Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суть и задачи материально-технического обеспечения производства.

Ресурсы и факторы производства.

Ресурсы производства – это совок-сть материальных и фин-ых средств, кот потенциально м.б.использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

Ресурсы производства классифицируются на 5 уровней:

1)природные- потенциально пригодные для применения в произ-ве естественные силы и в-ва, среди кот различают неисчерпаемые и исчерпаемые(возобновляемые и невозобновляемые).

2)материальные-все созданные человеком средства произ-ва, кот явл результатом произ-ва.

3)трудовые-население в трудоспособном возрасте. Этот ресурс оценивается по 3 параметрам: соц-демографическому, профессионально-квалификац-ому и культурно-образовательному.

4)интеллектуально-информационные-интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые в процессе произ-ва или в процессе принятия управленческих решений.

5)финансовые-денежные средства, кот выделяются на организацию произ-ва продукта и его реализацию.

Факторы производства – это ресурсы, уже реально вовлечённые в процесс произ-ва.

Классификация факторов произ-ва:

1)земля-все используемые в производственном процессе естественные ресурсы

2)капитал-материальные и финансовые ресурсы произ-ва:денежные активы, акции, оборудование, здания, транспорт и др.

3)труд как фактор произ-ва выступает в форме физической и интеллектуальной деятельности человека, направленной на произ-ва продукции и оказание услуг.

4)предпринимательские способности предст собой специфический инновационный фактор произ-ва, кот предполагает использование инициативы произ-ва, связан с риском произ-ва новых продуктов, вводом производс-х технологий т новых форм орг-ции труда и произ-ва.

5)наука как фактор произ-ва предст собой сферу человеческой деят-сти, функцией кот явл выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

6)информация как фактор произ-ва обеспечивает систематизацию знаний, материализованных в систему механизмов, машин, оборудования инновационного продукта, моделей менеджмента и маркетинга.

 

Экономическая эффективность производства.

Под эффективностью понимается результативность производственной и коммерческой деятильности предприятия, степень использования ресурсов и отдача затрат.

Экономическая эффективность производства означает его результативность, степень использования ресурсов или отдачу затрат, кот опред-ся соотношением достигнутых результатов и использованных ресурсов или осуществлённых затрат на произ-во, т.е. экономическая эффективность произ-ва опред-ся относительной величиной. Соотношение эффекта и ресурсов или затрат выражает меру, т.е. количественную сторону, эффективности произ-ва. Качественная определённость эффективности произ-ва отражается в её критерии. Критерий характеризует сущность, глубинное содержание, субстанцию эффективности произ-ва, а показатели эффективности предназначены для количественнного выражения этой сущности.

Основные принципы формирования экономической эффективности произ-ва:

1)Превышение темпов роста результата произ-ва над темпами роста затрат.

2)качественное использ-ие производственной подсистемы, оптимальное взаимодействие основных и оборотных средств, осн-х средств и трудовых рес-сов, оборотных средств и трудовых рес-сов.

3)превышение темпов роста передовых основных средств над темпами роста оборотных средств и численности работающих.

4)приоритет качеств-го развития и эффективного использ-ия трудовых рес-сов

5)приоритет улучшения кач-ва прод-ции по сравнентю с количественным ростом объёмов произ-ва и реализованной прод-ции

6)создание современной маркетинговой информац-ной базы, что обеспечивает формирование товарной и ценовой политики пред-тия, адекватной рын.условиям.

7)приоритет инновац-го типа развития пред-тия, и прежде всего на основе разработки и произ-ва новых товаров и услуг

8)превышение темпов роста прибыли над темпами роста выручки от реализации прод-ции.

Для количественной оценки экон эффективности произ-ва примен-ся частные, обобщающие, сравнительные, прямые и обратные показатели.

Частные -эффект-сть исп-ния отдельного фактора произ-ва; обобщающие – об эффект-сти группы всех рес –сов пред-тия в целом как единого имущественного комплекса.

Сравнительные – отражают различие вариантов управленческих решений на одном и том же пред-тии, или различия в эффективности 2-х пред-тий.

Прямые – показатели, отражающие отношение результатов и затрат. Увеличение этих показателей свидет-ет о повышении эк эффект-сти.

Обратные – показатели, отражающие отношение затрат и результатов. Снижение этих показателей указывает на повышение эффективности.

Структура предприятия.

