Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система контроля за соблюдением законодательства о рекламе и ответственность за его нарушение

 

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе может осуществлять ряд органов: Министерство торговли, Министерство информации, инспекции МНС, органы Комитета государственного контроля. Однако все они связаны определенными рамками, выходить за пределы которых не имеют право. Одни органы контролируют содержание рекламы, другие - соблюдение рекламораспространителями специфических требований к рекламе отдельных товаров и услуг, третьи проверяют ведение учета и расчеты за рекламу и т.д.

Полномочия государственных органов по контролю за рекламой регулируются, c одной стороны, нормативными правовыми актами, составляющими законодательство о рекламе (Закон РБ "О рекламе", Закон РБ "О печати и других средствах массовой информации", Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта", Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 "О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и тачных изделий" и др.). С другой стороны, полномочия государственных органов определяются документами, устанавливающими их статус (как правило, это положения о министерствах), а также документами, регулирующими порядок проведения проверок (например, Указ Президента РБ от 15.11.1999 N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций").

Органом, уполномоченным контролировать рекламную деятельность, в системе органов государственного управления определено Министерство торговли. В соответствии с Положением о Министерстве торговли Республики Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10 2001 N 1594) это министерство контролирует соблюдение законодательства о рекламной деятельности, а также осуществляет контроль за проведением рекламных игр, регистрирует правила проведения рекламной игры, утверждает состав комиссии по ее проведению, размер и состав призового фонда.

В соответствии с указанным Положением в систему органов контроля за рекламой кроме самого Министерства торговли входят также управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов и Мингорисполкома и соответствующие структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций.

Полномочия данных органов при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе установлены ст. ст. 19, 20, 22 Закона РБ "О рекламе".

1. Получение информации. Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны представлять по требованию данных органов достоверные документы и объяснения в устной или письменной форме, видео - и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления контроля. Такое требование должно иметь форму официального письма Министерства торговли или соответствующего управления (отдела) исполкома и содержать требование представить соответствующую информацию. Поскольку право требовать данную информацию прямо предоставлено этим органам законом, каких-либо дополнительных документов (например, приказа или предписания), а также дополнительного обоснования не требуется.

2. Вынесение предписания о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе. Законом о рекламе порядок вынесения предписания не установлен, поэтому такой документ должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к документам государственных органов, устанавливающим ограничения в предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования: содержать номер и дату издания; быть подписанным руководителем или иным уполномоченным должностным лицом государственного органа; содержать указание на имевшее место нарушение и норму нормативного правового акта, который нарушается; требование государственного органа в соответствии с его полномочиями (в данном случае - предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе).

3. Вынесение решения об осуществлении контррекламы. Решение Министерства торговли (или соответствующего отдела, управления исполкома) об осуществлении контррекламы должно содержать все реквизиты ненормативного акта государственного органа.

Основания для вынесения предписания о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе и для вынесения решения об осуществлении контррекламы одни и те же: нарушения законодательства о рекламе. Право выбора, какое средство реагирования применить, остается за контролирующим органом. Осуществление контррекламы считается более действенным реагированием, поскольку рекламодатель не только прекращает нарушение законодательства о рекламе, но и информирует потребителей о том, что первоначально распространенная реклама является ненадлежащей. Кроме того, осуществление контррекламы требует определенных затрат, поскольку расходы по осуществлению контррекламы в полном объеме возлагаются на нарушителя.

Министерство торговли (соответствующий отдел, управление исполкома) определяет срок, в течение которого нарушитель обязан осуществить контррекламу. В случае если в данный срок контрреклама не осуществлена, Закон о рекламе предоставляет возможность Министерству торговли (соответствующему отделу, управлению исполкома) принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня ее опровержения. Полагаем, что в данном случае речь идет не о прекращении ненадлежащей рекламы (которая и так должна была прекращена в соответствии с требованием о контррекламе), а о прекращении любой рекламы, в том числе и надлежащей. Орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, незамедлительно уведомляет об этом все стороны договора с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Контрреклама осуществляется тем же способом, с использованием тех же характеристик продолжительности, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с органом, который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении.

