Причины кризиса полисной системы Древней Греции.
Война…. Одно слово, но сколько смысла заключено в этом слове. Цветущие города, полные людского счастья, великолепные архитектурные ансамбли, личности, человеческие отношения, как зерно в жерновах перемалываются в этой страшной мельнице. Война … - кому беда, а кому мать родна. Это время испытания на прочность государственной системы и людей порожденной этой системой; это борьба идеологий и культур, нравственного и физического воспитания человека. Никакая беда не влияет на общество, так, как влияет она. Самые низшие человеческие инстинкты и самые высшие нравственные качества человека проявляются именно в это время. Греция V века, с ее высокоразвитой культурой, полисами-красавцами не могла не представлять собой лакомый кусок для сильнейшей близлежащей Персии. Сатрапы Ксеркса настаивали на реванше после Марафонской битвы, и наконец решение было принято. Многотысячное войско персидского царя вторглось в Грецию (480 г. до н.э.) и начало военные действия. Греция начала объединяться перед лицом всеобщей опасности нависшей над Аттикой. Собравшиеся в 480 г. в Коринфе представители ряда городов приняли решение прекратить войны между полисами. Другой победой греков было рациональное распределение военных усилий. Усиленными темпами был построен флот. Огромное моральное влияние на греческие военные формирования оказал подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом. По свидетельству Геродота персы потеряли при штурме Фермопильского ущелья до 8000 воинов. Но как бы там ни было, уже одно то, что кучка героев удерживала несколько дней многотысячное войско Ксеркса, повлияло на боевой дух объединенного греческого войска. Битва флотов при Саламине показала полную несостоятельность военной компании персов в Греции. В этот тяжелейший для эллинов период греческий народ сумел доказать, что свободный гражданин будет сражаться с врагом до смерти, но не поступится свободой. Ксеркс отправился восвояси, оставив продолжать войну своего опытнейшего полководца Мардония. Но в битве при Платеях греки наголову разбили захватчиков, то же постигло персов на море у мыса Микале. Следует подчеркнуть, что основную роль в борьбе за независимость Греции сыграли те полисы, где масса гражданства сама выступала вершителем своих судеб. Изгнание персов с территории Греции не означало конца войны. Она продолжалась, но уже в ином общеполитическом контексте, который определялся тремя основными событиями: отходом спартанцев от военных действий, созданием Делосского союза (симмахии) и переходом руководства к Афинам.
Разгром персов при Платеях и Микале, помимо чисто военного аспекта, имел еще и значительные моральные последствия. Персы окончательно лишились ореола непобедимости, что придало смелости их противникам. Греки перешли в наступление. Военные действия успешно развертываются на севере Эгеиды, в Пропонтиде и у берегов Фракии, где оставались еще персидские силы. Официальный лозунг войны этого этапа - "отмщение варварам". Но моральный аспект. Так например, после битвы при Платеях греки, по сведениям Геродота, «нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды, На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто не обращал внимания. Золота было взято так много, что его продавали так, как будто это была медь» Полисы, решившие продолжить войну, в 478/7 г. собрались на о. Делосе и учредили новый союз, руководителем которого стали Афины - наиболее мощный среди союзников полис, обладавший самым большим флотом. Этот союз обычно называют Делосской симмахией, позднее - Афинским морским союзом. По решению союзников создается общая военная казна, куда каждому вменялось вносить определенную сумму (форос). Первую раскладку фороса произвел афинский политический деятель Аристид, известный своим бескорыстием и справедливостью. Но отсюда на мой взгляд начинается следующий этап «грехопадения» греческого общества. «Деньги, деньги, деньги всюду деньги господа…..», - так поется в известной веселой песенке. Пока казна находилась под контролем честных людей (Аристида и Кимона) союз греческих государств выполнял свои функции. Но вскоре Афины все более усиливают власть над союзниками. В 454 г. под предлогом защиты от персидской угрозы союзная казна переносится с Делоса в Афины, которые отныне стали беззастенчиво тратить союзные средства на собственные нужды. Делосская симмахия превращалась в Афинскую морскую державу (архэ), союзники - в подданных. Во-вторых, Афины активизировали военную и дипломатическую деятельность в Восточном Средиземноморье против Персии. В-третьих, большое значение отныне приобретает в политике Афин сама Греция - ее центральная часть и Пелопоннес. В современной литературе, очевидно, справедливо указывается, что афинская внешняя политика того времени производит впечатление несбалансированности, отсутствия четкой перспективы и выделения главного. К этому, по-видимому, следует добавить, что цели, которые ставили себе афиняне, отнюдь не всегда соответствовали тем средствам, которыми они располагали. Все более входя во вкус они практически из обороняющихся стали превращаться в захватчиков. Как в старой китайской сказке (на основе, которой снят и мультфильм и кино) Афины не смогли «победить в себе дракона» и начинают сами становиться драконом. Они залезли в Египет и на Кипр, но потерпели неудачу. Союзные полисы отказались платить форос, поскольку он официально предназначался для войны с Персией. Противники Афин внутри союза делали из факта заключения мира еще более далеко идущие выводы: речь теперь шла уже о роспуске самого союза. Афинам с большим трудом удалось справиться с этим кризисом и сохранить союз: противники союза объявлялись мятежниками, и против них посылались карательные экспедиции.