Структура пред-тия – это состав и соотношение его внутренних линейных и функцион-х звеньев: цехов, участков, отделов, лабораторий и др. Подразделений, составляющих единыхй хозяйствующий субъект с целью максимизации прибыли и повышения эк эффективности произ-ва на основе упорядочения управления, налаживания взаимодекйствия звеньев, установления ихъ ответственности за рез-ты производственно-хозяйственной деят-сти.

Под общей стр-рой пред-тия поним-ся комплекс производственных, функциональных и обслуживающих подразделений, обеспечивающих производственную деят-сть и упр-ние пред-тием.

Производственная стр-ра пред-тия предст собой форму орг-ции производст-го процесса и находит выражение в размерах пред-тия, количестве и планировке цехов, служб, производственных участков и рабочих мест.

Состав, кол-во участков и отношения между ними опред-ют состав более крупных производственных подразделений- цехов -и стр-ру пред-тия в целом. В основных цехах выполняется опред.стадия произв-го процесса по превращению сырья и материалов в готовую прод-цию, либо ряд стадий произв-го процесса по изготовлению какого-либо изделия или его части.

К вспомогательным цехам отн-ся ремонтные, слесарно-ремонтные, инстркментальные и др., кот обеспечивают нормальную бесперебойную работу цехов основного произ-ва.

Обслуживающие цехи выполняют ф-ции хранения прод-ции, транспортировки сырья, материалов и готовой прод-ции.

Побочные цехи занимаются утилизацией отходов.

Организационная стр-ра упр-ния предприятием – упорядоченная сов-сть служб, выполняющих ф-ции упр-ния деят-стью и взаимодействия его звеньев с целью обеспечения эффективности произ-ва и конкурентноспособности товара. Организационная стр-ра аппарата упр-ния представлена функциональной и линейной стр-рой. Линейная хар-ся различным числом звеньев упр-ния. Чаще всего исп-ся трёхзвенная система упр-ния: директор-начальник цеха-мастер. Каждый из них несёт личную ответст-сть за порученный ему цеховой участок.

Начальник цеха отвечает за все стороны цеха и выполняет ф-ции технологич-го и хозяйственного руководства цеха с помощью подчинённого ему цехового аппарата упр-ния. Начальник цеха подчиняется непосредственно директору.

Крупные участки цеха возглавляют начальники участков, которым подчинены сменные мастера. Мастер явл руководителем и организатором произ-ва и труда на участке. Он подчиняется непосредственно начальнику цеха.

Группой рабочих, объединённых в бригаду, руководит бригадир, кот явл старшим рабочим и не освобождается от производственной работы, получая доплату к тарифной ставке за выполнение обязанностей бригадира.

Всей деят-стью пред-тия руководит директор, кот м.б.как собственником имущества, так и наёмным работником;в последнем случае с ним закл-ся контракт.

Оптимальная стр-ра-это та, кот наилучшим образом позволяет пред-тию эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно расределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

 

 

Сущность производства

Существуют разные подходы к определению производства.

Марксистская трактовка заключается в том, что это процесс взаимодействия человека с природой в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

В современной зарубежной экономической теории под производством понимается создание благ и оказание прямых и косвенных услуг потребителю. При этом многие экономисты определяют производство как целесообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей.

Производство также рассматривается как процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Из всех указанных определений производства можно сделать вывод, что производство – процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей и его цель – удовлетворение разнообразных потребностей индивида и общества в целом.

Исторически производство прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.

Различают материальное и нематериальное производство. Первое включает отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг (здравоохранение, образование и т.д.) и созданием духовных ценностей (кинофильмы, скульптуры, картины, научные разработки). Это два взаимосвязанных вида производства, причем одно без другого существовать не может. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества.

Вместе с тем выделяют два уровня производства: индивидуальное – это деятельность в масштабах основной производственной единицы (предприятия, фирмы) и общественное – означает процесс совместной деятельности по созданию благ и услуг в масштабе общества.

Отличительными чертами любого уровня производства является то, что:

производственная деятельность всегда связана с преобразованием вещества и энергии в материальные и духовные блага и услуги; производственная деятельность – это трудовая деятельность, результаты которой служат для удовлетворения разнообразных потребностей.

Между производством и потребностями существует определенная взаимосвязь. Во-первых, потребности, запросы потребителя стимулируют производство, а оно в свою очередь, создавая новые ценности и блага, оказывает влияние на объем и структуру потребления. Таким образом, чтобы больше потреблять, необходимо больше производить. Если же производство падает, то неумолимо уменьшается и потребление.

