Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Перспективы развития трубопроводного транспорта нефти




В целях обеспечения стратегических и экономических интересов в России, необходимо развивать существующую инфраструктуру транспорта нефти, а также расширять строительство объектов трубопроводного транспорта. Планируется, что система трубопроводного транспорта нефти будет развиваться в четырех направлениях для обеспечения экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ через территорию России: северобалтийское, каспийско-черноморское, центрально-европейское и восточное. Дальнейшая разработка нефтей в Тимано-Печерской нефтегазовой провинции, Восточной Сибири, а также на шельфе Каспийского моря позволяет прогнозировать увеличение объемов добычи нефти и ее транзита, что будет способствовать загрузке существующих мощностей системы магистральных нефтепроводов и строительству новых трубопроводов.

Каспийско-черноморское направление позволит обеспечить транзит нефтей Азербайджана, Казахстана и Туркмении и увеличит объем экспорта через нефтяные терминалы в Новороссийске (Шесхарис) и Туапсе. Нефтепроводная система Каспийского трубопроводного консорциума протяженностью 1580 км транспортирует нефть из Западного Казахстана и Азербайджана до нефтеналивного терминала в Новороссийске.
Балтийская трубопроводная система (БТС), строительство, первой очереди которой закончено в 2001 г., обеспечивает экспорт нефти через нефтеналивной терминал на Балтийское море (г. Приморск).
На центрально-европейском направлении планируется осуществлять экспорт нефти через порт Омишаль на рынок Средиземноморья по системе нефтепроводов "Дружба" и "Адрия".

Для снижения зависимости от сопредельных стран был сооружен нефтепровод Суходольная — Родионовская в обход территории Украины, а для увеличения транзита нефти возросла пропускная способность нефтепроводов Атырау — Самара и Тихорецк — Новороссийск.
Одно из наиболее перспективных направлений — восточное — будет развиваться в связи с ростом потребления энергоресурсов промышленностями стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Китая.
Все эти проекты конкурентоспособны по отношению к существующим альтернативным направлениям транспорта нефти, а также позволят получить дополнительные налоговые поступления в бюджет и будут стимулировать увеличение добычи нефти в России[1].

 

ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Развитие экономики России невозможно без обеспечения отечественной нефтеперерабатывающей промышленности нефтью для производства нефтепродуктов и сырья для нефтехимической промышленности, без экспорта нефти для получения валюты и закупки зарубежного оборудования, материалов и технологий. Наиболее дешевым и высоконадежным видом транспорта нефти являются магистральные нефтепроводы. С разработкой нефтяных месторождений Восточной Сибири и Крайнего Севера, началом освоения шельфа и морских месторождений происходят дальнейшее удаление мест переработки от районов добычи и рост затрат на транспортировку углеводородов. В этих условиях трубопроводный транспорт становится важнейшим элементом топливно-энергетического комплекса страны, обеспечивающим снижение издержек и повышение прибыльности добычи нефти для нефтегазодобывающих компаний.

Для надежного снабжения народного хозяйства нефтью необходимо, чтобы средства транспорта и хранения соответствовали уровню добычи и переработки, экспортным потребностям и перспективам развития.
Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 218,9 тыс. км, в том числе газопроводов — 151 тыс. км, нефтепроводов — 48,6 тыс. км, нефтепродукто-проводов — 19,3 тыс. км. Транспортировка продукции топливно-энергетического комплекса в 2000 г. трубопроводным транспортом составляла более 30 % общего объема грузооборота. По системе магистральных нефтепроводов транспортируется 93 % добываемой нефти, в общем объеме грузооборота доля нефти доходит до 40,3 %.
В последние годы предполагается рост добычи, переработки и экспорта нефти в России за счет разработки новых месторождений в Тимано-Печорском и Восточно-Сибирском регионах, а также на Дальнем Востоке и шельфе морей. Перспективный уровень добычи нефти и возможные объемы транспортировки по магистральным нефтепроводам будут определять такие факторы, как мировые цены, уровень налогообложения, сроки ввода новых месторождений и строительства трубопроводов.

Энергетическая стратегия России ориентирована на увеличение добычи к 2020 г. нефти с газовым конденсатом до 360 млрд т/год, газа — 700 млрд м3, угля — 430 млн т, производства электрической энергии — 1620 млрд кВт-ч.