В отдельных случаях по решению Министерства торговли (соответствующего отдела, управления исполкома) допускается замена способа распространения контррекламы, характеристик ее продолжительности, пространства, места и порядка осуществления. Как правило, это происходит в тех случаях, когда осуществить контррекламу тем же способом, каким была распространена реклама, уже невозможно.

4. Передача материалов о нарушении законодательства о рекламе в иные уполномоченные государственные органы. Закон "О рекламе" предоставил Министерству торговли право при неоднократном нарушении законодательства о рекламе лицами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, передавать материалы о таких нарушениях в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии. Однако в настоящий момент эта норма не имеет практического применения, поскольку в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" такого основания для аннулирования или приостановления действия лицензии, как нарушение рекламного законодательства, не предусмотрено.

Министерство торговли вправе направлять материалы о нарушении законодательства о рекламе в суд для применения мер административного воздействия в тех случаях, когда за такое нарушение предусмотрена административная ответственность. Так, например, Министерству торговли предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях о нарушении законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачных изделий. Рассматривает данные дела суд. В настоящее время спорным остается вопрос о праве Министерства торговли составлять протоколы и рассматривать дела по ст.155-9 Кодекса РБ об административных правонарушениях ("Нарушение законодательства о рекламной деятельности"). Статьей 224-8 КоАП предусмотрено, что данные дела рассматриваются антимонопольными органами, и далее идет разъяснение, что от имени антимонопольных органов рассматривать подобные дела и налагать административные взыскания имеют право Министр предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, его заместители, председатели территориальных комитетов предпринимательства и инвестиций и их заместители. Несмотря на то что Министерство предпринимательство и инвестиций было преобразовано и часть его функций (в частности, по контролю за соблюдением законодательства о рекламе) была передана Министерству торговли, налагать взыскания по данной статье Министерство торговли, по нашему мнению, не имеет права. Во-первых, Министерство торговли не является антимонопольным органом (таким органом на сегодняшний момент выступает Министерство экономики). Во-вторых, даже тот факт, что Министерство торговли осуществляет контроль за рекламой и стало в этой сфере правопреемником Министерства предпринимательства и инвестиций, не позволяет применять ст. ст.155-9 и 224-8 КоАП РБ по аналогии, поскольку ст.72 Закона РБ "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" напрямую запрещает применение институтов аналогии закона и аналогии права в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности.

Однако несмотря на то что применение ст.155-9 КоАП РБ на сегодняшний день по сути невозможно, практически идентичная данной статье диспозиция предусмотрена подп.5.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.1996 N 210 "О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности". За нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также должностным лицом государственного органа законодательства о рекламной деятельности (за исключением рекламы алкогольных и табачных изделий) этим Указом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. Протоколы о таких административных правонарушениях предоставлено составлять уполномоченным должностным лицам Министерства торговли, а рассматривать дела о таких правонарушениях - районному (городскому) суду (судье).

Министерство информации напрямую не наделено полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, однако может осуществлять этот контроль в части деятельности средств массовой информации, издательских, полиграфических предприятий, организаций книгораспространения. В соответствии с п.3 Положения о Министерстве информации на это министерство возложена задача по контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь средствами массовой информации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими издательскую, полиграфическую деятельность и деятельность по книгораспространению. Данная норма позволяет Министерству информации контролировать соблюдение любого законодательства данными субъектами, однако принимать меры реагирования оно вправе только в рамках предоставленных Министерству полномочий.

