Особенности формулировок тем итогового сочинения
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года: 1. «Разум и чувство», 2. «Честь и бесчестие», 3. «Победа и поражение», 4. «Опыт и ошибки», 5. «Дружба и вражда». Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны: · соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения; · соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); · соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях); · нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); · соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); · быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам. Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы). В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем 2015/16 учебного года (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2015/16 учебного года: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы»). Комплект №1 1. Когда хочется остановить мгновение? 2. Что дом может рассказать о своём хозяине? 3. Какие качества раскрывает в человеке любовь? 4. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? 5. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
Комплект №2 1. Зачем человеку заглядывать в будущее? 2. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? 3. Почему в любви важно понимать и прощать? 4. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? 5. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок? Комплект №3 1. Какого человека можно назвать героем своего времени? 2. Что значит в жизни человека родительский дом? 3. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»? 4. Каким может быть путь к познанию самого себя? 5. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|