Поэтому в целях обеспечения стратегических и экономических интересов страны необходимо развивать существующие и открывать новые направления экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ. С этой целью ОАО "АК "Транснефть" проводит целенаправленную работу по техническому перевооружению, реконструкции и капитальному ремонту объектов магистральных нефтепроводов системы, что обеспечивает экологическую безопасность трубопроводного транспорта, надежное и бесперебойное снабжение всех потребителей нефтью, способствуя развитию экономики страны[1].

Россия — одна из крупнейших нефтедобывающих держав, обладает и уникальной сетью магистральных нефте­проводов, пронизывающих всю страну. Система «Транснефти» обладает трубопроводами протяженностью свыше 48,6 тыс. км, которые расположены в 53 регионах РФ — от Восточной Сибири до западных границ. По ее магистралям проходит более 93 процентов всей нефти, добываемой в России[6].

Также значительной является доля России в мировом производстве труб. В настоящее время доля России в мировом производстве труб составляет около 11%, хотя в начале 90-х гг. по этому показателю страна занимала первое место. Россия поставляет на мировой рынок от 15 до 19% произведенных труб и импортирует от 10 до 15% их внутреннего потребления. Негативную тенденцию преобладания импорта труб над их экспортом удалось переломить, что говорит о хороших перспективах развития трубной подотрасли[7].

 

 

 

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Расчет физико-химических характеристик перекачиваемой нефти:

Плотность и вязкость нефти определяют лабораторными анализами. Плотность обычно измеряют при 20°C (293 К). Для определения плотностей нефти при других температурах T (в К) пользуются линейным законом Д. И. Менделеева по формуле:

771 – 0,810 ∙ (277-293) = 783,960 кг/м3

где ζ – температурная поправка, кг/(м3·К), которую можно рассчитать при помощи выражения

1,825 – 0,001317 ∙ 771 = 0,810 кг/(м3∙К)

где ρ293 – плотность при температуре 293 К, кг/м3.

Зависимость вязкости от температуры может быть представлена в виде графика. При отсутствии такового кинематическая вязкость ν T при нужной (расчетной) температуре T (в К) может быть определена по формуле Рейнольдса–Филонова:

8,4 ∙ 10-6 ∙ 2,718-0,0194∙(277-273) = 7,773 ∙ 10-6 м2/c

где ν0 – кинематическая вязкость при температуре T 0 = 273 К (0°C);

u – показатель крутизны вискограммы, К–1.

Для определения величины u кроме ν0 и T 0 достаточно иметь еще одно значение вязкости ν1 при какой-либо другой температуре T 1. Тогда этот коэффициент находится по формуле

Перед проведением расчетов по значениям координат сечений (x) и соответствующих геодезических отметок (z) на миллиметровой бумаге построен чертеж сжатого профиля трассы участка трубопровода (Приложение 1).

Согласно методике, применяемой при расчете и проектировании магистральных трубопроводов, сначала предварительно принимают ориентировочное значение средней скорости движения нефти (w). В качестве первого приближения следует взять ее значение из интервала w = 0,2…0,8 м/с.

w=0,3 м/с

При заданной производительности, т. е. расходе перекачки G, внутренний диаметр трубопровода d рассчитывают по уравнению расхода:

   

Таким образом, величину диаметра определяют выбором значения скорости. Диаметр вычисляется по формуле:

Переводим G в систему измерения СИ:

Из таблицы П.1 (приложение 3), выбрана труба ближайшего диаметра, т. е. определен наружный диаметр трубы (D).

D = 1020 мм = 1,020 м.

Расчетную толщину стенки трубопровода d определяем по формуле:

где n – коэффициент надежности по нагрузке (для нефтепроводов без промежуточных или с промежуточными НПС n = 1,10);

p – рабочее (нормативное) давление, МПа – максимальное значение из приведенного диапазона (см. Приложение 3);

p = 5,9 МПа = 5,9∙106 Па

R 1 – расчетное сопротивление растяжению, МПа (можно приближенно принять R 1 = 250 МПа = 250∙106 Па).

Расчетную толщину стенки трубопровода округляем в большую сторону до ближайшей в сортаменте труб (Приложение 3). Принятая толщина стенки трубопровода равна 14 мм = 0,014мм.

