Актуальные проблемы российской экономики
ВАРИАНТ 4 Дайте определение понятиям 1. Сферы воспроизводства - признается приоритетной на том основании, что производство является основой экономики: невозможно распределить, обменять и потребить то, что не произведено, не создано. Одновременно производство определяет и уровень эффективности экономики. 2. Эффективность в производстве - состояние экономики, при котором невозможно увеличить производство одного товара, не сокращая при этом производства другого. 3. Кривая производственных возможностей - это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. 4. Закон предложения - экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях. 5. Переменные издержки - это расходы фирмы, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции (например, затраты на заработную плату, сырье, топливо, энергию, транспортные услуги). 6. Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. 7. Ценовая дискриминация - это продажа фирмой-монополистом одного и того же товара разным потребителям либо группам потребителей по разным ценам, причем различия цен не обусловлены различиями издержек производства. 8. Общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.
9. Рыночное равновесие - это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой. 10. Средний продукт - это объём произведённой продукции, отнесённый к единице использованных ресурсов. 2. Узловые вопросы темы Охарактеризуйте влияние динамики цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары на изменение спроса и предложения. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Как конкурентная фирма реагирует на повышение и понижение рыночной цены? Для определения реакции фирмы на изменение цен конкурентами необходимо ответить на несколько вопросов: 1) почему конкурент изменил цену: для завоевания рынка, использования недогруженных производственных мощностей, компенсирования изменившихся издержек или чтобы положить начало изменению цен в отрасли в целом? 2)планирует ли конкурент изменение цен на время или навсегда? 3)что произойдет с долей рынка фирмы и ее доходами, если она не примет ответных мер? 4)собираются ли принимать ответные меры другие фирмы? 5)какими могут быть ответы конкурента и других фирм на каждую из возможных ответных реакций? Помимо решения этих вопросов фирма должна провести и более широкий анализ. Ей следует изучить проблемы, связанные с этапом жизненного цикла своего товара, значением этого товара в рамках своей товарной номенклатуры, изучить намерения и ресурсы конкурента, предложенную цену и чувствительность рынка с точки зрения ценностной значимости товара, динамику издержек в зависимости от объема производства и прочие возможности, открывающиеся перед фирмой.
Фирма не всегда в состоянии провести анализ вариантов своих действий непосредственно в момент изменения цен, ведь конкурент, возможно, готовился к своему шагу довольно долго, а четко отреагировать на этот шаг надо через несколько часов или дней. Практически единственный способ сократить срок принятия решения об ответной реакции — предвидеть возможные ценовые маневры конкурента и заблаговременно подготовить ответные меры. В чем смысл проведения политики ценовой дискриминации? Смысл реализации политики ценовой дискриминации заключается в желании монополиста присвоить себе излишек потребителя, и, следовательно, максимизировать свою прибыль. В чем заключается смысл рыночного равновесия? Чем отличается равновесие по Л. Вальрасу от равновесия по А. Маршаллу? Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения В равновесии по Вальрасу рассматривается избыток спроса при цене P, а в равновесии по Маршаллу - превышение ценой спроса цены предложения при данном объеме продаж Q. Аналитические задачи Задача 1. Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. Функция ее предельного дохода представлена формулой MR = 10 - 2Q, а функция предельных издержек представлена формулой МС = 2Q - 2. При каком объеме производства фирма получит максимальную прибыль? Максимальная прибыль достигается, когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС). MC=MR 2Q-2=10-2Q 4Q=12 Q=3 Задача 2. В условной экономической системе производятся два вида продукта: X и Y. Для производства 1 шт. продукта X требуется 50 ед. ресурса, для производства 1 шт. продукта Y – 25 ед. ресурса. Общий объем полностью взаимозаменяемого ресурса, которым располагает экономическая система, составляет 400 ед. Определите альтернативные издержки производства последней единицы продукта x. Альтернативные затраты производства последней единицы продукта X – это то количество единиц продукта Y, которое не будет произведено, если все ресурсы будут использованы на производство продукта Х.
Для того, чтобы произвести последнюю единицу продукта Х, нужно произвести предпоследнюю и т. д. V(X) = 400/50 = 8 V(Y) = 400/25 = 16 Т. е. альтернативные затраты будут равны 16 единицам продукта Y. Задача 3. Доход потребителя возрос с 12 до 14 тыс. рублей. Спрос на маргарин упал с 3 до 1 кг. Спрос на масло возрос с 6 до 8 кг. Определить эластичность спроса по доходу и характер товара. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – степень изменения спроса при изменении влияющих на него ценовых и неценовых факторов. Для маргарина Для масла Актуальные проблемы российской экономики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|