Афины начинают насаждать своих людей в подведомственных полисах наделяя их земельными наделами, так называемых клерухов. Естественно эти кусочки земли были не самыми худшими. Усилило падение нравов и дальнейшее развитие кризиса греческих полисов братоубийственная война за гегемонию в греческом мире, так называемая Пелопоннесская война. Основными соперниками в ней выступили Афины и Спарта. Два государства совсем недавно бок о бок отстаивавшие свободу и независимость эллинов схватились в мертвой хватке за право диктата своей политики. Первый период Пелопоннесской войны (431-421 гг.) обычно называется Архидамовой войной (по имени спартанского царя, руководившего пелопоннесской армией). Начальные годы войны, казалось, подтвердили правильность выработанной обеими сторонами стратегии. Спартанцы регулярно вторгались в Аттику и разоряли ее поля. Афинский флот курсировал вокруг Пелопониеса и наносил достаточно чувствительные удары по побережью. Однако вскоре стала ясна бесперспективность подобных действий. Спартанцы так и не смогли заставить афинян покинуть свои укрепления, а афинскому флоту не удалось задушить блокадой Пелопоннес. Правда, Афины постигло большое несчастье: скопление в городе множества людей, пришедших с полей под защиту городских стен, вызвало здесь тяжелую эпидемию (видимо, чумы), жертвой которой пал и Перикл. Но еще важнее было другое: Перикл не смог предусмотреть одного последствия разработанного им плана - реакции аттических крестьян, с городских стен смотревших, как враг топчет их поля, уничтожает посевы, сжигает дома. Ранее достаточно монолитная основа афинской демократии стала разрушаться, все сильнее звучат требования мира, причем раздаются они со стороны не только крестьян, но и некоторых аристократов. Настроения аттических крестьян прекрасно выразил Аристофан, герой комедии которого "Мир" (поставлена на сцене в 421 г.) призывает (ст. 551-555):
Услышь, народ! Велим мы земледельцам всем, Напротив, городской демос склонялся к тому, что войну следует вести более решительно и жестоко. Выразителем этих радикальных настроений стал Клеон. Под его руководством союзники одержали блестящую победу под Пилосом, ставшим важным опорным пунктом Афин в Мессении - самом опасном месте Пелопоннеса, где всегда можно было ожидать восстания илотов. В Спарте также стали осознавать необходимость воевать по-иному. Инициатором более активных действий здесь выступил Брасид, который воспользовался недовольством властью Афин среди городов Фракии - членов Афинской архэ и, пройдя через всю Грецию, неожиданно оказался на Халкидике, где поднял полисы против Афин. Переход Халкидики на сторону спартанцев был очень тяжелым ударом по Афинам, в общем столь же серьезно осложнившим их положение, сколь захват Пилоса осложнил положение спартанцев. Для организации сопротивления афиняне отправили на Халкидику Клеона, войско которого было разбито в решительном бою под Амфиполем; оба полководца - Брасид и Клеон - погибли. Усталость от войны, тяжелые потери обеих сторон, отсутствие какого-либо перелома в военных действиях, наконец, гибель наиболее авторитетных сторонников продолжения войны - все это побудило начать переговоры о мире, который был заключен в 421 г. (так называемый Никиев мир). Никиев мир не решил тех проблем, которые породили войну. Дальнейшая ненасытная авантюристическая политика Афин была направлена на поход в Сицилию. Афиняне плохо знали ситуацию в Сицилии и оказались неподготовленными к тому, что большинство тамошних греков выступили против них единым фронтом; не предусмотрели Афины и возможности вмешательства Спарты. Наконец, сильное воздействие на ход событий имела внутриполитическая борьба в самих Афинах. Одним из руководителей похода был назначен Алкивиад, происходивший из старого аристократического рода, стоявший тогда на позициях радикальной демократии, но видевший в ней только средство для личного возвышения. Еще накануне отплытия эскадры на Сицилию в городе кто-то повредил гермы - изображения бога Гермеса, причем подозрения пали на Алкивиада и его друзей. Вызванный из Сицилии в Афины по "делу гермокопидов" (т. е. разрушителей герм, против которых возбудили судебный процесс) Алкивиад, понимая, что его политические противники расправятся с ним, бежал в Спарту. Он выдал противнику все планы Афин, помог им сориентироваться в обстановке и настоял на отправлении войска в Сицилию. Сицилийская