Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий основных терминов и определений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Задания для самостоятельной работы представляют собой вид самостоятельной внеаудиторной работы студента, призванной расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества.

Включают в себя, как правило, такие виды работ как письменные ответы на вопросы, составление словаря терминов, заполнение таблиц.

Письменный ответ на вопрос предполагает изложение позиции студента по предлагаемому вопросу. При выполнении задания необходимо самостоятельно изучить материалы учебной литературы, а также дополнительные источники (статьи, фрагменты первоисточников и монографий) по заданной теме. Следует выделить ключевые слова, позволяющие на основе анализа изученного материала сформулировать ответ. При изложении ответа на вопрос важно определить главную мысль, поясняя и подкрепляя ее соответствующей информацией.

Составление словаря терминов – вид самостоятельной работы студента, выражающийся в подборе и систематизации терминов, встречающихся при изучении темы. При выполнении этой работы необходимо использовать справочную литературу. К подбору предложенных терминов следует относиться критически, осмысливая их на предмет отражения сущности того или иного явления. Данный вид работы развивает у студентов навыки выявления главных понятий темы и выяснения их значений.

Составление таблицы по теме — вид самостоятельной работы студента, позволяющий систематизировать информацию и оформлять ее в виде таблицы. Данный вид работы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по подбору и структурированию информации. Предлагаются и упрощенные задания, связанные с заполнением уже предложенных таблиц. Прежде чем приступить к их заполнению, студент должен изучить информацию по теме, а затем в сжатом виде внести ее в основные графы таблиц.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Ознакомиться с предложенными терминами дисциплины «Религиоведение».

2. Заполнить таблицу, внося в нее термины по темам курса. Задача – правильно распределить термины в соответствии с темами, дать им соответствующую интерпретацию.

Образец выполнения задания. Форма таблицы.

Глоссарий основных терминов и определений

№ п/п Термин Значение
Семинарское занятие 1. Введение в религиоведение. Религия как историко-культурный феномен
1. Религиове́дение 1) отрасль гуманитарных знаний, направленная на постижение сущности, закономерностей происхождения и функционирования религии на разных этапах развития культуры (общества, социальной группы, личности).
2) (от лат. religio – религия) – совокупность научных дисциплин, изучающих религию. Как относительно самостоятельная отрасль знания Р. складывалось, начиная с XIX в., хотя соответствующие знания – философские, теологические, исторические – накапливались в течение веков. Ныне предметом Р. являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и др. областей культуры. Р. изучает религию на уровне общ-ва, групп и личности. В настоящее время Р. включает ряд разделов – философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии и др. Философия религии –совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа – натурализма, материализма, экзистенциализма, философии жизни, философской антропологии, прагматизма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д. Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на др. элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные.
  2.     3.   4.     Вера     Религиозная вера Религиозный опыт множество эмпирических данных, фактического материала.   признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры   имеет в качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется, человек убеждён в том, что объектом его веры является не мысль или понятие о Боге, а сам Бог — сверхъестественное как реально существующее В ряде религиозных систем, в частности в христианстве, вера занимает центральную мировоззренческую позицию. В целом, имеет место большое разнообразие оценок влияния, оказываемого верой на жизнь человека и общества. Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений   субъективный жизненный опыт встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение. Объективное изучение религиозного опыта представляет собой сложную задачу из-за субъективности данного феномена. Однако выявление учёными сходств и различий между различными проявлениями религиозного опыта сделало возможным академические исследования этого предмета. Многие религиозные и мистические традиции рассматривают религиозный опыт как действительные встречи с Богом или богами, либо действительный контакт с иными реальностями. В науке существуют две точки зрения на религиозный опыт — одна из них состоит в том, что религиозный опыт является функцией человеческого мозга и поддаётся научному изучению, другая считает религиозный опыт теоретической конструкцией, не имеющей научного смысла.  
5. Сверхъестественное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире. В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, нетелесного, непротяжного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства — загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела.  
6. Религия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община). Другие определения религии:
  • учение о воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре, как основная.
  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
  • духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности
  • Уильям Джеймс описывает религиозную веру как убеждённость в существовании некого незримого порядка и в том, что высшее благо — гармонично вписаться в этот порядок
 