По найденным значениям D и δ рассчитываем новое значение внутреннего диаметра трубопровода (d).

d= 1020 – (2∙14) = 992 мм = 0,992 м

Далее по уравнению расхода (2) определяем новое значение средней скорости движения нефти (w).

Находим критерий Рейнольдса по формуле:

Так как 20800 > 2320, соответственно в трубопроводе имеет место турбулентный режим.

Так как диаметр магистрального трубопровода больше 377 мм, то эквивалентная шероховатость e = 0,1 мм.

Вычисляем относительную шероховатость (ε), которая представляет собой отношение эквивалентной шероховатости к внутреннему диаметру трубопровода:

Находим отношение:

Так как имеем 10 000 < Re ≤ 27 / ε1,143 , то находим коэффициент гидравлического сопротивления для турбулентного режима движения в зоне гладкого трения, который определяется по формуле Блазиуса:

Находим гидравлический уклон:

Перед проведением дальнейших расчетов, анализируем характер профиля трассы нефтепровода, и делаем предварительное заключение о месте возможного возникновения самотечного (безнапорного) участка.

Затем вычисляем напор в конце участка трубопровода:

После чего последовательно определяем напоры в заданных сечениях трубопровода, начиная с предпоследнего (т. е. против хода перекачки):

   

H(x6) = 162,414 + 0,156∙(118,5 – 96,5) = 165,846 м

Здесь xj – координата сечения (так как xj в км, то i выражаем в м/км), а xj +1 – координата последующего сечения (в начале определения xj +1 = x к = L = 118,5 км).

Сравним полученное значение напора с величиной zj + p уg для сечения x6.

Расчеты проводят до тех пор, пока соблюдается условие:

   

В данном случае H(x6) > 87,301 м, это указывает на отсутствие на данном интервале самотечного участка.

Определяем значение напора в сечении х5:

H(x5) = 165,846 + 0,156∙(96,5 – 83,1) = 167,936 м

Сравним полученное значение напора с величиной zj + p уg для сечения x5.

В данном случае H(x5) > 38,801 м, это указывает на отсутствие на данном интервале самотечного участка.

Определяем напор в сечении х4:

H(x4) = 167,936 + 0,156∙(83,1 – 66,3) = 170,557 м

Сравним полученное значение напора с величиной zj + p уg для сечения x4.

В данном случае H(x4) < 242,701 м, таким образом полный напор в сечении х4 оказывается меньше высотной отметки этого сечения, а это указывает на наличие на данном интервале самотечного участка, причем сечение х4 является перевальной точкой.

Определяем новое значение напора в сечении, где находится перевальная точка самотечного участка:

Проанализировав характер профиля трассы нефтепровода (Приложение 1), можно сделать вывод, что началом самотечного участка является сечение x4. Следовательно, конец самотечного участка определяем по данному сечению.

Определяем координату конца самотечного участка. Для этого нужно составить и решить уравнение.

Вычисляем тангенс угла β наклона профиля трубопровода на сегменте, где имеется самотечный участок [ x4, x5 ], по формуле:

Затем, находим x* из следующего уравнения:

36,2+12,137∙(83,1 - x*)+0,02∙106/(9,807∙783,96)= 167,936+0,156∙(83,1- x*)

x* = 72322 м

Проверяем оставшиеся сечения по приведенной выше методике.

Определяем напор в сечении x3 :

H(x3) = 242,701 + 0,156∙(66,3 – 41,8) = 246,523 м

Рассчитываем величину zj + p уg для сечения x3:

В данном случае H(x3) > 143,901 м, это указывает на отсутствие на данном интервале самотечного участка.

Определяем напор в сечении x2 :

H(x2) = 246,523 + 0,156∙(41,8 –18,7) = 250,127 м

Рассчитываем величину zj + p уg для сечения x2:

В данном случае H(x2) > 76,801 м, это указывает на отсутствие на данном интервале самотечного участка.

Определяем напор в сечении x1 :

H(x1) = 250,127 + 0,156∙(18,7 –0) = 253,044 м

Рассчитываем величину zj + p уg для сечения x1:

В данном случае H(x1) > 35,101 м, это указывает на отсутствие на данном интервале самотечного участка.