Во-вторых, производство, создавая конкретные виды материальных благ и услуг, порождает конкретную потребность в них. К примеру, общественная потребность в телевизорах и магнитофонах возникла лишь после создания и организации достаточного их производства.

В-третьих, взаимодействие производства и потребностей носит специфический характер в разных экономических системах.

Таким образом, производство формирует общие объективные условия, в которых возникают и развиваются потребности, которые ориентируют воспроизводственную деятельность общества, отдельных людей и социальных групп.

Потребность — это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. Потребность определяют и как объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.

 

 

Суть и задачи материально-технического обеспечения производства.

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материаль-но-техническими ресурсами процесса производства, осуществляе-мой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО -- доведение материальных ресурсов до конкретных производствен-ных предприятий в заранее определенное договором место по-требления.

Функции МТО классифицируются на основные и вспомога-тельные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и техно-логические.

К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными пред-приятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.

Вспомогательные коммерческие функции -- это маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции включают вопросы опреде-ления и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посредниче-ские структуры. Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров, юридическим оформлением сделок и контро-лем за их исполнением.

Технологические функции включают вопросы доставки и хране-ния материальных ресурсов. Им предшествует ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовке и предвари-тельной обработке.

Потребляемые материальные ресурсы на промышленных предприятиях можно разделить на основные и вспомогательные:

- К ос-новным относятся сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки. Исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляю-щие значительную часть конечного продукта, относят к полуфабрикатам. Их закупка не отличается от закупок обычного сырья и ма-териалов.

- Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.

Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования. К ним относятся различного рода горюче-смазочные материалы, охлаж-дающая жидкость, электроэнергия и др.

К числу комплектующих изделий относятся продукты, которые не требуют дополнительной обработки.

в зависимости от системы обеспечения и осо-бенностей движения материальных ресурсов от поставщиков к по-требителям различают транзитную и складскую формы материаль-но-технического обеспечения.

МТО предприятий направлено на обеспечение сокращения из-держек производства и создание условий для бесперебойного процесса производства. Оно предполагает решение следующих задач:

* обеспечение доставки материалов на каждое рабочее место;

* поддержание запасов на предприятии на оптимальном уровне.

Решение этих задач требует применения логистических подходов.

 

 

Планирование производственных запасов. Расчет оптимального размера заказов

Для ритмичной, бесперебойной работы предприятия создаются запасы мат. ресурсов, кот делятся на след виды:

-текущий;

-страховой;

-технологический(подготовительный);

-сезонный.

Текущие запасы необходимы для работы предприятия в установленном режиме на рассматриваемый период. Они необх-мы на время между двумя очередными поставками.

Зтек=0,5 Зтек max; Зтекmax=q сут * Тпост

Тпост — период поставки

Если норма запаса совпадает с точкой заказа, то тек. запас = max запасу.

Страх. запасы планируются дополнительно к текущим для учёта возможных перебоев снабжения ресурсами по всем причинам:

Зстр = q сут * Тоткл

Тоткл — возможная величина отклонения поставок ресурсов от планир. срока

Страховой запас при расчётах принимается в порядке 3х дней.

Технологич. запас необходим прдприятию на время подготовки материалов и доставки до раб. мест:

Зтехн = q сут * Тподгот

Сезонный запас создаётся в ряде отраслей произв-ва с учётом особенностей, вызванных сезонными циклами. Они необходимы для обеспечения норм. работыпредприятия на время сезонного перерыва произв-ва или транспортировки

Зсез = q сут * Тпер.

Классификация запасов предприятия по вышеуказанным признакам условна, т.к. их раздельное хранение на складе не предусматривается. Деление запаса на определённые части связано с необходимостью их контроля и пополнения. Нормальные запасы складываются из тек., страх. и технол-х.

Змат = Зтек + Зстр +Зтехн

Змат max = Зтек + Зстр +Зтехн

Одним из наиболее известных и применяемых методов при управлении поставками является метод расчета оптимального размера партии заказываемого товара. Данный метод достаточно прост, для его применения не требуется большого количества данных, высокой квалификации персонала.

Расчет оптимального размера заказа производится с использованием так называемой формулы Вилсона:

где Q - оптимальный размер заказа, (ед);

- интенсивность потребления продукции, (ед/в год);А - стоимость подачи заказа, (руб/заказ); С - стоимость единицы запаса, (руб/ед) I - коэффициент издержек содержания запасов, (стоимость/в год на единицу капитала, вложенного в запасы).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...