7.   Функции религии
  1. Удовлетворение мистической потребности. Эта функция, основанная на вере в сверхъестественное, присутствует только у религии, в отличие от остальных социальных институтов
  2. Регулятивная функция. Создание и объяснение духовных норм в общественном поведении и деятельности. Может затрагивать даже те сферы деятельности человека, которых не касается ни право, ни даже мораль (например, правила питания или поведение в сексуальной сфере).
  3. Компенсаторская функция. Утешительная, по своей сути, функция, цель которой дать облегчение в страданиях и силы в трудных ситуациях.
  4. Коммуникативная функция. Создает «группы по интересам», то есть объединяет верующих одной конфессии в рамках общих точек мировоззрения.
  5. Воспитательная функция. Основная цель – формирование ценностей, короче говоря, - это функция социализации человека.
  6. Мировоззренческая функция. Дает человеку картину мира, мировоззрения, понимание мироустройства (естественно, с точки зрения конкретной религии). Эту функцию также называют функцией значения или функцией смыслополагания.
  7. Функция социально-религиозной идентификации. Дает возможность человеку самоидентифицироваться в обществе, то есть найти свое место и роль.
  8. Функция морального совершенствования. Одна из самых основных функций религии, иногда ее объединяют с воспитательной функцией. В любой религии человек постоянно должен стремиться к какому-то образцу (высшему идеалу, Богу), что способствует его духовному развитию.
8. Структура религии Религия является сложным социально-историческим явлением, все элементы ее структуры - религиозные взгляды, представления, чувства, интуиция, обряды, праздники, ритуальные церемонии, моральные и канонические предписания, культовые сооружения, религиозные организации, учебные заведения, служители культа - находятся в тесном единстве и взаимозависимости. Проблема структуры религии имеет несколько аспектов Первый из них связан с религиозным сознанием - особенностью взглядов, представлений, чувств и переживаний верующих, второй - с культовой деятельностью, третье й - с религиозными организациями. Религиозное сознание Охватывая мифы, концепции, идеи, теории, представления о сверхъестественном, догматы, содержание священных книг, легенд, молитв и т.д., она составляет концептуальный аспект религии Религиозное сознание - отношение верующих к миру, выраженное в системе взглядов, чувств, смысл которых составляет вера в сверхъестественное Существенными признаками религиозного сознания является образность, символичность, интимность, таинственность, сочетание иллюзорного и реалистического Важнейшими аспектами религиозного сознания являются: • религиозные взгляды, которые проявляются через понимание толкования мира, существуют в форме представлений, понятий, суждений Главной чертой их является вера в сверхъестественное; • религиозные чувства, выражающие эмоциональное отношение к миру и его явлений, является индикатором искренности религиозных верований Особых религиозных чувств нет, это обычные человеческие чувства, сосредоточены в релиз лигийний сфере Они бывают положительными (любовь, благоговение, радость) и негативными (страх, растерянность, отчаяние)); • религиозный смысл, который, касаясь смысла бытия, жизни и смерти, добра и зла и т.д., охватывает взаимосвязи человека и мира Сущность религии характерное проявляется в сфере религиозного сознания, которой присуще наличие веры Любая вера имеет свой предмет Человек не просто верит, а верит во что-то Это"что-то"не может быть предметом веры независимо от его осознания Нельзя верить в объект как таковой Верить можно только в определенные представления о объект (он существует и наделен определенными свойствами властивостями).  
9. Религиозное сознание это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе. Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определённой религии: я буддист или я православный. Члены одной религиозной группы также определяют себя, например: мы мусульмане. Это уже коллективный уровень религиозной идентичности. Религиозное сознание может формироваться в человеке в разные периоды жизни и при разных обстоятельствах. Это происходит через включение человека в систему религиозных отношений и через восприятие религиозных идей, ценностей, эмоциональных норм. Чаще всего религиозное сознание формируется под воздействием семейной среды (воспитание в религиозной семье) и местного окружения, а также под влиянием религиозных наставников и проповедников. Иногда человек становится верующим в результате внутреннего потрясения (или кризиса) и последовавшего за этим эмоционального, психологического выбора. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей личности. Этот процесс обретения и поддержания религиозной идентичности называют религиозным опытом. Религиозный опыт человека и группы с течением времени оформляется в стереотипную картину мира и в представление о том, что значит быть, например, христианином или мусульманином, чем и почему члены данной группы отличаются от последователей других религий.  
10. Религиозный культ — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием. Наиболее развиты в язычестве, которое фактически состоит из разнообразных культов: тотемический культ, погребальный культ, промысловый культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно также выделять виды культов по объектам: культ солнца, культ неба, культ воды, культ животных (зоолатрия), культ растений, культ огня, культ предков, культ царя и т. д. Для каждого языческого божества существовал свой культ, например, культ Ваала, культ Астары и др. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культа не включаются магические (колдование) обряды и обряды заклинания духов (экзорцизм). В монотеистических религиях под культом понимается религиозная обрядность: служители культа, католический культ, культовые предметы. Религиозный культ следует отличать от таких политических, эстетических, этических и философских феноменов, как «культ силы», «культ успеха», «культ человека», «культ разума» и др.  
11. Религиозное объединение добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
  1. В соответствии с Конституцией РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
  2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
  3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
  4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций
Религиозные организации имеют налоговые льготы.  
12. Религиозные отношения это отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов религиозной деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в религиозной жизни. Это определенная система устойчивых связей индивидов, складывающаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества, данного типа веры. Религиозные отношения, как и другие виды общественных отношений, характеризуются наличием статусов и ролей. Связи между субъектами религиозных отношений, устанавливаясь по поводу различных функций в процессе отправления религиозной веры, образуют определенные пункты пересечения. Это и есть религиозные статусы. Они выражают обусловленное религиозными отношениями взаимное положение индивидов, их позиции в религиозных группах. Статусы и в религиозных отношениях могут определяться как естественными (например, отношение к женщине в христианстве), так и социальными характеристиками (профессионально подготавливаемый в развитых религиях клир); быть приписываемыми и достигаемыми. Совокупность требований, предъявляемых религиозным сообществом индивиду, занимающему определенное место (статус), образует содержание соответствующей данной позиции социальной роли. Роль – это совокупность функций, которые должен выполнять индивид, занимающий данную позицию.  
13. Вероучение совокупность вероучительных определений (догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями. Термин как правило употребляется для описания специфики трактовки основных положений в различных направлениях христианства либо для обозначения христианской догматики в це́лом.  
14. Теология систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания
15. Харизматический культ одна из разновидностей новых религиозных движений (НРД) или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии Признаки
  • Обожествление вождя (культ личности) (основатель и/или руко­водитель такой религиозной организации объявляет либо самого себя богом, либо наместником Бога на земле, либо представителем какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны).
  • Малочисленность (на первых порах, хотя со временем численность может значительно возрасти)
  • Замкнутость (самоотчуждение членов от окружающего мира, контроль за членами)
  • Исключительность (мания величия) (притязания на конечную истинность своих установок и ценностей)
  • Фанатизм (непримиримость к инакомыслию и враждебность к внешнему миру)
  • Мистицизм (катастрофическо-апокалиптические взгляды)
   