экспедиция, которая продолжалась с 415 по 413 г., закончилась для афинян грандиозной катастрофой: погибли весь флот (200 триер) и 12 тыс. человек. Плененных воинов - афинян и союзников - сиракузяне обратили в рабство и частично отправили в каменоломни; общее число взятых в плен Фукидид определяет в 7 тыс., хотя оговаривает, что точные цифры указать трудно. Далее мы можем наблюдать совсем ужасные и шокирующие вещи. Алкивиад выступает советчиком у спартанцев, последние в свою очередь идут на поклон к персидскому царю для того, чтобы занять денег для борьбы с Афинами. Деньги становятся престижной формой богатства, наряду с земельными владениями. Более того, ряд землевладельцев предпочитали продавать земельные участки, чтобы иметь наличные деньги: их было легче скрыть от налогообложения и взоров сограждан в смутные времена, их отдавали в рост и получали без хлопот неплохие проценты, легко делили среди наследников и т.д. В IV в. до н.э. появляются богачи, располагающие внушительными капиталами в несколько десятков талантов, в то время как в V в. до н.э. таких было единицы. Теперь среди богачей были не только знатные граждане, но и метеки, иностранцы, не имеющие гражданских прав, как правило, занимающихся ремеслами и торговлей, люди предприимчивые, энергичные, мало связанные ограничительными правилами, которые накладывались в полисе на граждан (обогащение за счет ростовщичества, некоторых видов торговли и ремесел в ряде полисов считались недостойными гражданина). Самый основной во все времена продукт – хлеб стал предметом спекуляции. Хлебная торговля строго регламентировалась. Привозившие на кораблях большие партии зерна оптовые торговцы должны были продавать его под наблюдением надзирателей мелким торговцам прямо в порту, но не более чем 50 медимнов (около 2 т) в одни руки, и мелкие торговцы должны вести торговлю по установленным правилам. Однако спекулянты находили лазейки и обходили правила продажи. Горожане их люто ненавидели. «Их интересы, - писал Лисий, - противоположны интересам других: они больше всего наживаются тогда, когда при известии о каком-нибудь государственном бедствии продают хлеб по дорогим ценам. Ваши несчастья так приятно им видеть, что иногда они о них узнают раньше всех, а иногда и сами их сочиняют…. Когда вы все более нуждаетесь в хлебе они вырывают его у вас изо рта и не хотят продавать, чтобы мы не разговаривали о цене, а были рады купить у них хлеба по какой ни на есть цене. Таким образом, иногда во время мира они держат нас на осадном положении». Хлебная спекуляция и трудности в обеспечении зерном были источником серьезных внутренних конфликтов в Афинах, вместе с тем они показывали слабые возможности полисной администрации решить этот важный экономический вопрос. Война калечит людей не только физически, но и морально. Человек с мечем (дубиной, мушкетом, ружьем и наконец автоматом) представляет собой машину для убийства. Это винтик власти, который в определенный момент является и судьей и палачем. Он властитель человеческих душ, он милует и карает. Он может взять, то что ему понравилось, он может отобрать силой то, что ему понравилось. Мало того, человек после рек пролитой крови перестает бояться бога. Он святотатствует: грабит храмы и алтари, убивает служащих богов. При этом ничего не происходит, боги его не наказывают. Жажда золота приводила к совершению таких тягчайших, с точки зрения полисной морали, преступлений, как разграбление общеэллинских святынь. В 364 г. до н.э. аркадяне захватили и обобрали храм Зевса в Олимпии, где совершались жертвоприношения во время олимпийских игр. В 356 г. до н.э. фокидяне захватили и вывезли храмовые богатства другой общегреческой святыни – храма Аполлона в Дельфах (10000 талантов). На эти деньги фокидяне смогли нанять армию наемников в 20000 человек. Наемничество уже распространенное явление в греческих полисах. Оружием становится легче зарабатывать деньги, чем трудом. Мало того «новый грек» видит, что сосед обогатился более его, жена соседа ходит в богатой одежде. Вся в золотых украшениях, покупает или обменивает дорогие вещи, продукты, вино. Праздник не прекращается. Становится очевидным – все те, кто во время войны остался у сохи влачат жалкое существование. Скорее на войну! Торговец от прилива золота не успевает поставлять продукты, дорогую утварь, вино. Цена неукоснительно ползет вверх, но все это мелочи. Завтра будут еще трофеи. Скорее на войну! Денежные мешки пухнут еще больше. Поставки для армии – это огромные деньги, которые из общественного кошелька потихонечку перетекают в карманы торговцев продуктами, оружием, скотом, средствами перевоза и передвижения. Мать родна (война) кормит и взращивает новый тип людей: циничных, грубых и беспринципных. Для проталкивания решений можно использовать подкуп граждан. Два-три обола и голос куплен. Не удивляет, что многочисленное число греческих патриотов противостоящих реалиям было подвержено остракизму. Огромное расслоение общества греческих полисов в IV в. до н.