Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальные проблемы российской экономики

ВАРИАНТ 4

Дайте определение понятиям

1. Сферы воспроизводства - признается приоритетной на том основании, что производство является основой экономики: невозможно распределить, обменять и потребить то, что не произведено, не создано. Одновременно производство определяет и уровень эффективности экономики.

2. Эффективность в производстве - состояние экономики, при котором невозможно увеличить производство одного товара, не сокращая при этом производства другого.

3. Кривая производственных возможностей - это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

4. Закон предложения - экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях.

5. Переменные издержки - это расходы фирмы, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции (например, затраты на заработную плату, сырье, топливо, энергию, транспортные услуги).

6. Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

7. Ценовая дискриминация - это продажа фирмой-монополистом одного и того же товара разным потребителям либо группам потребителей по разным ценам, причем различия цен не обусловлены различиями издержек производства.

8. Общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

9. Рыночное равновесие - это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

10. Средний продукт - это объём произведённой продукции, отнесённый к единице использованных ресурсов.

2. Узловые вопросы темы

Охарактеризуйте влияние динамики цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары на изменение спроса и предложения.

Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать).

Как конкурентная фирма реагирует на повышение и понижение рыночной цены?

Для определения реакции фирмы на изменение цен конкурентами необходимо ответить на несколько вопросов:

1) почему конкурент изменил цену: для завоевания рынка, использования недогруженных производственных мощностей, компенсирования изменившихся издержек или чтобы положить начало изменению цен в отрасли в целом?

2)планирует ли конкурент изменение цен на время или навсегда?

3)что произойдет с долей рынка фирмы и ее доходами, если она не примет ответных мер?

4)собираются ли принимать ответные меры другие фирмы?

5)какими могут быть ответы конкурента и других фирм на каждую из возможных ответных реакций?

Помимо решения этих вопросов фирма должна провести и более широкий анализ. Ей следует изучить проблемы, связанные с этапом жизненного цикла своего товара, значением этого товара в рамках своей товарной номенклатуры, изучить намерения и ресурсы конкурента, предложенную цену и чувствительность рынка с точки зрения ценностной значимости товара, динамику издержек в зависимости от объема производства и прочие возможности, открывающиеся перед фирмой.

Фирма не всегда в состоянии провести анализ вариантов своих действий непосредственно в момент изменения цен, ведь конкурент, возможно, готовился к своему шагу довольно долго, а четко отреагировать на этот шаг надо через несколько часов или дней.

Практически единственный способ сократить срок принятия решения об ответной реакции — предвидеть возможные ценовые маневры конкурента и заблаговременно подготовить ответные меры.

В чем смысл проведения политики ценовой дискриминации?

Смысл реализации политики ценовой дискриминации заключается в желании монополиста присвоить себе излишек потребителя, и, следовательно, максимизировать свою прибыль.

В чем заключается смысл рыночного равновесия? Чем отличается равновесие по Л. Вальрасу от равновесия по А. Маршаллу?

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения

В равновесии по Вальрасу рассматривается избыток спроса при цене P, а в равновесии по Маршаллу - превышение ценой спроса цены предложения при данном объеме продаж Q.

Аналитические задачи

Задача 1.

Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. Функция ее предельного дохода представлена формулой MR = 10 - 2Q, а функция предельных издержек представлена формулой МС = 2Q - 2. При каком объеме производства фирма получит максимальную прибыль?

Максимальная прибыль достигается, когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

MC=MR

2Q-2=10-2Q

4Q=12

Q=3

Задача 2.

В условной экономической системе производятся два вида продукта: X и Y. Для производства 1 шт. продукта X требуется 50 ед. ресурса, для производства 1 шт. продукта Y – 25 ед. ресурса. Общий объем полностью взаимозаменяемого ресурса, которым располагает экономическая система, составляет 400 ед. Определите альтернативные издержки производства последней единицы продукта x.

Альтернативные затраты производства последней единицы продукта X – это то количество единиц продукта Y, которое не будет произведено, если все ресурсы будут использованы на производство продукта Х.

Для того, чтобы произвести последнюю единицу продукта Х, нужно произвести предпоследнюю и т. д.

V(X) = 400/50 = 8

V(Y) = 400/25 = 16

Т. е. альтернативные затраты будут равны 16 единицам продукта Y.

Задача 3.

Доход потребителя возрос с 12 до 14 тыс. рублей. Спрос на маргарин упал с 3 до 1 кг. Спрос на масло возрос с 6 до 8 кг. Определить эластичность спроса по доходу и характер товара.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – степень изменения спроса при изменении влияющих на него ценовых и неценовых факторов.

Для маргарина

Для масла

Актуальные проблемы российской экономики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...