16. Секта — понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение. В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии Латинскому слову лат. secta в древнегреческом языке соответствует слово др.-греч. αἵρεσις — ересь. Понятия «ересь» и «секта» в этих языках тождественные.  
17. Деноминация в религиоведении тип религиозной организации в христианстве. Специфической характеристикой деноминации является её промежуточный характер по отношению к секте и церкви. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом Впервые понятие введено американским богословом Х. Р. Нибуром (англ.) в книге «Социальные истоки деноминационализма» (. The social sources of denominationalism) От церкви деноминация заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма по отношению к государству и обществу, признаёт возможность духовного возрождения для любого верующего человека. С сектой же её сближает относительно небольшой период существования, преимущественный упор на религиозную деятельность, в вероучении наличие качественных отличий от традиционных церквей и противопоставление себя им, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Деноминация имеет чёткую организацию как «по вертикали» (подчинение различных звеньев управления), так и «по горизонтали» (направление деятельности членов общины). Несмотря на то, что в деноминации провозглашается равенство всех её членов и наличие выборности руководства, в действительности имеет место элита, состоящая из постоянных людей, которые наделены широкими полномочиями. Также при формальном отрицании разделения верующих на священников и мирян, существуют профессиональные священнослужители, которые провозглашаются наделёнными „даром“ понимания и способностью толковать „слово“ божье, как и выступать с пророчествами и проповедями Кроме того, термин деноминация используется в обыденном словоупотреблении в качестве синонима слова конфессия.  
18. Церковь обозначающий религиозное сообщество христиан и соответствующую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими нормами, выработанными в контексте истории христианства. Церковь в узком смысле — христианское культовое здание, храм (рус. слово “церковь” восходит к греческому κυριακόν — храм Господень). Буквальное значение греч. слова εκκλησία — “собрание тех, кто позван” — отражает первичное понимание, согласно которому церковь — это местная община призванных Богом на путь спасения последователей Иисуса Христа. Распространение христианства в различных культурных контекстах в границах поэднеантичной ойкумены и за ее пределами поставило вопрос о единстве церковных общин, которое было понято как вероучительное и “мистическое”. Церковь объединяет одна вера, актуализируемая через тождественный по существу религиозный опыт общения и единства с Богом “во Христе”. Согласно метафоре апостола Павла, церковь есть Тело Хряста, а сам Христос — ее Глава. Одушевляющей, животворной силой этого Тела является Дух Божий, в день Пятидесятницы сошедший на апостолов, которые представляли христианскую первообщину (поэтому церковь есть также и “храм Духа”). Все члены церкви, вступившие в нее через крещение “во Христа” и соединение с ним в таинстве Евхаристии (причастии “Телу и Крови Христа”), составляют т. н. “невидимую” церковь. В то же время церковь — это конкретная, “видимая” религиозная структура, имеющая своих институциональных лидеров, профессиональных служителей и рядовых членов, материальную базу и корпоративные интересы.  
19. Конфессия особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные символы веры, образуют разные конфессии В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённого направления в рамках отдельной религии. Иногда отождествляется с термином деноминация

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...