Джаз – искусство 20 века»

Тема раздела: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Базовый учебник: Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний

Цель урока: сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры 20 столетия.

Задачи:

Образовательные:

· познакомить с историей возникновения джаза и особенностями ее исполнения

· познакомить с известными джазовыми исполнителями прошлого и настоящего времени;

· расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

· развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач

· развитие навыков практического музицирования и познавательного интереса к музыке;

· развитие навыков самоконтроля при выполнений групповых и коллективных заданий

Воспитывающие:

· воспитание эстетического вкуса, интереса к различным явлениям музыкального искусства

Планируемые результаты:

Предметные:

· научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

· выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

· формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

· познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

· коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

· регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные:

· умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, осваивать начальные формы личностной рефлексии;

 

Формы работы учащихся: коллективные, групповые.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)

Практический (творческое музицирование)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

1. Авторская мультимедийная презентация;

2. Компьютер, видеопроектор;

3. Диски;

4. Учебник 6 класс;

5. Иллюстрации к теме урока;

6. Фортепиано.

Ход урока:

Организационный этап. Актуализация ранее полученных знаний.

После традиционного музыкального приветствия звучит джазовая композиция – приветствие.

«Джаз» – исп. Гленн Миллер

Учитель вместе с детьми обсуждает прослушанный фрагмент.

· Что эта за музыка и где вы могли ее слышать?

· Где и когда она могла возникнуть?

· Какому народу она принадлежит?

· Могла ли она звучать в эпоху Моцарта или Бетховена?

С помощью наводящих вопросов дети отвечают, что эта музыка не похожа на ту, которую они слушали на уроках; она более позднего времени, создателями могут являться американские негры и приходят к выводу, что это жанр – ДЖАЗ. (Слайд № 2)

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

У. М. Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре. Как вы думаете почему?

У. Потому в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается по другим законам.

У. М. Верно. Понять сущность джаза было всегда трудно. Когда Л. Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Утверждают, что Ф. Уоллер в подобной же ситуации сказал: «Раз вы сами не знаете, то не путайтесь под ногами». Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и простому человеку это не под силу.

Сегодня на уроке мы не только попытаемся приблизиться к раскрытию самого загадочного явления в музыке, но и сами поучаствуем в его создании.

3. Первичное усвоение новых знаний. Творческое музицирование.

У.: Урок мне будут помогать вести консультанты, которые получили задание по поиску материала о джазе. Итак, что такое джаз и где он возник.

Краткий рассказ учеников: (1гр)

(Cлайд 3, 4) Джаз – это музыка американских негров, возникшая в конце XIX века в результате слияния двух культур - европейской и африканской. Само слово «джаз» африканского происхождения и означает «волновать», «приводить в экстаз». Эту музыку любят и ценят во всем мире за его демократичность и свободу самовыражения.

Джаз возник в США среди самых бедных слоев населения, потомков негров, вывезенных когда-то из Африки для рабовладельческих работ. Родиной джаза считают город Новый Орлеан. Музыкальная жизнь этого города била ключом. Почти на каждой улице звучали африканские ритмы, задорные французские и американские мелодии, креольские напевы. В городе были свои симфонические оркестры (биг-бэнды) и даже негритянское филармоническое общество. Именно эта пестрая музыкальная среда Нового орлеана послужила основой для формирования будущего классического джаза. Так зарождалась афроамериканская музыка, а ее характерными признаками были: ритм, ритм, ритм и искусство коллективной импровизации. (Слайд 5)

У. М. Что же такое импровизация?

У. Импровизация – от лат. «неожиданный, внезапный». Это метод творчества, позволяющий создавать музыку на глазах у публики, без подготовки, экспромтом. Джазовое искусство целиком основано на импровизации.

Слушаем пример джазовой импровизации ( фрагмент)

У. М. А теперь ребята я предлагаю вам самим придумать импровизацию. Задача для учащихся: сочинение коллективной импровизации при помощи хлопков, шлепков, щелчков, ударов ногами и их комбинаций. Это задание можно выполнять под музыку, либо под ритмический аккомпанемент группы учащихся.

У. М. Молодцы! Продолжим.

У.М. Почему джаз родился в среде американских негров?

У. Во-первых, потому что негры очень музыкальны и обладали от природы отличным чувством ритма; во- вторых, потому что были бесправны и бедны и свои чувства, надежды на счастье выражали через музыку.

У.М. Правильно, источниками джаза был афроамериканский фольклор, спиричуэлс, блюз, регтайм.

Сообщение учащихся (2 гр) (Слайд 6)

У. Справка: Блюз – в переводе с англ. имеет двойное значение – от американской идиомы «быть печальным»; второе - голубой цвет.

Блюзы - в основном грустные, лирические мелодии, исполняющие в медленном темпе. Они имеют определенное строение: 12 тактов, размер 4/4 и отличаются своеобразными интонациями и гармонией («блюзовые интонации»). Блюзы как негритянские песни возникли задолго до появления джаза. Темы блюзовых мелодий – это грусть, меланхолия, неразделенное чувство любви. О блюзе очень справедливо сказал А. Баташев: «Это крик истерзанной негритянской души».

Слушаем блюз «Сегодня я пою блюз»

У. М.М.В чем, по-вашему, красота этого блюза?

У. В неповторимости мелодии, глубине чувств, в красоте голоса.

У. М. Верно. Как сказал один старый черный блюзмэн: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо» Можно добавить, что в историческом отношении блюз - это чистый продукт американской жизни, жизни американского рабовладельческого общества. Блюз зародился в самых низах самого угнетаемого слоя жителей страны – в среде черных рабов, на плантациях и фабриках. Парадокс, но даже та часть негритянского населения США, которая считала себя благопристойными христианами-протестантами, относились к блюзу негативно, называя его не иначе как «песнь дъявола». Для них существовала своя духовная музыка – спиричуэл и госпел, то есть молитвы на темы Ветхого и Нового Завета.

(Слайд 7)

У. Спиричуэл – в переводе с англ. «дух, духовный». Негритянский спиричуэл - духовный хоровой гимн, часто сочинявшиеся на библейские сюжеты и тексты, Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины. Строится спиричуэл нередко в форме вопроса и ответа, которая характерна для фольклора многих стран.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...