Так как других самотечных участков в трубопроводе нет, рассчитаем давление в начале участка трубопровода:

p н = 783,96∙9,81∙(253,044– 32,5) = 1696126,184 Па = 1,7 МПа

где x н – начало участка трубопровода, м (x н = 0 м), тогда H(xн)= H(x1) = 253,044 м.

Предварительно вычисляем новое значение гидравлического уклона:

При гидравлическом уклоне i нов в исследуемом трубопроводе самотечного участка не будет. Это означает, что напор H (x н)нов и давление p н,нов в начале участка нефтепровода:

H(xн)нов = 162,414 + (1,538∙118,5) = 344,667 м

p н,нов = 783,96∙9,81∙(344,667 – 32,5) = 2400766,390 Па = 2,4 МПа

Новое значение давления в начале участка трубопровода сравниваем с рабочим давлением для магистральных нефтепроводов (Приложение 3): p н,нов< 5,9.

Определяем увеличение напора:

H (x н)новH (x н) = 344,667 – 253,044 = 91,623 м

Определяем давление для трубопровода без самотечных участков:

p н,новp н = 2,4 – 1,7 = 0,7 МПа

Определяем перепад давления (полные потери напора) в трубопроводе по формуле: Δ p = p н,нов - pк

Δ p = 0,7 – 0,5 = 0,2 МПа

Число нефтеперекачивающих станций (НПС) вдоль фиксированной трассы трубопровода определяется следующим образом:

где

Здесь [ p ] = 5,9 МПа – допускаемое давление для труб с толщиной стенки δ, Па

Решаем уравнение методом итераций (последовательных приближений). В качестве первого приближения можно использовать вычисленное ранее значение λ.

1) λ = 0,0214

2) λ = 0,0160

3) λ = 0,0155

4) λ = 0,0154

Так как λ(3) ≈ λ(4), следовательно, итерационный процесс прекращается.

Определяем минимальный расход нефти, при котором в трубопроводе не возникают самотечные участки на основании вычисленного методом итераций значения скорости движения нефти по уравнению расхода:

Переведём G в т/год:

Полученный расход нефти можно увеличить, т.к. для труб рассчитываемого сортамента оптимальный грузопоток находиться в интервале 23-50 млн т/год.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были произведены расчеты и выбор оптимального диаметра трубопровода. Выявлены следующие физико-химические свойства транспортируемой нефти:

Плотность нефти: кг/м3

Вязкость: сСт

Наиболее подходящими для данных условий эксплуатации были выбраны горячеправленные нормализованные трубы Новомосковского трубного завода. Диаметр стальных труб - 1020 мм, толщина стенки - 14 мм. Внутренний диаметр трубопровода составил 992 мм.

Был проанализирован профиль трассы рассчитываемого трубопровода, выявлены самотечные участки и рассчитан гидравлический уклон, при котором они отсутствуют ( м/км). Была рассчитана наиболее подходящая скорость транспортировки нефти, которая составила 1,394 м/с. Был получен минимальный расход нефти, при котором не возникают самотечный участки ( млн т/год). Полученный расход нефти может быть увеличен до 23-50 млн т/год, т.к. выбранные стальные трубы допускают такой грузопоток и рабочее давление в пределах 5,3 – 5,9 МПа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Трубопроводный транспорт нефти/Г.Г. Васильев, Г.Е. Коробков, А.А. Коршак и др.; Под редакцией С.М. Вайнштока: Учеб. для вузов: В 2 т. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2002. – Т.1. – 407 с.: ил.

2) Лисин Ю.В. Обеспечение надежности трубопроводов// Трубопроводный транспорт нефти. – 2007. - №5.

3) Применко Н.В., Заматаев М.В. Новые технологии противоаварийной защиты трубопроводов // НефтьГазПромышленность. – 2007.-№2.

4) Горделий В.И., Чабанов В.Е. НПП «ВИГОР»: новые возможности экспресс-контроля трубопроводов // НефтьГазПромышленность. – 2006. - №5(25).

5) Дегтярев Б.Н. Повторное использование труб — продление сроков их эксплуатации // НефтьГазПромышленность. – 2007. - №8(36).

6) По материалам пресс-службы компании «ТРАНСНЕФТЬ»: вчера, сегодня, завтра // НефтьГазПромышленность. – 2003.-№1

7) По материалам редакции Российский трубный рынок в реалиях и перспективах // НефтьГазПромышленность. – 2003.-№5(5).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...