Так, Законом Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" предусмотрено право Министерства информации выносить предупреждения СМИ за нарушения законодательства (ст.16 данного Закона). В отличие от Министерства торговли, чьим территориальным органам Закон о рекламе предоставил право принимать аналогичные с Министерством торговли меры реагирования (вынесение предписаний о прекращении нарушения законодательства, требования о контррекламе и др.), Закон РБ "О печати и других средствах массовой информации" предоставил право выносить предупреждение исключительно Министерству информации. Его территориальные органы вправе только наблюдать за соблюдением законодательства о СМИ и информировать министерство о выявленных нарушениях.

Статьей 30 Закона "О печати и других средствах массовой информации" предусмотрено, что в средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать: 25 процентов объема отдельного номера государственных, 30 процентов объема отдельного номера других периодических печатных изданий; а также 10 процентов объема государственного вещания для радио - и телепрограмм. Этой же статьей не допускается публикация в СМИ рекламных объявлений о деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права на осуществление такой деятельности. В случае выявления нарушений, предусмотренных Законом "О печати и других средствах массовой информации" (превышение допустимого объема рекламы либо публикации рекламы лицензируемого вида деятельности без указания лицензии), Министерство информации выносит предупреждение. Предупреждение выносится на бланке Министерства информации, содержит номер предупреждения, дату издания, подписывается Министром или его заместителем. В случае нарушения указанных норм Закона Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" кроме вынесения предупреждения Министерство информации вправе также приостановить деятельность средства массовой информации. При выявлении иных нарушений законодательства о рекламе (например, распространении ненадлежащей рекламы) оно вправе обратиться в иные уполномоченные органы (например, в Министерство торговли) для принятия соответствующих мер реагирования.

Предупреждения Министерства информации также обжалуются в Высшем Хозяйственном Суде в рамках производства по делам о проверке законности ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц.

Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь установлено, что это министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Таким образом, на МНС и инспекции МНС на местах возложен контроль лишь за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачных изделий. Право контролировать соблюдение иного законодательства о рекламе налоговым органам не предоставлено.

Требования к рекламе табачных изделий и алкогольной продукции установлены Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" и Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 "О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и тачных изделий". Этими же нормативными правовыми актами установлены и механизмы ответственности за данные нарушения.

За нарушение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями установленных запретов, касающихся мест распространения рекламы алкогольных напитков и ее содержания, организации и проведения рекламных мероприятий, использования при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков, а также бесплатное (безвозмездное) распространение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях, предоставление более 5 литров таких напитков в качестве призов при проведении лотерей, конкурсов, игр и других развлекательных мероприятий, предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лиц юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рекламу, распространяющих (предоставляющих) алкогольные напитки, в размере от 50 до 100 базовых величин.

За проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рекламы табачных изделий в местах, где она запрещена, а также нарушение требований к содержанию рекламы данных изделий предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют рекламу (рекламораспространителей), в размере от 50 до 100 базовых величин.

Уполномоченным должностным лицам Министерства по налогам и сборам предоставлено право составлять протоколы за эти нарушения. Кроме них такие протоколы могут составлять также уполномоченные должностные лица КГК, МВД и Министерства торговли. Рассматривает данные дела суд.

Право составлять протоколы о нарушениях законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачных изделий - единственная предусмотренная законодательством мера реагирования налоговых органов на нарушения законодательства о рекламе. Во всех остальных случаях сотрудники ИМНС могут лишь проинформировать соответствующий уполномоченный орган (в первую очередь - Министерство торговли) о нарушениях.

Главная же задача налоговых органов - проверять правильность исчисления и уплаты налогов. В рамках осуществления этой задачи они имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности и проверки соблюдения налогового законодательства, в том числе проверять заключенные договоры на размещение рекламы.

Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности регулируется Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 N 673.

Данным документом предусмотрено, что основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:

1) проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

2) проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

3) своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

4) принятие мер по возмещению причиненного вреда;

5) выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Задачи, которые ставятся при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности, а также полномочия проверяющих (п.11) позволяют сделать вывод, что в рамках таких проверок не может проверяться содержание рекламных материалов. Содержание рекламы не относится к финансово-экономической деятельности, а потому не может проверяться. В рамках таких проверок рекламная деятельность проверяется лишь постольку, поскольку она связана с финансово-хозяйственной деятельностью (правильное заключение договоров, поступление оплаты за размещенную рекламу, ценообразование, правильность исчисления и уплаты налогов и т.д.).