э. как с Афинской так и со Спартанской стороны достигают предела. В Афинах в условиях демократического строя удавалось сгладить остроту социального недовольства. Там был установлен жесткий контроль за хлебным рынком, довольно широко раздавались деньги на посещение театральных спектаклей. (Уже в то время власть понимала, чем занимать толпу, отвлекая ее от проблем насущных. Как это знакомо нам сегодня по постоянным концертам попсы.) На богатых граждан были наложены так называемые литургии – с них собирали различные взносы. Естественно, это давало некоторые результаты, и социальная напряженность не вылилась в кровавые столкновения и гражданские войны с оружием в руках, а проявлялась в форме политической борьбы на народных собраниях, в дискуссиях философов, в литературных произведениях. Но в Спарте, считавшейся образцом имущественного равенства спартиатов и социального спокойствия внутри общины равных, борьба против концентрации богатства и имущественного расслоения приняла острые формы и вылилась в заговор Кинадона в 399 г. до н.э. К нему могли присоединиться илоты и периэки, что могло привести к серьезным последствиям. Но заговор был раскрыт, а его участники жестоко наказаны: всем им надели на шею железные брусья, приковали к ним руки и, гоняя по улицам Спарты, забили до смерти бичами и прутьями. В другом пелопонесском городе Аргосе в 370 г. до н.э. беднейшие граждане восстали против состоятельных и, вооружившись дубинками (скиталами), перебили около 1200 чел, разделив между собой их имущество. Говоря об обострении социальной борьбы в городах Пелопоннеса, афинский оратор Исократ писал, что граждане многих полисов на Пелопоннесе «относятся к друг другу с таким недоверием, с такой враждебностью, что сограждан боятся более, чем врагов. Вместо бывшего при нашей власти единодушия и взаимной имущественной поддержки они дошли до такого распада связей между собой, что люди состоятельные охотнее бросили свое имущество в море, чем оказали бы помощь нуждающимся, а бедные меньше бы обрадовались находке клада, чем возможности силой завладеть имуществом богатых. Прекратив жертвоприношения на алтарях, люди, точно жертвенных животных закладывают друг друга». Описанные выше особенности социально-экономического и политического развития греческих полисов в IV в. до н.э. внедрение классического рабства и товарной экономики, имущественная дифференциация гражданства, концентрация богатства на одном полюсе и обнищание на другом, потеря низшими слоями гражданского населения земельной собственности, падение роли гражданского ополчения и распространение наемничества, повышение экономического и социального значения метеков, рост социальной напряженности. Установление тиранических режимов – все эти болезненные явления в истории Греции первой половины IV в. до н.э. определяются как кризис греческого полиса. Тема спасения греческого полиса становится самой актуальной темой для обсуждения у лучших людей того времени: Аристофана, Платона, Аристотеля, Исократа и др. Однако предложенные проекты реформирования и оздоровления пораженных кризисом греческих полисов оказались утопическими, невыполнимыми в исторической обстановке IV в. до н.э. Кризис греческого полиса продолжал углубляться. Спарта после победы в Пелопоннесской войне стала насаждать в «освобожденных»городах олигархические проспартанские декархии (десятки), наделяя их чрезвычайными полномочиями. Все выступления демоса жесточайшим образом подавлялись. Умелая и хитроумная денежная политика персов, поддерживающих антиспартанские настроения позволила Афинам в 393 г. до н.