Даже если при осуществлении проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяющие обнаружили нарушение в содержании размещаемой рекламы, они не имеют права внести эти нарушения в акт проверки. Во-первых, в акт проверки вносятся лишь те нарушения, которые относятся к проверяемым вопросам (а содержание рекламы не может быть вопросом такой проверки). Во-вторых, в акт проверки вносятся нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, к которым Закон "О рекламе" и иные нормативные правовые акты, регулирующие рекламную деятельность, не относятся.

Проверяющие, обнаружившие при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности нарушения законодательства о рекламе, имеют право проинформировать уполномоченные органы о выявленном нарушении, но не могут записать это нарушение в акт проверки.

Положением о Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10 2001 N 1593) установлено, что одной из основных задач этого Комитета является государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам.

Требования к рекламе ценных бумаг установлены Законом Республики Беларусь "О рекламе" и Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.1996 N 210 "О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности". Пунктом 4 данного Указа установлено, что в случае распространения рекламодателем недобросовестной рекламы о ценных бумагах Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь вправе приостановить либо запретить выпуск соответствующих ценных бумаг. При этом все убытки, причиненные таким запретом, возмещаются за счет рекламодателя.

Аналогично п.5 Положения о Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь установлено, что он вправе приостанавливать либо запрещать в установленном законодательством порядке выпуск акций и облигаций, в том числе в случае распространения недобросовестной рекламы о них.

Таким образом, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь вправе осуществлять контроль за соблюдением законодательства о рекламе в части рекламы ценных бумаг, однако применять санкции за нарушения законодательства о рекламе он вправе только к рекламодателям - эмитентам ценных бумаг.

Ряд государственных органов в ходе своей деятельности сталкивается с контролем рекламной информации. Так, Министерство здравоохранения согласовывает содержание рекламы медицинских товаров и услуг, Министерство внутренних дел - содержание рекламы о трудоустройстве за границей, МВД совместно с Министерством образования - рекламу обучения за границей. Законом о рекламе установлены особые требования к рекламе финансовых, банковских, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Поэтому контроль за такой рекламой могут осуществлять также Министерство финансов, Национальный банк, Комитет по ценным бумагам и другие органы. Однако все вышеперечисленные органы хотя и осуществляют контроль за рекламой или согласование содержания рекламных объявлений, не уполномочены принимать какие-либо меры реагирования в отношении нарушителей рекламного законодательства. Эти органы могут информировать уполномоченный орган по контролю за рекламой с целью принятия мер реагирования.

Межведомственный совет по рекламе создан постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.1998 N 460. Он не является государственным органом, в его состав входят представители министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и общественных объединений. Межведомственный совет по рекламе является консультативным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами Межведомственного совета по рекламе является анализ практики применения Закона Республики Беларусь "О рекламе", других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области производства, размещения и распространения рекламы; содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной деятельности по вопросам, касающимся соблюдения законодательства о рекламе; анализ зарубежного опыта государственного регулирования и механизмов саморегулирования рекламной деятельности и др.

Межведомственный совет по рекламе имеет право:

участвовать в разработке предложений по совершенствованию законодательных и нормативных актов, касающихся контроля за рекламой;

создавать рабочие группы, комиссии для решения задач Совета и привлекать для работы в них соответствующих специалистов;

по согласованию с Министерством торговли принимать участие в проведении мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о рекламе;

участвовать в проведении независимой экспертизы рекламной продукции.

Несмотря на то что данный Совет не является государственным органом, п.11 Положения о Межведомственном совете по рекламе установлено, что для осуществления своей деятельности он имеет право получать необходимую информацию от всех органов государственного управления, а также субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...