э. построить новый флот, установить укрепления. Так персы финансируя то одну то другую противоборствующую сторону добились полнейшего истощения обеих враждующих сторон. В 387 году при посредничестве Персии был заключен, так называемый Анталкидов мир (по имени спартанского представителя Анталкида). По этому миру выгодного прежде всего персам, под власть персидского царя переходили многие греческие города Малой Азии, пользующиеся свободой со времени окончания греко-персидских войн. Были распущены все союзы, кроме Пелопоннесского. На Спарту была возложена обязанность хранителя условий этого позорного для греков договора, своего рода охрана персидских интересов в Греции. Наступил позорный период в истории спартанского государства. Опять началось насаждение тиранических и олигархических режимов в греческих полисах. Однако свободолюбивые греческие полисы не могли терпеть над собой спартанскую гегемонию. Вскоре был создан Второй Афинский морской союз, набирало силу фиванское государство под эгидой которого создался Беотийский союз. Оба союза установили дружеские отношения между собой и поддерживали друг друга в борьбе со Спартой. Демократ и великолепный полководец Эпаминонд, учтя слова спартанского царя Агесилая, создал сильную хорошо обученную армию. В битвах со спартанцами при Левкрах и Мантинее беотийцы разгромили спартанцев. Но противоборство Спарты и Фив в 70-60-х г. до н.э. привело к их взаимному ослаблению. Этим не преминули воспользоваться Афины. Не видя перед собой серьезных соперников они вернулись к великодержавной политике. Опять на территорию ряда союзников насадили клерухов, стали требовать увеличения взносов. В связи с нехваткой денег афинские стратеги стали допускать злоупотребления, грабежи населения. Недовольство союзников великодержавными замашками Афин вылилось в восстание получившее название союзнической войны (357-356 гг. до н.э.). Около двух лет Афины пытались привести своих мятежных союзников к покорности, но вскоре они были вынуждены признать автономию большинства полисов. Такая несбалансированная политика привела к полному недоверию полисов друг к другу. Этими отношениями политического хаоса в Греции не преминули воспользоваться персидские сатрапы и царь, которые начинают вмешиваться во внутренние дела греческих полисов, что вызывало чувство негодования у наиболее дальновидных греческих политиков. Это состояние политической анархии, всеобщая враждебность и постоянные войны, ведущееся между полисами часто по ничтожным мотивам, свидетельство серьезного кризиса полисной системы взаимоотношений, который дополнял кризис основ греческого полиса как такового. Общее состояние Греции в середине IV в. до н.э. передал Исократ: «Морские разбойники хозяйничают на море, наемники захватывают города, а граждане вместо того, чтобы воевать с другими за свою страну, сражаются между собой внутри городских стен». На этот момент времени было ясно, чтобы предотвратить самоистребление греческого народа нужна была объединяющая сила. Этой силой стал македонский царь Филипп II. В 338 г. до н.э. в битве при г. Херонее македонцы разгромили союзное ополчение греческих полисов. Македонский царь повел мудрую политику и не стал прибегать к насилиям, показывая. Что он не жестокий и кровожадный завоеватель, а вполне лояльный союзник греческих городов, который заботится не столько о завоевании, сколько об объединении Греции. В 337 г. до н.э. в Коринфе по инициативе Филиппа был созван общегреческий конгресс, который должен был юридически закрепить учреждение македонской гегемонии над Грецией, оформить насильственное объединение Греции под руководством македонского царя. На конгрессе был организован Эллинский союз греческих городов, а Филипп был объявлен его гегемоном. Все междоусобные войны греческих полисов прекращались, провозглашался всеобщий мир в Греции, запрещалось вмешательство во внутренние дела друг друга, изменение существующего политического строя, подтверждалась неприкосновенность частной собственности, запрещались отмена долгов и переделы земли, конфискация имущества. Объявлялась борьба с пиратством и свобода мореплавания в торговых целях. Одним из важнейших решений было объявление священной войны Персидской монархии. Во исполнение решений Коринфского конгресса в 336 г. до н.э. Филипп II переправил в Малую Азию десятитысячную армию, но вскоре был убит одним из своих придворных. Македонским царем был провозглашен его сын и наследник Александр, который одновременно стал гегемоном Эллинского союза. С именем и деятельностью Александра связано начало нового этапа греческой истории – периода эллинизма.
Заключение Итак, на примере греческой истории мы видим, что ни демократия, ни авторитарный или олигархический строй не может спасти государство от разложения и гибели. К сожалению правят и руководят зачастую не те, кто в данный момент находится у руля, а некие кукловоды, имеющие в руках невидимые нити. «Философы» (в понимании Платона) уязвимы и часто попадают в сети расставленные «кукловодами», в основном преследующим чисто меркантильные интересы. Не дай бог нарушить эти интересы. Им хорошо при любой власти, пока эта власть не посягнула на их святыни. (Удивляет, что сделавшие столько для спасения Греции Фемистокл, Перикл и многие другие патриоты были подвергнуты остракизму). Неужели народ так быстро забывает своих героев? Сократа заставили выпить яд. Кому мог помешать философ?). Эти люди не выпячиваются и находятся в тени, но зачастую именно они вершат историю. Именно с ними вступил в схватку Петр I, именно такие люди используя безволие и алкогольные наклонности Б. Ельцина провели так называемые «реформы». Наплевав и обгадив все то положительное, что было создано за 70 лет Советской власти, современная Россия впитывает в себя все самые наихудшие пороки капиталистического общества. Да у нас был тоталитарный режим, да был период застоя, но разве можно запретить христианскую религию только из-за того, что был инквизитор Торквемада, отправивший на костер десятки тысяч неповинных людей. А борьба православной церкви с язычеством Руси и с раскольничеством? Но ни у кого в голову не придет мысль объявить бога вне закона. Мы, страна, научившая мир социальным программам, сегодня не можем обеспечить достойную жизнь стариков. Около шести миллионов детей живут в неблагополучных семьях. Несмотря на сладкие речи о продвижении экономики вперед, экономические показатели не двигаются дальше достижений 1990г. 15% населения получает 57% от национального дохода. Наш российский фантаст А. Беляев вновь бы умер от ужаса, от того, что его роман «Продавец воздуха» стал актуальным для России. Никакого положительного эффекта от передачи в частные руки ресурсов не произошло. Добыча нефти и газа не повысилась, а наоборот упала. Мы выживаем только благодаря высоким ценам на нефть. Разрушено сельское хозяйство и промышленность. Страшно подумать, что может произойти, если упадет цена на нефть. В России образовался новый класс людей, я их называю финансовыми космополитами. У этих людей нет Родины, живут они преимущественно за границей, скупая за бешенные деньги недвижимость и прожигая миллионы долларов в кутежах. Молодежь все больше отказывается идти служить в армию. А кого защищать? Собственность Березовского Б.А., который поносит на чем свет Россию и строит ей козни или Абрамовича спекульнувшего собственностью государства на 13 млр. долларов. Москва, совсем очумевшая от притока денег и медленно умирающие провинциальные городки вот, что представляет собой сегодня Россия. Бесконечные концерты разжиревших от подачек денежных мешков поп-звезд отвлекают молодежь от реалий сегодняшнего дня. Как сегодня может быть создана крепкая семья, если невозможно приобрести квартиру. Кризис, глубочайший кризис поразил наше общество. Надо вспомнить уроки истории. Иначе опять получим «аргосский скитализм» российского образца 1917 г. Литература: 1. История Древней Греции. Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузишин, Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузишина – 3 изд. 2000 г. 2. Вейс Г. История культуры народов мира. Древняя Греция. – М.: Из-во ЭКСМО, 2004 г. 3. Плутарх «Жизнеописания» - Интернет 4. Геродот «История» - Интернет 5. Платон «Государство» - Интернет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|